23 квітня о 18:00Вебінар: Шкільна територія як об'єкт STEАM-дослідження

Урок російської мови "Части речи"

Про матеріал
Урок у 6 класі. В ігровій формі учні вивчають самостійні і службові частини мови. Вчитель розпочинає ознайомлення дітей із морфологією. Подальша робота буде націлена на детальніше вивчення кожної частини мови окремо.
Перегляд файлу

 

 

 

Тема :    Общее представление о частях речи . Самостоятельные и

               служебные части речи .

Р. Т.     «  Отдых. Каникулы».

 

Ожидаемые    -  сформировать общее представление о частях речи ;

результаты:    - знать, по каким признакам различаются самостоятельные и

                          служебные части речи ;

                        - уметь распознавать  самостоятельные и служебные части речи ;

                        - совершенствовать умения работать в парах , группах ;

                        - развивать навыки осознанного чтения и умение пересказывать

                          прочитанный текст ;

                        - формировать стремление к здоровому образу жизни, активному

                           отдыху;

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений, навыков.

 

Формы работы: групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

 

Оборудование: учебник , мультимедийный проектор , карточки .

 

                                                ХОД   УРОКА:

 

 

І . Организационный момент.

 

ІІ. Актуализация опорных знаний:

 

 1.Знакомство с грамматической сказкой В.Волина  «Весёлая грамматика»

 

 «Как Морфология порядок навела».

 

Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого

 

порядка!

 

Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо

 

 получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. Призовём-ка

 мы на помощь Морфологию!"

 

- Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.

 

- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.

 

- А на какие вопросы вы отвечаете ?

 

- Кто ? Что ?

 

- Отныне вас будут называть « Имена существительные» - приказала Морфология.

 

- А мы обозначаем действия, и отвечаем на вопросы что делать ? что сделать? - отрапортовали другие слова.

 

- А вас будут все называть «Глагол», - ответила Морфология. Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.

 

Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения,

 

грамматической и синтаксической функций стали называться своими именами.

Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика. У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Союз, Частица, Междометие.

2. Фронтальная беседа:

1. О каком разделе грамматики идет речь в сказке?

2. Что изучает раздел «Морфология»?

3. Что позволило Морфологии навести порядок в своём королевстве?

 

ІІІ . Изучение нового материала.

 

 1. Объявление темы и цели урока .

 

- Как вы уже догадались, тема урока – «Самостоятельные и служебные части речи». Запишите тему в тетради. Попытаемся сформулировать цель нашего урока (уметь определять части речи, научиться отличать самостоятельные части речи от служебных).

 

2. Работа с мультимедийным проектором.

 

- Посмотрите на экран. На какие две группы делятся части речи ?

- Все ли части речи отображены на слайде? (нет междометия)

- Почему междометие не попало на слайд?

 

3. Индивидуальное самостоятельное задание:

 

- Проверим ваше знание частей речи. Из стихотворения упр . 179 выпишите

 в тетрадь примеры частей речи и добавьте по одному своему примеру:

 

Существительное - школа,

Просыпается - глагол.

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришел.

Встали мы - местоименье,

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни - у нас частицы.

 

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах!

А потом

У тёплой печи

Повторяем части речи.

 

4. Работа с текстом упр. 174.

- Чтение . Что нового вы узнали о значении слова «каникулы»?

- Пересказать прочитанное.

- Письменно ответить на вопросы упр. 175 одним словом , выраженным какой- либо частью речи .

- Работа в парах. Составить диалог о том , как каждый из вас провел осенние каникулы. (5-6 реплик)

 

ІV. Закрепление материала:

1. Работа в группах. Каждой группе выдается карточка.

 Распределите слова по частям речи .

 

Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, сегодня, вчера, мне, от, к, до, а, но, и, да, не, ни, Ой! Эх! У!

 

2.Загадки о частях речи.                                                                                              Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.

А чтоб не обижался весь честной народ,

Оно всегда имеет и число, и род.

(Имя существительное).

 

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за всем следит ...(Глагол).

 

Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

(Имя прилагательное).

 

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счёте их знает.

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют,

Часто при этом они ошибаются,

Как его звать, кто скорей догадается?

(Имя числительное).

 

Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает

КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?

ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?

(Наречие).

 

Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Вместо признака предмета

Применяем тоже это,

И количество предметов

Заменяет часто это.

Нам на всё оно укажет,

Но имён ничьих не скажет.

Часто очень применяется,

Сильно очень изменяется.

Без него, как ни крутись,

В речи нам не обойтись.

(Местоимение).

 

В предложении на службе

С падежом всегда он в дружбе,

На него показывает

И слова все связывает.

 (Предлог).

 

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

(Союз)

 

 3 .Тесты .

 

1. Что обозначает имя существительное?

 

а) предмет б) признак предмета в) действие предмета

 

2. Что обозначает имя прилагательное?

 

а)признак действия предмета б) признак предмета в) действие предмета

 

3. Что обозначает глагол?

 

а)количество предметов б) признак предмета в) действие предмета

 

4. Из данных слов выберите имена существительные:

 

а) вдруг , весело б) бегать, играть в) солнце , свет

 

5. Из данных слов выберите наречия:

 

а) светлый, добрый б) бегать, играть в) вдруг, весело

 

-6. Из данных слов выберите глаголы:

 

а) полезный, умный б) бегать, играть в) семь, двое

 

7. Из данных слов выберите самостоятельные части речи:

 

а) дом, мама, весёлый б) бегать, но, из в) я, около, вчера

 

8. Из данных слов выберите служебные части речи:

 

а) меч, из, красиво б) и, не, да в) дверь, звезда, думать

 

Ключ:

 

1 – а

 

2 – б

 

3 – в

 

4 – в

 

5 – в

 

6 – б

 

7 – а

 

8 – б

 

V. Итог урока .

 

Рефлексия.

 

- Удалось ли достичь цели урока, решить поставленные задачи? Что помогало в этом, что препятствовало? Какой опыт мы будем использовать в дальнейшем?

 

VІ.Домашнее задание:

 

По выбору:

 

1 вариант: выполнить задание в учебнике упр.181 А, Б (репродуктивного типа).

 

2 вариант: сочинить сказку о самостоятельных и служебных частях речи

 

(творческое задание).

doc
Додано
19 лютого
Переглядів
67
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку