Конспект уроку із зарубіжної літератури для 6 класу "И.А. Крылов. Моральные проблемы в баснях «Стрекоза и Муравей», «Волк и ягненок». Яркость аллегорических образов. "

Про матеріал
Конспект уроку із зарубіжної літератури для 6 класу на тему И.А. Крылов. Моральные проблемы в баснях «Стрекоза и Муравей», «Волк и ягненок». Яркость аллегорических образов."
Перегляд файлу

Конспект уроку із зарубіжної літератури для 6 класу

вчитель зарубіжної літератури Пройдисвіт Олена Анатоліївна

 

Тема урока:  И.А. Крылов. Моральные проблемы в баснях «Стрекоза и Муравей», «Волк и ягненок». Яркость аллегорических образов.

 

Цель урока:

обучающая:  закрепить знания учащихся о басне, её составе, ознакомиться с личностью и творчеством И.Крылова, формировать навыки анализа басен;

 

развивающая: развивать логическое мышление, навыки выразительного чтения, умение высказывать свои мысли, аргументировать их;

 

воспитательная: воспитывать любовь к чтению, критическое отношение к человеческим порокам.

 

Оборудование: портрет И.А. Крылова, выставка книг, мультимедийная презентация, словари.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока

 

І. Организационный момент.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

За окном осень золотит кроны деревьев, ласковые лучи осеннего солнца заглядывают к нам в окно, радуют нас теплом. И у нас сегодня гости, поздоровайтесь, ребята, с нашими гостями. Это очень хорошо, когда люди приходят друг к другу, общаются. И у нас сегодня предстоит интересный и важный разговор.   

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

  1. Слово учителя: люди издавна замечали особенности характера, поведения животных и переносили, «примеряли» их на себя, метко подмечая: «хитрый, как лиса; трусливый, как заяц; злой, как волк; упрямый, как осёл; неповоротливый, как медведь или слон». Свои наблюдения передавали в коротких историях. Так появились басни, которые по праву называют уроками житейской мудрости. На предыдущих уроках мы уже говорили об этом жанре. Давайте вспомним.

ІІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. «Мозговой штурм».

- Кто был основателем басни?

-  Что такое басня?

- Аллегория – это … (Иносказание).

- Что такое мораль?        

-  Где обычно находится мораль в басне?

(После ответов учащихся – слайд №1)

«Экспресс-тестирование»

К признакам басни не относятся:

  1. короткий рассказ;
  2. стихотворная форма;
  3. герои – животные;
  4. мораль;
  5. подробное описание портретов и пейзажей;
  6. скрытая авторская позиция;
  7. иносказательное содержание.

(Ответ учащихся: к басне не относятся: 5) подробное описание портретов и пейзажей).

Слово учителя: Следовательно басню мы видим так. (Слайд №2)

 

  1.  

 

                       П             Б             повествовательная часть (рассказ)

люди               Е             А

                        Р             С              нравоучительная часть (мораль)

птицы             С             Н

                   О             Я             сатира, ирония

         растения         Н

                   А

         насекомые      Ж                              аллегория

         звери               И                         

 ІV. Объявление темы и цели урока.

  Слово учителя: Сегодня продолжим разговор о басне, о басне в творчестве И.А. Крылова. (Слайд №3)

Запишите число, классная работа, тему урока и эпиграф «И в памяти навеки остаются крылатые крыловские слова» (М. Исаковский).

- Ребята, давайте подумаем, какие задачи стоят перед нами на этом уроке?

    (Ответы учащихся, после ответов слайд №4)

Задачи:

- ознакомиться с личностью и творчеством И.А. Крылова;

- определить моральные проблемы указанных басен; 

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- Чтобы выполнять поставленные задачи, нужно продумать нам с вами правила работы. Работаем как? (Активно, дружно, весело)

V. Изучение нового материала.

  1. Группа учеников с опережающим заданием по биографии И.А. Крылова.

         (Класс слушает и составляет  «Ассоциативный куст». Ответы. После – слайд № 5).

- Что можно добавить к схеме, которая на доске? (Мастер басни, народная любовь).

- Оренбург. Об этом городе ребята в своих сообщениях не упоминали, но в учебниках отмечен этот момент из биографии И. Крылова (стр. 51, І абзац).

    Слово учителя:  Иван Андреевич вспоминал: «Отец оставил в наследство нам книги - настоящее богатство и завет  - жить по совести».

- Что такое совесть?

- А как это слово поясняется в словаре? (Работа со словарём)

- А что же значит жить по совести?  

Крылов всегда помнил наставление отца, сам жил по совести и других учил своими баснями.

Проблемный вопрос: Чему учат нас басни Крылова «Волк и Ягнёнок», «Стрекоза и Муравей»? (Вопрос записан на доске)

 - Давайте, ребята, познакомимся с текстами басен и найдём ответ на поставленный вопрос. Читаем басню «Волк и Ягненок».

2. Работа с текстом басни:    

  - В чем особенность басни?

  - Как вы думаете, почему мораль в начале?

  - Как автор называет встречу Волка и Ягненка? (Бедой)

  - Посмотрите в словари. Слово «беда» имеет два значения. В каком значении оно употребляется в этой басне? Почему?

  - Какими словами обращается Ягненок к Волку? («Милость», «светлейший волк», «помилуйте»)

Так называли высокопоставленных чиновников. У них сила и власть. 

  - Как Волк называет Ягненка? («Наглец», «нечистое рыло», «негодный», «щенок»)   

   - В чем вина Ягненка? («Мутит питьё»)

   - А на самом деле, как объясняет Волк вину Ягненка? («Ты виноват лишь тем…»)

   - Составим сравнительную характеристику Волка и Ягненка. (Плакат)

     

ВОЛК                                              ЯГНЁНОК

 

                          сильный                                                     слабый

                         голодный                                                     робкий

                              злой                                                       покорный

                            наглый

 

 

                           хищник                                                       жертва

 

-  В сказках  побеждает добро. В басне побеждает отрицательный герой? Почему?

(сказка – выдумка, басня – правда)

Слово учителя:  Ребята, посмотрите фрагмент из мультфильма. («Как Тюлень продавал  лень»)

  -  Что продаёт тюлень? Почему за бесценок?

Другие звери покупали, потому что дёшево, а потом не знали, как от неё избавиться. Лень  - злая соседка человека с давних времён. В Библии есть притча о Лени, которая привела к бедности. О ней писал Эзоп. Этот сюжет взял и Крылов для своей басни «Стрекоза и Муравей».    

  1. Работа с текстом басни «Стрекоза и Муравей». Выразительное

чтение басни.

-  Вся басня построена на антитезе.

-  Что такое антитеза? Приведите примеры из басни. (Лето-зима, радость-печаль, труд-лень)

-  У Стрекозы беда. А здесь, в этой басне, в каком значении употребляется это слово? («Затруднительное положение») Почему Стрекоза попала в затруднительное  положение? (Ленивая)

-  Составьте «Гроно» к образу Стрекозы и Муравья.

 

СТРЕКОЗА        веселая                      МУРАВЕЙ        трудолюбивый

 

                              беззаботная                                                  ответственный

 

                ленивая                                                          серьезный

 

- Что осуждает басня?  (лень) Что одобряет? (трудолюбие)

- Какие пословицы созвучны морали данной басни?  (Труд кормит – лень портит. Лето припасает – зима поедает. Сделал дело – гуляй смело)

Слово учителя:  Посмотрим видеоролик, «экранизация» басни ребятами вашего класса.   (Просмотр)

- Наши актеры закончили басню по-другому, по-своему.

- Какой финал вам больше нравится? Почему?

- Вернёмся к проблемному вопросу. Так чему же учат нас эти две басни?

- Мы поняли и приняли нравственные уроки Крылова. А чтобы вы посоветовали героям басен: Волку, Стрекозе, Ягнёнку, Муравью?

 

VI. Рефлексия.

  Если мы будем работать над собой и изменимся к лучшему,  и жизнь наша станет краше.

Красивым быть – не значит им родиться.

Ведь красоте мы можем научиться.

Когда красив душою человек,

Какая внешность может с ней сравниться?

                                            (Омар Хайям)

 - Ребята. Как вам кажется, мы выполнили поставленные задачи? (Ответ)

У вас на партах желтые кружочки, нарисуйте лицо смайлика, которое соответствует вашему настроению. (Смайлики закрепить на доске)

 

VII. Итог урока. Домашнее задание.

 - Я благодарна вам за сотрудничество на сегодняшнем уроке.

Домашнее задание: выучить басню наизусть (по выбору), к выбранной басне нарисовать иллюстрацию или комиксы.      

 

 

 

 

docx
Додано
3 грудня 2019
Переглядів
771
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку