Задачи работы: проследить историческое движение разных ветвей литературы Средневековья и найти общие закономерности этих несхожих, но сопоставимых направлений; рассмотреть характерные особенности средневековой культуры; сформировать представление о своеобразии художественного воплощения мира и человека в словесном творчестве Средневековья; охарактеризовать жанровую систему рыцарской литературы; обозначить влияние эстетических и этических идеалов Средневековья на развитие европейской культуры.
Укрепление королевской власти, рост богатеющих городов, крестовые походы, открывшие перед изумленным Западом диковинки Ближнего Востока, - все это в совокупности обусловило глубокую трансформацию феодальной культуры и возникновение новых форм искусства, которые принято называть куртуазными, т.е. придворными. В это время впервые в истории человечества культивируются идеалы духовной любви, возникает рыцарская лирическая поэзия и музыка. В Средние века поэзия стала королевой словесности, даже летописи облекались в стихотворную форму.
Первые любовные рыцарские стихи были созданы в Провансе, на юге Франции, еще в конце XI в. А в XII-XIII вв. уже все города, все феодальные замки были охвачены новыми веяниями. Пышным цветом расцветает придворная рыцарская культура, блестящая, изысканная, нарядная. Оставаясь воином, рыцарь в то же время должен был обладать прекрасными манерами, быть приобщенным к культуре, поклоняться Прекрасной Даме, являя собой образец придворного этикета, именуемого куртуазией. Именно с культа «дамы сердца» - Прекрасной Дамы и началась куртуазная поэзия.
Характерная черта куртуазной - рыцарской поэзии вызов средневековому аскетизму, возросший интерес к миру человека, которой способен не только молиться и воевать, но и нежно любить, восхищаться красотой природы. Куртуазная поэзия представлена лирикой трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров в Германии.
Лирическая поэзия трубадуров возникла на юге Франции в Провансе . Подразделялась на следующие жанры: алъба — поэтический рассказ о расставании влюбленных утром после тайного ночного свидания; пастурель — лирическая песнь о встрече рыцаря с пастушкой; сирвента — стихотворение на моральную и политическую тему ; тенсоны — стихотворные диспуты. (буквально “спор”).
Труверы - французские придворные поэты-певцы . Родилось и искусство труверов при дворах крупных феодалов. Первоначально труверами становились бедные рыцари, но позже среди них были и простолюдины. Искусство труверов разнообразнее, чем трубадуров, в их песнях больше простого и понятного, они похожи на баллады.
Миннезингеры — немецкие рыцарские поэты и музыканты (в переводе с немецкого Minnesinger означает «певец любви»). Миннезингеры, как и трубадуры, более всего пели о любви. Но по сравнению с трубадурами музыка их песен — простая и лаконичная — гораздо более строгая, даже суровая, а в самих песнях гораздо больше размышлений, чем чувств.
В XII в. возник новый литературный жанр - рыцарский роман. Создание романа предполагает не только вдохновение и особое творческое восприятие мира, но и обширные знания. Авторами были чаще всего ученые люди, пытавшиеся примирить идеалы куртуазности и всеобщего равенства перед Богом с реальными придворными обычаями и нравами эпохи; идеалы куртуазности являлись своеобразным протестом против не очень поэтичной повседневности. Эта специфическая мораль рыцарства была утопична, но именно она была отражена в романе. Первые романы появились во Франции
С рыцарского романа начинается то, что мы знаем под именем художественной литературы. Ей он передал свои открытия, касающиеся и нового понимания человека и нового – авторского – склада повествования. Это был жанр, в котором небывало обновился, обретая черты индивидуального бытия, герой, в котором едва ли не впервые явился свободно творящий автор и который создал читателя, человека, воспринимающего книгу как мир особый и готового жить по законам этого явно придуманного, но такого увлекательного мира.
Рыцарские роман и лирика во всех своих разновидностях утверждали внимание к внутреннему миру человека. Само открытие жанра романа, совершенное в период Зрелого Средневековья, беспрецедентно по своему значению для мировой литературы. Именно рыцарская литература определила основные направления развития западноевропейской художественной словесности и культуры в целом.