Конспект уроку російської мови у 6 класі за темою: "Правопис букв з, с у префіксах третьої групи"

Про матеріал

Матеріали до уроку дозволяють вчителеві актуалізувати знання учнів щодо особливостів дзвінких та глухих приголосних у російській мові, в ігровій формі за рахунок елементів інсценізації ознайомити учнів з правилами правопису букв з у префіксах ,до того ж, формувати навички роботи з опорними схемами - конспектами за системою Шаталова (які я на протязі більш ніж десяти років використовую і розробляю самостійно).

Перегляд файлу

Конспект урока русского языка в 6 классе

учителя Криворожской обшеобразовательной школы № 117 Маркеловой Е.Г.

 

Тема урока. Буквы З, С на конце префиксов.

Тип урока: ознакомления с новым материалом при помощи инновационных интерактивных технологий.

Цели урока: повторить глухие и звонкие согласные. написание неизменяемых и  изменяемых префиксов пре-. при-, обратить внимание на принцип их написания; ознакомить учащихся с правилами и опорными

 схемами-конспектами написания  букв З, С  на  конце префиксов, формировать у учащихся умения пользоваться этими правилами и опорными схемами-конспектами в практической работе; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать у учащихся художественный вкус, чувство прекрасного; воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи, самостоятельность и творческую активность учащихся.

 

Речевая тема. «Все любят сладкое…»

 

                                 Ход  урока

І. Организационный момент.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть нам осень вновь

Прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно и тепло,

Ведь мы друг друга ценим, чувствуем и слышим.

 

Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного для вас, ребята.

 

Элементы инсценировки.

В классе появляется Бабушка - сказочница.

Бабушка.

- Недаром народная мудрость гласит: «Грамоте учиться всегда пригодится».

Учитель.

- Бабушка, а Вы как здесь оказались? Здесь ребята учатся, знания добывают.

Бабушка.

- Их-то помощь мне и нужна. Вот волшебный клубочек, который может указать путь в Страну Знаний, да мал он слишком. Ниточек бы

к клубочку добавить.

Учитель.

- Что ж, ребята, поможем бабушке? Каждый ваш правильный ответ –  ниточка к волшебному клубочку в Страну Знаний.

 

 

 

ІІ. Актуализация опорных знаний.

 Перед тем, как перейти к теме нашего сегодняшнего урока, повторим то, что мы уже знаем.

 

- Ребята, каким общим термином  называются части, из которых состоят слова?

- Какие из этих частей значимые? Почему?

- Какую роль в слове играют приставка и суффикс?

 

- Данила, ты готов отвечать? А почему ты посторонними делами занимаешься на уроке? Зачем тебе кубики?

 – Это не кубики, а строительные блоки слова – морфемы.

Основная часть слова – это корень, именно в корне хранится основное лексическое значение слова. Приставка и суффикс – тоже значимые морфемы, потому что могут изменить общее лексическое значение слова. Например: зима  → зимний → предзимний.

- А почему кубики разные по форме?

- Форма кубиков напоминает графическое обозначение этих морфем.

- А почему этот кубик красный?

- Я хотел обратить внимание ребят на то, что окончание – незначимая часть слова, потому что не изменяет лексическое значение, лишь указывает  на форму слова: его род, число и падеж.

 

Слово учителя. На предыдущих уроках вы начали изучение

особенностей правописания префиксов.

 

- На какие группы делятся префиксы в русском языке?

(внимание на экран – 1-й слайд «Группы префиксов»)

- Как пишутся префиксы 1-й группы?

 (2-й слайд «Приставки 1-й группы» + 3-й слайд - ОСК)

- Что нужно уметь, чтобы правильно написать слово с  префиксами

пре -, при -? (уметь определять лексическое значение слова - слайд 4-й).

! Запись в тетради (число, классная работа)

 

 Выполнение тренировочного упражнения.

1. Выборочное списывание. Выписать из текста (слайд 5-й) только те слова, в которых есть префиксы.

   Как только наступит зима и землю запушит прекрасным белым снегом, мы  ждём прилёта сн…гирей. В ожидании все глаза проглядишь, пока увидишь на покрытых снегом кустах красногрудых красавцев. Главное – осторожно подойти и не спугнуть их.

(наступит, прекрасным, запушит, прилёта, проглядишь, покрытых, подойти, спугнуть)

 

ІІІ. Мотивация учебной деятельности Объявление темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы ознакомимся с условиями выбора букв З, С на конце префиксов 3-й группы, научимся пользоваться этими правилами и опорными схемами – конспектами в практической работе.

 

! Запись  темы урока в тетрадь.

Бабушка.

- Правила – это хорошо. А вот я вам сказку расскажу, а вы премудрости

в ней ищите и помните: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

 

ІV. Восприятие и усвоение нового учебного материала

  За синими морями, за тёмными лесами есть Королевство звонких

 согласных звуков...

 (Учитель. – Кстати, каких, ребята? – повторение при помощи

ОСК «Теремок» - слайд 6-й: Стоит терем – теремок, он не низок, не высок - антонимы)

Так вот, ребятушки, в королевстве звонких согласных, которым правила Королева буква З, жили приставки  ВОЗ-, НИЗ-, ИЗ-,  РАЗ- и  БЕЗ-.

Это был жизнерадостный и доброжелательный народ. Как же весело они жили, звонко пели и смеялись.

      Но вот однажды малышки-приставки решили посмотреть белый свет и отправились в путь. Шли-шли они и оказались у ворот какого-то мрачного города. За воротами кто-то шипел и свистел. Даже ветер, гуляя над этим городом, уныло шелестел иссохшей листвой. Интересно стало приставкам, кто здесь живёт. Они постучали в ворота и услышали тихий шелестящий голос: «Кто там?»  Приставки звонко и весело представились и попросили разрешения войти. Стражники предупредили их о том, что если приставки войдут, то они изменят свой облик, так как это царство глухих звуков, громко разговаривать и звонко смеяться здесь нельзя. Они согласились и вошли – их окружили местные жители, и приставки даже не заметили, как превратились в ВОС -, НИС -, ИС -, РАС – и  БЕС -.

   Так вот и живут они до сих пор, бродят из королевства в королевство и меняют свой облик.

Учитель.

- Итак, какой премудрости научила вас сказка? Чем нужно руководствоваться при выборе букв З, С на конце префиксов? (учитель обращает внимание учащихся на слова, записанные на доске

материал для наблюдения)

Разгораться – раскрасить - разуверить

Вздрогнуть – всходить

Бездонный – бескрайний

Издать – испечь

 

-  Правильно, ребята. (слайд 7-й и 8-й ОСК). Обратите внимание: в русском языке приставки З - нет. В словах здесь, здание, здоровье, здравница 

буква З – первая буква корня.

 

- Давайте и мы проследим, что происходило с приставками, когда они путешествовали из королевства в королевство.

 

ІV. Закрепление изученного материала. Формирование умений и навыков.

 

Выполнение тренировочных упражнений.

 

Дифференцированные задания (выполнение заданий по группам и индивидуально)

 

1. Образуйте словосочетания, используя слова с приставками на з, с

(выполняется вместе со всем классом)

Лекарство, которое не имеет вкуса – …  лекарство

Спокойная жизнь, когда нет никаких забот - …  жизнь

Человек, который не знает страха - …  человек

Подарок, который не имеет цены - … подарок

Время перед восходом солнца, начало утра - …

- Разобрались чем руководствоваться, прежде чем написать

конечный согласный приставки? Тогда продолжаем работу.

 

2. Задание – конструирование слов (повышенной сложности – по группам).

Образуйте с помощью префиксов новые слова:

Без- (бес-) крайние, вкусный, облачный, сонная.

Воз- (вос-) соединить, дать, пользоваться, родить.

Из- (ис-) жарить, печь, следовать, царапать.

(один из учащихся группы после окончания работы записывает полученные слова на доске).

 

2. «Незнайка» (найди ошибку)  (текст записан на доске)

Один безграмотный ученик написал так в домашнем задании:

Ветер разсердился на людей пуще  прежнего, здвинул брови, расвернулся да как  нашлёт на них стужу да вьюгу.

- Какие ошибки сделал ученик при написании приставок?

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка.

Учитель. Стоп. Устали? Отдыхаем и движенья повторяем.

Осторожно ветер

За калитку вышел (имитируем движения пальцами по крышке парты),

Постучал в окошко (постучать костяшками пальцев по парте),

Пробежал по крыше (перебираем пальцами по парте),

Покачал немного

Ветками черёмух (взмахи руками над головой влево – вправо),

Пожурил немного (погрозить пальцем)

Воробьёв знакомых.

И, расправив гордо

Молодые крылья (развели руки в стороны),

Полетел куда-то (взмахи руками)

Вперемешку с пылью.

 

- Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка,

(благодаря строчкам стихотворения С. А.  Есенина)

 

Выполнение тренировочных упражнений.

3. Подобрать к словам антонимы с приставками на З,С (слайд 9-й)

4. Задание – наблюдение (языковая работа, выполняемая в условиях близкородственного двуязычия).

Устно переведите слова, записанные на доске, с украинского языка на русский, сделайте вывод о разнице в написании.

   Безжальний, безплідний, безчесний; розписати, розказати, роздати.

 (ученик  подчёркивает слова, в которых конечный согласный при переводе изменится и делает вывод: в украинском языке конечный звонкий согласный перед глухим не меняется).

 

5. Тест. В каком ряду пропущена одна и та же буква в приставке?

(слайд 10-й)

А. Бе…смертный, бе…водный, бе…ценный.

Б. Ра…морозить, и…жарить, ни…вергать.

В. Ро…пись, ра…чёт, во…раст.

 

 

 

Бабушка.

- Вот, молодец, внучок.

 (даёт ему шоколадную конфету). 

Речевая тема. «Все любят сладкое…»

Диалог учителя и Бабушки - сказочницы с учениками (во время диалога с учащимися учащиеся и учитель обращают внимание на приставки, использованные во время их сообщения; кроме того, они отмечены в заметках к слайду) .

- Кстати, античный мир шоколада не знал. Только после

открытия Америки Колумбом этот продукт стал известен в Европе.  В Древнем Египте, например, конфеты уже были. Египтяне не умели добывать сахар из свёклы и сахарного тростника, поэтому конфеты делали с использованием фиников, инжира, орехов и мёд (слайд 11-й).

 

  - Ребята, а вам известно из чего делают шоколад? (слайд 12-й)

Из какао и сахара. Сахар был знаком древним римлянам, его привозили из далёкой Индии, и поначалу использовали в медицине. Но вот какао европейцам известно не было, это растение из Центральной Америки.

 

- Какие ещё сладости любят и дети и взрослые, особенно летом?

Конечно же, мороженое! А вот мороженое (слайд 13-й) – давний друг человека. Ещё в Древнем Китае, во дворце императора подавали особое лакомство – снег и лёд, смешанные с кусочками апельсинов, лимонов, зёрнышками гранат.

 -  Вот так, сластёны!

V. Подведение итогов урока. Оценивание ответов учащихся.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие эпизоды урока вам понравились?

- Что вызвало трудность или осталось непонятным?

Бабушка.

- Спасибо вам, ребята, за помощь. Посмотрите, сколько ниточек вы добавили к моему волшебному клубочку. Собирайте знания по крупицам, и пусть они помогут вам стать счастливыми. Недаром в пословице говорится: «Счастье тот добывает, кто ученьем ума набирает».

 А чтобы вам легче было справиться с домашним заданием, я дарю вам вот такие памятки (правило и ОСК).

Буквы З, С на конце приставок

2. Буквы З, С на конце приставок

В приставках, оканчивающихся на (БЕЗ-,

ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими

согласными пишется З, перед глухими - С. Приставки З- в русском языке нет.

 

 

VІ. Домашнее задание (14 – слайд).

Придумать и записать 10 словосочетаний со словами с буквами З, С

на конце приставок.

 

    Записи на доске:

                Двадцать второе ноября

                      Классная работа

 

               Буквы З, С в префиксах

 

Разгораться – раскрасить

Вздрогнуть – всходить

Бездонный – бескрайний

Издать – испечь

 

                       Незнайка

Ветер разсердился на людей пуще  прежнего, здвинул брови, расвернулся

 да как  нашлёт на них стужу да вьюгу.

 

 

Безжальний, безплідно, безчесний; розписати, розказати, роздати.

doc
Додано
28 серпня 2018
Переглядів
1219
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку