Літературно - музична композиція "Лише закоханий..."

Про матеріал
У літературно - музичній композиції "Лише закоханий ..." зібрані твори зарубіжної літератури на тему кохання, а також представлені життєві історії їх авторів
Перегляд файлу

 

 

Литературно-музыкальная композиция

 

«Только влюблённый

имеет право

на звание человека »

 

 

 

 

Подготовила:

учитель зарубежной

литературы

Котелевской ООШ №4

І-ІІІ ступеней

Зинченко Т.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Котельва-2021

Слайд №1.

Звучит мелодия П.Мариа

    Ведущий 1. Только искусство даёт нам возможность определить век любви. Говорят, что любовь отточила карандаш первого художника.

    В мифах времен античности живут отклики любви страстной и преданной. Вспомним миф о древнегреческом певце Орфее.

Слайд №2

       « Орфей полюбил Эвридику, какая старая история…. Орфей!»

Он опустился за ней в подземное царство, преодолев все препятствия. Вернуть назад любимую он не смог, но и отказался смотреть на других женщин, за что его и растерзали вакханки.

   

Ведущий 2. Не менее сильные чувства испытывал Пигмалион. Он вырезал девушку из слоновой кости, полюбил свое творение, и любовь вдохнула жизнь в холодную скульптуру.

Слайд №3

       Согретый любовью голос античной поэтессы Сапфо еще в VII в. до н. э. пел: « Моё сердце страсть крушит!» Ёё современник  Анакреонт вторил:

« Люблю и словно не люблю,

И без ума, и в разуме».

 

    Но остановимся. Древняя поэзия поверяет нам многое. Может быть, творчество поэтов донесет далёким потомкам силу чувств людей века атомного. Но о чем  же оно расскажет нам?

Ведущий 2. Любимая, любимый… Какими только словами не обращались к возлюбленным. Вслушайтесь!

О мой друг, нежный друг мой, сокровище мое, моя возлюбленная, душа моя, дорогая избранница, о мой любимейший, мой добрый друг, мой ангел, моя любовь, моя единственная, ангел мой, жизнь моя, мое второе я…

 

Слайд №4

1. Во все времена о любви говорили, говорят и будут говорить. «Тайна сия велика есть…» — повторяем мы порой старинную, возвышенную формулу о любви, повторяем часто бездумно, а нередко и иронично.

А это действительно тайна. И она, в самом деле, велика. Эта тайна явственно живет в стихах и письмах великих поэтов и писателей…

 

У ч е н и к (читает Сонет 56 В. Шекспира)

Проснись, любовь! Твое ли острие

Тупей, чем жало голода и жажды?

Как ни обильны яства и питье,

Нельзя навек насытиться однажды.

Так и любовь. Ее голодный взгляд

Сегодня утолен до утомленья,

А завтра снова ты огнем объят,

Рожденным для горенья, а не тленья.

Чтобы любовь была нам дорога,

Пусть океаном будет час разлуки,

Пусть двое, выходя на берега,

Один к другому простирает руки.

Пусть зимней стужей будет этот час,

Чтобы весна теплей пригрела нас.

 

2. Мы говорим сегодня о большой любви, естественной и долгожданной, как солнце, расплавляющее изнутри тяжкое, уродливое тело тысячелетней тучи. Великие говорили: «Сказать „Я тебя люблю“ — значит сказать „Ты не умрешь“». Кто знает, может быть, они и не стали бы великими, если бы не полюбили, не испытали космическую мощь чувства, что движет солнцем и светилами. И дай вам Бог, чтобы и вы испытали это чувство.

 

Слайд №5

 

Новелла первая: Петрарка и Лаура.

 

1. Кто-то из философов однажды сказал, что опыт любви — самый потрясающий опыт человека. Что бы ни говорили и ни писали о парадоксах любви, в этом потрясающем опыте существуют сумасшедшие закономерности, гармония странностей.

И чтобы понять любовь великого поэта Петрарки к Лауре, «заурядной жене» заурядного авиньонца, имевшей одиннадцать детей, надо знать историю этой любви.

Когда Петрарка увидел Лауру в одной из авиньонских церквей, ему было двадцать три, ей — двадцать. Она была уже женой, он — молодым ученым и поэтом. Когда она умерла, ей было за сорок. Петрарка пережил любимую на двадцать шесть лет. Незадолго до своей смерти он написал: «Уже ни о чем не помышляю я, кроме нее».

 

2. Любовь Петрарки к Лауре часто называют идеальной: он любил на расстоянии.

В Амвросианской библиотеке в Милане хранится рукописный журнал сочинений Вергилия, принадлежавший Петрарке,— его любимая книга, его неразлучный спутник во всех странствиях. На обороте первой, белой страницы находится запись, писанная собственноручно Петраркой; эта запись — единственное место, где он открыто засвидетельствовал свою любовь.

 

Ю н о ш а (Читает. Звучит «Сентиментальный вальс»). Лаура, славная собственными добродетелями и долго воспеваемая моими стихами, впервые предстала моим глазам в раннюю пору моей юности, в лето Господне 1327-е, в день 6-й месяца апреля, в церкви Святой Клары в Авиньоне, в час утренний; и в том же городе, в том же месяце апреле, в тот же 6-й день, в тот же первый час, лето же 1348-е, у сего света свет оный был отнят, когда я случайно был в Вероне, увы! Судьбы своей не ведая. Весть же горестная настигла меня чрез письмо моего Людовика в Пармс, в том же году, в день мая 19-й, поутру. Тело ее непорочное и прекрасное было погребено в усыпальнице братьев Миноритов в самый день смерти к вечеру; а душа ее, я уверен, возвратилась на небо, откуда была. Сие же, на скорбную память о событии, с некоей горькой отрадою положил я написать именно в этом месте, которое часто у меня перед глазами, да ведаю, что в сей жизни ничто не должно мне более нравиться, и дабы частое созерцание сего и помышление о скоротечности жизни напоминали мне, что после того, как порваны крепчайшие сети, пора бежать из Вавилона, что помощию Божией благодати легко станет, если строго и мужественно буду памятовать суетные заботы, пустые надежды и печальные исходы минувшего времени.

 

1. Мы чувствуем в Петрарке живую, страдающую, тоскующую душу — душу, вызывающую острое сочувствие и сегодня, потому что он любит не идеальный, вымышленный образ, а живую земную женщину. Его сонеты — письма к ней.

 

Ю н о ш а (читает Сонет Петрарки)

Лгут зеркала,— какой же я старик!

Я молодость твою делю с тобою.

Но если дни избороздят твой лик,

Я буду знать, что побежден судьбою.

Как в зеркало, глядясь в твои черты,

Я самому себе кажусь моложе.

Мне молодое сердце даришь ты,

И я тебе свое вручаю тоже.

Старайся же себя оберегать -

Не для себя: хранишь ты сердце друга.

А я готов, как любящая мать,

Беречь твое от горя и недуга.

Одна судьба у наших двух сердец:

Замрет мое — и твоему конец!

 

Слайд №6     Звучит песня «Она…»

 

Слайд №7

 

Новелла вторая: история любви Александра Сергеевича Пушкина.

 

2. Пушкин и Керн познакомились в Петербурге в 1819 году. Пушкин только окончил Лицей. Ему было 20 лет. Она была на год моложе. Шестнадцати лет ее выдали замуж за генерала, который был значительно старше ее. Встреча с Пушкиным произошла на вечере у Оленина. Молодежь разыгрывала шарады. Красавица Керн исполняла роль Клеопатры. Юный Пушкин не сводил с нее глаз. За ужином он сидел недалеко от нее и сказал громко по-французски: «Можно ли быть столь прелестной!» Но юноше не удалось привлечь внимание красавицы. Когда ужин закончился и гости разъезжались, Пушкин стоял на крыльце и провожал горящими глазами почти незнакомую ему женщину. Прошло 6 лет, прежде чем они увидели друг друга снова. Теперь А.П. Керн знала Пушкина по стихам, восхищалась ими и страстно хотела увидеть их автора. И день этот настал. Во время обеда в Тригорском Пушкин вошел в столовую, вошел запросто с толстой палкой в руке и с любимыми собаками. Он здесь частый гость, свой человек. Их заново представили друг другу. Пушкин молча поклонился Керн. Поэта вновь очаровала красота Анны Петровны, ее пение. Они познакомились ближе. В одну из лунных ночей хозяйка Тригорского предложила прогулку в Михайловское. Поехали. Пушкин вместе с Керн.

- Люблю луну, когда она освещает прекрасное лицо! – тихо сказал он. Потом вспоминали первую встречу, Петербург. В Михайловском гуляли по парку. И сейчас одна из старых аллей называется «аллеей Керн».

На другой день она уезжала домой, в Ригу. Рано утром Пушкин пришел в Тригорское проститься. Он принес подарок – экземпляр главы романа « Евгений Онегин». Между страницами лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами. В них было все: и первая встреча, и тревоги ссылки, и светлая радость их последней встречи.

( Звучит стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»)

 

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

 

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

 

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

 

В душе настало пробужденье,

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

 

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

 

Слайд №8

 

 (Пара танцует вальс.)

Ю н о ш а (читает стихотворение «Бал» Федотова)

Загадочно свечи мерцали,

Скользил под ногами паркет.

Был бал. И они танцевали

Любимый ее минуэт.

Воздушное белое платье

Касалось его сюртука,

Влюбленным и рукопожатья

Достаточно было пока.

Фамильная брошь золотая

Да тонкий алмазный браслет,

Металла невинность святая

За гением пылким вослед.

Была она так грациозна,

Так прелести юной полна,

Что дам пожилых и серьезных

И тех покорила она.

Кружилась она и не знала,

Что будет с ним рядом века

Богиня столичного бала

В изящных своих башмачках.

Веселая музыка снова

Пьянила ее, как вино,

Она лишь пока Гончарова,

Ей Пушкиной стать суждено!

Качались у вееров перья,

Звон шпор, мишура эполет…

И девушки в платьях вечерних

Ревниво смотрели в лорнет.

 

2. Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы из жизни Пушкина. По шутливому признанию поэта, Наталья Гончарова была его «сто тринадцатая любовь». Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его в молодости, не были еще той любовью, тем всеобъемлющим чувством, которое пришло к нему на рубеже нового периода жизни. Бурно прожита молодость, настала пора зрелости. Жажда личного семейного счастья, стремление любить и быть любимым — вот какие чувства владели им в эти годы.

  Александр Сергеевич встретился с Натали в декабре 1828 года. «Когда я увидел ее в первый раз,— писал он позднее Наталье Ивановне (матери Гончаровой),— я полюбил ее, голова у меня кружилась».

 

1. Уже в конце апреля 1828 года Пушкин делает предложение. Ответ матери неопределенен: «Дочь еще слишком молода». Пушкин уезжает на Кавказ, бросается в гущу сражений, быть может, ищет смерти.

    В начале апреля он снова делает предложение, и на этот раз оно было принято. 18 февраля 1831 года в церкви Вознесения, что у Никитских ворот, Пушкин и Натали обвенчались. Поэт был счастлив, введя в свой дом молодую красавицу-жену.

 

Ю н о ш а (читает стихотворение А. Пушкина «Мадонна»)

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

 

2. В разлуке письма Пушкина к Наталье Николаевне особенно искренни, полны любви и нежности. В сравнительно короткий период их совместной жизни — шесть лет, в течение которых поэт несколько раз покидал Петербург — наибольшее количество писем — 64 — написал он жене.

 

1. «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив…». Наталье Николаевне не было равных во всем Петербурге среди самых красивых женщин. Я тоже считал, что жена моя — прелесть, любил «это милое, чистое доброе созданье», любил ее душу больше красивого лица. Царица моя, мой ангел, красавица моя, кумир мой, прекрасное мое сокровище».

 

Видео из к-ф «Пушкин» на фоне мелодии «Как упоительны в России вечера…»

Слайд №9

 

Новелла третья: Байрон и Тереза.

 

   1. Великий английский поэт Джордж Гордон Ноэл Байрон был вынужден покинуть Англию и странствовать по свету. Последней любовью Байрона была Тереза Гвиччиоли, с которой он познакомился в Венеции. Ей было тогда шестнадцать лет, ему немногим более тридцати, но она уже была замужем за графом Гвиччиоли.

Любовь к Байрону стала для юной Терезы событием, которое изменило всю ее жизнь… А он писал ей восторженные письма.

 

2. Сокровище мое… Если бы ты знала, как велика моя любовь к тебе, ты не подумала бы, что я способен забыть тебя хоть на единый миг. Тебе надо узнать меня лучше — быть может, ты когда-нибудь поймешь, что я хоть и не стою тебя, но истинно люблю. Где ты, моя Тереза? Все здесь напоминает о тебе — все осталось прежним, но тебя нет… При разлуке тот, кто уезжает, меньше страдает, чем тот, кто остается… Я нахожу удовольствие только в мыслях о тебе, но не знаю, как я мог бы вновь увидеть те места, где мы бывали вместе,— особенно те, что священны для нашей любви,— увидеть и не умереть от тоски.

Сокровище мое, жизнь моя стала очень печальной и однообразной; ни книги, ни музыка, ни лошади, ни собаки — ничто не доставляет мне удовольствия; общество женщин меня не влечет; о мужском я и не говорю. В течение нескольких лет я сознательно избегал сильных страстей. Я не хотел больше любить и не надеялся быть любимым. Ты обратила в бегство все эти решения; я теперь весь твой; я буду тем, чем ты пожелаешь — буду, быть может, счастлив твоей любовью, но покоя мне уже не знать никогда. Не надо было будить мое сердце. Но эти размышления запоздали. Я обладал тобой, и, каков бы ни был конец, я вечно буду всецело твоим. Целую тебя тысячу раз и еще тысячу раз… Люби меня — твоего неизменно нежного и верного.

 

Твоей красы  здесь отблеск смутный, -

Хотя художник мастер был, -

Из сердца гонит страх минутный,

Велит, чтоб верил я и жил.

 

Для золотых кудрей, волною

Над белым вьющихся челом,

Для щёчек, созданных красою,

Для уст, - я стал красы рабом.

 

Твой взор, - о нет! Лазурно-влажный

Блеск этих ласковых очей

Попытке мастера отважной

Недостижим в красе своей.

 

Я вижу цвет их несравненный,

Но где тот луч, что, неги полн,

Мне в них сиял мечтой блаженной,

Как свет луны в лазури волн?

 

Портрет безжизненный, безгласный,

Ты больше всех живых мне мил

Красавец, - кроме той, прекрасной,

Кем мне на грудь положен был.

 

Даря тебя, она скорбела,

Измены страх её терзал, -

Напрасно: дар её всецело

Моим всем чувствам стражем стал.

 

В потоке дней и лет, чаруя,

Пусть он бодрит мечты мои,

И в смертный час отдам ему я

Последний, нежный взор любви!

 

Слайд №10

 

Новелла четвёртая: Тютчев и Денисьева.

 1. Елена Александровна Денисьева в течение 14 лет была тайной любовью замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева.

Да, он любил их обеих — и Денисьеву, и жену. Кем он был для них: злодей, не желающий делать зла, друг, бессильный совершить добро? Его убеждения находились в постоянном противоречии с его поступками

Как все сплелось, как запуталось! Когда Леля — Елена Александровна Денисьева — умерла, наступило время страшного раскаяния. Тютчев жестоко укорял себя, что, в сущности, именно он сгубил ее тем двусмысленным положением, в которое поставил, не имея сил порвать с семьей, где его любили и духовная привязанность к которой оказалась не менее сильной, чем его сердечное влечение.

Елена Александровна умерла, но осталось ее имя, олицетворяющее в отечественной литературе одну из вершин философской лирики поэта.

 

У ч е н и к (читает стихотворение Тютчева «Последняя любовь»)

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней…

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье, -

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность…

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство, и безнадежность.

 

Звучит романс «Я встретил Вас…» на фоне видео

 

Слайд №11

 

Новелла пятая: И.С.Тургенев и Полина Виардо

                      2. Я вас знавал... тому давно

Мне, право, стыдно и грешно,

Что я тогда вас не заметил...

     Вы только что вступили в свет -

Вам было восемнадцать лет...

На бале где-то я вас встретил.

1.   Эти строки принадлежат И.С. Тургеневу. Мы хорошо знаем его как прозаика, но нам очень мало известно о нем как о поэте. Между тем некоторые его стихи положены на музыку, как, например, замечательное стихотворение «В дороге».

И.С. Тургенев часто в своих произведениях обращался к теме любви, но в них нередко появлялась щемящая душу нотка грусти. Должно быть, это связано с историей любви самого писателя. Его возлюбленной стала известная французская певица Полина Виардо, с которой Тургенев познакомился во время ее  гастролей по России. Любовь писателя длилась 40 лет. Полина Виардо была замужем, поэтому его чувство, длившееся всю жизнь, сопровождалось частыми разлуками, полными нежности письмами и трагическим осознанием невозможности создать свою семью. И тем не менее И.С. Тургенев писал: «Страдание - это счастье, которое, например, эгоисту или человеку неведомо».

 

Звучит романс «Утро туманное...»

 

Слайд №12

Новела шестая: Блок и Менделеева.

 

2. Ее мы посвящаем великому поэту, имя которого золотыми буквами вписано в историю русской поэзии. Значение творчества Александра Блока невозможно переоценить. Он — слава и гордость русской нации. Его поэтическая звезда сияет высоко над сегодняшним днем, а свет поэзии льется мерно, величаво и гордо.

Первый сборник стихов был написан в течение 1901 — 1902 годов. Назывался он «Стихи о Прекрасной Даме». Эта книга поразила всех чистотой и искренностью.

 

У ч е н и к

Ты в поля отошла без возврата!

Да святится Имя Твое!

Снова красные копья заката

Протянули ко мне острие.

Лишь к Твоей золотой свирели

В черный день устами прильну,

Если все мольбы отзвенели,

Утомленный, в поле усну!

Ты пройдешь в золотой порфире

Уж не мне глаза разомкнуть,

Дай вздохнуть в этом сонном мире,

Целовать излученный путь.

 

1.Стихи Блока наполнены лучезарными эпитетами в честь Прекрасной Дамы: Лучезарное виденье, Таинственная Дева, Невеста, Величавая Вечная Жена, Святая Царевна, Голубая Царица земли, Звезда, Купина, Мировая Душа, Вечная Женственность. Кто же вдохновил Блока на создание этого цикла? Была у А.Блока женщина, которой суждено было навсегда остаться радостью и мукой его существования. Это его прекрасная Дама, а Блок стал её певцом.

 «Стихи о Прекрасной Даме» посвящены Любови Дмитриевне Менделеевой, жене Блока. Их более 800. Они составили три первых цикла: «До света», «Стихи о прекрасной Даме», «Распутья», которые принесли автору славу первого поэта России. « Но почему же за Блоком закрепилось певучее имя Рыцаря прекрасной Дамы?

Да потому, что вновь и вновь в туманах и метелях, в таинственных звездопадах синей бездны возникал её изменчивый манящий и пленительный образ.

 

Слайд №13

Ю н о ш а (читает стихотворение Александра Блока «Незнакомка» на фоне «Лунной сонаты» Бетховена

 

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседских столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

 

2. Верность своим чувствам Блок сохранял даже в разлуке.

 

  Слайд №14

 

На фоне музыки Евг. Доги из кинофильма « Мой ласковый и нежный зверь» звучат стихи А. Блока

 

         Когда вы стоите на моем пути,

         Такая живая, такая красивая,

         Но такая измученная,

         Говорите всё о печальном,

         Думаете о смерти,

         Никого не любите

         И презираете свою красоту –

         Что же? Разве я обижу вас?

 

         О, нет! Ведь я не насильник,

          Не обманщик и не гордец,

          Хотя  много знаю,

          Слишком много думаю с детства

          И слишком занят собой.

          Ведь я – сочинитель,

          Человек, называющий всё по имени,

           Отнимающий аромат у живого цветка.

 

          Сколько ни говорите о печальном,

          Сколько ни размышляйте о концах и началах,

          Все же, я смею думать,

          Что вам только 15 лет.

           И потому я хотел бы,

           Чтобы вы влюбились в простого человека,

           Который любит землю и небо

           Больше, чем рифмованные и нерифмованные

           Речи о земле и небе.

 

 

           Право, я буду рад за вас,

           Так как – только влюблённый

           Имеет право на звание человека.

                                        6 февраля 1908

 

2. Как же возникли эти замечательные строки?

  В один из зимних дней 1908 года к поэту пришла 15–летняя девочка – гимназистка Лиза Пиленко. Она  впервые увидела А. Блока на литературном вечере, там впервые услышала стихи его. И она пошла к нему, постучала в квартиру поэта, раскрыла ему свою душу, свой страх перед тем, « что в мире тоска…»

    « Мы долго говорили. За окном уже темно. Вырисовываются  окна других квартир….

       Странное чувство. Уходя с Галерной, я оставила часть души там».

Через неделю девочка получила стихи, в которых был заключен ответ на все её вопросы. Строки эти поэт  предваряет признанием о себе, сочинителе, отнимающем аромат у живого цветка, говоря о том, что «только влюбленный имеет право на звание человека». Блок имел в виду влюблённость во всё живое, влюбленность в землю и небо, стремление к простым чувствам.

  Но на этом история не закончилась. Лиза Пиленко, она же Кузьмина–Караваева, стала монахиней Марией, героиней французского Сопротивления, попала в фашистский концлагерь Равенсбрюк. Там она, по некоторым сведениям, обменялась номером с молодой советской девушкой и погибла в газовой камере. Об этом А. Блоку не суждено было узнать.

 

Слайд №15

Новелла седьмая: Анна Ахматова и Николай Гумилев.

 

  В дальних далях начала XX века взошла их поэзия, а вместе с ней и их любовь.

(Сцена: юноша и девушка говорят о своей любви, обращаясь к залу).

 

А х м а т о в а. Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, но кажется мне, что люблю.

 

Г у м и л е в.

Вот я один в вечерний тихий час,

Я буду думать лишь о Вас, о Вас.

Возьмусь за книгу, но прочту: «Она»,

И вновь душа пьяна и смятена.

Я брошусь на скрипучую кровать,

Подушка жжет… Нет, мне не спать, а ждать.

И крадучись я подойду к окну,

На дымный луг взгляну и на луну.

Вон там, у клумб. Вы мне сказали: «Да».

О, это «да» со мною навсегда.

И вдруг сознанье бросит мне в ответ,

Что вас, покорной, не было и нет,

Что ваше «да», ваш трепет у сосны,

Ваш поцелуй — лишь бред весны и сны.

 

А х м а т о в а. Николай собирается приехать ко мне. Я безумно счастлива. Он пишет мне непонятные слова, и я хожу с письмом к знакомым и спрашиваю объяснений. Он так любит меня, что даже страшно. Как вы думаете, что скажет папа, когда узнает о моем решении? Если он будет против брака, я убегу, тайно обвенчаюсь с Николя.

Помолись о нищей, о потерянной,

О моей живой душе,

Ты в своих путях всегда уверенный,

Свет узревший в шалаше.

И тебе, печально благодарная,

Я за это расскажу потом,

Как меня томила ночь угарная,

Как дышало утро льдом.

 

Г у м и л е в.

Из логова змиева,

Из города Киева,

Я взял не жену, а колдунью.

Я думал — забавницу,

Гадал — своенравницу,

Веселую птицу — певунью.

Покликаешь — морщится,

Обнимешь — топорщится,

А выйдет луна — затомится,

И смотрит, и стонет,

Как будто хоронит

Кого-то,— и хочет топиться.

Твержу ей: крещеному

С тобой по-мудреному

Возиться теперь мне не в пору;

Снеси-ка истому ты

В днепровские омуты,

На грешную Лысую гору.

 

  1. К сожалению, брак Анны Ахматовой и Николая Гумилева не сложился. Расставшись, каждый из них пошел навстречу своей трагедии.

 

Видео «Я пью за разорённый дом»

 

Слайд №16

 

2. Поэты пишут о любви. Но как часто мы забываем их стихи, не обращаемся к ним, а порою даже и не знаем, чьему перу принадлежит то или иное творение.

 

1. А бывает немного иначе. Мы очень любим стихотворение, знаем его автора, воспринимаем его как современное, обращенное к нам, а оказывается…

 

2. Нина Григорьевна Прозрителева, жена поэта А. Кочеткова, – рассказывает:

« Лето 1932 года мы проводили в Ставрополе у моего отца. Осенью Александр Сергеевич уезжал раньше, я должна была приехать в Москву позже. Билет был уже куплен – Ставропольская ветка до станции Кавказской, там на прямой поезд Сочи – Москва. Расставаться было трудно, и мы оттягивали как могли.

Накануне отъезда мы решили продать билет и хоть на 3 дня  отсрочить отъезд. Эти же 3 дня – подарок судьбы – переживать, как сплошной праздник.

Кончилась отсрочка, ехать было необходимо. Опять куплен билет, и Александр Сергеевич уехал.

В Москве у друзей, которых он увидел в первый день приезда, его появление было воспринято как чудо воскрешения, так как его считали погибшим в страшном крушении, которое произошло с сочинским поездом на станции Москва-товарная. Погибли знакомые, возвращавшиеся из сочинского санатория. Александр Сергеевич избежал гибели потому, что продал билет на этот поезд.

В первом же письме, которое я получила от мужа из Москвы, было стихотворение «Вагон». Так была установлена дата написания стихотворения – 1932 г., а напечатано через долгие годы. Впервые опубликовано в сборнике « День поэзии» в 1966 году.

 

Звучит « Баллада о прокуренном вагоне»

 

- Как больно, милая, как странно,

Сродняясь с землей, сплетясь ветвями, -

Как больно, милая, как странно

Роздваиваться под пилой.

Не зарастет на сердце рана –

Прольется чистыми слезами,

Не зарастет на сердце рана –

Прольется пламенной смолой.

 

- Пока жива, с тобой я буду –

Душа и кровь неразделимы –

Пока жива, с тобой я буду –

Любовь и смерть всегда вдвоем.

Ты понесешь с собой повсюду –

Не забывай меня, любимый, -

Ты понесешь с собою повсюду

Родную землю, милый дом.

 

- Но если мне укрыться нечем

От жалости неисцелимой,

Но если мне укрыться нечем

От холода и темноты?

 

- За расставаньем будем встреча,

Не забывай меня, любимый,

За расставаньем будет встреча,

Вернемся оба, - я и ты.

 

- Но если я безвестно кану

Короткий  свет луча дневного, -

Но если я безвестно кану

За звездный пояс, в млечный дым ?

 

- Я за тебя молиться стану,

Чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану,

Чтоб ты вернулся невредим.

 

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он стал бездомным и смиренным,

Трясясь в прокуренном вагоне,

Он полуплакал, полуспал,

Когда состав на скользком склоне

Вдруг изогнулся страшным креном,

Когда состав на скользком склоне

От рельс колёса оторвал.

 

Нечеловеческая сила

В одной давильне всех калеча,

Нечеловеческая сила

Земное сбросила с земли.

И никого не защитила

Вдали обещанная встреча,

И никого не защитила

Рука, зовущая вдали.

 

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

С любимыми не расставайтесь!

Всей кровью прорастайте в них –

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

И каждый раз навек прощайтесь!

Когда уходите на миг!

 

 

1.  Любовь вечна. Она существует во все времена, у всех народов. Какие только испытания не выпадают на её долю.

Часто слушая ту или иную песню, мы восхищаемся её словами, но забываем, что они принадлежат одному человеку, имя которого Поэт.

 

Звучит песня « Белый шиповник» на слова Андрея Вознесенского (видео)

 

Слайд №17

 

2. Эдуард Асадов. Все ли знают о той страшной участи, которая постигла поэта, когда он был молодым. Юным 20–летним  офицером ушел он на фронт.

Э.Асадов не потерял рук и ног, осколками мины ему вырвало глаза. Но душа его не осталась пустой, она полна сопереживаниями, сочувствием к людскому горю.

Однажды, на гастролях в Рязани, к нему подошла женщина и рассказала такую историю. Она – врач. А в больнице, где она работает, лежит юноша, неизлечимо болен, потерявший веру в себя. Единственная его отрада – томик стихотворений Асадова. Она просила поэта посетить юношу. Тот не мог, но концерт свой без вступления начал одним стихотворением. После попросил тех людей, которым не безразлично чужое горе, посетить больного парня.

Через два года, когда Асадов снова был в Рязани, к нему опять подошла женщина–врач и отблагодарила за то участие, какое оказал поэт. Юноша вылечился, ему помогли люди, которые пришли после концерта и поддержали в беде.

А стихотворение это вот какое: « Падает снег».

 

Падает снег, падает снег –

Тысяча белых ежат…

А по дороге идет человек,

И губы его дрожат.

Мороз под шагами хрустит, как соль,

Лицо человека – обида и боль,

В зрачках два черных тревожных флажка

Выбросила тоска.

 

Измена? Мечты ли разбитый звон?

Друг ли с подлой душой?

Знает об этом только он

Да кто–то еще другой.

 

Случись катастрофа, пожар, беда –

Звонки тишину встревожат.

У нас милиция есть всегда

И «Скорая помощь» тоже.

 

А если просто: падает снег

И тормоза не визжат,

А если просто идет человек

И губы его дрожат?

 

А если в глазах  у него тоска –

Два горьких черных флажка?

Какие звонки и сигналы есть,

Чтоб подали людям весть?!

 

И разве тут может в расчет идти

Какой–то там этикет,

Удобно иль нет к нему подойти,

Знаком ты с ним или нет?

 

Падает снег, падает снег,

По стеклам шуршит узорным.

И сквозь метель идет человек,

И снег ему кажется черным…

 

И если встретишь его в пути,

Пусть вздрогнет в душе звонок,

Рванись к нему сквозь людской поток.

Остановись! Подойди!

 

Слайд №18

 

  1. И закончить наш рассказ   хочется письмом неизвестной к неизвестному.

Звучит «Лунная соната».

 

Д е в у ш к а (читает письмо). Хороший мой, любимый! Как рассказать тебе о моем счастье? Во все времена счастье было понятием отвлеченным. Это неверно. Ничего нет более зримого и вещественного, чем счастье. В течение трех дней я видела его, ощущала, дышала им, держала его в руках. Это сделал ты. Луна в радужном кругу, скрип голубого снега, заиндевевшие волосы и ресницы — все это было счастьем… Мы катались с укатанной ледяной горки, и ветер свистел в ушах и до слез жег глаза. Мы падали, барахтались в снегу, карабкались по скользкой тропке… И это было счастьем. Счастьем была большая темная комната, где пахло хвоей и только что погашенными свечками… Счастьем была тихая белая мохнатая ночь, когда я одна ушла далеко-далеко от дома. Я шла по дороге, и все вокруг было полно мягкого белого рассеянного света, все казалось нежным и пушистым… А еще я помню утро — розово-голубое, чуть морозное, когда лыжи так чудесно шуршат по зернистому плотному снегу, а воздух такой свежести и чистоты, что его пьешь, как воду. Милый, с чем бы ни встречалась я в эти дни — все было счастьем… Как я благодарна тебе за то, что ни одна темная мысль, ни одно горькое воспоминание, ни одно печальное предчувствие не омрачили этих чудесных дней… Я так боюсь потерять чудесное свое счастье. Но вот сейчас, пока я ничего не знаю, пока я еще верю в самое лучшее, я хочу еще раз сказать тебе спасибо за счастье, за веру в себя, за молодость!.

 

Слайд №19, 20

 

2. Дай Вам Бог встретить такую любовь, чтобы в вашей душе родились такие мучительные и такие прекрасные слова. И пусть эта любовь будет взаимной, а девизом в вашей жизни станут строки из стихотворения Э. Асадова « Слово о люби».

 

Любить – это прежде всего отдавать.

Любить – значит чувства свои, как реку,

С весенней щедростью расплескать

На радость близкому человеку.

 

Вместе: Будьте счастливы!

Слайд №21, 22

Звучит песня «Пусть вам повезёт в любви»

 

 

 

 

doc
Додано
14 березня 2021
Переглядів
903
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку