Конспект уроку із зарубіжної літератури для 6 класу
вчитель зарубіжної літератури Пройдисвіт Олена Анатоліївна
Тема урока: И.А. Крылов. Моральные проблемы в баснях «Стрекоза и Муравей», «Волк и ягненок». Яркость аллегорических образов.
Цель урока:
обучающая: закрепить знания учащихся о басне, её составе, ознакомиться с личностью и творчеством И.Крылова, формировать навыки анализа басен;
развивающая: развивать логическое мышление, навыки выразительного чтения, умение высказывать свои мысли, аргументировать их;
воспитательная: воспитывать любовь к чтению, критическое отношение к человеческим порокам.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, выставка книг, мультимедийная презентация, словари.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
За окном осень золотит кроны деревьев, ласковые лучи осеннего солнца заглядывают к нам в окно, радуют нас теплом. И у нас сегодня гости, поздоровайтесь, ребята, с нашими гостями. Это очень хорошо, когда люди приходят друг к другу, общаются. И у нас сегодня предстоит интересный и важный разговор.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Кто был основателем басни?
- Что такое басня?
- Аллегория – это … (Иносказание).
- Что такое мораль?
- Где обычно находится мораль в басне?
(После ответов учащихся – слайд №1)
«Экспресс-тестирование»
К признакам басни не относятся:
(Ответ учащихся: к басне не относятся: 5) подробное описание портретов и пейзажей).
Слово учителя: Следовательно басню мы видим так. (Слайд №2)
П Б повествовательная часть (рассказ)
люди Е А
Р С нравоучительная часть (мораль)
птицы С Н
О Я сатира, ирония
растения Н
А
насекомые Ж аллегория
звери И
ІV. Объявление темы и цели урока.
Слово учителя: Сегодня продолжим разговор о басне, о басне в творчестве И.А. Крылова. (Слайд №3)
Запишите число, классная работа, тему урока и эпиграф «И в памяти навеки остаются крылатые крыловские слова» (М. Исаковский).
- Ребята, давайте подумаем, какие задачи стоят перед нами на этом уроке?
(Ответы учащихся, после ответов слайд №4)
Задачи:
- ознакомиться с личностью и творчеством И.А. Крылова;
- определить моральные проблемы указанных басен;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- Чтобы выполнять поставленные задачи, нужно продумать нам с вами правила работы. Работаем как? (Активно, дружно, весело)
V. Изучение нового материала.
(Класс слушает и составляет «Ассоциативный куст». Ответы. После – слайд № 5).
- Что можно добавить к схеме, которая на доске? (Мастер басни, народная любовь).
- Оренбург. Об этом городе ребята в своих сообщениях не упоминали, но в учебниках отмечен этот момент из биографии И. Крылова (стр. 51, І абзац).
Слово учителя: Иван Андреевич вспоминал: «Отец оставил в наследство нам книги - настоящее богатство и завет - жить по совести».
- Что такое совесть?
- А как это слово поясняется в словаре? (Работа со словарём)
- А что же значит жить по совести?
Крылов всегда помнил наставление отца, сам жил по совести и других учил своими баснями.
Проблемный вопрос: Чему учат нас басни Крылова «Волк и Ягнёнок», «Стрекоза и Муравей»? (Вопрос записан на доске)
- Давайте, ребята, познакомимся с текстами басен и найдём ответ на поставленный вопрос. Читаем басню «Волк и Ягненок».
2. Работа с текстом басни:
- В чем особенность басни?
- Как вы думаете, почему мораль в начале?
- Как автор называет встречу Волка и Ягненка? (Бедой)
- Посмотрите в словари. Слово «беда» имеет два значения. В каком значении оно употребляется в этой басне? Почему?
- Какими словами обращается Ягненок к Волку? («Милость», «светлейший волк», «помилуйте»)
Так называли высокопоставленных чиновников. У них сила и власть.
- Как Волк называет Ягненка? («Наглец», «нечистое рыло», «негодный», «щенок»)
- В чем вина Ягненка? («Мутит питьё»)
- А на самом деле, как объясняет Волк вину Ягненка? («Ты виноват лишь тем…»)
- Составим сравнительную характеристику Волка и Ягненка. (Плакат)
ВОЛК ЯГНЁНОК
сильный слабый
голодный робкий
злой покорный
наглый
хищник жертва
- В сказках побеждает добро. В басне побеждает отрицательный герой? Почему?
(сказка – выдумка, басня – правда)
Слово учителя: Ребята, посмотрите фрагмент из мультфильма. («Как Тюлень продавал лень»)
- Что продаёт тюлень? Почему за бесценок?
Другие звери покупали, потому что дёшево, а потом не знали, как от неё избавиться. Лень - злая соседка человека с давних времён. В Библии есть притча о Лени, которая привела к бедности. О ней писал Эзоп. Этот сюжет взял и Крылов для своей басни «Стрекоза и Муравей».
чтение басни.
- Вся басня построена на антитезе.
- Что такое антитеза? Приведите примеры из басни. (Лето-зима, радость-печаль, труд-лень)
- У Стрекозы беда. А здесь, в этой басне, в каком значении употребляется это слово? («Затруднительное положение») Почему Стрекоза попала в затруднительное положение? (Ленивая)
- Составьте «Гроно» к образу Стрекозы и Муравья.
СТРЕКОЗА веселая МУРАВЕЙ трудолюбивый
беззаботная ответственный
ленивая серьезный
- Что осуждает басня? (лень) Что одобряет? (трудолюбие)
- Какие пословицы созвучны морали данной басни? (Труд кормит – лень портит. Лето припасает – зима поедает. Сделал дело – гуляй смело)
Слово учителя: Посмотрим видеоролик, «экранизация» басни ребятами вашего класса. (Просмотр)
- Наши актеры закончили басню по-другому, по-своему.
- Какой финал вам больше нравится? Почему?
- Вернёмся к проблемному вопросу. Так чему же учат нас эти две басни?
- Мы поняли и приняли нравственные уроки Крылова. А чтобы вы посоветовали героям басен: Волку, Стрекозе, Ягнёнку, Муравью?
VI. Рефлексия.
Если мы будем работать над собой и изменимся к лучшему, и жизнь наша станет краше.
Красивым быть – не значит им родиться.
Ведь красоте мы можем научиться.
Когда красив душою человек,
Какая внешность может с ней сравниться?
(Омар Хайям)
- Ребята. Как вам кажется, мы выполнили поставленные задачи? (Ответ)
У вас на партах желтые кружочки, нарисуйте лицо смайлика, которое соответствует вашему настроению. (Смайлики закрепить на доске)
VII. Итог урока. Домашнее задание.
- Я благодарна вам за сотрудничество на сегодняшнем уроке.
Домашнее задание: выучить басню наизусть (по выбору), к выбранной басне нарисовать иллюстрацию или комиксы.