Урок развития речи
с использованием технологии ТРИЗ
Сочинение - описание
«Ёлочка»
3 класс
Дата:
Класс: 3-Б.
Урок: Русский язык.
Тип урока: Развитие речи.
Тема: Сочинение-описание «Ёлочка».
Цель: Продолжить работу по развитию связной монологической речи детей. Формировать умения вводить слова в словосочетания, словосочетания в предложения, предложения в связный текст. Развивать творческие языковые способности, нестандартное мышление, умение видеть прекрасное в окружающих предметах. Воспитывать умение работать в коллективе.
Ход урока
-
Организация класса. Приветствие.
-
Подготовительный этап.
-
Вступительное слово учителя.
-
Сегодня необычный день, можно сказать, волшебный. И чтобы настроиться на рабочий лад, проведём разминку.
-
Разминка. Игра «Да-Нет-ка».
-
– Я задумала слово. Вам предстоит его угадать. Свои вопросы вы можете задавать таким образом, чтобы на них можно было ответить только «Да» или «Нет». Прошу помнить, что у нас урок языка, и ваши вопросы должны касаться категории «языкознание».
(Ожидаемые вопросы:
-
Это существительное? – Да.
-
Оно мужского рода? – Да.
-
Оно одушевлённое? – Нет.
-
Оно употреблено во множественном числе? – Нет.
-
В нём есть орфограмма? – Да.
-
Это орфограмма в приставке? – Нет.
-
Это корневая орфограмма? – Да.
-
Это безударный гласный? – Нет.
-
Это непроизносимый согласный? – Да.
-
Это слово «местность»? – Нет.
-
Это слово «праздник»? – Да.)
-
Действительно, это слово – «праздник». (На доске появляется слово «праздник»).
-
Как вы думаете, почему я задумала именно это слово? – Скоро праздник.
-
Какой праздник?
-
Это хороший праздник или плохой? Чем он хорош?
-
Сделали ли вы что-нибудь хорошее в честь этого праздника?
-
За хороший поступок вы должны быть вознаграждены. Поэтому проведём ещё одну игру.
-
Игра на разрешение противоречия «Хорошо-плохо».
-
А праздник вообще – это хорошо или плохо?
-
(Класс делится на две команды. I команда доказывает, что праздник – это хорошо, II – что праздник – это плохо).
-
Обе команды работали отлично, но все пришли к одному мнению, что праздник – это всё-таки хорошо.
-
Упражнение «Ёлочка ассоциаций».
-
А какие ассоциации возникают у вас при слове «праздник»?
(Варианты, предложенные детьми, ассистент учителя записывает на отдельных полосках маркером. Предполагаемые варианты: торт, гости, свечи, музыка, салют, цветы, клоун, воздушный шар и т.д. Готовые полоски выкладываются на доске в форме ёлочки).
-
Основной этап. Работа над сочинением.
-
Метод фокальных объектов (МФО):
а) выбор опорных слов (предполагаемые варианты: салют, торт, букет);
б) подбор необычных признаков к выбранным словам
-
Назовите признаки этих предметов, известные только вам, невидимые другими людьми. (Подобранные признаки записываются на доске. Например:
САЛЮТ
|
ТОРТ
|
БУКЕТ
|
сверкающий
|
ароматный
|
весенний
|
разноцветный
|
свежий
|
сказочный
|
брызжущий
|
снежный
|
малахитовый);
|
в) введение ключевого слова – фокуса;
-
Если вы были очень внимательны, то вы догадались, какой предмет мы будем сегодня на уроке описывать с помощью МФО. (С доски убираются опорные слова «Салют», «Торт», «Букет» и вместо них появляется слово «ЁЛОЧКА»);
г) «привязывание» - введение в словосочетание подобранных признаков опорных слов со словом «Ёлочка» (либо связанными с этим словом другими словами. Например: сверкающая мишура, разноцветные игрушки, брызжущий блеск, ароматный запах, свежая хвоя, снежные шишечки, весеннее настроение и т.д. Словосочетания записываются в черновичок);
д) выбор наиболее понравившихся словосочетаний для использования их в индивидуальных сочинениях.
-
Индивидуальная работа по составлению устного сочинения.
а) предложение зачина:
-
Т.к. я уже говорила, что урок у нас волшебный, сказочный, то мы можем себе позволить необычное начало для сочинения. Как одни из вариантов, я предлагаю вам такой зачин – вступление:
«В нашем классе появилась новая ученица. Её зовут Ёлочка. Она …»;
б) индивидуальная работа детей;
в) слушание некоторых вариантов.
-
Заключительный этап.
-
Домашнее задание.
-
Своё сочинение закончите дома, запишите его в тетрадь и обязательно сделайте рисунок. На следующем уроке мы послушаем ваши творческие работы, определим наиболее нам понравившиеся и предложим эти работы опубликовать в школьной газете «Alma Mater».
-
Итог урока.
-
Понравился ли вам урок? Чем?
-
Я хочу вас поблагодарить за активную творческую работу. И поблагодарить Святого Николая за то, что он помог вам сегодня быть умными, творческими и дисциплинированными.