Конспект уроку з літературного читання (російська мова) 3 клас на тему: Лиса и Тетерев.

Про матеріал
Цель :познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»; – развивать умение выразительно читать; – формировать умение передавать содержание произведения; – учить отвечать на вопросы по тексту; воспитывать интерес к устному народному творчеству. _ совершенствовать навыки выразительного, сознательного чтения целыми словами.
Перегляд файлу

Тема : От слова – к группе слов. Русская народная сказка" Тетерев и лиса ". 

Цель :познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»;

– развивать умение выразительно читать;

– формировать умение передавать содержание произведения;

– учить отвечать на вопросы по тексту; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

 

Ход урока

 

I. Организация начала урока.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И рабо тать начинаем.

II. Работа над текстом от слова к группе слов.

1) Вступительная беседа .

Сегодня мы начнем наш урок со статьи «Значение чтения в жизни человека» . Скажите, а зачем человеку учится читать ? Должен ли человек уметь читать?  Послушайте статью и скажите, как же лучше учиться читать?

2) Чтение текста цепочкой.

Вы еще раз прочитали статью, так скажите как же лучше учиться читать?

Теперь вы  с такими советами научитесь быстрому , правильному и выразительному чтению .

III. Актуализация опорных знаний

1) Вступительная беседа .

Мы продолжаем с вами знакомиться с руськими народными сказками. Для чего нам нужны сказки?Правильно, со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей писатель и общественный деятель князь Евгений Николаевич Трубецкой писал:

«Сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое.»

Как Вы понимаете эти слова? Всегда в руських сказках добро побеждало зло. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму. Всех нас – и взрослых и маленьких. И русские пословицы помогают нам яснее понять намек  народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.

2) Работа с ребусом .

А для того, что бы узнать о ком мы сегодня прочитаем сказку, вам нужно отгадать ребус . Посмотрите на доску .

Правильно, это Лиса.

3) Беседа о лисе .

Какие сказки о лисе вызнаете? Есть такая поговорка у руського народа: «Лисица семерых волков проведёт». Как вы понимаете эту пословицу? Объясните. Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других. Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула? Какая в них лиса?

4) Рубрика "Интересно знать "

А знаете ли вы, почему лису в сказках называют - Патрикеевна ? Послушайте и скажите, почему же лису называли Патрикеевна?

Лет примерно 700 назад жил князь Патрикей Нарумунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода. Трудно жилось новгородцам под. новым наместником Патрикеем, недовольны они были. Сеял князь вражду промеж народа и был причастен к формированию специальных дружин и руководству их разбоем. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зве рем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.

Так почему же лису называют Патрикеевна ?

 

IV. Сообщения цели и задач урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с русской народной сказкой , в которой лиса - главный герой . И называется сказка "Тетерев и лиса".

V.Изучение нового материала .

1)Первичное восприятие текста .Словарная работа .

А сейчас я прочитаю вам сказку, а вы мне скажите, кого же на этот раз обманула лиса ? В тексте вам могут встретиться слова, значение которых вы не знаете.

Как вы думаете что означает слово

Нынче- сегодня

Навострила уши - насторожилась

Недосуг - отсутствие свободного времени , занятость

Вы послушали сказку ,так скажите, кого на этот раз обманула лиса?

2) Вторичное восприятие текста .

Сейчас  прочитаем сказку цепочкой .

Назовите главных персонажей, которые вам встретились в этом произведении? Каким вы увидели тетерева в этой сказке? Кокой вы увидели лисицу?

3)Углублённый анализ текста.

Как лиса хотела перехитрить тетерева ? Как лиса называла тетерева? А какую хитрость придумал тетерев? Как приветствовали лиса и тетерев друг друга ? Почему лиса хотела, что бы тетерева не сидели на деревьях, а гуляли по лугам?

VI. Закрепление изученного материала .

1)Выборочное чтение 

Найдите и прочитайте в тексте , как просила лиса,чтобы тетерев спустился на землю .

Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?

Найдите, как лиса называет тетерева.

Прочитайте, как тетерев избавился от лисы.

Каким оказался тетерев: находчивым, умным, слабым, веселым.

 

2) Чтение по ролям

Подготовтесь к чтению по ролям.

• подумайте, каким голосом надо читать слова лисы и тетерева;

• определите основные мысли, которые надо выделить голосом.

— Разыграйте диалог лисы и тетерева, как в театре. (Чтение по ролям.)

3) Робота с пословицами .

А сейчас поработаем с пословицами .

Прочитайте пословицы. Какие пословицы подходят к сказке? Почему?

Семь раз отмерь – один отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Яркие - звёзды к холоду.
Чего себе не хочется, того и другому не делай.
Язык мягок – что хочет, то и лопочет.
Правда, как ни прячь, наружу выйдет.
Делу время, потехе час.
Не рой другому яму – сам в неё попадешь.

VII. Подведение итогов урока .

-Какую сказку мы изучали на уроке?

-Подтвердились ли ваши предположения, что лиса в сказках самая хитрая и умная?

- Почему план лисы не удался?

- Чему учит нас эта сказка?

 Действительно, через сказку мыу чимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи.

Домашнее задание : Выразительно читать, уметь читать по ролям .

 

 

 

 

 

docx
Додано
6 травня 2019
Переглядів
1132
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку