Материалы к уроку
( с компьютерной поддержкой)
по теории вероятности
в 8-в классе УВК № 137
( обучение по программе « Росток»)
Учитель- Рослюк Н.Е.
НВК № 137 г.Днепропетровск
Тип урока: урок закрепления нового материала.
Цель урока: Формирование понятия комбинаторики как науки .Формирование навыков решения комбинаторных задач различными способами.
Задачи урока:
Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, презентация ( приложение № 1)
Учебные пособия:
План урока:
Ход урока
I. Организационный момент, постановка задачи.
Добрый день ребята, уважаемые гости, мы рады вас видеть в стенах нашей школы.
Вот уже несколько месяцев мы ребята с вами знакомимся с одной из самых интересных наук , с наукой « Теорией вероятности».
Мы с вами уже познакомились с множествами, знаем , что одним из разделов теории вероятности является раздел « Комбинаторика»
А что изучает комбинаторика? ( ответ учащихся)
КОМБИНАТОРИКА – область математики, в которой изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов. ( слайд)
Почему комбинаторика так называется? ( Комбинации элементов, решение комбинаторных задач)
А какие задачи называются комбинаторными? ( ответ учащихся).
Замечательно ребята- действительно ваши ответы верны. И сегодня мы с вами займемся решением комбинаторных задач.
II. Актуализация знаний, устная работа.
Итак какие методы решения комбинаторных задач вы знаете:
1 способ- « Организационный перебор»
Почему так называется этот метод?
ОРГАНИЗОВАННЫЙ ПЕРЕБОР – строгий порядок разбора всех случаев, возможных решений.
( Решаем задачи при помощи перебора всех возможных вариантов)
Решим задачу № 1 : составить различные двухзначные числа из цифр 5 и 6
А каким еще способом можно решить задачу?
Ответ- при помощи таблицы.
А как составляется таблица для решения задачи?- ответ
2 способ – При помощи таблицы
Задача № 3 – слайд
Решим задачу № 4
Прямоугольник состоит из трех квадратов. Сколькими способами можно раскрасить эти квадраты тремя красками: красной, зеленой и синей? ( слайд)
Задача № 5
У Кати 2 кофты и 3 юбки – все разного цвета. Может ли Катя в течение 7 дней недели надевать каждый день разные костюмы? ( слайд)
Какие еще есть методы решения задач?
Ответ- при помощи графов.
3 способ решения – при помощи графов
А что такое граф?
Ответ- ГРАФ – совокупность объектов со связями между ними. Объекты представляются как вершины, или узлы графа, а связи – как дуги, или ребра. Исследование графов ведется комбинаторными методами математики.
Решим задачу при помощи графов
Задача: В парке 4 пруда. Было решено засыпать песком дорожки между ними так, чтобы можно было пройти от одного пруда к другому кратчайшим путем, т.е. не нужно было идти в обход. ( слайд)
Задача : Пятеро друзей встретились после каникул и обменялись рукопожатиями. Каждый, здороваясь, пожал руку. Сколько всего было сделано рукопожатий? ( слайд)
Молодцы ребята!
А есть еще один способ решения задач .
4 способ- дерево возможных вариантов
Этот метод называется- ДЕРЕВО ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ – граф, схема, отражающая структуру задачи, упорядочения многошагового процесса принятия решений.
Ветви дерева отображают различные события, которые могут иметь место, а корень дерева – состояние, в котором возникает необходимость выбора.
Самостоятельно придумать 4 задачи с различными методами решения( по желанию с комп.поддержкой)