Конспект урока литературы в 6 классе "Обучение анализу поэтического произведения"

Про матеріал

Конспект интерактивного урока по литературе в 6 классе "Обучение анализу поэтического произведения" В процессе интерактивного урока на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова шестиклассники знакомятся с правилами хйдожественног анализа поэтического произведения.

Перегляд файлу

 

Обучение анализу поэтического произведения.

На основе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи». 6 класс.


В процессе урока учитель, опираясь на образно-логическое мышление учащихся, используя интерактивные методики, выстраивает последовательную систему анализа стихотворения. Повторяя теоретические понятия, изученные на предыдущих уроках, дает план анализа поэтического произведения. Затем материал отрабатывается и закрепляется в процессе работы над анализом стихотворения М.Ю.Лермонтова « Тучи».

Цель урока. Используя интерактивные методики, опираясь на образно-логическое мышление, дать план анализа поэтического произведения. Учить проникать в мир лирического героя, понимать тему и идею произведения, выделять художественные средства языка, определять их роль в произведении. Воспитывать внимание к поэтическому слову, интерес к жизни, творчеству поэта. Развивать логическое мышление, речь, умение давать связный ответ, высказывая свое мнение, творческие способности учащихся.

Оборудование. Таблицы с планом анализа стихотворения, раздаточный материал (элементы дерева), репродукции, грамзапись стихотворения.


Ход урока.

  1. Актуализация опорных знаний

р

и

ф

м

а

 

 

 

 

ж

а

н

р

 

 

т

е

м

а

 

 

 

 

 

л

и

Р

и

к

а

 

и

д

е

я

 

 

п

е | й

3

а

ж

 

 

  1.  «Заинтересуй».  Работа с кроссвордом

Вспоминаются определения из теории литературы,    вписываются в кроссворд, выделяется нужная графа.

 

  1. Литературный диктант.

Рифма - звуковой повтор в конце стихотворных строк.

Жанр - вид литературного произведения, (объединение произведения по общим художественным признакам).

Тема - события, положенные в основу произведения, то, что изображается, (восприятие мира поэтом).

Идея - основная мысль произведения, то, что автор стремился передать (чувства, оценка, т.д.)

 Пейзаж - изображение природы в произведении.


 

  1. Слово учителя. Постановка целей и задач урока

Отталкиваясь от кроссворда ставится цель урока: сегодня на уроке мы вырастим свое дерево, а в процессе работы выучим план анализа поэтического произведения, потренируемся анализировать стихотворение по этому плану.

 

  1. Объяснение нового материала.
  1. «Угадай» Каждой группе дается листок с напечатанным планом анализа стихотворения и раздаточный материал (символы элементов дерева: корни, стебель листья, цветы).

Предлагается эти символы наклеить к подходящему, по их мнению, пункту плана. (Предупредить, что не все символы есть). Эта работа проверяется после общей работы.

 

 

План анализа стихотворения

1. Автор, история создания.

2. Тема стихотворения.

3.  Идея произведения.

4..          Художественные средства языка, система образов, композиция  стихотворения.

5.          Личное впечатление о произведении.

Учитель на доске, учащиеся в тетрадях рисуют (наклеивают) в единое целое элементы-символы дерева. Эта работа сопровождается беседой-объяснением выбора того или иного
символа.

- Как вы думаете с чего лучше начать? (корни)

  • Что будет основой стихотворения? (ствол)
  • Чего не хватает? (земля)
  • С помощью каких средств раскрываются тема и идея стихотворения? (листья)

- Какие художественные средства знаете?     (метафора, эпитет, сравнения, гипербола, аллегория)

- Почему выбираем разные символы листьев?  (Подчеркивается значение художественных средств  для раскрытия темы и идеи   произведения,   их   соответствие   лирическому   образу,   созданному поэтом)

- Что соединяет ствол и листья? (ветви)

(Подчеркивается неслучайность выбора того или иного художественного средства, соответствие жанру произведения)

- Чем закончим? Почему разные цветы? (цветы)

(У всех разное впечатление от одного и того же прочитанного стихотворения, разные мысли и чувства вызывает).

3. Проверка усвоенного материала (Обобщение).

Предлагается в обратном порядке подписать каждый элемент дерева. Затем учитель на своем плакате делает то же самое, учащиеся объясняют выбор. (Затем проверяется первоначальная групповая работа. Все ли правильно получилось).

 

III. Закрепление.   Проводится на анализе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи»

  1.   Слушание грамзаписи.
  2.   Работа с репродукциями.

Какая, по вашему мнению, больше соответствует теме стихотворения? Почему? Какие чувства испытали, слушая это стихотворение? Какое время года изображено в этом стихотворении?

3. Что знаете об истории создания стихотворения?

1840 год. Апрель. После дуэли с бароном де Барантом Лермонтов переведен по службе на Кавказ в армейский полк, где идут военные действия.               Фактически для него  это ссылка. Прощальный вечер на квартире Карамзиных.  Растроганный вниманием и любовью окружающих к нему. Глядя в окно на тучи, которые плывут по небу над Летним садом и Невой, Лермонтов написал это стихотворение. Тут же его прочитал со слезами на глазах.

  1. Беседа.

1. Какова тема стихотворения? К какой тематической группе можно его отнести? Вспоминаем понятия: философская, пейзажная, любовная, гражданская, вольнолюбивая. (Философская.  Поиск ответа на вопросы «Почему так? Что (кто) гонит? Кто виноват?) Тема одиночества, изгнания, прощания с родиной.

2.Какая идея стихотворения? Что имеет в виду поэт в I строфе, говоря о «вечных странниках»? Обращаясь к тучам, говорит о тяготах и превратности человеческой жизни. Сравнивает лирического героя, гонимого людьми, с изгнанниками, подверженными стихиями. Подчеркивается скрытое сравнение (аллегория).

3. Почему северная сторона названа « милой»? Для кого она милая?

Тучам все равно куда лететь, они ничем не связаны, а лирический герой – изгнанник против желания.

4.Какие причины изгнания? Для кого они характерны? Обращается внимание на смену эмоциональной тональности во II строфе. Достигается вопросительными предложениями. Причины гонения человека, а не туч.

5. Лексическая работа.  («Судьбы решение» - злоба, зависть, преступление. «Друзей клевета ядовитая» -  Что значит клевета? Почему ядовитая? Почему сильнее ранит?)

 

5.Чтение стихотворения (метод «жужжащее чтение») самостоятельно.

 

6. Выделяются художественные средства. Учащиеся их называют.

 

IV. Домашнее    задание. Выписать художественные средства, объяснить их использование.

 

V. 1. Подведение итогов урока.


 


 

docx
Додано
27 липня 2018
Переглядів
4636
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку