Цель: ознакомить учащихся с понятием "река", "бассейн реки",дать комплексную характеристику реки: характер гидрографии и водный режим; закреплять умение пользоваться географической картой; развивать у учащихся зрительную память, логическое мышление, наблюдательность; воспитывать бережное отношение к окружающей среде, рекам, стремление расширять свой кругозор, умение применять полученные знания в практической деятельности.
Оборудование: физическая карта Украины, контурные карты Украины, карточки, аудио, видеозаписи о реках, презентация.
Тип урока: комбинированый
Ход урока
Епиграф урока:
«Рiка моя, життя моє… Люблю воду я твою ласкаву, животворну. Й береги твої чисті, та всіх людей, які трудяться, живучи на твoїх берегах. Кланяюсь тобi за ласку, за багатствo, яке дала ти моєму сeрцю. За те, щo дивлячись на тeбе, я стаю добрим, людяним й щaсливим, що можу любити тeбе усе життя, річка моя, душа могo народу».
О. Довженко
I. Организационный момент
II. Актуализация опорних знаний и умений
У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать,что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете.
О чем говорил Антуан де Сент-Экзюпери? ( о воде)
-Ребята, для чего нам нужна вода?
- Сколько дней может прожить человек без воды?
-А какая нам нужна вода ?
-Давайте вспомним, что включает в себя понятие “поверхностные воды”?
(Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Украина богата водами, которые находятся на суше – это поверхностные воды.)
Сегодня мы посвятим наш урок самому распространенному компоненту поверхностных вод.
-Отгадайте пожалуйста загадку, разгадка которой нам и подскажет, что это за компонент поверхностных вод.
- 1. Течет, течет – не вытечет; Бежит, бежит – не выбежит.
-Ребята как будет звучать тема нашего урока?
Тема нашего урока "Поверхностные воды Украины. Реки.
III.Повторение ранее изученного.
Прием «Блиц опрос»
1. Что называют рекой ..?
3. Место, где берет свое начало река, называют ....? (исток)
4. Место впадения реки в другую реку или море называют ...? (Устье)
5. Снижение, которое тянется от истока до устья, это ..? (Речная долина)
6. Углубление в речной долине, по которому воды текут постоянно, называют? (русло реки)
7. Каждая река имеет притоки .... какие? и как можно их определить? .. (Левые и правые, те притоки, впадающие в главную реку справа есть правыми.)
8. В зависимости от того, по какой местности текут реки, их различают ..? (Равнинные и горные).
9. Твердые породы, преграждающие русло на реке, называют ..? (пороги).
IV. Изучение нового материала
1. Общие особенности поверхностных вод Украины.
Посмотрите на физическую карту Украины, обратите внимание на размещение рек.
Можно ли назвать «реки кровеносной системой» Украины?
Задание . Определите по карте плотность речной сети Украины, Сделайте вывод в каких районах плотность речной сети наименьшая? В каких наибольшая? Почему?
Сегодня цель нашого урока дать комплексную характеристику реки по типичному плану. А чтоб достичь ее, мы совершим путешествие по реке на паруснике под названием« Успех» по самой большой реке Украины… Какой? Днепр . А останавливаться мы будем в речных портах -пунктах нашего плана.
(Видео из к.ф. «Дети капитана Гранта». )
План характеристики реки
Всі кажуть, що Дніпро старий,
І звуть Славуту дідом.
А він крутне у Чорторий
І – тільки піна слідом.
Або гуляє на лугах,
Цілує ніжно Десну,
і тій не спиться в берегах,
Любов глибоку, чесну
Зливає в серце молоде
Вона лише Дніпрові.
Такої вірної ніде
Я не стрічав любові.
Задание. По картам атласа определите основные реки, которые составляют бассейн Днепра. К бассейнам каких морей относится река Днепр?
3. Прием «Мозговой штурм».
Есть такое выражение «Реки - дочери климата».
Согласны ли вы с этим?
Различают следующие фазы водного режима: половодье, паводок, межень, ледостав.
Почему количество воды в реках не бывает одинаковым в течении всего года? В какое время наступает половодье? Межень? Паводок?
5. Работа рек.
Тема работы рек тоже нашла свое отображение в поэзии .
Составьте логическую схему работы Днепра.
Дніпро клекоче, стогне, плаче
Й гриву сивую трясе;
Він реве й на камінь скаче,
Камінь рве, гризе, несе…
Логическая схема : Разрушает – переносит– откладывает
6. Гидрографическая характеристика.
Прием «Словарик»
Задание. Выпишите в тетради основные понятия, которые являются гидрографической характеристикой.
1. Падение реки - это превышение ее истока над устьем, выраженное в метрах.
2. Уклон реки - отношение ее падения (в сантиметрах) к длине реки (в километрах).
Географическая задача
Определите уклон и падение реки Днепр, если высота истока 255 м., устья 186 м., а длинна реки 147 км.
П= 255-186=69 м
У=6900: 147 = 47см\км
Физкультминутка.
Это-правая рука,
Это- левая рука.
Справа- шумная дубрава,
Слева- быстрая река…
Обернулись мы, и вот
Стало всё наоборот.
Слева- шумная дубрава,
Справа- быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?
Минутка релакса.
На берегу реки.
Ребята, представьте, что вы на берегу реки. На улице тепло, ярко светит солнце, лучики нежно касаются вашего тела… Вам хорошо и приятно… Вы зашли в реку, и вашим ногам стало так легко, прошла усталость. Вода теп лая и приятная… Вы присели на берег, ноги в воде… Вы отдыхаете… Вы спокойно дышите, смотрите на реку, трогаете еу руками, любуетесь красотой при роды… Вы хорошо отдохнули. Вы жизнерадостны, бодры, у вас хорошее настроение!
Работа с контурной картой
Наше путешествие подходит к концу. Давайте наш путь обозначим на контурной карте.
V. Итог урока
« Прием микрофон»
Когда мы проплывали по реке, я заметила бутылку, задумалась и вспомнила, что в прошлые времена, когда нужно было отправить какое-то сообщение из одного пункта в другой, человек пользывался бутылочной почтой.
Я ее достала из воды, и вот смотрите, здесь письмо. А письмо не от кого-то , а от самой реки.
Ой, рятуйте мене, люди,
Витягайте зі сміття,
Що кидають в мене всюди
І не дають мені життя.
Мотлохом та склом побитим
Вкрились русло, береги.
Не хотять вже воду пити
З мене коні і птахи.
Задихаюсь від бензину,
Масла, бруду; хоч умри,
Як почнуть оті машини
Мити в річці шофери.
Стали люди добре жити,
Та невже ж оцей прогрес
Має річку погубити?
Я волаю «SOS»!
Давайте подумаем как помочь реке.
VI. Домашнее завдание
Параграф 24
Письменно выполнить характеристику рек Украины.
Подготовить сообщение о малих реках Криворожья
Спасибо за работу!
Счастливого путешествия по рекам Украины!
План характеристики реки
План характеристики реки
План характеристики реки
План характеристики реки
План характеристики реки