Конспект урока истории в 6 классе на тему: "Становление государства Древний Рим"

Про матеріал

Разработка урока истории в 6 классе. Предусмотрена для общеобразовательных школ с русским языком обучения. В разработке предусмотрены все виды работы: с картой, учебником, работа с историческим источником. Прилагается слайд-презентация

Перегляд файлу

6 класс     История    Дата проведения:

Тема: Становление государства Древний Рим

Цели:

Образовательные: сформировать у школьников яркое, образное, логическое  представление об Апеннинском полуострове и Риме VIII – VI вв. до н.э.; опираясь на изученный материал, расширить представления учащихся о Древнем Риме, используя основные умения и навыки учащихся; способствовать овладению учащимися основного понятийного материала по данной теме.

Развивающие: в  ходе урока способствовать развитию у учащихся познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью; в  ходе урока способствовать развитию у учащихся творческих способностей, логического мышления, умению находить причинно-следственные связи событий; способствовать развитию навыков работы с источниками, устной речи, умения аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию у учащихся эмоционально – ценностного отношения к изучаемому прошлому; воспитывать уважительное отношение к прошлому различных народов.

Тип урока: освоение новых знаний

Ход урока:

I. Организационный  момент

II. Актуализация опорных знаний

Ребята, чтобы приступить к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить основные события периодов уже изученных. Поэтому я подготовила небольшую викторину для вас.

1.Работа простая, на экране будут появляться предметы, которые были изобретены в разное время и в разных странах, вы должны вспомнить в каких. (слайд 1)

Бумага - Китай

Шахматы - Индия

Шелк - Китай

Театр -  Греция

Папирус – Египет

2. А это слова, которые мы будем использовать на сегодняшнем и дальнейших уроках. Эти слова были изучены вами на предыдущих уроках, поэтому вашей задачей будет – вспомнить их и вспомнить страну, где использовались эти слова.(слайд 2)

Демократия – власть народа. (Греция в Афинах и Спарте)

Фараон – правитель Древнего Египта.

Ареопаг – совет знати в Древнем Египте.

Жрецы – служители Богу.

Стратег – военачальник в Древней Греции.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности 

Итак, мы приступаем к изучению истории Древнего Рима - последнего этапа в развитии Древнего мира, охватывающего время с начала I тыс. до н. э. и до конца V в. до н. э. Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, где находится Рим, каковы его природные и географические условия, как жили его древнейшие жители. Сравним природные условия, занятия, управление в Древней Греции и в Древнем Риме.

(слайд 3) Тема урока: Становление государства Древний Рим.

IV. Изучение нового материала

1.Географическое положение и природно-климатические условия

Древнего Рима

(слайд 4) Работа с картой на с. 205 учебника

Апеннинский полуостров с древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апениннский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским, Лигурийским.

А какой уже вами изученный полуостров связан с морями Средиземного моря? (Балканский)

Какие государства на этом полуострове вам знакомы? (Греческие государства, Эллада: Афины, Спарта, Олимпия, Беотия, Фессалия и др.)

Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. Самая большая река Италии – По. На запад и восток с гор сбегали реки: Рубикон, Арно, Тибр. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством,  садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).

Вспомните, какими видами сельского хозяйства занимались жители Древней Греции? (выращивание оливок и виноградарство)

Почему там не занимались выращиванием зерновых культур? (Не было природных возможностей: горы, мало пресной воды, мало равнин)

На севере Италии в горах было много полезных ископаемых: строительный камень, металлы.

2. Народы, населяющие Апеннинский полуостров

Как и Греция, Италия была разделена на области, связанные с расселением племен.

Работа с картой учебника с. 205

 Рассмотрите карту и назовите, какие народы проживали на территории Италии? (Этруски, Умбры, Латины, Сабины, Самбиты, Луканы, Апулы, Бруттии, Сикулы)

 Наиболее привлекательными по своим природным условиям были области Этрурия, Лация, Кампания и Апулия.

Какое из племен занимало большую территорию?(этруски)

До римлян высокоразвитую цивилизацию на Апеннинском полуострове создали этруски. До сих пор ученые не разгадали тайну их происхождения. Предполагают, что этруски пришли из Малой Азии в начале 1 тысячелетия до н. э. Сохранившиеся этрусские надписи свидетельствуют, что они пользовались греческим алфавитом. Однако их язык до конца не расшифрован.

(слайд 6) Этруски были прекрасными земледельцами, но еще больше они славились как отважные и опытные мореплаватели. Их корабли бороздили воды Средиземного моря, они торговали с Египтом, Финикией, Грецией, городами Пиренейского полуострова. Этрусские пираты наводили страх на все Средиземноморье. В греческом мифе повествуется, что однажды тирренские (этрусские) разбойники рискнули похитить даже бога Диониса. Захваченных людей продавали в рабство. (слайд 7)

Работа с учебником с. 205-206

Давайте рассмотрим, чем же занимались этруски, какие товары они выставляли на продажу?

Этруски владели искусством обработки железа, бронзы, драгоценных металлов. Они построили много городов, окруженных мощными стенами и башнями. При закладке города этруски вспахивали плугом, запряженным белой коровой и белым быком, борозду вокруг того места, которое предназначалось для заселения. Соперниками греков были греки и карфагеняне.

3. Легенда об основании Рима

 Чтение легенды об основании Рима (дополнительно на листочках) (слайд 8) (слайд 9)

1.  Как называлось племя, расположившееся на левом берегу реки Тибра? (латины)

2. Как звали царя правящего в одном из латинских городов? (Нумитор)

3.Что вы можете сказать о его младшем брате Амулии? (Он был злой и завистливый. Амулий отнял власть у Нумитора, а его дочь Рею Сильвию насильно сделал весталкой)

4. А кто такие весталки? (Это жрицы богини огня и домашнего очага Весты)

5. Так как же звали богиню, покровительствующую домашнему очагу и семье? (Веста)

6. Как звали сыновей Реи Сильвии? (Рем и Ромул).

7. Как вы думаете, почему Амулий  решил избавиться и от этих крохотных детей? (боялся, что когда они вырастут, то начнут мстить за деда и мать и начнут претендовать на власть)

8. Как звали бога войны у латинов? (Марс)

9. А как звали бога войны у древних греков? (Зевс)

10. Как сумели выжить два брата-близнеца? (их выкормила волчица)

11. Как в дальнейшем сложились отношения двух братьев? (они поссорились из-за строительства города и Ромул убил своего брата Рема)

12. Кто из братьев является основателем Рима? (Ромул)

(слайд 10) Работа в тетради:  Выписать в тетрадь основные понятия:

Марс – бог войны.

Веста – богиня семьи и хранительница очага.

Весталка – жрица богини Весты.

4. Город на семи холмах и его обитатели

Легенда об основании на левом берегу Тибра города Рима относит это событие к 753 г. до н. э.

Работа у доски по ленте времени: (слайд 11)

Ребята, элементы урока истории у нас уже был, литературы и письма тоже, а теперь давайте проведем минутку математики.

Дана задача. Условия задачи таковы:

Сейчас 2018 год. Рим основан в 753 году до н. э. село Зализничное в 1861 г. По ленте времени надо ответить на три вопроса:

  1. Сколько лет сейчас Риму?
  2. Сколько лет с. Зализничному?
  3. На сколько лет село Зализничное младше Рима?
  1. 2018+753 =2771 год
  2. 2018-1861= 157 лет
  3. 2771-157=2614 лет  или 1861+753 = 2614 лет

Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Город Рим расположился на семи холмах. Главными из них были Палатин, Авентин и Капитолий. На Авентине, где, по преданию, был похоронен Рем, селился простой народ.

На экране изображена схема Рима и написаны холмы, на которых он расположился. (слайд 12)

Запишите дату основания Рима и  названия холмов в тетрадь.

(слайд 13) Римские холмы: Палатин; Авентин; Капитолий; Целий; Виминал; Квиринал; Эсквилин.

5.Управление в Древнейшем Риме

(слайд 14) Римский народ делился также на патрициев и плебеев. Возникновение патрициев связывают с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Из них он составил совет старейшин - сенат. Сенат стал важным органом управления, а его члены стали называться сенаторами. Патриции составили римскую аристократию. Они занимали высокое положение в обществе, обладали обширными земельными владениями и богатствами.

Работа с термином: (слайд 15)

Патриции – потомки коренных жителей Рима.

Плебеи были включены в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи - это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда. Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.

Работа с термином: (слайд 15)

Плебеи – переселенцы из разных частей Италии.

Управлять Римом могли только патриции. Старейшие представители родов заседали в сенате. Высшая власть, принадлежа Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев. Народное собрание также иногда называлось Собрание Патрициев.

 

Работа с термином: (слайд 15)

Сенат – совет старейшин

Народное собрание выполняло важнейшие функции в государстве: (слайд 16)

  1. Выбирало царя, правившего пожизненно;
  2. Объявляло войну;
  3. Заключало мир;
  4. Ведало государственной казной и сбором налогов.

По легендам Римом правило семь царей. Когда Римом стал править царь-тиран Тарквиний, римляне восстали и изгнали его из города вместе с его семьей. Больше царей они решили не выбирать. Произошло это в 509 году до н.э., но об этом событии вы узнаете на следующем уроке.

 Решение задачи с.208

Сколько лет длился царский период в истории Рима? Если известно, что Рим был основан в 753 г. до н. э., а последний царь правил до 509 г. до н.э.?

753-509=244 года

V. Подведение итогов урока

1.Где расположена Италия?

2. Самая большая река?

3. Кто создал цивилизацию на Апеннинском полуострове до римлян?

4. Кого считают основателем Рима?

5. Кто по преданию считается отцом Ромула и Рема?

6. Назовите год основания Рима?

7. Кто такие патриции?

8. Кто такие плебеи?

VI. Домашнее заданием (слайд 17)

1.Изучить материал параграфа 42.

2.Выучить новые слова.

3.Ответить на вопросы после параграфа.

 Если остается время учащиеся в классе наносят на контурную карту названия народов, проживающих на территории Италии, названия островов Сицилия, Сардиния, Корсика, г.Рим.

Легенда об основании Рима

Когда погибла древняя Троя, нескольким воинам удалось спастись. Во главе их стоял Эней. Корабли беглецов долгое время скитались по морям. Измученные они высадились на берег и решили здесь обосноваться. Это была Италия, а местность называлась Лацием. Сын троянца Энея основал в Лации город и назвал его Альба-Лонга.

Прошло много лет. В городе Альба-Лонге правил потомок Энея - Нумитор. Младший его брат - Амулий был коварный и жестокий человек. Амулий ненавидел своего брата - Нумитора. Амулий хотел занять место Нумитора и стать правителем.

Со временем ему удалось свергнуть Нумитора и занять его место. Своего старого и слабого брата Амулий не боялся и оставил его в живых. Он только боялся мести его потомков - детей и внуков. Чтобы обезопасить себя, жестокий Амулий приказал убить сына Нумитора, а его дочь Рею Сильвию заставил сделаться жрицей богини Весты - весталкой. Вскоре у Реи Сильвии родились два мальчика-близнеца. Их отцом, как рассказывает легенда, был бог войны Марс.

Когда Амулий узнал об этом, он очень испугался. И приказал казнить Рею Сильвию, а детей её бросить в Тибр. Его раб положил детей в корзину и понёс к реке. В это время Тибр разлился, и вода продолжала прибывать. Раб побоялся войти в воду. Он поставил корзину на берег, у самой воды, и ушёл. Он подумал, что вода поднимется выше, подхватит корзину с близнецами, и они утонут. Но корзина с детьми зацепилась за ветви растущего на берегу дерева. Тем временем вода спала, а близнецы выпали из корзины на землю и стали кричать. Этот крик услыхала волчица, пришедшая к реке напиться воды. Волчица подошла к детям, ласково облизала их и напоила своим молоком. Затем близнецов увидел царский пастух, подобрал их и воспитал.

Одного из близнецов он назвал Ромулом, а другого Ремом. Братья со временем стали ловкими и сильными воинами. Постепенно они заслужили всеобщее уважение и приобрели большую известность. К ним стекались пастухи, бродяги и беглые рабы. Каждый из братьев составил себе небольшой отряд воинов. В одной из стычек с людьми Нумитора Рем попал в плен. Когда его привели к Нумитору, тот был поражён мужественным видом и поведением юноши, и Нумитора заинтересовало происхождение этого юноши. На вопросы Нумитора Рем отвечал: «Раньше мы, близнецы, считали себя сыновьями пастуха, но теперь, когда решается вопрос о нашей жизни и смерти, я могу сообщить тебе нечто очень важное. Наше рождение окутано тайной. Невероятные вещи слышал я о нашем воспитании и раннем детстве: нас выкормили звери и птицы, на съедение которым нас бросили, — волчица давала нам своё молоко, дятлы носили нам пищу, когда мы лежали на берегу большой реки». Нумитор стал догадываться, что перед ним его внук, один из детей Реи Сильвии. Вскоре он был уверен в этом.

Пастух, воспитывавший близнецов, узнав, что Рем попал в плен к Нумитору, раскрыл Ромулу тайну их происхождения. Ромул поспешил на помощь брату. Он двинулся со своим отрядом к Альба-Лонге. По пути к нему стали сбегаться многие жители города, которые ненавидели жестокого Амулия. В Альба-Лонге вспыхнуло восстание, во главе которого стали Ромул и Рем. Восставшие убили Амулия. Братья вернули власть своему деду Нумитору. Сами они не захотели остаться в Альба-Лонге. Вместе со многими собравшимися вокруг них людьми братья решили основать новый город. Они выбрали для нового города то место, где когда-то были выброшены Тибром - Палатинский холм.

Скорым временем братья поссорились. Спор возник из-за того, чьим именем назвать новый город, где начать его строить и кому из них править в этом городе. Они условились выяснить волю богов гаданием по полёту птиц. Рем первым увидел шесть пролетавших коршунов. Но через несколько мгновений мимо Ромула, при блеске молнии и грохоте грома, пролетело двенадцать коршунов. Братья начали спорить. Рем утверждал, что раз к нему первому явились вещие птицы, то спор выиграл он. Ромул же доказывал, что царём должен быть он, ведь он увидел этих птиц вдвое больше.

Спор разгорелся с новой силой. Когда Ромул начал копать ров, которым он хотел окружить стену будущего города. Рем, насмехаясь, перескочил через ров и насыпь. Разгневанный Ромул убил брата и над его трупом воскликнул: «Так будет со всяким, кто осмелится переступить стены моего города!» Затем Ромул приступил к обряду основания города. Он запряг быка и корову в плуг и, погоняя их, провёл глубокую борозду - границу города. На этом месте должна была быть воздвигнута городская стена. На месте предполагаемых ворот Ромул приподнимал плуг, поэтому борозда имела перерывы. После этого обряда вся стена считалась священной. Город был назван именем своего основателя, а Ромул стал его первым правителем.

Такова древняя легенда, рассказывающая об основании города Рима.

 

 

Середня оцінка розробки
Структурованість
5.0
Оригінальність викладу
5.0
Відповідність темі
5.0
Загальна:
5.0
Всього відгуків: 1
Оцінки та відгуки
  1. Ерматова Ірина Петрівна
    Загальна:
    5.0
    Структурованість
    5.0
    Оригінальність викладу
    5.0
    Відповідність темі
    5.0
docx
До підручника
Всесвітня історія. Історія України 6 клас (Бандровський О.Г., Власов В.С.)
Додано
1 березня 2018
Переглядів
3119
Оцінка розробки
5.0 (1 відгук)
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку