Матеріали до уроку дозволяють вчителеві актуалізувати знання учнів щодо особливостів дзвінких та глухих приголосних у російській мові, в ігровій формі за рахунок елементів інсценізації ознайомити учнів з правилами правопису букв з у префіксах ,до того ж, формувати навички роботи з опорними схемами - конспектами за системою Шаталова (які я на протязі більш ніж десяти років використовую і розробляю самостійно).
Конспект урока русского языка в 6 классе
учителя Криворожской обшеобразовательной школы № 117 Маркеловой Е.Г.
Тема урока. Буквы З, С на конце префиксов.
Тип урока: ознакомления с новым материалом при помощи инновационных интерактивных технологий.
Цели урока: повторить глухие и звонкие согласные. написание неизменяемых и изменяемых префиксов пре-. при-, обратить внимание на принцип их написания; ознакомить учащихся с правилами и опорными
схемами-конспектами написания букв З, С на конце префиксов, формировать у учащихся умения пользоваться этими правилами и опорными схемами-конспектами в практической работе; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать у учащихся художественный вкус, чувство прекрасного; воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи, самостоятельность и творческую активность учащихся.
Речевая тема. «Все любят сладкое…»
Ход урока
І. Организационный момент.
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть нам осень вновь
Прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно и тепло,
Ведь мы друг друга ценим, чувствуем и слышим.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного для вас, ребята.
Элементы инсценировки.
В классе появляется Бабушка - сказочница.
Бабушка.
- Недаром народная мудрость гласит: «Грамоте учиться всегда пригодится».
Учитель.
- Бабушка, а Вы как здесь оказались? Здесь ребята учатся, знания добывают.
Бабушка.
- Их-то помощь мне и нужна. Вот волшебный клубочек, который может указать путь в Страну Знаний, да мал он слишком. Ниточек бы
к клубочку добавить.
Учитель.
- Что ж, ребята, поможем бабушке? Каждый ваш правильный ответ – ниточка к волшебному клубочку в Страну Знаний.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
Перед тем, как перейти к теме нашего сегодняшнего урока, повторим то, что мы уже знаем.
- Ребята, каким общим термином называются части, из которых состоят слова?
- Какие из этих частей значимые? Почему?
- Какую роль в слове играют приставка и суффикс?
- Данила, ты готов отвечать? А почему ты посторонними делами занимаешься на уроке? Зачем тебе кубики?
– Это не кубики, а строительные блоки слова – морфемы.
Основная часть слова – это корень, именно в корне хранится основное лексическое значение слова. Приставка и суффикс – тоже значимые морфемы, потому что могут изменить общее лексическое значение слова. Например: зима → зимний → предзимний.
- А почему кубики разные по форме?
- Форма кубиков напоминает графическое обозначение этих морфем.
- А почему этот кубик красный?
- Я хотел обратить внимание ребят на то, что окончание – незначимая часть слова, потому что не изменяет лексическое значение, лишь указывает на форму слова: его род, число и падеж.
Слово учителя. На предыдущих уроках вы начали изучение
особенностей правописания префиксов.
- На какие группы делятся префиксы в русском языке?
(внимание на экран – 1-й слайд «Группы префиксов»)
- Как пишутся префиксы 1-й группы?
(2-й слайд «Приставки 1-й группы» + 3-й слайд - ОСК)
- Что нужно уметь, чтобы правильно написать слово с префиксами
пре -, при -? (уметь определять лексическое значение слова - слайд 4-й).
! Запись в тетради (число, классная работа)
Выполнение тренировочного упражнения.
1. Выборочное списывание. Выписать из текста (слайд 5-й) только те слова, в которых есть префиксы.
Как только наступит зима и землю запушит прекрасным белым снегом, мы ждём прилёта сн…гирей. В ожидании все глаза проглядишь, пока увидишь на покрытых снегом кустах красногрудых красавцев. Главное – осторожно подойти и не спугнуть их.
(наступит, прекрасным, запушит, прилёта, проглядишь, покрытых, подойти, спугнуть)
ІІІ. Мотивация учебной деятельности Объявление темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы ознакомимся с условиями выбора букв З, С на конце префиксов 3-й группы, научимся пользоваться этими правилами и опорными схемами – конспектами в практической работе.
! Запись темы урока в тетрадь.
Бабушка.
- Правила – это хорошо. А вот я вам сказку расскажу, а вы премудрости
в ней ищите и помните: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
ІV. Восприятие и усвоение нового учебного материала
За синими морями, за тёмными лесами есть Королевство звонких
согласных звуков...
(Учитель. – Кстати, каких, ребята? – повторение при помощи
ОСК «Теремок» - слайд 6-й: Стоит терем – теремок, он не низок, не высок - антонимы)
Так вот, ребятушки, в королевстве звонких согласных, которым правила Королева буква З, жили приставки ВОЗ-, НИЗ-, ИЗ-, РАЗ- и БЕЗ-.
Это был жизнерадостный и доброжелательный народ. Как же весело они жили, звонко пели и смеялись.
Но вот однажды малышки-приставки решили посмотреть белый свет и отправились в путь. Шли-шли они и оказались у ворот какого-то мрачного города. За воротами кто-то шипел и свистел. Даже ветер, гуляя над этим городом, уныло шелестел иссохшей листвой. Интересно стало приставкам, кто здесь живёт. Они постучали в ворота и услышали тихий шелестящий голос: «Кто там?» Приставки звонко и весело представились и попросили разрешения войти. Стражники предупредили их о том, что если приставки войдут, то они изменят свой облик, так как это царство глухих звуков, громко разговаривать и звонко смеяться здесь нельзя. Они согласились и вошли – их окружили местные жители, и приставки даже не заметили, как превратились в ВОС -, НИС -, ИС -, РАС – и БЕС -.
Так вот и живут они до сих пор, бродят из королевства в королевство и меняют свой облик.
Учитель.
- Итак, какой премудрости научила вас сказка? Чем нужно руководствоваться при выборе букв З, С на конце префиксов? (учитель обращает внимание учащихся на слова, записанные на доске –
материал для наблюдения)
Разгораться – раскрасить - разуверить
Вздрогнуть – всходить
Бездонный – бескрайний
Издать – испечь
- Правильно, ребята. (слайд 7-й и 8-й ОСК). Обратите внимание: в русском языке приставки З - нет. В словах здесь, здание, здоровье, здравница
буква З – первая буква корня.
- Давайте и мы проследим, что происходило с приставками, когда они путешествовали из королевства в королевство.
ІV. Закрепление изученного материала. Формирование умений и навыков.
Выполнение тренировочных упражнений.
Дифференцированные задания (выполнение заданий по группам и индивидуально)
1. Образуйте словосочетания, используя слова с приставками на з, с
(выполняется вместе со всем классом)
Лекарство, которое не имеет вкуса – … лекарство
Спокойная жизнь, когда нет никаких забот - … жизнь
Человек, который не знает страха - … человек
Подарок, который не имеет цены - … подарок
Время перед восходом солнца, начало утра - …
- Разобрались чем руководствоваться, прежде чем написать
конечный согласный приставки? Тогда продолжаем работу.
2. Задание – конструирование слов (повышенной сложности – по группам).
Образуйте с помощью префиксов новые слова:
Без- (бес-) крайние, вкусный, облачный, сонная.
Воз- (вос-) соединить, дать, пользоваться, родить.
Из- (ис-) жарить, печь, следовать, царапать.
(один из учащихся группы после окончания работы записывает полученные слова на доске).
2. «Незнайка» (найди ошибку) (текст записан на доске)
Один безграмотный ученик написал так в домашнем задании:
Ветер разсердился на людей пуще прежнего, здвинул брови, расвернулся да как нашлёт на них стужу да вьюгу.
- Какие ошибки сделал ученик при написании приставок?
Физкультминутка.
Учитель. Стоп. Устали? Отдыхаем и движенья повторяем.
Осторожно ветер
За калитку вышел (имитируем движения пальцами по крышке парты),
Постучал в окошко (постучать костяшками пальцев по парте),
Пробежал по крыше (перебираем пальцами по парте),
Покачал немного
Ветками черёмух (взмахи руками над головой влево – вправо),
Пожурил немного (погрозить пальцем)
Воробьёв знакомых.
И, расправив гордо
Молодые крылья (развели руки в стороны),
Полетел куда-то (взмахи руками)
Вперемешку с пылью.
- Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка,
(благодаря строчкам стихотворения С. А. Есенина)
Выполнение тренировочных упражнений.
3. Подобрать к словам антонимы с приставками на З,С (слайд 9-й)
4. Задание – наблюдение (языковая работа, выполняемая в условиях близкородственного двуязычия).
Устно переведите слова, записанные на доске, с украинского языка на русский, сделайте вывод о разнице в написании.
Безжальний, безплідний, безчесний; розписати, розказати, роздати.
(ученик подчёркивает слова, в которых конечный согласный при переводе изменится и делает вывод: в украинском языке конечный звонкий согласный перед глухим не меняется).
5. Тест. В каком ряду пропущена одна и та же буква в приставке?
(слайд 10-й)
А. Бе…смертный, бе…водный, бе…ценный.
Б. Ра…морозить, и…жарить, ни…вергать.
В. Ро…пись, ра…чёт, во…раст.
Бабушка.
- Вот, молодец, внучок.
(даёт ему шоколадную конфету).
Речевая тема. «Все любят сладкое…»
Диалог учителя и Бабушки - сказочницы с учениками (во время диалога с учащимися учащиеся и учитель обращают внимание на приставки, использованные во время их сообщения; кроме того, они отмечены в заметках к слайду) .
- Кстати, античный мир шоколада не знал. Только после
открытия Америки Колумбом этот продукт стал известен в Европе. В Древнем Египте, например, конфеты уже были. Египтяне не умели добывать сахар из свёклы и сахарного тростника, поэтому конфеты делали с использованием фиников, инжира, орехов и мёд (слайд 11-й).
- Ребята, а вам известно из чего делают шоколад? (слайд 12-й)
Из какао и сахара. Сахар был знаком древним римлянам, его привозили из далёкой Индии, и поначалу использовали в медицине. Но вот какао европейцам известно не было, это растение из Центральной Америки.
- Какие ещё сладости любят и дети и взрослые, особенно летом?
Конечно же, мороженое! А вот мороженое (слайд 13-й) – давний друг человека. Ещё в Древнем Китае, во дворце императора подавали особое лакомство – снег и лёд, смешанные с кусочками апельсинов, лимонов, зёрнышками гранат.
- Вот так, сластёны!
V. Подведение итогов урока. Оценивание ответов учащихся.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие эпизоды урока вам понравились?
- Что вызвало трудность или осталось непонятным?
Бабушка.
- Спасибо вам, ребята, за помощь. Посмотрите, сколько ниточек вы добавили к моему волшебному клубочку. Собирайте знания по крупицам, и пусть они помогут вам стать счастливыми. Недаром в пословице говорится: «Счастье тот добывает, кто ученьем ума набирает».
А чтобы вам легче было справиться с домашним заданием, я дарю вам вот такие памятки (правило и ОСК).
Буквы З, С на конце приставок |
В приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-,
ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими
согласными пишется З, перед глухими - С. Приставки З- в русском языке нет.
VІ. Домашнее задание (14 – слайд).
Придумать и записать 10 словосочетаний со словами с буквами З, С
на конце приставок.
Записи на доске:
Двадцать второе ноября
Классная работа
Буквы З, С в префиксах
Разгораться – раскрасить
Вздрогнуть – всходить
Бездонный – бескрайний
Издать – испечь
Незнайка
Ветер разсердился на людей пуще прежнего, здвинул брови, расвернулся
да как нашлёт на них стужу да вьюгу.
Безжальний, безплідно, безчесний; розписати, розказати, роздати.