Конспект урока развития речи в 3 классе с использованием технологии ТРИЗ. Сочинение - описание "Ёлочка".

Про матеріал
Разработка урока познакомит учителей с использованием некоторых методов и приёмов технологии ТРИЗ на уроках развития речи. Основной этап работы над сочинением проводится методом фокальных объектов (МФО). Использование данного метода способствует развитию связной монологической речи детей; формированию умения вводить слова в словосочетания, словосочетания в предложения, предложения в связный текст; развитию творческих языковых способности, нестандартного мышления, умения видеть прекрасное в окружающих предметах.
Перегляд файлу

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок развития речи

с использованием технологии ТРИЗ

Сочинение - описание

«Ёлочка»

 

3 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:  

Класс: 3-Б.

Урок:  Русский язык.

Тип урока: Развитие речи.

Тема:  Сочинение-описание «Ёлочка».

Цель: Продолжить работу по развитию связной монологической речи детей. Формировать умения вводить слова в словосочетания, словосочетания в предложения, предложения в связный текст. Развивать творческие языковые способности, нестандартное мышление, умение видеть прекрасное в окружающих предметах. Воспитывать умение работать в коллективе.

 

Ход урока

 

  1. Организация класса. Приветствие.

 

  1. Подготовительный этап.

 

  1. Вступительное слово учителя.

 

  • Сегодня необычный день, можно сказать, волшебный. И чтобы настроиться на рабочий лад, проведём разминку.

 

  1. Разминка. Игра «Да-Нет-ка».

 

  • – Я задумала слово. Вам предстоит его угадать. Свои вопросы вы можете задавать таким образом, чтобы на них можно было ответить только «Да» или «Нет». Прошу помнить, что у нас урок языка, и ваши вопросы должны касаться категории «языкознание».

(Ожидаемые вопросы:

  • Это существительное? – Да.
  • Оно мужского рода? – Да.
  • Оно одушевлённое? – Нет.
  • Оно употреблено во множественном числе? – Нет.
  • В нём есть орфограмма? – Да.
  • Это орфограмма в приставке? – Нет.
  • Это корневая орфограмма? – Да.
  • Это безударный гласный? – Нет.
  • Это непроизносимый согласный? – Да.
  • Это слово «местность»? – Нет.
  • Это слово «праздник»? – Да.)

 

  • Действительно, это слово – «праздник». (На доске появляется слово «праздник»).
  • Как вы думаете, почему я задумала именно это слово? – Скоро праздник.
  • Какой праздник?
  • Это хороший праздник или плохой? Чем он хорош?
  • Сделали ли вы что-нибудь хорошее в честь этого праздника?
  • За хороший поступок вы должны быть вознаграждены. Поэтому проведём ещё одну игру.

 

  1. Игра на разрешение противоречия «Хорошо-плохо».

 

  • А праздник вообще – это хорошо или плохо?
  • (Класс делится на две команды. I команда доказывает, что праздник – это хорошо, II – что праздник – это плохо).
  • Обе команды работали отлично, но все пришли к одному мнению, что праздник – это всё-таки хорошо.

 

  1. Упражнение «Ёлочка ассоциаций».

 

  • А какие ассоциации возникают у вас при слове «праздник»?

(Варианты, предложенные детьми, ассистент учителя записывает на отдельных полосках маркером. Предполагаемые варианты: торт, гости, свечи, музыка, салют, цветы, клоун, воздушный шар и т.д. Готовые полоски выкладываются на доске в форме ёлочки).

 

 

 

  1. Основной этап. Работа над сочинением.

 

  1. Метод фокальных объектов (МФО):

 

а) выбор опорных слов (предполагаемые варианты: салют, торт, букет);

б) подбор необычных признаков к выбранным словам

  • Назовите признаки этих предметов, известные только вам, невидимые другими людьми. (Подобранные признаки записываются на доске. Например:

 

САЛЮТ

ТОРТ

БУКЕТ

сверкающий

ароматный

весенний

разноцветный

свежий

сказочный

брызжущий

снежный

малахитовый);

 

в) введение ключевого слова – фокуса;

  • Если вы были очень внимательны, то вы догадались, какой предмет мы будем сегодня на уроке описывать с помощью МФО. (С доски убираются опорные слова «Салют», «Торт», «Букет» и вместо них появляется слово «ЁЛОЧКА»);

г) «привязывание» - введение в словосочетание подобранных признаков опорных слов со словом «Ёлочка» (либо связанными с этим словом другими словами. Например: сверкающая мишура, разноцветные игрушки, брызжущий блеск, ароматный запах, свежая хвоя, снежные шишечки, весеннее настроение и т.д. Словосочетания записываются в черновичок);

д) выбор наиболее понравившихся словосочетаний для использования их в индивидуальных сочинениях.

 

  1. Индивидуальная работа по составлению устного сочинения.

 

а) предложение зачина:

  • Т.к. я уже говорила, что урок у нас волшебный, сказочный, то мы можем себе позволить необычное начало для сочинения. Как одни из вариантов, я предлагаю вам такой зачин – вступление:
    «В нашем классе появилась новая ученица. Её зовут Ёлочка. Она …»;

б) индивидуальная работа детей;

в) слушание некоторых вариантов.

 

  1. Заключительный этап.

 

  1. Домашнее задание.

 

  • Своё сочинение закончите дома, запишите его в тетрадь и обязательно сделайте рисунок. На следующем уроке мы послушаем ваши творческие работы, определим наиболее нам понравившиеся и предложим эти работы опубликовать в школьной газете «Alma Mater».

 

  1. Итог урока.

 

  • Понравился ли вам урок? Чем?
  • Я хочу вас поблагодарить за активную творческую работу. И поблагодарить Святого Николая за то, что он помог вам сегодня быть умными, творческими и дисциплинированными.
docx
Додав(-ла)
Bevz Svetlana
Додано
16 січня 2019
Переглядів
1258
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку