Конспект урока химии для 7 класса: "Составление формул бинарных соединений"

Про матеріал

Комбинированный урок. Межпредметные связи наиболее выражены с математикой (наименьшее общее кратное). Очень сложная и важная тема в курсе 7 класса, так как закладываются основные закономерности протекания химических реакций на основании "Закона о постоянстве состава веществ".

Перегляд файлу

Конспект открытого урока по химии для учеников 7 класса

Тема: Cоставление формул бинарных соединений по валентностям химических элементов.

Цели:

  • образовательные – обобщить знания учащихся о валентности; сформировать понятие о бинарных соединениях и научиться составлять их формулы; на основании полученных знаний показать существование закона постоянства состава химических соединений;
  •  развивающие – развивать межпредметные связи с математикой;
  •  воспитательные – вызвать интерес к предмету.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, шаростержневые модели молекул, ноутбук, экран.

Основные понятия и термины: атом, молекула, химическая связь, бинарные соединения, валентность, химический элемент.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок с использованием видеоряда.

Методы обучения: словесные, пояснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично поисковые, практические (выполнение заданий), интерактивные, стратегия развития критического мышления, методы самоконтроля и взаимного контроля.

Структура урока:

    I.  Организационный момент…………………………………………..2 мин.

   II.  Актуализация опорных знаний…………………………………….7 мин.

III. Изучение нового материала:

  1. Закон постоянства состава веществ.
  2. Понятие о бинарных соединениях.
  3. Составление формул бинарных соединений.

        - Алгоритм составления формул бинарных соединений по валентности элементов.

        - Правила определения валентности элементов…………………20 мин.

IV. Обобщение и систематизация знаний………………………………10 мин.

V.  Домашнее задание……………………………………………………….2 мин.

VI. Подведение итогов урока………………………………………………4 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие.

  1. Актуализация опорных знаний

Определите валентность химических элементов по формулам их соединений:

NH3    FeCl3    Cr2O3     SO3        CH4      P2O5.

  1. Изучение нового материала

а) Закон постоянства состава веществ:

Все индивидуальные вещества имеют постоянный качественный и количественный состав независимо от способа их получения.

На основании этого закона состав веществ выражается химической формулой с помощью химических знаков и индексов.

Закон постоянства состава справедлив для веществ молекулярного строения. Наряду с веществами, имеющими постоянный состав, существуют вещества переменного состава. К ним относятся соединения, в которых чередование нераздельных структурных единиц (атомов, ионов) осуществляется с нарушением периодичности.

Однако условно для простоты состав многих таких соединений записывают как постоянный. Например, состав оксида железа(II) записывают в виде FeO (вместо более точной формулы Fe1-xO).

Закон постоянства состава впервые сформулировал французский ученый-химик Ж.Пруст в 1808 г.

 

 

 

b) Понятие о бинарных соединениях.

 

Бинарная химическая формула – это формула химического соединения, в состав которого входят два вида атомов.

 

ОКСИДЫ

СУЛЬФИДЫ

ХЛОРИДЫ

Оксид – это сложное вещество, в состав которого входят два вида атомов, одним из которых является кислород, с валентностью (II).

Na2О
CaО
P2О5

Сульфид – это сложное вещество, в состав которого входят два вида атомов, одним из которых является сера, с валентностью (II).

K2S  
MgS
Al2S3

Хлорид – это сложное вещество, в состав которого входят два вида атомов, одним из которых является хлор, с валентностью (I).

FeCl3
NaCl
CaCl2

Общая формула

Х  II

Э2Ох

где Э – элемент;

Х – валентность элемента

Общая формула

Х  II

Э2Sх

где Э – элемент;

Х – валентность элемента

Общая формула

Х  I

ЭClх

где Э – элемент;

Х – валентность элемента

 с) Составление формул бинарных соединений

Запомните!  Особенности составления химических формул соединений.

1) Низшую валентность проявляет тот элемент, который находится в таблице Д.И.Менделеева правее и выше, а высшую валентность – элемент, расположенный левее и ниже.

Например, в соединении с кислородом сера проявляет высшую валентность VI, а кислород – низшую II. Таким образом, формула оксида серы будет SO3.

В соединении кремния с углеродом первый проявляет высшую валентность IV, а второй – низшую IV. Значит, формула – SiC. Это карбид кремния, основа огнеупорных и абразивных материалов. 

2) Атом металла стоит в формуле на первое место.

2) В формулах соединений атом неметалла, проявляющий низшую валентность, всегда стоит на втором месте, а название такого соединения оканчивается на «ид». Например, СаО – оксид кальция, NaCl – хлорид натрия, PbS – сульфид свинца. Теперь вы сами можете написать формулы любых соединений металлов с неметаллами.

3) Атом металла ставится в формуле на первое место.

 

Задание - Алгоритм

Составьте бинарные формулы соединений по их названиям:   Оксид калия, сульфид алюминия, хлорид меди (II)

Решение:

Действие

Примеры

1.Записать символы

 

Оксид калия

KO

Сульфид алюминия

AlS

Хлорид меди (II)

CuCl

2. Проставить значения

валентностей над элементами

 I  II

K O

III  II

Al  S

II  I

Cu Cl

3. Найти наименьшее кратное

для валентностей элементов

1·2=2

3·2=6

2·1=2

4. Путём деления кратного

на значения валентностей,

находим индексы элементов

2 : I = 2

2 : II = 1

 

K2O

6 : III = 2

6 : II = 3

 

Al2S3

2 : II = 1

2 : I = 2

 

Cu Cl2

  IV. Обобщение и систематизация знаний.

№1.  Даны химические элементы и указана их валентность. Составьте соответствующие химические формулы:
I
Li O

II

Ba O

V
P O

IV
SnO

III
P H

VII
MnO

III
Fe O

II
H S

IV
N O

III
Cr Cl

 №2. 

Составьте формулы молекул для следующих соединений:

1) меди и кислорода,

2) цинка и хлора,

3) калия и йода,

4) магния и серы.

    №3. 

Составьте бинарные формулы следующими элементами:
А) бор и кислород;
Б) алюминий и хлор;
В) литий и сера.

№4.

Составьте формулы веществ по их названиям:
оксид серы, хлорид железа (III), сульфид углерода

V. Домашнее задание: параграф №12, №3, 4, 6 на с.96; проработать конспект.

VI. Подведение итогов урока.

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Пахолюк Ігор Вадимович
    Чудовий, корисний конспект! Дякую! )))
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
doc
Пов’язані теми
Хімія, 7 клас, Розробки уроків
Додано
29 червня 2018
Переглядів
3487
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку