Літературна вітальня «Борис Пастернак для меня святыня…»

Про матеріал
Материал поможет раскрыть глубину творческой личности Пастернака, его взгляды на призвание и судьбу поэта, пробудить интерес учащихся к его поэзии, определить ее значение в наши дни, развивать выразительное чтение учащихся, умение работать с дополнительной литературой, способствовать формированию мировоззрения учащихся, помочь ощутить сопричастность к происходящим в жизни переменам, воспитывать любовь к поэзии.
Перегляд файлу

                            Урок дополнительного чтения.

Тема. «Борис Пастернак  для меня святыня…»(М.Цветаева)

Цель: раскрыть глубину творческой личности Пастернака, его взгляды на призвание и судьбу поэта, пробудить интерес учащихся к его поэзии, определить ее значение в наши дни, развивать выразительное чтение учащихся, умение работать с дополнительной литературой, способствовать формированию мировоззрения учащихся, помочь ощутить сопричастность к происходящим в жизни переменам, воспитывать любовь к поэзии.

Оборудование: портреты Пастернака, произведения поэта, грамзаписи романсов на его стихи, грампластинка с голосом автора и стихотворениями из романа, музыка Скрябина, Шопена, репродукции картин Серова, Васнецова, Репина, Врубеля и др., зал  оборудован в виде литературного кафе: столики, цветы, свечи, плакаты:

«Верю я: придет пора -   силу подлости и злобы одолеет дух добра»,

«Но быть живым, живым и только, живым и только до конца»,

«Жить и сгорать у всех в обычае, но жизнь тогда лишь обессмертишь,

Когда ей к славе и величию своею жертвой  путь прочертишь…»,

«Смысл бытия, назначение человека, сущность мира – вот вопросы, волновавшие

Пастернака на протяжении многих лет,… он полностью отдает свою лирику поискам основ, разгадыванию конечных целей и первопричин.» (А.Синявский)

Подготовка к вечеру (за месяц наперед объявление: Задания для учеников 8-11кл

I. В каждом классе выбрать литературоведа, искусствоведа, артиста.

Задания для «литературоведов»:  1.Хорошо знать биографию писателя.

Задания для «искусствоведов»:

  1. К каким литературным течениям в разное время примыкал Пастернак?
  2. Кого он считал своим учителем?Что вы знаете о дружбе с Маяковским?
  3. Чем была поэзия Пастернака для его современников(достоинства, особенности его стихотворений)
  4. Какова судьба романа «Доктор Живаго»? Почему в годы «застоя» замалчивалось истинное значение творчества писателя?

Задания для «артистов»:1.Выучить наизусть стихотворения из предложенного списка.                    2.Уметь выразить главную мысль этого стихотворения

II Конкурс чтецов.

III. Музыкальный конкурс (песни и романсы на стихи Пастернака).

Подготовить вопрос «на засыпку» или «каверзный вопрос» любой команде, быть готовым самому на него отвечать.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

(Звучит музыка Скрябина)  1.Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые гости, дамы и господа. Позвольте приветствовать Вас в нашем благородном собрании в честь  годовщины со дня рождения великого русского поэта Бориса Леонидовича Пастернака. Имя его известно всему миру, каждому просвещенному человеку. И даже если вы не читали его стихотворения, то слышали песни и романсы. Кто может навести примеры? («Зимняя ночь», песни из фильма «Ирония судьбы или с легким паром», звучит песня «Никого не будет в доме»). Человек приходит в этот мир, чтобы оставить память в сердцах живущих. Чем памятен нам Борис Пастернак, проживший 70 лет на этой земле? Почему мы обращаемся к нему в поисках Истины и Красоты? Благодаря школьной программе и самостоятельному чтению вы много знаете об этом человеке, многое поняли и успели полюбить в его творчестве.

     Сегодняшняя наша встреча с поэтом не совсем обычна. Мы попытаемся с вами окунуться  в эпоху Пастернака, посмотреть на мир глазами поэта, послушать его исповедь в стихах и мнение современников и литературных критиков о его творчестве.

 Я  иногда для поддержания светской беседы буду задавать вам вопросы, чтобы убедиться, что здесь собрались не случайные люди, а истинные любители и знатоки творчества Пастернака. Помогать мне будут 4 ведущих, чтецы, которые будут олицетворять собою поэта и его судьбы. Я не оговорилась, сказав не судьбу,  а судьбы. Потому что у Пастернака, как и у каждого из нас, было право выбора жизненного пути. (звучит грамзапись «Зимняя ночь» в исполнении Градского»)

Чтец. Неслышные тени придут к твоему изголовью

И станут решать, наделенные правом суда:

Кого на широкой земле ты подаришь любовью,

какая над этой любовью родится звезда?

А ты, убаюканный тихим дыханием ночи,

По-детски легко улыбнешься хорошему сну,

Не зная, не ведая, что там тебе напророчат

Пришедшие властно судить молодую весну.

И так беззащитно-доверчива будет улыбка,

И сон так хорош, что никто не посмеет мешать.

И, вздрогнув в смущеньи, хазяйки полуночи зыбкой

Судьбы приговор погодят над тобой оглашать.

И что-то отвеет от века бесстрастные лица,

И в мягком сиянии чуда расступится тьма,

И самая мудрая скажет: «Идите, сестрицы,

Пускай выбирает сама и решает сама!»

Судьба дала право и Пастернаку решать самому. Поэт свой выбор сделал. Сознательно, окончательно и безповоротно. Это о нем прекрасно сказала Анна Ахматова:

Он награжден каким-то вечным детством,

Той щедростью и яркостью светил

И вся земля была его наследством,

А он ее со всеми разделил.

Чтец. Мело, мело по всей  земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. (Читают стихотворение «Зимняя ночь» по куплету все участники).

    Как летом роем мошкара летит на пламя,

слетались хлопья со двора к оконной раме.

    Метель лепила на стекле кружки и стрелы,

Свеча горела на столе, свеча горела.

    На озаренный потолок ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенье.

   И падали два башмачка со стуком на пол,

 и воск слезами с ночника на платье капал.

    И все терялось  в снежной мгле, седой и белой,

 свеча горела на столе, свеча горела.

    На свечку дуло из угла  и жар соблазна

вздымал, как ангел, два крыла крестообразно.

   Мело весь месяц в феврале, и то и дело

Свеча горела на столе, свеча горела.

1 ведущий. Строчки этого стихотворения такие гениальные, что стали символом всего творчества Пастернака. Образ свечи, которая горит на столе вопреки снежной метели, вырастает в символ всепобеждающего огня любви, которым согрета и освещена жизнь человека.

2 ведущий. В 1957 г. Б.Пастернак написал автобиографическую заметку, в которой дал характеристику своим  первым пробам: « Я был отравлен новейшей литературой, бредил Андреем Белым, Гамсуном, Пшибышевским. … Слух у меня тогда был испорчен выкрутасами и ломкою всего привычного, царившими кругом. Все нормально сказанное отскакивало от меня. А забывая, что слова сами по себе могут что-то заключать и значить… я во всем искал не сущности, посторонней остроты».

3 ведущий. Среди поздних его стихотворений есть одно, с которого начнем рассказ об этом поэте. Оно открывает последнюю книгу «Когда разгуляется». Теперь он искал не фразу, он искал смысл.

Чтец. (Читает стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути»)

Во всем мне хочется дойти до самой сути,

В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.

До сущности протекших дней, до их причины,

До оснований, до корней, до сердцевины.

Все время схватывая нить судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья.

О, если бы я только мог хотя от части,

Я написал бы восемь строк о свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах, бегах, погонях,

Нечаянностях впопыхах, локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон, ее начало, и повторял ее имен инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад, всей дрожью жилок

Цвели бы липы в них подряд, гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз, дыханье мяты,

луга, осоку, сенокос, грозы раскаты..

Так некогда Шопен вложил живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил в свои этюды.

Достигнутого торжества игра и мука –

Натянутая тятива тугого лука.

4 ведущий. Он мог стать художником, композитором, философом, но решил  попытаться  стать поэтом. Это  было нелегко, потому что в русской поэзии 10-х годов, по словам Л.Киселевой, «обратить на себя внимание было очень тяжело: в пышном сиянии светил «серебряного века» звездочка начинающего поэта могла надолго остаться незамеченной». Но имевший власть над словом боялся пустословия и  суесловия, поэтому его имя стало рядом с именами Блока, Бунина, Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Маяковского  и других поэтов «серебряного века» русской поэзии.

Учитель. Я говорила, что для поддержания светской беседы буду задавать вам вопросы, чтобы убедиться, что здесь собрались не случайные люди, а истинные любители и знатоки творчества Пастернака.  В нашем салоне представители 8-11 классов. 4 класса – 4 команды.  Посмотрите кадры фильма о Пастернаке, чтобы потом ответить на мои вопросы.

                              Сейчас конкурс литературоведов.

Блиц-опрос, 1 тур.        8 кл. Можете ли вы назвать дату и место рождения поэта?      (29 января(10 февраля) 1890 года в Москве).

9 кл. Что вам известно о родителях Пастернака? (родился в очень талантливой семье: отец – академик живописи, преподавательУчилища живописи, ваяния и зодчества; мать, Розалия Исидоровна Кауфман – известная пианистка, ученица Рубинштейна.

10 кл. Как  воспитывался  Пастернак? (Мальчик отличался чрезвычайной впечатлительностью. Музыкальные вечера дома, гости – музыканты, художники, писатели. С первых дней видел перед собой искусство, больших людей(Левитан, Серов, Скрябин, Л.Толстой, Рильке, Рахманинов), которые бывали в доме, к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме. Семейный уклад создал пожизненную привычку к ежедневной работе. Музыка (мать) и живопись (отец) – это его школа, он любил осмысливать и рассуждать. Няня Акулина Гавриловна брала его с собой в церковь, рассказывала о божественном и чудесном. Прекрасное духовное воспитание!

11 кл. Отношение Пастернака к музыке. (По следам матери начал серьезно заниматься музыкой. Сначала(1901г.) учился в классической гимназии. С 13 лет он сам сочиняет музыку, слушает как на соседней даче Скрябин  работал над созданием 3-ей симфонии. Прошел курс консерватории(композиторский факультет). «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина» (звучит музыка Скрябина) В одном из своих стихотворений писал: «Раздается звонок, голоса приближаются: Скрябин! О куда мне бежать от шагов своего божества!».Слишком был требователен к себе, считал, что не имеет абсолютного слуха:способности угадывать высоту любой произвольно взятой ноты. Он оставил музыку, отказался от профессии композитора.)

Чтец. «Я клавишей стаю кормил  с руки

             Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.

             Я вытянул руки, я встал на носки,

             Рукав завернулся, ночь терлась о локоть»,- пишет в стихотворении «Импровизация»(1915)

1 ведущий. Для того чтобы стать композитором, не обязательно иметь абсолютный слух; классический пример тому – Петр Ильич Чайковский. Тогда что это? Разочарование в музыкальных способностях? Но известно, что Скрябин отмечал его как ученика талантливого. Тогда что же? Скорее всего юноша услышал голос судьбы. Решил стать философом.

2 ведущий. Мы знаем, что с 1908 по 1913 годы он учился в Московском университете. Весной 1912 года Пастернак едет в Германию, чтобы в Марбургском университете продолжить занятия философскими дисциплинами. Любовная драма заставила его по - новому взглянуть на  свое будущее и решительно отказаться  и от научной карьеры.

3 ведущий. «Конец, конец! Конец философии, то есть какой бы то ни было мысли о ней…ей придется считаться с тем, что всякая любовь есть переход в новую веру»,- восклицает поэт в автобиографической прозе.

4 ведущий. Пастернак покидает Марбург, путешествует по Италии. В Москву вернулся не музыкант, не философ, а поэт.

(Звучит в грамзаписи стихотворение «Ночь» в исполнении Пастернака).

1 ведущий. Что же становится предметом поэтических откровений раннего Пастернака? Чем живет и дышит его творческое  «я»? «Его грудь заполнена природой до предела»,- писала М. Цветаева. Его лирика наполнена языческим преклонением перед природой. Слезы восторга и внутренний трепет – постоянные спутники монологов.

Чтец. (Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать.»)

Февраль… Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть весною черною горит.

Достать пролетку за  шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши, с деревьев тысячи грачей

 Сорвутся в лужи и обрушат сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют, и ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд.

2 ведущий А вот еще одно стихотворение  из сборника «Сестра моя – жизнь»(1917), который по мнению современников  поэта был одним из самых «пастернаковских».

Чтец. (На фоне муз. Чайковского «Времена года» звучит стихотворение «Ты в ветре, веткой пробующем не время ль птицам петь…)

Ты в ветре, веткой пробую щем

Не время ль птицям петь,

Намокшая воробышком сиреневая ветвь!

И капель – тяжесть запонок,

И сад слепит, как плес,

обрызганный, закапанный в мильоны синих слез.

Моей тоскою выняньчен и от тебя в шипах,

Он ожил ночью нынешней, забормотал, запах.

Всю ночь в окошко торкался.

И ставень дребезжал.

Вдруг дух сырой прогорклости по платью пробежал.

Разбужен чудным перечнем ток прозвищ и времен,

Обводит день теперешний глазами анемон.

 

Учитель. 2 тур,  блиц-опрос  икусствоведов от каждой группы.

1) 8 кл. Как вам уже известно, что крупные русские поэты ХХ в. формировались в сложных и пртиворечивых связях с различными литературными течениями. А.Блок  начинал как символист, В. Маяковский  - как футурист, А.Ахматова – акмеист. Была ли литературная судьба Пастернака в этом смысле исключением? (Пастернак пересекался сразу с двумя течениями: символизмом и футуризмом. В ряду первых учителей раннего Пастернака был Блок. Он писал: «С Блоком прошли и провели свою молодость я и часть моих сверстников. У Блока все, что создает великого поэта,- огонь, нежность, проникновение, свой образ мира, свой дар особого всепретворяющего прикосновения, своя сдержанная, скрадывающаяся, вобравшая в себя судьба.» Раннее творчество, особенно сборник «Близнец в тучах»(1915) проникнуто духом символизма.  С русским футуризмом его сближало неприятие буржуазного старого мира. Но он, в отличие от них, не увлекался словотворчеством, но восторженно относился к Маяковскому: «Я был без ума от Маяковского. Я его боготворил.»

Учитель. Да, Пастернак высоко ценил  творчество Маяковского, Асеева, но большим авторитетом  для него был австрийский поэт Р.М.Рильке.(Зачитывает письмо Пастернака к Рильке).

2) 9 кл. Перечислите поэтические сборники поэта. В чем достоинства и особенности поэзии Пастернака.

(«Близнец в тучах»(1914), «Над барьерами»(1917), «Сестра моя – жизнь»(1922), «Темы и вариации»(1923), «Второе рождение»(1932), «На ранних поездах «(1943).

Особенности поэзии: максимальная правдивость в воспроизведении действительности, высокая степень художественной точности, занятия музыкой, живописью, философией перевоплотились в поэзии изяществом, музыкальностью стиха, психологизмом. Очень много метафор. Необычность.)

3) 10 кл. За какое произведение Пастернак выдвигался на Нобелевскую премию? Судьба этого произведения.

(С 1946г. 10 лет он работал над романом «Доктор Живаго». В 1957 г. роман был напечатан за рубежом (в Италии) и переведен на 18 языков, а у нас более 30 лет молчания, запрет, потому что революция и гражданская война в романе рассматриваются не с классовых, а с общечеловеческих позиций. Он бросил вызов судьбе, когда в самые черные годы сталинского правления передал роман на Запад, не дожидаясь официального согласия на публикацию. Это был вызов власти.)

4) 11 кл. Что было предметом философских размышлений поэта?

(Пастернак размышляет о времени, о жизни и смерти, о природе искусства, о тайне его рождения, о чуде человеческого существования, о вере в жизнь, в будущее.

Целостность взгляда на мир, на жизнь с общечеловеческих позиций.)

3 ведущий. И все-таки главным условием правильного прочтения лирики Пастернака является знание его философской модели «божьего мира», как он называл природу.       В стихотворении  «Когда разгуляется»(1956) поэт изложил свою философскую концепцию.

 

Чтец. (на фоне муз. «Всенощное бдение»- церковный хор, Свете тихий Рахманинова)

                  Большое озеро, как блюдо…

За ним  - скопленье облаков,

Нагроможденных белой грудой суровых горных ледников.

По мере смены освещенья и лес меняет колорит:

То весь горит, то черной тенью насевшей копоти покрыт.

Когда в исходе дней дождливых меж туч проглянет синева,

Как небо празднично в прорывах, как торжества полна трава!

Стихает ветер, даль расчистив. Розлито солнце по земле.

Просвечивает зелень листьев, как живопись в цветном стекле.

В церковной розписи оконниц так в вечность смотрит изнутри

В мерцающих венцах бессониц святые, схимники, цари.

                   Как будто внутренность собора   Простор земли, и чрез окно

                   Далекий отголосок хора  Мне слышать иногда дано.

                Природа, мир, тайник вселенной,

                Я службу долгую твою,

                Объятый дрожью сокровенной,

                В слезах от счастья отстою!

4 ведущий. Но поэт не мог да и не хотел замыкаться только на теме природы. Две революции (1905 и 1917), три войны (первая мировая, гражданская и вторая мировая), годы сталинщины, хрущевской оттепели – вот что вместилось в рамки одной жизни.

20-е годы – зенит литературной славы. 30-е  годы – творческий кризис, занимается в основном переводами ( Шекспира, Гете, Рильке, Шиллера). Позднее в романе «Доктор Живаго» он выразил сложные и противоречивые чувства, которые пережил в эти годы.

 1 ведущий. В стихотворении «Гамлет», вошедшем в этот роман, отразилась судьба русской интеллигенции, которой подобно шекспировскому герою приходится решать «быть или не быть», выбирать, кому вручить свою жизнь.

2 ведущий. В «Гамлете», написанном в 1946 году, не могла не прозвучать скорбная нота по тем, кто был репрессирован в годы сталинского террора (Мандельштам, Цветаева). Пастернак жил в сознании, что его с минуты на минуту могут арестовать. «Разумеется я всегда ко всему готов. Почему со всеми могло быть, а со мной не будет»,- повторял он в те годы.

Чтец. ( На фоне музыки читает «Гамлет» или прослушать  грамзапись).

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку, я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку?

На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче, чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замисел упрямый и играть согласен эту роль.

Но сей час идет другая драма, и на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий, и неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе, Жизнь прожить – не поле перейти!

3 ведущий. Это стихотворение из романа «Доктор Живаго», известное  всему миру, но принятое в штыки  ждановско-сусловской критикой в СССР. Началась открытая травля Пастернака, закончившаяся исключением его из Союза писателей ( в то время как Шведская Академия словесности и языкознания присудила ему Нобелевскую премию «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционной ниве великой русской прозы»).

4 ведущий. Опальный поэт, опасаясь продолжений репрессий, отказался от премии. Горечь обиды, боль души вылилась вскоре в стихи. Издание романа на родине было запрещено более чем на 30 лет.

Чтец. ( Звучит 5 симфония Чайковского, стихотворение «Нобелевская премия»)

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони.

Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда, ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду, будь, что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость? Я, убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать над красой  земли моей.

Но и так, почти у гроба, верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы одолеет дух добра!

1 ведущий. С 1946 года Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию. В 1958 году она была присуждена, но радость через неделю травли и угроз сменилась огорчением и болью, его вынудили подписать не им составленные печатные заявления. Пастернак оставался без зароботка.

2 ведущий . «Меня замуровали в стену, а теперь стоят вблизи и пальчиком подзывают: иди сюда, иди к нам!» В своих письмах этого времени он писал, что чувствует себя, как если бы он жил на луне или в 4 измерении.

3 ведущий. «Травля добила его, - вспоминал Вознесенский и заключал: художники уходят без шапок, будто в храм, в гудящие угодья к березам и дубам».

Чтец. ( Звучит музыка Шопена, читает стихотворение «О знал бы я, что так бывает»).

О знал бы я, что так бывает, когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью – убивают, нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой я б отказался наотрез.

Начало было так далеко, так робок первый интерес.

Но старость – это Рим, который взамен турусов и колес

Не читки требует с актера, а полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство, она на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство, и дышат почва и судьба.

Учитель. Конкурс чтецов.  (Представляет жюри)

8 кл. «Быть знаменитым некрасиво»         

9 кл. «После грозы», «За поворотом».

10 кл. «Снег идет», «Без названия».        

11 кл. «Объяснение», «Сирень».

4 ведущий. Весной 1960 года поэт заболел раком легких. Слабеющей рукой, еле водя карандашом, уже в постели поэт продолжал писать  задуманную пьесу «Слепая красавица», но 30 мая 1960 года жизнь его оборвалась.

 1 чтец . Сад зацвел без хозяина, все белеет от вишен.

               Не его приказания будут яблони слышать.

                Соловьи на прощание бьют коленца и дроби,

                Но на даче молчание, хозяин во гробе.

                Тело тесом одето в душистые смолы.

                На лице у поэта ни тени крамолы.

                И орел он, и ангел с белеющим ликом

                Что теперь ему ранги и эпитет – великий!

                В день погожий весенний роет глину лопата.

                Маяковский, Есенин, принимайте собрата.

1 ведущий. Это написал в день похорон Виктор Боков.  А вот еще одно стихотворение  «Пастернак» Ярослава Смелякова.

2 чтец. ( Читает стихотворение Я. Смелякова «Пастернак»)

Оттуда, где я время трачу, хотя совсем не просто так,

Мне над забором видно дачу, где жил и умер Пастернак.

Еще не опустели грядки, еще картофель не увял,

Где солнце жгло его лопатки и он с лопатой бушевал.

Еще дорога по привычке проходит в направленье том,

Где он к московской электричке хрустел предутренним снежком.

Вот здесь, не принимая премий, не слыша брани и похвал,

Он, как бы отрицая время, сам это время создавал.

2 ведущий. Хоронили поэта при стечении многих сотен почитателей ярким весенним днем: буйно цвели деревья и его любимая сирень, а ночью на свежую могилу хлынул дождь, с грозой и молниями. – Такие грозы его всегда зачаровывали.

3 Чтец. (стихотворение «Наша гроза» )

Гроза, как жрец, сожгла сирень

И дымом жертвенным застлала глаза и тучи.

Расправляй глазами вывих муравья.

Звон ведер сшиблен набекрень.

О, что за жадность: неба мало?!

В канаве бьется сто сердец.

Гроза сожгла сирень, как жрец.

В эмали – луг. Его лазурь,

Корда бы зябли, - соскоблили.

Но даже зяблик не спешит

Стряхнуть алмазный хмель с души.

У кадок пьют еще грозу

Из сладких шапок изобилья,

И клевер бурен и багров

В бордовых брызгах маляров.

К малине липнут комары,

Однако ж хобот малярийный,

Как раз сюда вот, изувер,

Где роскошь лета розовей?!

3 ведущий. Пронесшейся грозою полон воздух.

Все ожило, все дышит, как в раю.

Всем роспуском кистей миловогрозных

Сирень вбирает свежести струю.

        Его нет… но говорят теперь о нем много. По воспоминаниям Льва Озерова, Пастернак несколько раз касался в разговоре  темы, видимо, очень существенной для него, он мыслил, что люди легко приобретают легкие навыки. А вот надо научиться терять, приучать себя к потерям по крайней мере. Это трудно, это неимоверно трудно. Но жизни без потерь не бывает.

4 ведущий. Сам он терял рукописи, друзей, родных. Это было болезненно. Но усилиями духа он преодолевал горечи потерь, продолжал жить и творить. Он развивал в себе с юношеских лет способности обновления. Да, он был седым юношей, доверявшим только чуду жизни и воспевшим это чудо. Он сохранил в себе это чудо, и ему феноменально легко удавалось внушить его другим людям.

1 ведущий. М. Горький предсказывал, что  Пастернак всю жизнь будет начинающим поэтом – по чувству острой неудовлетворенности собой. «Мне думалось, отчего одному так легко и безнаказанно порхается, когда другой такою тяжкою душевной ценой оплачивает каждый шаг в жизни»,-писал он Марии Юдиной.

2 ведущий. Сын Пастернака Евгений вспоминает, как его  1 декабря 1989 года на выставке «Мир Пастернака» пригласили в Стокгольм, где 9 декабря на торжественном приеме в Шведской академии в присутствии нобелевских лауреатов и гостей вручили ему Нобелевскую медаль Бориса Пастернака. Там же они зачитали обе телеграммы,  присланные Пастернаком 23 и 29 октября 1958 года.

 3 ведущий. «Благодарен, рад, смущен, горд», и вскоре вторая: «В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться, не примите за оскорбление мой добровольный отказ».

4 ведущий. Сказали, что Шведская академия признала отказ от премии вынужденным, и по проишествии 31 года вручает его медаль сыну, сожалея о том, что Лауреата нет в живых. Он сказал, что это исторический момент.

( на фоне музыки «Свеча горела на столе» читаем слова)

Учитель. «Таков притон дроздов тернистый

 1 вед.                  Они в неубранном бору

                    Живут, как жить должны артисты,

                    Я тоже с них пример беру»,- этими словами заканчивается прекрасное стихотворение Пастернака «Дрозды». Но не только с дроздов брал пример художник слова. Он владел мировой культурой, в подлинниках читал Гете и Шекспира. Он брал пример с Гете, когда в течении 10 лет переводил «Фауста». Он брал пример с  Шекспира, когда перевоплощал его на русский язык, он брал пример у Бараташвили, гениально переводя «Синий цвет». Он брал пример и набрался смелости (это его слова)  у высоких вершин человеческого духа, потому что сам был гений!

2 вед.      Судьба Пастернака удивительна и трагична: машина репрессий, не тронув практически ни разу самого поэта, безжалостно уничтожала дорогих и близких ему людей. Это о них,  «замученных живьем», тосковала душа поэта, ставшая усыпальницей всех безвинно погибших. Это о них написаны стихи:

                         Мы были музыкой во льду,

                         Я говорю про всю среду,

                         С которой я имел в виду

                          Сойти со сцены, и сойду.

                         Здесь места нет стыду.

Чтец. (читает стихотворение Германа Плисецкого «Памяти Пастернака»)

Поэты, побочные дети России!

Вас с черного хода всегда выносили.

На кладбище старом с косыми крестами

Крестились неграмотные крестьяне.

Теснились родные жалкою горсткой

В Тарханах, как в 37-ом в Святогорском…

А я – посторонний, заплаканный юнкер,

У края могилы застывший по струнке.

Я плачу. Я слез не стыжусь и не прячу,

Хотя от стыда за страну свою плачу.

Бывало мне больно, бывало несытно,

Но этого мало – сегодня мне стыдно!

Какое нам дело, что скажут потомки?

Поэзию в землю зарыли подонки.

Мы славу свою уступаем задаром.

Как видно, она не по нашим амбарам.

Как видно, у нас ее край непочатый –

Поэзии истинной – хоть не печатай!

Лишь сосны с поэзией честно поступят:

Корнями схватив, никому не уступят.

Учитель. Пастернак пытался дойти до самой сути. В чем она? Одно известно: он прожил жизнь честно, и он – гений ! И он заставляет нас думать и о своей жизни.   (Стихотворная мозаика):

                          Пока ты жив, еще не поздно начать сначала бренный путь.

                   Там, наверху, пылают звезды, там дальше, - есть ли что – нибудь?

                   Дано ли будет нам обратно сойти во славе новых тел

                   И смыть всю грязь, и выжечь пятна, коль в этой жизни не успел?

                    Быть может, вправду наше семя бессмертным спит в кругу планет

                    И ждет, когда настанет время, и прорастет… а если нет?

                   А вдруг ни ангелы, ни черти не пронесутся в пустоте

                   И что душа избегнет смерти  - всего лишь сказка для детей?

                    А вдруг в последний раз, не в первый приходим мы на этот свет?

                           И впереди – лишь тьма и черви? И рая нет? И ада нет?

                           И нет суда, и нету судей, и ни похвал, ни укоризны,

                           На что, мол, трынькаете, люди, одну-единственную жизнь?

                           Иди, не опуская веки, живи мгновенья, как года,

                           Но каждый след чтоб был навеки

                           И каждый шаг – как в никуда.

                      И должен ни единой долькой не отступаться от лица,

                       Но быть живым, живым и только, живым и только до конца.

                                 Не потрясенья и перевороты

                                 Для новой жизни очищают путь,

                                 А откровенья, бури и щедроты

                                 Души воспламененной чьей-нибудь.

                   И полусонным стрелкам лень ворочаться на циферблате,

                   И дольше века длиться день, и не кончается объятье.

                                И надо жить без самозванства,

                                Так жить, чтобы в конце концов

                                 Привлечь к себе круги пространства,

                                Услышать будущего зов…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ведущий. Строчки этого стихотворения такие гениальные, что стали символом всего творчества Пастернака. Образ свечи, которая горит на столе вопреки снежной метели, вырастает в символ всепобеждающего огня любви, которым согрета и освещена жизнь человека.

 

1 ведущий. Для того чтобы стать композитором, не обязательно иметь абсолютный слух; классический пример тому – Петр Ильич Чайковский. Тогда что это? Разочарование в музыкальных способностях? Но известно, что Скрябин отмечал его как ученика талантливого. Тогда что же? Скорее всего юноша услышал голос судьбы. Решил стать философом.

 

1 ведущий. Что же становится предметом поэтических откровений раннего Пастернака? Чем живет и дышит его творческое  «я»? «Его грудь заполнена природой до предела»,- писала М. Цветаева. Его лирика наполнена языческим преклонением перед природой. Слезы восторга и внутренний трепет – постоянные спутники монологов.

1 ведущий. В стихотворении «Гамлет», вошедшем в этот роман, отразилась судьба русской интеллигенции, которой подобно шекспировскому герою приходится решать «быть или не быть», выбирать, кому вручить свою жизнь.

 

1 ведущий. С 1946 года Пастернак 7 раз выдвигался на Нобелевскую премию. В 1958 году она была присуждена, но радость через неделю травли и угроз сменилась огорчением и болью, его вынудили подписать не им составленные печатные заявления. Пастернак оставался без зароботка.

1 ведущий. Это написал в день похорон Виктор Боков.  А вот еще одно стихотворение  «Пастернак» Ярослава Смелякова.

1 ведущий. М. Горький предсказывал, что  Пастернак всю жизнь будет начинающим поэтом – по чувству острой неудовлетворенности собой. «Мне думалось, отчего одному так легко и безнаказанно порхается, когда другой такою тяжкою душевной ценой оплачивает каждый шаг в жизни»,-писал он Марии Юдиной.

 

                       «Таков притон дроздов тернистый

 1 вед.                  Они в неубранном бору

                    Живут, как жить должны артисты,

                    Я тоже с них пример беру»,- этими словами заканчивается прекрасное стихотворение Пастернака «Дрозды». Но не только с дроздов брал пример художник слова. Он владел мировой культурой, в подлинниках читал Гете и Шекспира. Он брал пример с Гете, когда в течении 10 лет переводил «Фауста». Он брал пример с  Шекспира, когда перевоплощал его на русский язык, он брал пример у Бараташвили, гениально переводя «Синий цвет». Он брал пример и набрался смелости (это его слова)  у высоких вершин человеческого духа, потому что сам был гений!

 

 

 

 

 

 

 

2 ведущий. В 1957 г. Б.Пастернак написал автобиографическую заметку, в которой дал характеристику своим  первым пробам: « Я был отравлен новейшей литературой, бредил Андреем Белым, Гамсуном, Пшибышевским. … Слух у меня тогда был испорчен выкрутасами и ломкою всего привычного, царившими кругом. Все нормально сказанное отскакивало от меня. А забывая, что слова сами по себе могут что-то заключать и значить… я во всем искал не сущности, посторонней остроты».

 

2 ведущий. Мы знаем, что с 1908 по 1913 годы он учился в Московском университете. Весной 1912 года Пастернак едет в Германию, чтобы в Марбургском университете продолжить занятия философскими дисциплинами. Любовная драма заставила его по - новому взглянуть на  свое будущее и решительно отказаться  и от научной карьеры.

2 ведущий А вот еще одно стихотворение  из сборника «Сестра моя – жизнь»(1917), который по мнению современников  поэта был одним из самых «пастернаковских».

2 ведущий. В «Гамлете», написанном в 1946 году, не могла не прозвучать скорбная нота по тем, кто был репрессирован в годы сталинского террора (Мандельштам, Цветаева). Пастернак жил в сознании, что его с минуты на минуту могут арестовать. «Разумеется я всегда ко всему готов. Почему со всеми могло быть, а со мной не будет»,- повторял он в те годы.

2 ведущий . «Меня замуровали в стену, а теперь стоят вблизи и пальчиком подзывают: иди сюда, иди к нам!» В своих письмах этого времени он писал, что чувствует себя, как если бы он жил на луне или в 4 измерении.

2 ведущий. Хоронили поэта при стечении многих сотен почитателей ярким весенним днем: буйно цвели деревья и его любимая сирень, а ночью на свежую могилу хлынул дождь, с грозой и молниями. – Такие грозы его всегда зачаровывали.

2 ведущий. Сын Пастернака Евгений вспоминает, как его  1 декабря 1989 года на выставке «Мир Пастернака» пригласили в Стокгольм, где 9 декабря на торжественном приеме в Шведской академии в присутствии нобелевских лауреатов и гостей вручили ему Нобелевскую медаль Бориса Пастернака. Там же они зачитали обе телеграммы,  присланные Пастернаком 23 и 29 октября 1958 года.

 

 

 

2 вед.      Судьба Пастернака удивительна и трагична: машина репрессий, не тронув практически ни разу самого поэта, безжалостно уничтожала дорогих и близких ему людей. Это о них,  «замученных живьем», тосковала душа поэта, ставшая усыпальницей всех безвинно погибших. Это о них написаны стихи:

                         Мы были музыкой во льду,

                         Я говорю про всю среду,

                         С которой я имел в виду

                          Сойти со сцены, и сойду.

                         Здесь места нет стыду.

 

 

3 ведущий. Среди поздних его стихотворений есть одно, с которого начнем рассказ об этом поэте. Оно открывает последнюю книгу «Когда разгуляется». Теперь он искал не фразу, он искал смысл.

3 ведущий. «Конец, конец! Конец философии, то есть какой бы то ни было мысли о ней…ей придется считаться с тем, что всякая любовь есть переход в новую веру»,- восклицает поэт в автобиографической прозе.

 

3 ведущий. И все-таки главным условием правильного прочтения лирики Пастернака является знание его философской модели «божьего мира», как он называл природу.       В стихотворении  «Когда разгуляется»(1956) поэт изложил свою философскую концепцию.

 

3 ведущий. Это стихотворение из романа «Доктор Живаго», известное  всему миру, но принятое в штыки  ждановско-сусловской критикой в СССР. Началась открытая травля Пастернака, закончившаяся исключением его из Союза писателей ( в то время как Шведская Академия словесности и языкознания присудила ему Нобелевскую премию «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционной ниве великой русской прозы»).

 

3 ведущий. «Травля добила его, - вспоминал Вознесенский и заключал: художники уходят без шапок, будто в храм, в гудящие угодья к березам и дубам».

 

3 ведущий. Пронесшейся грозою полон воздух.

Все ожило, все дышит, как в раю.

Всем роспуском кистей миловогрозных

Сирень вбирает свежести струю.

        Его нет… но говорят теперь о нем много. По воспоминаниям Льва Озерова, Пастернак несколько раз касался в разговоре  темы, видимо, очень существенной для него, он мыслил, что люди легко приобретают легкие навыки. А вот надо научиться терять, приучать себя к потерям по крайней мере. Это трудно, это неимоверно трудно. Но жизни без потерь не бывает.

3 ведущий. «Благодарен, рад, смущен, горд», и вскоре вторая: «В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться, не примите за оскорбление мой добровольный отказ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 ведущий. Он мог стать художником, композитором, философом, но решил  попытаться  стать поэтом. Это  было нелегко, потому что в русской поэзии 10-х годов, по словам Л.Киселевой, «обратить на себя внимание было очень тяжело: в пышном сиянии светил «серебряного века» звездочка начинающего поэта могла надолго остаться незамеченной». Но имевший власть над словом боялся пустословия и  суесловия, поэтому его имя стало рядом с именами Блока, Бунина, Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Маяковского  и других поэтов «серебряного века» русской поэзии.

4 ведущий. Пастернак покидает Марбург, путешествует по Италии. В Москву вернулся не музыкант, не философ, а поэт.

(Звучит в грамзаписи стихотворение «Ночь» в исполнении Пастернака).

 

4 ведущий. Но поэт не мог да и не хотел замыкаться только на теме природы. Две революции (1905 и 1917), три войны (первая мировая, гражданская и вторая мировая), годы сталинщины, хрущевской оттепели – вот что вместилось в рамки одной жизни.

20-е годы – зенит литературной славы. 30-е  годы – творческий кризис, занимается в основном переводами ( Шекспира, Гете, Рильке, Шиллера). Позднее в романе «Доктор Живаго» он выразил сложные и противоречивые чувства, которые пережил в эти годы.

4 ведущий. Опальный поэт, опасаясь продолжений репрессий, отказался от премии. Горечь обиды, боль души вылилась вскоре в стихи. Издание романа на родине было запрещено более чем на 30 лет.

 

4 ведущий. Весной 1960 года поэт заболел раком легких. Слабеющей рукой, еле водя карандашом, уже в постели поэт продолжал писать  задуманную пьесу «Слепая красавица», но 30 мая 1960 года жизнь его оборвалась.

 

4 ведущий. Сам он терял рукописи, друзей, родных. Это было болезненно. Но усилиями духа он преодолевал горечи потерь, продолжал жить и творить. Он развивал в себе с юношеских лет способности обновления. Да, он был седым юношей, доверявшим только чуду жизни и воспевшим это чудо. Он сохранил в себе это чудо, и ему феноменально легко удавалось внушить его другим людям.

 

4 ведущий. Сказали, что Шведская академия признала отказ от премии вынужденным, и по проишествии 31 года вручает его медаль сыну, сожалея о том, что Лауреата нет в живых. Он сказал, что это исторический момент.

( на фоне музыки «Свеча горела на столе» читаем слова)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтец. Мело, мело по всей  земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. (Читают стихотворение «Зимняя ночь» по куплету все участники).

    Как летом роем мошкара летит на пламя,

слетались хлопья со двора к оконной раме.

    Метель лепила на стекле кружки и стрелы,

Свеча горела на столе, свеча горела.

    На озаренный потолок ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенье.

   И падали два башмачка со стуком на пол,

 и воск слезами с ночника на платье капал.

    И все терялось  в снежной мгле, седой и белой,

 свеча горела на столе, свеча горела.

    На свечку дуло из угла  и жар соблазна

вздымал, как ангел, два крыла крестообразно.

   Мело весь месяц в феврале, и то и дело

Свеча горела на столе, свеча горела.

 

Чтец. (Читает стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути»)

Во всем мне хочется дойти до самой сути,

В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.

До сущности протекших дней, до их причины,

До оснований, до корней, до сердцевины.

Все время схватывая нить судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья.

О, если бы я только мог хотя от части,

Я написал бы восемь строк о свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах, бегах, погонях,

Нечаянностях впопыхах, локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон, ее начало, и повторял ее имен инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад, всей дрожью жилок

Цвели бы липы в них подряд, гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз, дыханье мяты,

луга, осоку, сенокос, грозы раскаты..

Так некогда Шопен вложил живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил в свои этюды.

Достигнутого торжества игра и мука –

Натянутая тятива тугого лука.

Чтец. (Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать.»)

Февраль… Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть весною черною горит.

Достать пролетку за  шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши, с деревьев тысячи грачей

 Сорвутся в лужи и обрушат сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют, и ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд.

 

Чтец. (На фоне муз. Чайковского «Времена года» звучит стихотворение «Ты в ветре, веткой пробующем не время ль птицам петь…)

Ты в ветре, веткой пробую щем

Не время ль птицям петь,

Намокшая воробышком сиреневая ветвь!

И капель – тяжесть запонок,

И сад слепит, как плес,

обрызганный, закапанный в мильоны синих слез.

Моей тоскою выняньчен и от тебя в шипах,

Он ожил ночью нынешней, забормотал, запах.

Всю ночь в окошко торкался.

И ставень дребезжал.

Вдруг дух сырой прогорклости по платью пробежал.

Разбужен чудным перечнем ток прозвищ и времен,

Обводит день теперешний глазами анемон.

Чтец. (на фоне муз. «Всенощное бдение»- церковный хор, Свете тихий Рахманинова)

                  Большое озеро, как блюдо…

За ним  - скопленье облаков,

Нагроможденных белой грудой суровых горных ледников.

По мере смены освещенья и лес меняет колорит:

То весь горит, то черной тенью насевшей копоти покрыт.

Когда в исходе дней дождливых меж туч проглянет синева,

Как небо празднично в прорывах, как торжества полна трава!

Стихает ветер, даль расчистив. Розлито солнце по земле.

Просвечивает зелень листьев, как живопись в цветном стекле.

В церковной розписи оконниц так в вечность смотрит изнутри

В мерцающих венцах бессониц святые, схимники, цари.

                   Как будто внутренность собора   Простор земли, и чрез окно

                   Далекий отголосок хора  Мне слышать иногда дано.

                Природа, мир, тайник вселенной,

                Я службу долгую твою,

                Объятый дрожью сокровенной,

                В слезах от счастья отстою!

Чтец. ( На фоне музыки читает «Гамлет» или прослушать  грамзапись).

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку, я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку?

На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче, чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замисел упрямый и играть согласен эту роль.

Но сей час идет другая драма, и на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий, и неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе, Жизнь прожить – не поле перейти!

 

 

Чтец. ( Звучит 5 симфония Чайковского, стихотворение «Нобелевская премия»)

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони.

Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда, ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду, будь, что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость? Я, убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать над красой  земли моей.

Но и так, почти у гроба, верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы одолеет дух добра!

Чтец. ( Звучит музыка Шопена, читает стихотворение «О знал бы я, что так бывает»).

О знал бы я, что так бывает, когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью – убивают, нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой я б отказался наотрез.

Начало было так далеко, так робок первый интерес.

Но старость – это Рим, который взамен турусов и колес

Не читки требует с актера, а полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство, она на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство, и дышат почва и судьба.

 

 

1 чтец . Сад зацвел без хозяина, все белеет от вишен.

               Не его приказания будут яблони слышать.

                Соловьи на прощание бьют коленца и дроби,

                Но на даче молчание, хозяин во гробе.

                Тело тесом одето в душистые смолы.

                На лице у поэта ни тени крамолы.

                И орел он, и ангел с белеющим ликом

                Что теперь ему ранги и эпитет – великий!

                В день погожий весенний роет глину лопата.

                Маяковский, Есенин, принимайте собрата.

2 чтец. ( Читает стихотворение Я. Смелякова «Пастернак»)

Оттуда, где я время трачу, хотя совсем не просто так,

Мне над забором видно дачу, где жил и умер Пастернак.

Еще не опустели грядки, еще картофель не увял,

Где солнце жгло его лопатки и он с лопатой бушевал.

Еще дорога по привычке проходит в направленье том,

Где он к московской электричке хрустел предутренним снежком.

Вот здесь, не принимая премий, не слыша брани и похвал,

Он, как бы отрицая время, сам это время создавал.

 

 

 

 

 

3 Чтец. (стихотворение «Наша гроза» )

Гроза, как жрец, сожгла сирень

И дымом жертвенным застлала глаза и тучи.

Расправляй глазами вывих муравья.

Звон ведер сшиблен набекрень.

О, что за жадность: неба мало?!

В канаве бьется сто сердец.

Гроза сожгла сирень, как жрец.

В эмали – луг. Его лазурь,

Корда бы зябли, - соскоблили.

Но даже зяблик не спешит

Стряхнуть алмазный хмель с души.

У кадок пьют еще грозу

Из сладких шапок изобилья,

И клевер бурен и багров

В бордовых брызгах маляров.

К малине липнут комары,

Однако ж хобот малярийный,

Как раз сюда вот, изувер,

Где роскошь лета розовей?!

Чтец. (читает стихотворение Германа Плисецкого «Памяти Пастернака»)

Поэты, побочные дети России!

Вас с черного хода всегда выносили.

На кладбище старом с косыми крестами

Крестились неграмотные крестьяне.

Теснились родные жалкою горсткой

В Тарханах, как в 37-ом в Святогорском…

А я – посторонний, заплаканный юнкер,

У края могилы застывший по струнке.

Я плачу. Я слез не стыжусь и не прячу,

Хотя от стыда за страну свою плачу.

Бывало мне больно, бывало несытно,

Но этого мало – сегодня мне стыдно!

Какое нам дело, что скажут потомки?

Поэзию в землю зарыли подонки.

Мы славу свою уступаем задаром.

Как видно, она не по нашим амбарам.

Как видно, у нас ее край непочатый –

Поэзии истинной – хоть не печатай!

Лишь сосны с поэзией честно поступят:

Корнями схватив, никому не уступят.

                          Пока ты жив, еще не поздно начать сначала бренный путь.

                   Там, наверху, пылают звезды, там дальше, - есть ли что – нибудь?

                   Дано ли будет нам обратно сойти во славе новых тел

                   И смыть всю грязь, и выжечь пятна, коль в этой жизни не успел?

                    Быть может, вправду наше семя бессмертным спит в кругу планет

                    И ждет, когда настанет время, и прорастет… а если нет?

                   А вдруг ни ангелы, ни черти не пронесутся в пустоте

                   И что душа избегнет смерти  - всего лишь сказка для детей?

                    А вдруг в последний раз, не в первый приходим мы на этот свет?

                           И впереди – лишь тьма и черви? И рая нет? И ада нет?

                           И нет суда, и нету судей, и ни похвал, ни укоризны,

                           На что, мол, трынькаете, люди, одну-единственную жизнь?

                           Иди, не опуская веки, живи мгновенья, как года,

                           Но каждый след чтоб был навеки

                           И каждый шаг – как в никуда.

                      И должен ни единой долькой не отступаться от лица,

                       Но быть живым, живым и только, живым и только до конца.

                                 Не потрясенья и перевороты

                                 Для новой жизни очищают путь,

                                 А откровенья, бури и щедроты

                                 Души воспламененной чьей-нибудь.

                   И полусонным стрелкам лень ворочаться на циферблате,

                   И дольше века длиться день, и не кончается объятье.

                                И надо жить без самозванства,

                                Так жить, чтобы в конце концов

                                 Привлечь к себе круги пространства,

                                Услышать будущего зов…

                              Сейчас конкурс литературоведов.

Блиц-опрос, 1 тур.        8 кл. Можете ли вы назвать дату и место рождения поэта?      (29 января(10 февраля) 1890 года в Москве).

9 кл. Что вам известно о родителях Пастернака? (родился в очень талантливой семье: отец – академик живописи, преподавательУчилища живописи, ваяния и зодчества; мать, Розалия Исидоровна Кауфман – известная пианистка, ученица Рубинштейна.

10 кл. Как  воспитывался  Пастернак? (Мальчик отличался чрезвычайной впечатлительностью. Музыкальные вечера дома, гости – музыканты, художники, писатели. С первых дней видел перед собой искусство, больших людей(Левитан, Серов, Скрябин, Л.Толстой, Рильке, Рахманинов), которые бывали в доме, к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме. Семейный уклад создал пожизненную привычку к ежедневной работе. Музыка (мать) и живопись (отец) – это его школа, он любил осмысливать и рассуждать. Няня Акулина Гавриловна брала его с собой в церковь, рассказывала о божественном и чудесном. Прекрасное духовное воспитание!

11 кл. Отношение Пастернака к музыке. (По следам матери начал серьезно заниматься музыкой. Сначала(1901г.) учился в классической гимназии. С 13 лет он сам сочиняет музыку, слушает как на соседней даче Скрябин  работал над созданием 3-ей симфонии. Прошел курс консерватории(композиторский факультет). «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина» (звучит музыка Скрябина) В одном из своих стихотворений писал: «Раздается звонок, голоса приближаются: Скрябин! О куда мне бежать от шагов своего божества!».Слишком был требователен к себе, считал, что не имеет абсолютного слуха:способности угадывать высоту любой произвольно взятой ноты. Он оставил музыку, отказался от профессии композитора.)

Учитель. 2 тур,  блиц-опрос  икусствоведов от каждой группы.

1) 8 кл. Как вам уже известно, что крупные русские поэты ХХ в. формировались в сложных и пртиворечивых связях с различными литературными течениями. А.Блок  начинал как символист, В. Маяковский  - как футурист, А.Ахматова – акмеист. Была ли литературная судьба Пастернака в этом смысле исключением? (Пастернак пересекался сразу с двумя течениями: символизмом и футуризмом. В ряду первых учителей раннего Пастернака был Блок. Он писал: «С Блоком прошли и провели свою молодость я и часть моих сверстников. У Блока все, что создает великого поэта,- огонь, нежность, проникновение, свой образ мира, свой дар особого всепретворяющего прикосновения, своя сдержанная, скрадывающаяся, вобравшая в себя судьба.» Раннее творчество, особенно сборник «Близнец в тучах»(1915) проникнуто духом символизма.  С русским футуризмом его сближало неприятие буржуазного старого мира. Но он, в отличие от них, не увлекался словотворчеством, но восторженно относился к Маяковскому: «Я был без ума от Маяковского. Я его боготворил.»

Учитель. Да, Пастернак высоко ценил  творчество Маяковского, Асеева, но большим авторитетом  для него был австрийский поэт Р.М.Рильке.(Зачитывает письмо Пастернака к Рильке).

2) 9 кл. Перечислите поэтические сборники поэта. В чем достоинства и особенности поэзии Пастернака.

(«Близнец в тучах»(1914), «Над барьерами»(1917), «Сестра моя – жизнь»(1922), «Темы и вариации»(1923), «Второе рождение»(1932), «На ранних поездах «(1943).

Особенности поэзии: максимальная правдивость в воспроизведении действительности, высокая степень художественной точности, занятия музыкой, живописью, философией перевоплотились в поэзии изяществом, музыкальностью стиха, психологизмом. Очень много метафор. Необычность.)

3) 10 кл. За какое произведение Пастернак выдвигался на Нобелевскую премию? Судьба этого произведения.

(С 1946г. 10 лет он работал над романом «Доктор Живаго». В 1957 г. роман был напечатан за рубежом (в Италии) и переведен на 18 языков, а у нас более 30 лет молчания, запрет, потому что революция и гражданская война в романе рассматриваются не с классовых, а с общечеловеческих позиций. Он бросил вызов судьбе, когда в самые черные годы сталинского правления передал роман на Запад, не дожидаясь официального согласия на публикацию. Это был вызов власти.)

4) 11 кл. Что было предметом философских размышлений поэта?

(Пастернак размышляет о времени, о жизни и смерти, о природе искусства, о тайне его рождения, о чуде человеческого существования, о вере в жизнь, в будущее.

Целостность взгляда на мир, на жизнь с общечеловеческих позиций.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В каждом классе выбрать литературоведа, искусствоведа, чтеца.

 

Вопросы для «литературоведов»:

  1. Где и корда родился Пастернак?
  2. Рассказать о родителях поэта.
  3. Какое воспитание получил Пастернак?
  4. Отношение Пастернака к музыке.

 

Вопросы для «искусствоведов»:

  1. К каким литературным течениям принадлежал в разное время Пастернак? Кого он ситал своїм учителем?
  2. Что вы знаете о дружбе поэта с Маяковским?
  3. Чем была поэзия Пастернака для его современников? В чем особенность стихотворений и творчества поэта?
  4. Какова судьба романа «Доктор Живаго»? Почему в годы застоя замалчивалось истинное значение творчества списателя?

 

 

doc
Додано
15 січня 2019
Переглядів
1109
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку