Дата_____________ Правоведение 9 класс
Урок № 13
Тема: Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
Цель: углубить и расширить знания учащихся о правах человека и гражданина, ознакомить учащихся с понятиями «права и свободы человека», их классификацией, ознакомить присутствующих с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка, познакомить учащихся с группами прав человека, указать на обязательное их соблюдения всеми гражданами Украины, что является одним из конституционных обязанностей, усовершенствовать навыки работы с источниками информации; развивать умения высказывать свое мнение, решать юридические задачи, предостерегать от совершения правонарушений, способствовать воспитанию правомерного поведения, воспитывать уважение и необходимость соблюдения законов, прав и обязанностей.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, тексты правовых документов, наглядный материал.
После этого урока учащиеся смогут:
Ход урока
І. Организационный момент
Добрый день! Рада всех вас видеть в хорошем настроении и полными сил. Ребята, сегод-ня к нам на урок пришли гости – учителя и завучи нашей школы. Надеюсь, что информа-ция, полученная на уроке, будет полезна и интересна не только для учеников, но и для вас. Начинаем нашу работу.
ІІ. Актуализация опорных знаний
Учитель: Давайте вспомним, какие темы мы изучали на предыдущих уроках. (Конституция Украины. Гражданство Украины).
Учитель: Сейчас мы попробуем вспомнить основные понятия, которые изучали на про-шлых уроках. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнюю дату.
И переходим к первому заданию. Выполним его с помощью приема «Я знаю. А вы?» я вам говорю, что знаю я, если вы тоже это знаете, ставите в своих тетрадках +, если нет - -
1. Я знаю, как называют человека, который постоянно проживает на территории одного государства, пользуется правами и выполняет обязанности. А вы?
2. Я знаю определение понятия «гражданство». А вы?
3. Я знаю, как называют лицо без гражданства. А вы?
4. Я знаю, кто такой бипатрид. А вы?
Учитель: Ну что, ребята, у кого четыре + ? у кого три?
Давайте проверим. Итак…
Кто даст определение термина гражданство? Гражданство –это …
Лицо без гражданства называют … (апатрид).
Кто же такой бипатрид?.. (Это человек имеющий два и более гражданств).
Учитель: Хорошо. А кто объяснит, может быть гражданин Украины бипатридом? (Нет).
-А почему? (Согласно Закона Укр. “О гражданстве Укр.”, на тер-и Укр. существует единое гражданство).
ІІІ. Организация учебной деятельности
Учитель: Человек – самое ценное сокровище. Каждый из вас – личность, и именно тако-го человека, как вы, больше нет и не будет на этой земле. Известный украинский поэт Василий Симоненко писал о неповторимости каждого человека:
Ти знаєш, що ти – людина,
Ти знаєш про це, чи ні?
Усмішка твоя – єдина,
Мука твоя – єдина,
Очі твої одні.
IV. Мотивация учебной деятельности
Учитель: Человек является частью природы и одновременно является составной обще-ства. В связи с этим он подчиняется законам природы, а также социальным нормам: обы-чаям, традициям, моральным, правовым нормам. Природные возможности человека зна-чительны, однако не безграничны. Кроме того, социальные нормы ограничивают поведе-ние людей в обществе: не каждое «хочу» воспроизводится в понятии «могу». А что мож-но? Есть ли что-то такое, что полностью принадлежит человеку, такое, что никто не мо-жет и не решится отобрать у него? Подумайте, а я вам немного помогу и прочитаю стих:
Я маю право
Я маю право жити на землі,
Творити, дихати, учитись.
Примножувать багатства всі її,
Своєю Україною гордитись.
Я маю право Україну восхвалять,
Боротися за неї, і за честь стоять.
Безкрайнії поля її любити,
І щовесни журавликів із вірою зустріти.
Я маю право на веселку й на весну,
На щедру осінь і на тепле літо,
На зиму, так безмежно чарівну,
І на лани із стиглим житом.
На золотаве сонце в небесах,
Що щедро Україну зігріває.
На соловейка спів в гаях,
І на любов батьків, безмежну і безкраю.
Вопрос:
- Какое основное слово в этом стихотворении? (Право)
- Что никто не может и не осмелится отнять у человека? (Его права и свободы)
Учитель: Учитывая ваши высказывания можно утверждать, что человек имеет права.
10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав че-ловека, поэтому каждый год 10 декабря мировое сообщество отмечает День прав челове-ка. Поэтому и мы в канун такого важного для всего человечества события поговорим о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина, которые закреплены в Консти-туции нашего государства. Поэтому запишем тему урока «Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина».
Работать на уроке мы будем по следующему плану:
1. Конституционные права и свободы человека и гражданина.
2. Международные документы и организации в сфере защиты прав человека.
3. Обязанности граждан Украины.
V. Изучение нового материала
Учитель: Для того чтобы человек мог существовать, как биологическое существо, ему нужна возможность иметь пищу, жилье, одежду – тоесть личные, неотъемлимые права. Поскольку человек живет в обществе, ему, как члену общества, нужно иметь возмож-ность учиться, работать, быть свободным, равноправным. Поскольку человек живет в го-сударстве и имеет с ним правовую связь, ему нужна возможность участвовать в жизни этого государства, политические права.
Работа с учебником
Учитель: Основной Закон нашего государства - Конституция Украины - закрепляет пра-ва и свободы граждан Украины. Юридическая наука все права и свободы объединяет в пять групп. Проработайте схему 23 на с. 82 учебника и определите основные группы прав и свобод человека. (личные, политические, экономические, социальные и культур-ные).
Работа с понятием
Права и свободы человека - это возможности человека, необходимые ему для суще-ствования и развития.
Работа с Конституцией Украины
Учитель: Прочитайте ст. 3 Конституции Укр. (с. 68 учебника) и объясните, как вы ее по-нимаете, является ли она подтверждением существования демократии в Украине? Но сначала давайте вспомним, что такое демократия? (политический режим, при котором единственным источником власти признается народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа). Американский государственный деятель Авраам Линкольн гово-рил: “Демократия – это когда люди управляют людьми во имя людей”.
Хорошо, ознакомтесь со статьей. (заслушать ответы)
Государство в своей деятельности ограничено правами человека и создает условия для реализации этих прав, то есть гарантирует права.
Учитель: Путь человечества к современному пониманию прав человека был длитель-ным. В давние времена поведение людей регулировал обычай. С развитием человеческо-го общества и образованием государства регулировать поведение людей начали право-вые нормы. Однако люди не были равны между собой. Правовые нормы оказывали од-ной части общества больший объем прав, другой - меньше или не предоставляли ника-ких прав вообще. Например, какие права мог иметь раб, которого самого считали вещью, принадлежавшей хозяину? (никаких).
С дальнейшим развитием общества, особенно во времена великих революций 17-18 вв., получила распространение идея о том, что люди от рождения свободны и равны в пра-вах.
Борьба за независимость английских колоний в Северной Америке закрепила стремление людей быть равными и свободными в Декларации независимости 1776 г .: «Все люди со-зданы равными, все они наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к которым относится жизнь, свобода и стремление к счастью».
В 1945 году была создана комиссия Организации Объединенных Наций (ООН) по пра-вам человека, которая подготовила международные документы, определявшие права и свободы человека, а 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла первый такой документ - Всеобщая декларация прав человека. Она содержит 30 статей, в ко-торых определены основные права и свободы человека.
10 декабря 1948 Генеральная Ассамблея ООН на своем заседании в Париже приняла Все-общую декларацию прав человека. (записать в тетрадь).
Учитель: Какое слово для вас было новым? (Декларация)
Давайте запишем его значение Декларация - официальный документ, в котором прово-зглашены определенные принципы и положения.
Учитель: Сегодня дети составляют значительную часть населения мира.
Чтобы новорожденный ребенок стал человеком, - его следует окружить любовью, забо-той. Украинские пословицы ярко это демонстрируют:
Вопрос:
1. Существуют ли у ребенка права?
2. Зачем детям нужны права?
3. В чем отличие прав ребенка от прав взрослого человека?
Учитель: Права ребенка - это определенные специфические возможности, которые необ-ходимы детям для существования и достижения зрелости.
Послушайте внимательно, сколько правовых документов было принято, чтобы вырабо-тать и усовершенствовать права ребенка.
10 ноября 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребенка (записать в тетрадь), тем самым отразила стремление людей планеты в защите детей.
Учитель: Конвенция - договор между государствами, который заключается в какой-то специальной отрасли по целому ряду вопросов. (записать в тетрадь)
Учитель: Ознакомить вас с правами детей в соответствии с Конвенцией ООН мне хоте-лось бы с помощью стихов. Прослушав стихотворение, вы должны сказать о каком праве ребенка идет речь.
- Вчити ми дітей повинні,
Бо знання усім потрібні.
Знають це всі люди в світі,
Знають це маленькі діти.
Каждый ребенок имеет право на образование
Коли в дитини щось болить –
Терпіти біль негоже,
До лікаря їй слід сходить –
І він їй допоможе.
Все дети имеют право на медицинское обслуживание
Дитина має право вирости красивою,
Розумною, здоровою, щасливою.
Для цього, хочу вам сказати,
Вона повинна відпочивати.
Все дети имеют право на отдых и досуг
Десь у світі свищуть кулі
І до школи не дійти…
Ми повинні вберегти
Всіх дітей від бід війни.
Ни один ребенок не должен быть жертвой насилия или войны
Дитина кожна має право,
Щоб і неї тато був і мама.
Про тих, у кого їх немає, Держава наша дбати має.
Особая забота о детях без семей
Хай різні в дітей і шкіра, і мова,
Посмішка інша і різні думки,
Право у них є усіх однакове –
Бути потрібними – не навпаки.
Все дети равны в правах
Учитель: Сейчас проблема детства - одна из важнейших проблем нашей страны.
На сегодня в Украине три четверти детей - дети с хроническими болезнями. Появился новый тип детей - «дети улицы», особенно в крупных городах. Это лица, которые оста-вили родные дома и живут и питаются, как заблагорассудится. Из этого следует вывод, что детство в Украине требует более усиленной охраны и заботы со стороны госу-дарства.
Учитель: Я подготовила для вас небольшую памятку "Куда можно обратиться, когда на-рушены права ребенка». Надеюсь, ваши права никогда не будут нарушены, но вы будете осведомлены.
Учитель: Всем известно, что прав без обязанностей не существует. Обязанности закре-плены не только в нормативно-правовых актах, но и в народной мудрости, в частности пословицах и поговорках.
Работа с учебником
С помощью материала в учебнике, ознакомтесь с Конституционными обязанностями
(п. 3 с. 84 – 85).
Задание
- Определите, о каких обязанностях идет речь в пословицах и поговорках.
Батьківщина – мати, умій за неї постояти.
Жити – Вітчизні служити.
Защищать Родину, независимость и территориальную целостность Украины.
Природа не храм, а майстерня і людина в ній працівник.
Обязанность не наносить вред природе
Україна – рідний край, про її добробут дбай.
Обязанность платить налоги и сборы
Также уважать государственные символы Украины; соблюдать Конституцию и законы Украины, не посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей.
VI. Обобщение изученного материала
Учитель: Обобщить полученные знания нам поможет игра «Сказочные герои и наруше-ние прав»
Беседа
Учитель: А теперь ответте на вопросы: (подсказки на с. 82 уч-ка)
Определите, какие права нарушены в данной ситуации.
Учитель: Если вас попросят изобразить символ свободы, какой предмет-символ выберете вы? Какого цвета будет ваш символ? Подумайте и зобразите ваш символ в тетради
VII. Итоги урока и оценивание
Человек – это самое большое богатство, которое есть на Земле. И поэтому права, кото-рые существуют, должны быть направлены на благо человека.
VIII. Домашнее задание
Проработать § 11, выполнить задание 10 на с. 89-90 (проанализировать ситуации устно)
опережающее задание: подготовить сообщение об Уполномоченном ВР по правам человека.