Конспект уроку з російської мови для 6-го класу на тему "Дієслоово"

Про матеріал

Тип уроку:урок узагальнення та систематизації знань

Вид уроку:урок-подорож

Метою уроку була 1.Перевірка засвоєння навчального матеріалу ,систематизація знань про дієслово на новому рівні,вміння визначати дієслово від інших частин мови. 2 . Розвиток культури мовлення,розвиток творчих здібностей дітей, вміння аналізувати теоретичний матеріал і застосовувати його на практиці. 3.Виховувати учнів словом О.С.Пушкіна га прикладі його "Казки про царя Салтана"

Урок на тему "Глагол" доречно проводити після закінчення вивчення теми або на кінець учбового року. Цей матеріал допоможе при узагальненні та систематизації вивченого матеріалу з наступних розділів: "Лексика", Словотвір", "Морфологія".

Під час виконання завдань учні довдять правильність свого вибору, згадують правила, які вивчали на уроках російської мови. Дуже важливо надати можливість відповісти кожному.

Використання елементів зацікавленості допомогає вчителю активізувати діяльність учнів, підвищити інтерес до уроків російської мови, мотивувати дітей на оволодіння новими знаннями та вдосконалення навиків.

Мета заходу: створити умови для розвитку пізнавального інтересу дітей до учбового предмету і вміння використовувати знання, отримані впродовж учбового року на уроках російської мови в нестандартних умовах.

Задачі:1. Формування вмінь використовувати свої знання при рішенні цікавих завдань, розвиток пізнавального інтересу до предмету,удосконалювати навики правопису дієслів та навики виконання нестандартних завдань

2. Виховання активності та розвиток вміння доводити свій самостійний вибір при рішенні загальної цікавої задачі.
Перегляд файлу

Русский язык

6 класс

 

Тема урока.  Вас приглашает сказочная страна Глаголия.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: урок-путешествие

Цель урока:

привести в систему знания о глаголе на новом уровне;

развивать творческие способности детей,  умение анализировать теоретический материал и применять его на практике; 

воспитывать учащихся словом А.С. Пушкина на примере его «Сказки о царе Салтане…»;

Задачи урока:

закрепить умение определять глагол среди других частей речи;

формировать умение образовывать видовые пары;

совершенствовать навыки правописания –тся (-ться) в глаголе;

совершенствовать навыки выполнения нестандартных заданий;

развитие познавательного интереса к предмету.

Оборудование урока: учебник, карточки с заданиями, толковый словарь С.И.Ожегова, презентация в программе Power Point;

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

 

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности.

 — Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие к материку Морфология.  

 Чтобы  наше путешествие началось, вы должны сказать, что такое морфология?  

— Поскольку это путешествие необычное, то нашими спутниками станут герои сказки А.С. Пушкина (обращение к портрету)

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

К царству славного Салтана,

И желанная страна

Вот уж издали видна.

  Мы с вами находимся на материке Морфология  в стране Глаголии. Запишем тему урока, его эпиграф: «Сказка – ложь, да в ней намёк, //Добрым молодцам урок!» (А. С. Пушкин)

— Как выдумаете, какой смысл вкладывал в эти слова А.С. Пушкин?

— Очень хочется, чтобы наш урок-путешествие в сказочную страну Глаголию  помог вам обобщить известный материал о глаголе, привести в систему свои знания, выполняя нестандартные задания, и, конечно же, узнать что-то новое.  Вся работа станет для вас «хорошим уроком».

— Рассказал о Морфологии современного русского языка учёный В.В. Виноградов.

(Учащиеся читают об ученом  и записывают первое предложение Виктор Владимирович Виноградов – выдающийся  учёный и педагог.)

 

II. Воспроизведение знаний на новом уровне

  1. Нахождение глагола среди других частей речи

— Давайте узнаем жителей страны Глаголии, выполнив следующее задание:

выпишите из сказки Пушкина  однокоренные слова, определите, к какой части речи они относятся.

Мать и сын идут ко граду.

Лишь ступили за ограду,

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон

В колымагах золотых

Пышный двор встречает их;   

Все их громко величают

И царевича венчают

Княжей шапкой, и главой

Возглашают над собой –

И среди своей столицы,

С разрешения царицы,

В тот же день стал княжить он

И нарекся: князь Гвидон.

Какие признаки частей речи помогли вам успешно справиться с заданием и найти глагол?

— Как называются эти признаки?

2. По страницам Словарей

— Что же такое глагол? Какие общие признаки у всех жителей Глаголии?

— Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. В словаре В. И. Даля мы прочитаем: «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык»

 — Известный русский писатель А.Н. Толстой писал:  «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».

— В словаре С. И. Ожегова мы прочитаем:

глагол 1. высок, устар. Слово, речь.

       2. грамм. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, числам, лицам или родам.

наречься (устар.)  Принять имя, назваться  

глаголать (глаголет) - изрекать

3. Актуализация знаний об инфинитиве

— Очень много глаголов в сказках Пушкина. Посмотрим, какое движение фразе дают эти глаголы, выпишите глаголы, называющие действие героя первого чуда, поставьте их в форму инфинитива.

…Под елкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки ровные кладет

И с присвисточком поет

При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде.

Изумился князь Гвидон…

грызет – грызть

вынимает – вынимать

собирает – собирать

кладет – класть

поет – петь

— Выделите суффиксы инфинитива. Это словообразовательные или формообразующие суффиксы?

На что еще может оканчиваться инфинитив?  Приведите примеры.

— Чем инфинитив отличается от остальных глаголов? Почему это самые капризные жители страны Глаголии? Какие термины, называющие эту форму глагола, помогают лучше её понять? (неизменяемая форма глагола, начальная форма глагола, неопределённая форма глагола)

4. Актуализация знаний о видах глагола

— Все жители страны по результативности действия делятся на 2 группы. Назовите эти группы.

— Какие действия обозначают глаголы совершенного вида? Несовершенного вида? Определите вид выписанных глаголов.

— Назовите способы образования видовых пар:

  • присоединение приставки
  • замена суффиксов
  • изменение  ударения
  • замена одного слова другим         

— Образуйте видовые пары от выписанных вами глаголов в форме инфинитива.

— Что же получилось? 

ступил - ступить

ступать

собирает-собирать

собрать

видит – видеть

увидеть

кладёт – класть

положить

грызёт – грызть

сгрызть

поёт – петь

спеть

вынимает -  вынимать

вынуть

 изумился - изумиться

изумляться

 

— Почему нельзя заменять  глагол  парным видовым глаголом?

— Назовите среди записанных глаголов такие, которые, хотя и составляют видовую пару, но относятся к разному спряжению.

5. Словарно-орфографическая работа

— Есть у жителей Глаголии один интересный суффикс. Он отличается от всех необычным местоположением. Назовите этот суффикс.

- Как называются  глаголы с суффиксом   -ся?

- С каким чудом из сказки связаны глаголы «опустилась», «встрепенулась»? Запишите их в форме 3-е лица ед. числа будущего времени.

— Какую орфограмму можно прокомментировать, опираясь на эти слова?

  •  могла  (что сделать?) опуститься, встрепенуться (инф.)
  •    она  (что сделает?) опустится, встрепенётся (3-е л.)

6. Индивидуальная работа

—Затранскрибировать слова, связанные со вторым чудом из сказки:  вздуется, расплеснётся, очутятся (3 учащихся работают  у доски)                    

 [взду'ицъ]   [ръспл,исн,о'цъ]  [ач,у'т,ицъ]

— Сделайте вывод, почему бывают ошибки в написании  -ться, -тся?

7.  Актуализация знаний о наклонениях глагола

— Характеры у всех жителей Глаголии разные: некоторые жители любят повелевать кем-то, приказывать кому-то; другие мечтают о чём-то, рассуждают, летают в облаках; третьи работали, работают  и будут работать. О каких глаголах идёт речь? Как мы их узнаем?

  • глаголы изъявительного наклонения
  • глаголы условного наклонения
  • глаголы повелительного наклонения

— Кто из них занимает большую часть страны?  (Глаголы в изъявительном наклонении.)

- Определите наклонение глагола.


А теперь ты воротись,

Не горюй и спать ложись.4

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.4


7. Повторение синтаксической роли глагола.

- Выполните синтаксический разбор предложений по вариантам.   Каким членом предложения может быть глагол? О каком чуде говорится в этих предложениях?

III. Работа над нестандартным заданием. Работа по группам

— Мы побывали в гостях у жителей страны Глаголии. Каждый житель Украины  в 16 лет получает документ, удостоверяющий его личность, — паспорт.  Придумайте паспорт для жителя страны Глаголии. Какие данные вы включите в такой документ?  Каждая группа должна предложить свой вариант паспорта.

— Обменяйтесь мнениями, дополните друг друга.

 Перед вами предполагаемые паспортные данные жителя Глаголии. Проверьте, всё ли верно.

род                       спряжение

время                    вид

склонение              падеж

лицо                      число

наклонение           возвратность

собственное или нарицательное

одушевлённое или неодушевлённое

(Учащиеся проверяют список, объясняют, что является лишним и почему)

— Жители страны прощаются с вами и благодарят тех ребят, которые всё о  них узнали, хорошо изучили их характеры и их особенности.

 

IV. Домашнее творческое задание (по выбору). 

Сочините  лингвистическую  сказку о жителях страны Глаголии.

1

 

doc
Додано
18 лютого 2018
Переглядів
855
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку