Кто главный герой романа М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита»?
В ходе анализа по образам на уроке формируется понимание основных философских и нравственных проблем, поднимаемых автором в романе. В диалоге и дискуссиях определяется стержневая идея романа. Учитель в ходе цикла уроков еомогает уч-ся в формировании аналитических навыков, систематизации материалов к выступлению; учит этике дискуссии и культуре общения.
Конспект спаренного урока
литературы в 11 классе.
Учитель коллегиума № 98 Котик А.А.
Тема. Кто главный герой романа М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита»?
Цель. В ходе анализа по образам сформировать понимание основных философских и нравственных проблем, поднимаемых автором в романе. Выявить стержневую идею романа. Продолжить отработку аналитических навыков, систематизации материалов к выступлению; учить этике дискуссии и культуре общения.
Оборудование:
компьютер, мультимедийная установка, текст романа.
Ход урока
Граница между светом и тенью – ты.
Станислав Ежи Лец
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы -
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе:
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Это отрывок стихотворения Юрия Левитанского - первая страница нашего последнего урока о романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». На прошлых уроках мы говорили о тех проблемах, которые затрагивает автор в своем пр-нии, о поступках героев, каждый из которых так или иначе стоял перед выбором и сделал свой шаг, определивший не только его настоящее, но и будущее.
Выбор, который мы делаем, говорит обо многом: о нашем характере и его силе, о мировоззрении и о глубине души, о поисках истины и осознании смысла жизни. А ведь весь выбор можно свести к одному вопросу, ответ на который и будет сутью человека – Зачем я это делаю?
Каждый из героев романа, отвечая на него, обнажил ту идею, которая была вложена в него автором. Отсюда многоголосие героев и переплетение мыслей. Чей же голос самый громкий, кто самый главный герой романа? чья идея самая важная и какая вообще самая главная мысль – стержневая идея романа? – об этом и будет сегодня наш урок – размышление.
Перед тем, как мы предоставим слово нашим выступающим, давайте приготовим в тетради таблицу, куда будем вносить итог наших размышлений о каждом герое.
Мастер |
|
Маргарита |
|
Понтий Пилат |
|
Иешуа |
|
Воланд |
|
(слайд 4) Мастер. Он не заслужил света, он заслужил покой.
- В чем трагедия Мастера?
- Какова мысль Булгакова в том, чтобы назвать героя Мастером,
не давая ему имени?
- Почему Мастер «не заслужил света», а ему дарован покой?
- Почему, несмотря на то, что Мастер уходит из мира людей, финал романа
о нем звучит оптимистично?
- Какова идея образа героя?
Мастер |
Искренний, глубокий, гениальный писатель. Бескорыстный, несущий в душе свет мысли. Не борец. Страх и отчаяние парализовали волю и обнажили слабость. Вместо «света» получает «покой» |
(Слайд 5) Маргарита. …любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя…
( опорные вопросы – Как встретились Мастер и Маргарита? Чем полны были ее глаза? Кем была Маргарита до встречи с Мастером? Муза для Мастера. Маргарита и Воланд)
( вопросы для обсуждения – слайд)
Маргарита |
умная, гордая, смелая, искренняя, страстная. Ради Мастера она готова отвергнуть гордость. Своей любовью и верой спасла любимого человека, прошла через невероятные испытания без тени сомнения и укора. |
5. В девятом классе вы писали сочинение-рассуждение о том, какой из человеческих пороков вы считаете самым главным, ибо он таит в себе начало всех предательств и преступлений. Вы помните, какие из пороков назвали тогда? И я пообещала, что к этой теме – главного порока – мы вернемся в 11 классе, когда будем читать роман «Мастер и Маргарита». И вот он этот главный порок, прородитель всех грехов по Булгакову -
( слайд 6) «Трусость – самый страшный порок» и олицетворение его - Понтий Пилат.
( опорные вопросы – кто такой Понтий Пилат? Каков он? Как относится к людям? Чем удивил его Иешуа? Что заставил всколыхнуть в своей душе? Почему он отправляет Иешуа на казнь? Как наказан прокуратор?)
( вопросы для обсуждения – слайд)
Понтий Пилат |
Всемогущий прокуратор Иудеи; никогда не проявляет своих истинных чувств. Он жаждет спасти Га-Ноцри, но его положение и боязнь потерять власть, привычный, удобный образ жизни заставляет игемона пойти против голоса совести. Трусость – вот его главная беда. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, и свою душу. Высшие силы обрекли его томиться в одиночестве 12 тысяч Лун. |
6. Читая роман «Мастер и Маргарита», каждый понимает, что человек, стоящий перед Понтием Пилатом, - прообраз самого Иисуса. Но М. Булгаков, изображая Иешуа, нигде ни единым намеком не показывает, что это Сын Божий. Иешуа везде представлен Человеком, философом, мудрецом, целителем, но -Человеком. И все-таки…
(слайд 7) Иешуа Га- Ноцри . Бессмертие... Пришло бессмертие...
( опорные вопросы - бродячий философ Иешуа Га-Ноцри – прообраз Иисуса; что он проповедует? В чем трагедия героя?)
( вопросы для обсуждения – слайд)
Иешуа |
Бродяга-философ, несущий добро и верящий в то, что каждый человек добр; проповедует любовь и терпимость; воплощение милосердия и света, непреходящей истины. Высший прообраз человека. |
( слайд 8) Воланд. Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гете. «Фауст»
( опорные вопросы – Как и почему Воланд появляется в Москве? Что «творит» свита Воланда в городе? Можно ли эти деяния однозначно разделить на добро и зло? Чем необычен образ сатаны у Булгакова?)
( вопросы для обсуждения – слайд)
Воланд |
обнажает невежество и бездуховность общества, высмеивает и уничтожает все то, что отступилось от добра, развратилось и нравственно оскудело. Он, как очистительный огонь, сжигает все, что утратило суть человечности, и в то же время поднимает на должный уровень истинные ценности – любовь и благородство Маргариты, талант Мастера. Он восстанавливает равновесие между добром и злом. Символ возмездия
|
(слушаем ответы учащихся)
(слайд 9) Вечна борьба Добра и Зла. И только правильный выбор, рожденный в поисках истины, сохранит в человеке Человека, наградив его свободой и светом. Может быть, в этом основная идея романа? Или, читая «Мастера и Маргариту», просто услышать каждого героя, просто не испугаться и заглянуть в зеркало, поставленное Булгаковым, и, увидев себя там, не разбивать стекло, а остановиться и задуматься. Потому как не только рукописи не горят, но и зеркала вечности не бьются.
Роман Булгакова вечен, потому что вечна тема Человека, которую он затронул, и нетленно завещание, которое он оставил нам –
Что бы ни случилось, в итоге «все будет правильно, на этом построен мир»
1