Літературний вечір   «Я не переставала писать стихи…"

Про матеріал
Литературный вечер посвященный 130-летию со Дня Рождения            Анны Ахматовой            «Я не переставала писать стихи…"
Перегляд файлу

Литературный вечер посвященный 130-летию со Дня Рождения
           Анны Ахматовой
           «Я не переставала писать стихи…»

Картинки по запросу анна ахматова

 Цели и задачи:

  1.                   Пробудить в учащихся интерес к поэзии А. Ахматовой через ее биографические данные, отметив трагические страницы ее жизни.
  2.                   Воспитать любовь к русской культуре.
  3.                   Развивать навыки и умения выразительного чтения стихотворения, анализировать лирические произведения.

Вступительное слово учителя:

– Сегодня, ребята, этот вечер мы посвящаем творчеству великой Сафо XX столетия, первому открывателю женской поэзии, «не поэтессы, а поэта», как она сама говорила, – творчеству Анны Андреевны Ахматовой. В этом году
отмечается 130 лет со дня ее рождения.

Ученица: (Костырка Екатерина – 6 класс)

Узкий, нерусский стан –
Над фолиантами.
Шаль из далеких стран
Пала, как мантия.
Вас передали одной 
Ломаной черной молнией,
Холод – в веселье, зной –
В вашем унынии.
Вся ваша жизнь – озноб,
И завершится чем она?
Облачный темен лоб
Юного демона,
… В утренний сонный час, –
Кажется, четверть пятого, –
Я полюбила вас
Анна Ахматова!

Учитель:

Это слова одной великой русской поэтессы Марины Цветаевой об Анне Ахматовой.
Анна Горенко родилась в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина. Вспоминая детство, Ахматова писала:
Ученица:

«

«Мои первые воспоминания — царскосельские: зелёное, сырое великолепие   парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду».
Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет — древний    Херсонес, около которого мы жили.»

Учитель:
В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она научилась говорить по-французски.

Отрывок из видео «Как Аня узнала, что будет поэтом»

Ученица:

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу, 
И долго перед вечером бродить, 
Чтоб утомить ненужную тревогу. 

Когда шуршат в овраге лопухи 
И никнет гроздь рябины желто-красной, 
Слагаю я веселые стихи 
О жизни тленной, тленной и прекрасной. 

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь 
Пушистый кот, мурлыкает умильней, 
И яркий загорается огонь 
На башенке озерной лесопильни. 

Лишь изредка прорезывает тишь 
Крик аиста, слетевшего на крышу. 
И если в дверь мою ты постучишь, 
Мне кажется, я даже не услышу.

Учитель:

Когда в печати стали появляться ее первые серьезные стихи, отец         запретил ей подписывать их своей настоящей фамилией Горенко. Тогда юная Анна взяла литературный псевдоним – фамилию прабабушки – татарской княжны Ахматовой.

 

Ученица:

Молюсь оконному лучу – 
Он бледен, тонок, прям. 
Сегодня я с утра молчу, 
А сердце – пополам.
На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем, 
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине, 
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.
                                                               1909

 

 

 

Учитель:

24 декабря 1903 года она познакомилась с Николаем Гумилевым, он был старше Анны на три года и тоже учился в Царскосельской гимназии.

 

Сценка:

 

Романтик. А в 17 лет пришла любовь. Как все гимназисты, ухаживал за барышнями, бесконечно влюблялся. Однажды был приглашен в гости и ... Знакомьтесь: Аня Горенко. А это Николай Гумилев. Он пишет стихи.

Анна. Прочтите что-нибудь ваше.

Николай. Вам нравятся стихи или вы из чистого любопытства?

Анна. Нравятся, но не всякие, а только хорошие.

Николай. Ну, тогда я вам буду читать только хорошие стихи, свои:

Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду...

– Что, хорошие?

Анна (кивает). Только непонятные.

Романтик. Мимолетной встречи не получилось. Анна Горенко-Ахматова, запала в душу. Вот он познакомился с ее братом Андреем, чтобы чаще ее видеть. Вот он мчится с огромным букетом к ней на именины.

Анна. Коля! Ну что вы! Зачем? Видите, сколько букетов! Ваш – девятый...

Романтик. Гумилев вышел, вернулся через час – в руках почти такой же букет. Николай. Такого у вас нет. Это цветы императорские.
Романтик. Оказывается, он залез в цветник императрицы и нарвал там цветов.

 

Учитель:

 

Историю любви Николая Гумилёва и Анны Ахматовой трудно назвать красивой или романтичной. Она принесла много боли и страданий обеим сторонам. Николай Гумилёв трижды получал отказ от Анны Ахматовой, но продолжал посвящать ей лучшие свои стихи.

Учитель:

И вот, в Киеве на Европейской площади в отеле «Европейский» Гумилев делает очередное предложение Анне. И она согласилась. Когда он спросил любит ли она его она ответила – не люблю, но считаю вас выдающимся человеком. Гумилев улыбнулся и спросил: «Как Будда или как Магомед?».

 А вот что напишет о своем «да» сама Анна Ахматова

 

Анна Ахматова:

Бесконечное жениховство Николая Степановича, мои столь же бесконечные отказы утомили в конец даже мою кроткую маму, на что она сказала мне с упреком «Невеста неневестная», что показалось мне кощунством.

 

Учитель:

И в Киевском храме Премудрости Бога,

Припав к солее, я тебе поклялась,

Что будет моею твоя дорога,

Где бы она ни вилась.

 

И если слабею, мне снится икона

И девять ступенек на ней.

И в голосе грозном софийского звона

Мне слышится голос тревоги твоей.

 

Ученик:

 И когда, наконец, он добился руки возлюбленной, жизнь, которая должна была превратиться в сказку, рассыпалась, словно карточный домик. Но, несмотря на трагизм их отношений, союз Гумилёва и Ахматовой интересен слиянием судеб двух гениальных поэтов.
 

Ученик:

Он называл её в своих стихах русалкой. Потом, спустя 7 лет, когда они поженятся, Гумилёв посвятит одно из своих стихотворений их прогулкам в Царском селе:

 

Ученик:

Ты помнишь, у облачных впадин

С тобою нашли мы карниз,

Где звёзды, как горсть виноградин,

Стремительно падали вниз? <…>

 

И мы до сих пор не забыли,

Хоть нам и дано забывать,

То время, когда мы любили,

Когда мы умели летать.

 

 

 

Ученик:

Брак Ахматовой и Гумилева распался в августе 1918 года. Поэтесса вышла замуж за Владимира Шилейко — востоковеда и поэта, специалиста по Древнему Египту. В 1921 году Гумилева арестовали, а затем расстреляли — поэта обвинили в причастности к контрреволюционному заговору.

Ученик:

Ахматова писала в дневнике: «Блок, Гумилев, Хлебников умерли почти одновременно. Ремизов, Цветаева и Ходасевич уехали за границу, там же были Шаляпин, Михаил Чехов и половина балета».

 

 

 

Ученица:

«Сжала руки под темной вуалью»

Сжала руки под тёмной вуалью...
"Отчего ты сегодня бледна?"
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру."
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру".

Учитель:
Знакомый Анны Ахматовой, писатель Варлаам Шаламов, вспоминал один случай, у Анны Андреевны было всего одно выходное черное платье, она носила его еще до революции, носила 50 лет - другого не было. И вот на одном из приемов платье лопнуло. Гости зашивали его прямо на Ахматовой.

Учитель:

Эта история произошла в конце 60х. Уже на закате жизни Анны Ахматовой.   Ее не стало 5 марта 1966 года.

Ученик:
«Подошла я к сосновому лесу»


Подошла я к сосновому лесу.
Жар велик, да и путь не короткий.
Отодвинул дверную завесу,
Вышел седенький, светлый и кроткий.

Поглядел на меня прозорливец,
И промолвил: "Христова невеста!
Не завидуй удаче счастливиц,
Там тебе уготовано место.
Ученик:
Позабудь о родительском доме,
Уподобься небесному крину.
Будешь, хворая, спать на соломе
И блаженную примешь кончину".

Верно, слышал святитель из кельи,
Как я пела обратной дорогой
О моем несказанном весельи,
И дивяся, и радуясь много.

 

Отрывок из видео 31:29

 

Учитель:

Нет, и не под чуждым небосводом,

И не под защитой чуждых крыл,-

Учитель:

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

 

docx
Додано
11 лютого 2020
Переглядів
542
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку