Тема : От слова – к группе слов. Русская народная сказка" Тетерев и лиса ".
Цель :познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»;
– развивать умение выразительно читать;
– формировать умение передавать содержание произведения;
– учить отвечать на вопросы по тексту; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Ход урока
I. Организация начала урока.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И рабо тать начинаем.
II. Работа над текстом от слова к группе слов.
1) Вступительная беседа .
Сегодня мы начнем наш урок со статьи «Значение чтения в жизни человека» . Скажите, а зачем человеку учится читать ? Должен ли человек уметь читать? Послушайте статью и скажите, как же лучше учиться читать?
2) Чтение текста цепочкой.
Вы еще раз прочитали статью, так скажите как же лучше учиться читать?
Теперь вы с такими советами научитесь быстрому , правильному и выразительному чтению .
III. Актуализация опорных знаний
1) Вступительная беседа .
Мы продолжаем с вами знакомиться с руськими народными сказками. Для чего нам нужны сказки?Правильно, со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.
Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей писатель и общественный деятель князь Евгений Николаевич Трубецкой писал:
«Сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое.»
Как Вы понимаете эти слова? Всегда в руських сказках добро побеждало зло. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму. Всех нас – и взрослых и маленьких. И русские пословицы помогают нам яснее понять намек народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее.
2) Работа с ребусом .
А для того, что бы узнать о ком мы сегодня прочитаем сказку, вам нужно отгадать ребус . Посмотрите на доску .
Правильно, это Лиса.
3) Беседа о лисе .
Какие сказки о лисе вызнаете? Есть такая поговорка у руського народа: «Лисица семерых волков проведёт». Как вы понимаете эту пословицу? Объясните. Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других. Какие сказки вы можете назвать, в которых лиса кого-то обманула? Какая в них лиса?
4) Рубрика "Интересно знать "
А знаете ли вы, почему лису в сказках называют - Патрикеевна ? Послушайте и скажите, почему же лису называли Патрикеевна?
Лет примерно 700 назад жил князь Патрикей Нарумунтович, прославившийся своей хитрость и изворотливостью. В 1383 году Патрикей стал наместником Новгорода. Трудно жилось новгородцам под. новым наместником Патрикеем, недовольны они были. Сеял князь вражду промеж народа и был причастен к формированию специальных дружин и руководству их разбоем. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову “хитрец”. А поскольку лиса издавна в народе считалась зве рем хитрым, то, как верная “наследница” знаменитого князя, и получила отчество – Патрикеевна.
Так почему же лису называют Патрикеевна ?
IV. Сообщения цели и задач урока.
Сегодня мы с вами познакомимся с русской народной сказкой , в которой лиса - главный герой . И называется сказка "Тетерев и лиса".
V.Изучение нового материала .
1)Первичное восприятие текста .Словарная работа .
А сейчас я прочитаю вам сказку, а вы мне скажите, кого же на этот раз обманула лиса ? В тексте вам могут встретиться слова, значение которых вы не знаете.
Как вы думаете что означает слово
Нынче- сегодня
Навострила уши - насторожилась
Недосуг - отсутствие свободного времени , занятость
Вы послушали сказку ,так скажите, кого на этот раз обманула лиса?
2) Вторичное восприятие текста .
Сейчас прочитаем сказку цепочкой .
Назовите главных персонажей, которые вам встретились в этом произведении? Каким вы увидели тетерева в этой сказке? Кокой вы увидели лисицу?
3)Углублённый анализ текста.
Как лиса хотела перехитрить тетерева ? Как лиса называла тетерева? А какую хитрость придумал тетерев? Как приветствовали лиса и тетерев друг друга ? Почему лиса хотела, что бы тетерева не сидели на деревьях, а гуляли по лугам?
VI. Закрепление изученного материала .
1)Выборочное чтение
Найдите и прочитайте в тексте , как просила лиса,чтобы тетерев спустился на землю .
Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?
Найдите, как лиса называет тетерева.
Прочитайте, как тетерев избавился от лисы.
Каким оказался тетерев: находчивым, умным, слабым, веселым.
2) Чтение по ролям
Подготовтесь к чтению по ролям.
• подумайте, каким голосом надо читать слова лисы и тетерева;
• определите основные мысли, которые надо выделить голосом.
— Разыграйте диалог лисы и тетерева, как в театре. (Чтение по ролям.)
3) Робота с пословицами .
А сейчас поработаем с пословицами .
Прочитайте пословицы. Какие пословицы подходят к сказке? Почему?
Семь раз отмерь – один отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Яркие - звёзды к холоду.
Чего себе не хочется, того и другому не делай.
Язык мягок – что хочет, то и лопочет.
Правда, как ни прячь, наружу выйдет.
Делу время, потехе час.
Не рой другому яму – сам в неё попадешь.
VII. Подведение итогов урока .
-Какую сказку мы изучали на уроке?
-Подтвердились ли ваши предположения, что лиса в сказках самая хитрая и умная?
- Почему план лисы не удался?
- Чему учит нас эта сказка?
Действительно, через сказку мыу чимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи.
Домашнее задание : Выразительно читать, уметь читать по ролям .