Кто главный герой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Про матеріал

Кто главный герой романа М.А.Булгакова

«Мастер и Маргарита»?

В ходе анализа по образам на уроке формируется понимание основных философских и нравственных проблем, поднимаемых автором в романе. В диалоге и дискуссиях определяется стержневая идея романа. Учитель в ходе цикла уроков еомогает уч-ся в формировании аналитических навыков, систематизации материалов к выступлению; учит этике дискуссии и культуре общения.

Перегляд файлу

 Конспект спаренного  урока

                                                                                             литературы в 11 классе.

 Учитель коллегиума  № 98 Котик А.А.

 

 

            Тема. Кто главный герой романа М.А.Булгакова           

                                 «Мастер и Маргарита»?

 

Цель. В ходе анализа  по образам  сформировать понимание  основных философских и нравственных проблем, поднимаемых автором в романе. Выявить стержневую идею романа. Продолжить  отработку  аналитических навыков, систематизации материалов  к  выступлению; учить этике дискуссии и культуре общения.

 

 Оборудование:

компьютер, мультимедийная установка, текст романа.

 

                  Ход урока

                                                                 Граница между светом и тенью – ты.

         Станислав Ежи Лец

  1. Учитель

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы -
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе:
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

 

Это отрывок стихотворения Юрия Левитанского -  первая страница нашего последнего урока о романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». На прошлых уроках мы говорили о тех проблемах, которые затрагивает автор  в своем пр-нии, о поступках героев, каждый из которых так или иначе  стоял перед выбором и сделал свой шаг, определивший не только его настоящее, но и будущее.

 

  • Что мог выбрать Мастер? ( борьбу) А выбрал?
  • Какой выбор стоял перед Понтием Пилатом и Иешуа?
  • Какой  шаг Маргариты  был самым решающим?
  • И каждый, кто попадает в круговорот  «деяний» веселой троицы,  по сути тоже выбирает дорогу в завтра. Другое дело, что Воланд,  грустно ухмыляясь, уже точно знает, какой выбор они сделают.

 

  Выбор, который мы делаем, говорит обо многом: о нашем характере и его силе, о мировоззрении и о глубине души, о поисках истины и осознании  смысла жизни.  А ведь  весь выбор можно свести к одному вопросу, ответ на который и будет сутью человека – Зачем я это делаю?

Каждый из героев романа, отвечая на него, обнажил ту идею, которая была вложена в него автором. Отсюда многоголосие героев и переплетение мыслей. Чей же голос  самый  громкий, кто самый главный герой романа?  чья идея самая важная и какая вообще самая главная мысль – стержневая идея романа? – об этом и будет сегодня наш урок – размышление.

 

  1.        На предыдущих уроках мы  говорили о «троемирии» в романе. (Мир настоящего – Москва 30-х годов;  Мир  библейский и Мир Вечности)                        Кто олицетворяет эти миры?  (Мастер и Маргарита; Понтий Пилат и Иешуа; Воланд). Вот они те, самые главные герои, о которых  пойдет сегодня  речь.

 

            Перед тем, как мы предоставим слово нашим выступающим, давайте приготовим  в тетради таблицу, куда  будем вносить  итог наших размышлений о каждом герое.

 

Мастер

 

Маргарита

 

Понтий Пилат

 

Иешуа

 

Воланд

 

 

  1. Наши поиски  самого главного героя мы начнем с  имени, которое стоит первым в названии романа.

(слайд 4)  Мастер. Он не заслужил света, он заслужил покой.

 

  • Выступление учащегося  с рассказом о Мастере, как одном из главных героев романа. ( опорные вопросы -  кто такой Мастер? Что отличает его от других жителей Москвы и других писателей? Что за роман он пишет, почему выбор темы был уже неправильным? Почему  критики так набросились на его роман? Почему сжигает рукопись?  Что для него главное в жизни? Можно ли его назвать самым главным героем, ведь имя его вынесено в название книги?)
  • ( вопросы для обсуждения – слайд)

  - В чем трагедия Мастера?

 -  Какова мысль Булгакова в том, чтобы назвать  героя Мастером,

     не давая ему имени?

 -  Почему  Мастер «не заслужил света», а ему дарован  покой?

 -  Почему, несмотря на то, что Мастер уходит из мира людей, финал романа

    о нем   звучит оптимистично?

                   -  Какова  идея образа героя?

 

  • ( вносим записи в таблицу)

Мастер

 Искренний, глубокий, гениальный  писатель. Бескорыстный, несущий  в душе свет мысли. Не борец.  Страх и отчаяние парализовали волю и обнажили слабость. Вместо «света» получает «покой»

 

 

  1. Любовь выше закона, выше правды и выше справедливости, ибо в основании милости и прощения лежит любовь, на ней и ей эти добродетели держатся. (патриарх Алексий II)

 

(Слайд 5)   Маргарита. …любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя…

 

( опорные вопросы – Как встретились Мастер и Маргарита? Чем полны были ее глаза? Кем была Маргарита до встречи с Мастером? Муза  для Мастера. Маргарита и Воланд)

 

               ( вопросы для обсуждения – слайд)

 

  • В чем сила Маргариты?
  • В чем смысл  «столкновения» Маргариты с нечистой силой?

 

 

 

Маргарита

умная, гордая, смелая, искренняя, страстная.   Ради Мастера она готова  отвергнуть гордость. Своей любовью и верой спасла любимого человека, прошла через невероятные испытания без тени сомнения и укора.

 

5. В девятом классе вы писали сочинение-рассуждение о том, какой из человеческих пороков вы считаете самым главным, ибо он таит в себе начало всех  предательств и преступлений. Вы помните, какие из пороков назвали тогда?  И я пообещала, что к этой теме – главного порока – мы вернемся в 11 классе, когда  будем читать роман «Мастер и Маргарита». И вот он этот главный порок, прородитель всех грехов по Булгакову  -

 ( слайд 6) «Трусость – самый страшный порок» и олицетворение его -  Понтий Пилат.

( опорные вопросы – кто такой Понтий Пилат? Каков он? Как относится к людям? Чем удивил его Иешуа? Что  заставил всколыхнуть в своей душе? Почему он отправляет Иешуа на казнь? Как наказан прокуратор?)

 

            ( вопросы для обсуждения – слайд)

 

  • Что отличает страх от трусости?
  • О каком выборе говорит нам Булгаков, рассказывая историю Понтия Пилата? От чего предостерегает?
  • Как через образ прокуратора Понтия Пилата  Булгаков затрагивает  вопрос о пагубности неограниченной власти?

 

Понтий Пилат

Всемогущий прокуратор Иудеи; никогда не проявляет своих истинных чувств. Он жаждет спасти Га-Ноцри, но его положение и боязнь   потерять власть, привычный, удобный образ жизни заставляет игемона пойти против голоса совести. Трусость – вот его главная беда. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, и свою душу. Высшие силы обрекли его томиться в одиночестве 12 тысяч Лун.

 

 

 

6. Читая роман «Мастер и Маргарита», каждый понимает, что  человек, стоящий перед Понтием Пилатом, -   прообраз самого Иисуса. Но М. Булгаков, изображая Иешуа, нигде ни единым намеком не показывает, что это Сын Божий. Иешуа везде представлен Человеком, философом, мудрецом, целителем, но -Человеком.  И все-таки…

 

 (слайд 7) Иешуа Га- Ноцри .   Бессмертие... Пришло бессмертие...

   ( опорные вопросы - бродячий философ  Иешуа Га-Ноцри – прообраз Иисуса; что он проповедует? В чем трагедия героя?)

 

                 ( вопросы для обсуждения – слайд)

 

  • Иешуа пришел в этот мир   с нравственной истиной — любой человек добр. Согласны ли вы с этим философским заключением героя?
  • Что собой олицетворяет  Иешуа? Какую главную мысль вложил автор в этот образ?
  • Как вы понимаете эпиграф (- Бессмертие... Пришло бессмертие...- )  к нашим размышлениям об  Иешуа Га-Ноцри?
  • Можно ли  провести параллель между образами Мастера и Иешуа?

 

Иешуа

Бродяга-философ, несущий добро и верящий в то, что каждый человек  добр; проповедует любовь и терпимость; воплощение милосердия  и света, непреходящей истины. Высший прообраз человека.

 

 

  1. С того момента, когда в мировоззрение человека входит понятие Добра и Зла, и сил олицетворяющих  их, образ властителя тьмы – Дьявола, Сатаны, Мефистофеля – представляется  грозным и страшным, разрушающим и несущим смерть. И вот в литературе  20 века появляется роман, где главный герой – князь тьмы – если не обаятелен, то привлекателен; если не благороден, то справедлив.  Воланд Булгакова стирает границы между добром и злом, оставляя читателя в размышлении:  «…что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»

 

( слайд 8)  Воланд.  Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.                          Гете. «Фауст»

 

        ( опорные вопросы – Как и почему  Воланд появляется в Москве? Что «творит» свита Воланда в городе? Можно ли эти деяния однозначно разделить на  добро и зло? Чем необычен образ сатаны у Булгакова?)

 

                       ( вопросы для обсуждения – слайд)

 

  • Как в романе раскрыта тема неотвратимости возмездия?
  • Воланд - вершитель справедливости или развлекающийся Сатана?
  • Почему справедливость – это «ведомство» Воланда, а милосердие по другому «ведомству»?
  • Сопоставьте образы Воланда Булгакова  и Мефистофеля Гете

 

Воланд

обнажает невежество и бездуховность общества, высмеивает и уничтожает все то, что отступилось от добра, развратилось и нравственно оскудело. Он, как очистительный огонь, сжигает все, что утратило суть человечности, и в то же время поднимает на должный уровень истинные ценности – любовь и благородство Маргариты, талант Мастера. Он восстанавливает равновесие между добром и злом. Символ возмездия

 

 

  1. Итак, пять главных героев романа, пять идей, воплощенных в их образах. Кто же на ваш  взгляд главенствует? Какой пласт романа несет на себе главную идейную нагрузку?   Каков основная  мысль Булгакова, создавшего роман-завещание?

 

                                   (слушаем ответы учащихся)

 

(слайд 9)  Вечна борьба Добра и Зла. И только правильный выбор, рожденный в поисках истины, сохранит в человеке Человека, наградив его свободой  и светом. Может быть,  в этом  основная идея романа?  Или, читая «Мастера и Маргариту»,  просто услышать каждого героя, просто не испугаться и  заглянуть в зеркало, поставленное  Булгаковым, и, увидев себя там, не разбивать стекло, а  остановиться и задуматься. Потому как не только рукописи не горят, но и зеркала вечности не бьются.

 

Роман Булгакова  вечен, потому что вечна тема  Человека, которую он затронул, и нетленно  завещание, которое он оставил нам –

Что бы ни случилось, в итоге  «все будет правильно, на этом построен мир» 

 

 

 

1

 

doc
Додано
25 серпня 2018
Переглядів
8262
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку