Сценарий мини-модуля к мини- учебнику для школ с русским языком обучения для 2 класса. Тема 2: «Слова-названия предметов»
Цель:активизировать познавательную активность и самостоятельность учащихся.
Мини-модуль: Содержательно-поисковый 1 х 30
Тема: Слова – названия предметов.
Цель: активизировать познавательную активность и самостоятельность учащихся.
Задачи:
Реквизит: памятка ученика, серия картинок, презентация 2.
Сценарий модульного занятия.
І. Организационный момент.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – плечи шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
– А какой урок у нас начинается?
– Правильно, урок русского языка.
Ну-ка, проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
ІІ.Проверка домашнего задания
ІІІ Рефлексия готовности к уроку. (слайд2)
У солнышка улыбку нарисую я.
Так и работать буду, друзья!
ІV. Мотивация учебной деятельности
1.Сообщение темы занятия.
– Сегодня на уроке мы пополним багаж наших знаний, разберёмся в новых понятиях, научимся отличать одушевлённые слова-названия предметов от неодушевлённых.
2.Содержательный модуль. (слайд3)
(Важно, чтобы дети самостоятельно разобрались с тем, какие знания им понадобятся на уроке, т.е, опираясь на тему, сами огласили , что необходимо знать, уметь и ценить. Далее учитель подводит итог всему сказанному, открывая доску и демонстрируя запись на ней.)
Знать: 1. Что такое СЛОВО?
2. Чем слово отличается от предмета?
3. Какие слова – названия предметов называются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными и почему?
Нормировать: 1. Правильную постановку вопроса.
Ценить: Полученные знания, приобретённый опыт, рабочее время.
3. Памятка для учащихся(слайд4)
V. Работа по теме урока.
1. Минутка чистописания с логической нагрузкой. (Упражнение 10, с.9)
– Прочитайте слова. Запишите каллиграфично.
Банка, мороз, ягода
Лисица, Катя, мальчик
– По какому признаку одни слова объединены в первую строку, а другие – во вторую? Продолжите цепочку на одно слово.
2.Интерактивная технология «Аквариум». (Упражнение 11, с.9)
(слайд5)
Поразмышляйте ??? Какой предмет будет называться одушевлённым, а какой неодушевлённым?
3. Работа в парах. (Упражнение 11, с.9) (слайд6)
– Сделайте вывод. (Ученики заполняют карточку.)
Названия предметов – это слова .
К словам – названиям предметов можно поставить вопросы кто? или что?
Слова, обозначающие названия живых предметов, отвечают на вопрос кто? (одушевлённые)
Слова, обозначающие названия неживых предметов, отвечают на вопрос что? (неодушевлённые)
– А зачем вам надо знать, какие словам – названия предметов одушевлённые, а какие неодушевлённые?
4.Физкультминутка предметного характера. (слайд7)
Зрительный ряд(Детям демонстрируют запись слова. Если данное слово обозначает одушевлённый предмет, ученики прыгают на правой ноге, если – неодушевлённый – на левой)
Украинка, калина, Днепр, преподаватель, булава, чумак, трезубец, казак.
– Какое слово лишнее? Почему?
– По какому признаку объединены остальные слова? (Тема, которая объединяет слова–«Украина»)
– Если мы живём в Украине, Мы должны быть…(патриотами своего государства).
– Что такое патриотизм? (Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите).
– В чём проявляется патриотизм? (Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству)
5. Классификация слов-названий предметов. (Упражнение 12, с.9) (слайд8)
Покажите стрелочками одушевлённые предметы.
– На какой вопрос они отвечают?
– Что можете сказать об остальных предметах?
6. Разноуровневое задание. (Упражнение 13, с.10)
–Вставьте пропущенные буквы. Выберите посильное задание.
Средний уровень Достаточный уровень Высокий уровень
Выпиши слова, Составь 2 предложения Запиши слова-
которые отвечают по картинке. Подчеркни профессионализмы,
на вопрос что? слова, которые отвечают которые использует
Как называются такие на вопрос что? в своей работе
слова? учитель.
На какой вопрос они
отвечают?
7.Работа с загадками. (Упражнение 14, с.10)(слайд9)
– Прочитайте загадки. Напишите отгадки. На какой вопрос отвечают слова-отгадки. Как называются такие слова –названия предметов?
8. Познавательная минутка
– Слово карандаш пришло к нам из другого языка. Оно состояло из двух слов: кара –это чёрный, даш – это камень. Так получилось слово карандаш.
9. Выборочная работа. (Упражнение 15, с10) (слайд10)
– Прочитайте текст. Объясните орфограммы в выделенных словах. Выпишите одушевлённые слова - названия предметов.
(Обратить внимание на правильное произношение слов гýсеница, гýсеничный)
На какой вопрос отвечает слово гусеница?
– Определите лексическое значение слова.
Гу́сеница — личинка насекомых из отряда чешуекрылых (бабочек).
– А теперь произнесите это слово. Что необходимо знать об ударение в этом слове?
– Подберите к слову гусеница родственные слова.
Обратить внимание на слова гусеничный.
1. Гусеничный – свойственный гусенице, характерный для нее.(гусеничный след)
2. Гусеничный – снабженный гусеницами.(гусеничный трактор)
VІ. Рефлексия удовлетворённости своей работой. (слайд11)
На уроке работал я точно, друзья!
А как, вам покажет улыбка моя.
VІІ. Домашнее задание.
Учитель поясняет разноуровневое домашнее задание. Упражнение 16, с.11.
VІІІ. Итог урока.
1.Беседа
– Чему вы научились на уроке? (Дети делают выводы относительно поставленных задач в начале урока.)
– Найдите правильное определение.
А) Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?, а неодушевлённые – на вопрос кто?
Б) Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые – на вопрос что?
2. Классификация слов на одушевлённые и неодушевлённые.
– Прочитать сначала одушевлённые слова-названия предметов, затем – неодушевлённые.
Мой брат уехал на границу.
Он пограничник. Он солдат.
Туман ли, вьюга ли клубится,
В ночной дозор идёт мой брат.
– Молодцы! (слайд12)