Русский язык
3 класс
Тема: Грамматические признаки имен существительных
Цель: - учить обобщению материала по теме;
Методично-дидактическое обеспечение: карточки, таблица с пословицами, книга рассказов В. А. Сухомлинского «Все добрые люди – одна семья», рисунки зимующих птиц, рисунки с изображением зимы..
Тип урока: урок развития речи
Ход урока.
І. Организация учащихся к уроку.
Прозвенел и стих звонок.
Начинается урок.
Станьте ровно, подтянитесь,
И друг другу улыбнитесь.
На свои места садитесь.
ІІ. Создание эмоционального фона урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Блистает река, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
(А. С. Пушкин)
ІІІ. Сообщение темы урока.
ІV. Основная часть урока.
Зз
зи за зм оз зима
- Давайте составим паутинку к слову «ЗИМА»
- Давайте поприветствуем зиму таким словами и заучим стих:
Здравствуй, гостья зима!
Просим милости к нам.
Песни севера петь
По лесам и полям.
- Найдите обращение, подчеркните его. Назовите имена существительные.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Мороз невелик, да стоять не велит.
- У нашего народа есть очень много примет, по которым определяют погоду:
Дым вверх вьется – к морозу.
Гусь лапку поджимает – к морозу.
Воробьи дружно чирикают – к оттепели.
- А какие приметы знаете вы?
…По двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
(С. Есенин)
- О каком природном явлении говорится?
- Как автор называет метель?
- Подберите к слову метель синонимы. Запишите их. (Вьюга, буря, пурга, буран).
- Определите род имен существительных.
- Прочитайте стихотворение. Выпишите в первый столбик названия зимующих птиц.
Много ласковых хороших
Прилетает к нам друзей…
На кормушке сидя, птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас также терпеливо и красавцы снегири…
- Определите число имен существительных (множественное число).
- Во второй столбик запишите названия перелетных птиц в единственном числе. (Кукушка, соловей, аист, ласточка, жаворонок).
Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза, конопли. Семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жаренные семечки. Также можно подкармливать птиц крошками белого хлеба, вот крошки черного хлеба вредны для них. Охотно птицы едят творог, сливочный маргарин. Дятлы и синицы любят клевать несоленый жир и мясо.
- Из данных слов составьте предложения.
Подчерните подлежащее и сказуемое.
- Чем является в предложении имя существительное?
А, не, холодном, птиц, для страшно, голодом, зима. (Для птиц зима страшна не холодом, а голодом)
- Для чего нужно подкармливать птиц?
- Что любят птицы?
- А как заботитесь о зимующих птицах вы?
Девочка и синичка
Настала холодная зима. Наташа повесила на яблоню кормушку для Синички и приносила ей конопляные семечки. Синичка всегда ждала девочку. Наташа радостно улыбалась, Синичка пела ей песенку и клевала семечки.
Весной Синичка сказала девочке:
- Теперь не приноси мне семечек. Я сама найду себе пищу. До свидания, до зимы!
- До свидания, Синичка!
V. Итог урока. Оценивание.
- Какие задания понравились на уроке?
- Чему учит нас рассказ В. А. Сухомлинского?
- Как нужно относиться к природе?
VI. Домашнее задание.