Контрольная работа по теме
«Обособленные определения и обстоятельства»
I вариант
(Задания 1 – 12 оцениваются в 0,5 балла).
А) обособленными могут быть все члены предложения;
Б) обособленные члены предложения представляют собой дополнительное сообщение;
В) обособленные члены предложения служат для уточнения какого-либо слова в предложении.
2. Найдите предложения с обособленными членами (знаки препинания не расставлены):
А) Он нетерпеливо теребил снятую с правой руки перчатку.
Б) Не сиди сложа руки так и не будет скуки.
В) Небо полное грозою всё в зарницах трепетало.
Г) Бросая в темноту блики света горячим пламенем горел костер.
3. Укажите предложение с обособленным согласованным определением:
А) К трем часам дня мы вышли на песчаный бугор среди болот, заросших сухим папоротником.
Б) Не работая, сыт не будешь.
В) Товарищ его, лейтенант, покатывался со смеху.
4. Укажите предложение, в котором определение не обособляется (знаки препинания не расставлены):
А) Улица ведущая в город была свободна.
Б) Терек воет дик и злобен средь утесистых громад.
В) Вышедший рано утром отряд прошел уже четыре версты.
5. Укажите предложение с обособленным приложением:
А) Утомленные трудным переходом, путники отдыхали у костра.
Б) Раньше тут помещался кабинет директора школы Полины Аркадьевны, грозной маленькой старушки.
В) Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алтапыча.
6. Найдите предложение с обособленным обстоятельством (знаки препинания не расставлены):
А) Заинтересованная прочитанным она долго не могла заснуть.
Б) Читать лёжа вредно для детский глаз.
В) Впереди быстро шла обогнав нас группа туристов.
7. Укажите предложение с обособленным обстоятельством образа действия:
А) Сопровождаемый офицером, комендант вошел в дом.
Б) На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна собралась ехать.
В) Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.
8. Определите тип обособленного обстоятельства:
1) Шум, удаляясь, затихал.
2) Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь.
3) Грузовики, рыча, неслись куда-то.
А) обстоятельство образа действия; Г) обстоятельство места;
Б) обстоятельство времени; Д) обстоятельство цели.
В) обстоятельство причины;
9. Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется (знаки препинания не расставлены):
А) Он шел не торопясь.
Б) Пошумев река успокоилась.
В) Клубясь ниже опускались рваные тучи.
10. Укажите, сколько запятых нужно поставить в предложении:
Где-то в чаще не добежав до нас заглох ветерок.
А) одна запятая;
Б) две запятых;
В) три запятых.
11. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены неверно:
А) Весь день они работали, засучив рукава.
Б) Стоянка наша в бухте Камранг, вопреки ожиданиям, затянулась.
В) О прогулке он рассказывал смеясь.
12. Укажите предложение с обособленным согласованным определением стоящим после определяемого слова и выраженным адъективным оборотом (именем прилагательным с зависимыми словами):
А) Струйки дыма вились в ночном воздухе, полном влаги и свежести моря.
Б) Театр осаждало молодое море, буйное, напористое.
В) Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.
(Задания 13 – 15 оцениваются в 1 балл).
13. Найдите соответствие между выделенным членом предложения и его характеристикой:
1) Боясь непогоды, птицы улетают на юг.
|
А) обособленное обстоятельство уступки, выраженное субстантивным оборотом (существительным с зависимыми словами); |
2) Не спит только кормщик, молчаливый северный старик. |
Б) обособленное обстоятельство причины, выраженное деепричастным оборотом; |
3) Несмотря на прохладное утро, день обещал быть хорошим. |
В) обособленное несогласованное определение, выраженное причастным оборотом; |
4) Огни, мерцавшие в окнах, еле-еле освещали дорогу.
|
Г) обособленное приложение, выраженное субстантивным оборотом (существительным с зависимыми словами); |
Д) обособленное согласованное определение, выраженное причастным оборотом; |
14. Дайте характеристику выделенным членам предложения:
А) Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем.
Б) Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал что-то капитану.
В) Желтый свет месяца, глядевший в пустоты окон, не мешался с темнотой.
Г) Дорогу тянет в море, она, извиваясь, подползает ближе к песчаной полоске, куда взбегают волны.
15. Перепишите предложения, правильно расставив знаки препинания:
А) Уносятся вдаль к лесу звонкие молодые голоса поющие песню.
Б) Казак мой вопреки приказанию спал крепким сном держа ружье обеими руками.
(Задание 16 оценивается в 3 балла).
16. Выполните полный синтаксический разбор предложения.
Покрытые инеем, скалы уходили в неясную даль, искрящиеся, почти прозрачные.
Контрольная работа по теме
«Обособленные определения и обстоятельства»
II вариант
(Задания 1 – 12 оцениваются в 0,5 балла).
А) главные члены предложения не обособляются;
Б) обособленными называются члены предложение, выделяемые по смыслу и интонационно;
В) обособленные члены уточняют какой-либо член предложения.
2. Найдите предложения с обособленными членами (знаки препинания не расставлены):
А) Я сидел погруженный в глубокую задумчивость.
Б) С косогора далеко была видна молчаливо утонувшая в сумраке крепость.
В) Я рано проснулся и долго лежал не шевелясь.
Г) Вдали сливаясь с небом громоздились горы.
3. Укажите предложения с обособленным согласованным определением:
А) Жухрай, матрос, с нами не разговаривал.
Б) Утомленный дневным переходом, Семенов заснул скоро.
В) Часы, шипя, двенадцать раз пробили в соседнем доме.
4. Укажите предложение, в котором определение не обособляется (знаки препинания не расставлены):
А) Убранные сухим золотом сады почти не роняли его на дорожки и горели во всей красе.
Б) Они вступили в коридор узкий и темный.
В) Ленивый от природы он был ленив еще и по своему лакейскому воспитанию.
5. Укажите предложение с обособленным приложением:
А) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы.
Б) Все, за исключением Вари, громко аплодировали певцам.
В) Бледный, он лежал на полу.
6. Найдите предложение с обособленным обстоятельством (знаки препинания не расставлены):
А) Весь день он работал спустя рукава.
Б) Утомленные непривычной верховой ездой мы устало слезаем с лошадей.
В) Высоко надо мною тяжело и резко рассекая воздух крылами пролетел осторожный ворон.
7. Укажите предложение с обособленным обстоятельством уступки:
А) Грохот, не умолкая, катился дальше.
Б) День был жаркий, светлый, лучезарный, несмотря на перепадавшие дождики.
В) Выросший в нищете, Павел враждебно относился к богатым.
8. Определите тип обособленного обстоятельства:
1) Пена, тая, шипела и вздыхала, и все кругом было заполнено музыкальным шумом и плеском.
2) Дорогу тянет к морю, она, извиваясь, подползает ближе к песчаной полоске, куда взбегают волны.
3) Лошади, покачивая головами, шли дружно.
А) обстоятельство образа действия; Г) обстоятельство места;
Б) обстоятельство времени; Д) обстоятельство цели.
В) обстоятельство причины;
9. Укажите предложение, в котором обстоятельство обособляется (знаки препинания не расставлены):
А) Мальчик отвечал на вопросы не смущаясь.
Б) Он бежал сломя голову.
В) От Урала до Дуная колыхаясь и сверкая движутся полки.
10. Укажите, сколько запятых нужно поставить в предложении:
Отбрасывая синеватые тени на сверкающий снег с хищным криком кружат над тундрой чайки.
А) одна запятая;
Б) две запятых;
В) три запятых.
11. Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены верно:
А) Они трудились, не покладая рук.
Б) Солнце, спрятавшись за узкое сизое облако, золотит его края.
В) Мир, солнечный, пахучий окружил нас.
12. Укажите предложение с обособленным несогласованным определением, стоящим после определяемого слова и выраженным субстантивным оборотом (именем существительным с зависимыми словами):
А) Карл Иванович, с очками на носу и книгой в руке, сидел на своем обычном месте.
Б) Им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни.
В) К трем часам дня мы вышли на песчаный бугор среди болот, заросший сухим папоротником
(Задания 13 – 15 оцениваются в 1 балл).
13. Найдите соответствие между выделенным членом предложения и его характеристикой:
1) Благодаря отливу снегов, мы легко могли различать дорогу.
|
А) обособленное обстоятельство причины, выраженное субстантивным оборотом (существительным с зависимыми словами); |
2) Хороший музыкант, Сережа часто выступает на школьной сцене. |
Б) обособленное несогласованное определение, выраженное причастным оборотом; |
3) Тревога, смутная и неясная, все крепче охватывала его. |
В) обособленное приложение, выраженное субстантивным оборотом; |
4) Лодка Челкаша остановилась и колебалась на воде, как бы недоумевая.
|
Г) обособленное обстоятельство образа действия, выраженное деепричастием; |
Д) обособленное согласованное определение, выраженное однородными одиночными прилагательными. |
14. Дайте характеристику выделенным членам предложения:
А) Зарю, вспыхнувшую на востоке, тотчас опять заволокло туманами.
Б) Страстно преданный барину, он, однако ж, редкий день в чем-нибудь не солжет ему.
В) За неимением другой дичи, я послушался моего охотника и отправился в Льгов.
Г) Усмехнувшись, Егоров протянул руку.
15. Перепишите предложения, правильно расставив знаки препинания:
А) Из лесу из-за дома лесничего чуть видного ребятам двигались повозки.
Б) Отраженные играющим морем эти звездочки прыгали по волнам то исчезая то вновь блестя.
(Задание 16 оценивается в 3 балла).
16. Выполните полный синтаксический разбор предложения.
Сад, все больше редея, спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком.