1 липня о 18:00Вебінар: Шкільна дошка – ігрове поле вчителя

Літературно-музична композиція "Червоні вітрила"

Про матеріал
Литературно-музыкальная композиция посвящена феерии А.Грина «Алые паруса», которая дана в моём, авторском варианте. Выбирая эту тему, ставим цели: помочь учащимся осмыслить идейное содержание произведения, увидеть два мира на грани духовности и бездуховности, воспитывать гуманизм, высокую нравственность, «труд» души.
Перегляд файлу

Изучаемый предмет. Интегрированный курс «Литература». 8 класс

Раздел. А.С.Грин «Алые паруса»

Тема.  «Мечта разыскивает путь» (литературно - музыкальная композиция по мотивам феерии А.Грина «Алые паруса»)

Тип мероприятия: формирование умений и навыков

Новик Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы, квалификационная категория «специалист высшей категории», педагогическое звание «старший учитель» Мариупольской общеобразовательной школы I-III ступеней № 30 Донецкой области

Програма з літератури (російської та зарубіжної ) для загальноосвітніх навчальних закладів із навчанням російською мовою, К.:Ісаєва О.О., Клименко Ж.В., Мельник А.О.,2017.

Цели: углубить знания учащихся о Грине и его «Алых парусах», помочь осмыслить фактическое и идейное содержание произведения, формировать умения и навыки выразительного чтения, инсценировки художественных призведений, развивать речь;  способствовать нравственному, эстетическому , духовному и трудовому воспитанию.

Оборудование: портрет писателя, библиотечка книг, плакаты на сцене «А.Грин – один из немногих, кого следует иметь в домашней аптечке против ожирения сердца и усталости» (Д. Гранин ), «Мечта разыскивает путь» (А.Грин), иллюстративный материал, декорации (море, таверна, корабль с алыми парусами) , мультимедийные средства, музыка, эпиграф.

Ведущие – учащиеся  8-х классов.

Ведущий 1. Здравствуйте, ребята! Начинаем литературный вечер, посвящённый А.Грину

(Александру Степановичу Гриневскому). Даниил Гранин писал: «Грин – один из немногих, кого следует иметь в походной аптечке против ожирения сердца и усталости».

Ведущий 2. Грин создал неповторимую страну Гринландию с городами, которых нет на географической карте : Лисс, Гель-Гью, Зурбаган. Он населил свои книги честными, отважными, гордыми людьми с необычными именами: Ассоль, Жиль, Грэй.

Ведущий 1. В чём же удивительный секрет книг Грина? Отчего загорается в душах читателей тёплый огонёк?  Приглашаем всех вас в путешествие по стране Гринландия.

Ведущий 2. Превыше всего ценил Грин благородство души, верность идеалам, мечте, готовность к самопожертвованию. Рыцарское отношение к любимой, друзьям, женщине! Это дух писателя. Будем же помнить о нём, начиная наш вечер.

На сцене

1 Звучит песня «Маленькая страна» (1-й куплет)(4 человека)

Есть за горами, за лесами маленькая страна.

Там звери с добрыми глазами, там жизнь любви полна.

Там чудо-озеро искрится, там зла и горя нет.

Там во дворце живёт жар-птица и людям дарит свет.

Припев:

Маленькая страна –Гринландия (2 раза).

Кто мне расскажет, кто подскажет, где она, где она.

1 сценка. Разговор дочери с отцом

На сцене

Хижина. В ней корзины с игрушками, корабликами.

2.Тихая музыка усиливается.

Отец, сидя, работает с трубкой в зубах. В корзине готовые игрушки. Стремглав вбегает Ассоль с радостным и нетерпеливым лицом. Ассоль, силясь овладеть дыханием, ухватилась за передник отца: «Слушай, что я тебе расскажу… На берегу, там, далеко, сидит волшебник… Он такой… со сверкающими глазами, с огромной бородой, с такими (широко развела руками) усами! Он самый главный волшебник, так он сказал. Знаешь, когда я вырасту, он обещал, что за мной приплывёт корабль с алыми парусами. Люди все будут на берегу удивляться. А с корабля на лодке подплывёт ко мне принц и увезёт с собой в необыкновенную страну». Лонгрен слушал, не перебивая.  Когда она закончила, он торжественно закивал головой: «По всем приметам, некому иначе и быть, как волшебнику. Хотел бы я на него посмотреть». Глаза её смеялись, она наклонилась к плечу отца, но вдруг, обеспокоенная внезапным сомнением, села прямо, с закрытыми глазами, упираясь кулачками в жилет Лонгрена, громко сказала: «Так ты думаешь, придёт волшебниковый корабль или нет?»

В это время на сцене появляется нищий. Когда он слушал, то веселился. Перед сценой рыбачка, открыв рот, тоже с удивлением  слушала беседу дочери с отцом.

Лонгрен: «Приедет, раз тебе это сказали, значит, всё верно (слова в сторону). Вырастет, забудет, а пока не стоит отнимать у тебя такую игрушку. Много ведь придётся в будущем  увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов: издали нарядных и белых, вблизи – рваных и наглых. Проезжий человек пошутил с моей девочкой. Что ж?! Добрая шутка! Смотри, как сморило тебя, - полдня в лесу, чаще. А насчёт алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса».

Ассоль спала.

Нищий, презрительно плюнув, съязвил: «Принцесса, ясное дело. Вбил ей в голову эти заморские корабли!»

 Он спускается со сцены, встречается с морячкой. Они свистят и кричат: Робя! Робя!» С противоположной стороны выбегает толпа, бежит через сцену и подбегает к нищему.

2-я сценка. Нищий и толпа

 Нищий перекривляет Лонгрена: « Ты будешь взрослой, и тогда приплывёт специальный корабль за тобой, т.к. твоя участь – выйти замуж за принца. И тому, говорит, волшебнику верь».

Любопытные: «Кто? Что? О чём толкует?»

Рыбачка: «Лонгрен с дочерью одичали, а может, повредились в рассудке. Колдун был у них. Они ждут заморского принца, да ещё под красными парусами». Все решают идти не домой, а в таверну, где выступает Азиза. Они хохочут и уходят через весь зал.

3 сценка .Чтец

На сцене

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,                                                                                           Два важных правила запомни для начала:                                                                                                                      Ты лучше голодай, чем  что попало есть,                                                                                                                              И лучше будь один, чем вместе с кем попало. (О.Хайям)

На сцене

3.Звучит песня «Алые паруса» (1-й куплет и припев)

                                    Поют девочки и мальчик под гитару  (5 человек).            

 

                      1 вариант                                                                                                      2 вариант

А где-то за морем, а где-то за морем,                            У синего моря, где бушуют бураны,

Где бушуют бураны, где бушуют бураны,                     Жила там девчонка с именем странным.

Жила там девчонка, жила там девчонка                       И часто, бывало, она на просторе

С именем странным, с именем странным.                   В мечтах уплывала за синее море.

                 И часто, бывало, и часто, бывало,

                 Она на просторах, она на просторах

                 В мечтах уплывала, в мечтах уплывала

                 За синее море, за синее море.

Припев (с хлопками)

4.Танец звёзд на сцене(11человек). В конце танца звёзды по одной по лестнице спускаются вниз и садятся перед сценой.

4 сценка.  Ассоль и толпа. На берегу

На сцене  во время танца появляется Ассоль.  В руках у неё красная звезда, девушка любуется ею, в конце танца звёзд она танцует вместе с ними, толпа (8 человек)  подглядывает, крадётся через весь зал к девушке, рассаживается вокруг неё на сцене.

 - Смотри (подходит к каждому), как дышит эта ночь…                                                                                                                                (показывает звезду)                                                                                                                                                       Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо.                                                                                                                        - Чо?                                                                                                                                                                                                                          - Смотри, как вкрадчивый туман прижался к молодой воде.                                                                                                        - Где?                                                                                                                                                                                       - Он полночью поклялся ей, он взял в свидетели луну.                                                                                                                                                             - Ну?!                                                                                                                                                                                           - Они сейчас уйдут в песок, туда, где не видать ни зги.                                                                                                                              - Гы!..                                                                                                                                                                                                                        -И, ощутив побег реки, в беспамятстве забьётся ёрш.                                                                                                                                                                                                                                    –Врёшь!                                                                                                                                                                            -Да нет, я говорю тебе, что столько тайн хранит земля, берёзы, ивы и ольха.                                                                                                                                      -Ха!                                                                                                                                                                                             -А сколько музыки в степях, в предутреннем дрожанье рос.                                                                                                                       -Брось!                                                                                                                                                                       -Да, погоди, почувствуй ночь, крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих.                                                 -Псих!

Толпа  начинают подниматься и уходить. Ассоль пытается достучаться до каждого:                                                                                                                                                                                                -Послушай, разве можно так: прожить – и не узнать весны, прожить – и не понять снега? (обращается к зрителю)                                                                 

 -Ага!.. ( смех)

Толпа сходит с лестницы.

Толпа (перед сценой). Разговоры:

 - Ты слышал эту ненормальную? Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо. Тьфу!  Надо же такое придумать!?

 - Вбила себе в голову чепуху и верит в неё.

 - Приплывёт к ней принц на красных парусах! Ага! Жди! На бриллиантовых!

 - Дура дурой. Одно слово – ненормальная, как и её отец.

 - Придурки оба. Пойдём уху есть и на боковую.

 - И правда.

- (Передразнивая)  «Прожить и не узнать снега» (получает толчок в спину). Ага!

Хохочут, идут к выходу, но вдруг один останавливает всех:

-Стоп! Домой мы всегда успеем. Сегодня в таверне Азиза танцует. Вот это паруса, так паруса!

-Ага! Красные-прекрасные!

Толпа подходит к таверне, рассаживается за столом.

Азиза танцует и поёт. Возгласы:

-За тебя, Азиза! За тебя, красотка! (бросают ей деньги)

Потом поют пьяными голосами: «Алые паруса! Алые паруса!»

Поднимаются из-за стола, переглядываются, перешёптываются, а потом кричат:

-Эй, Ассоль! Ассоль! (Ассоль появляется  на сцене)

-Смотри, красные паруса плывут!                                                                                                                                   Она растерянно оглядывается. Все хохочут и уходят через зал.

Продолжается музыка.

 Ассоль со звездой:

-Как страшно мне, что люди привыкают, открыв глаза, не удивляться дню…

Ловить жар- птицу для жаркого с кашей, а золотую рыбку – для ухи.

Звёзды поднимаются одна за одной на сцену, становятся за Ассоль в шеренгу и начинают танец. Затем, когда Ассоль садится под дерево, окружают её. Ночь танцует посреди сцены, потом накрывает всех чёрным плащом.

В это время перед сценой танец пары.

Девушка смотрит на танцующую пару, присаживается к дереву (справа), а затем ложится и засыпает.

 5 сценка. Грэй

На сцене

5.В это время звучит песня «Алые паруса» (2-й куплет и припев)   

   1 вариант                                                                                            2 вариант

  А где-то за морем, а где-то за морем,                          А там за морями, за синей чертою

  за синей чертою, за синей чертою                                Жил парень отважный с открытой душою.

   Жил парень отважный, жил парень отважный         Мечтал он о море, о подвигах славных,

  с открытой душою, с открытой душою.                        Мечтал о походах в дальние страны.

   Мечтал он о море,  мечтал он о море,

  о подвигах ратных,  о подвигах ратных,  

   Мечтал о походах, мечтал о походах

  в дальние страны, в дальние страны.

                                                        Припев

 На сцену выезжает на лодке Грэй с матросом.  Высаживается с ним. Идёт по сцене. Присаживается к дереву (слева).

6. Звучит пение птиц. Звёзды, одна за другой, покидают Ассоль.  Грэй идёт по сцене.

 Видит Ассоль. Наклоняется над ней.

 -Боже мой! Что делает эта девушка на берегу? Кого она ждёт? Какая красивая! Просто чудо!

Хотел бы я познакомиться с ней. Если бы она полюбила меня, я был бы самым счастливым из всех людей на свете! Ты моя судьба, прекрасная незнакомка! Мы с тобой скоро встретимся и уже никогда не расстанемся. А вот тебе на память обо мне (надевает ей на палец кольцо). Уходит и уезжает на лодке с матросом.

Ассоль просыпается.

-Что это? Чья шутка? (смеётся) Принц!

6.Сценка.  Грэй в лавке

Перед сценой

 Рядом с лавкой «Мануфактура» сидит лавочник и его помощник. Грэй серьёзно, терпеливо разбирает свёртки, откладывает, сдвигает,  смотрит на свет. Наконец один цвет привлёк его внимание. Он сел к окну, вытянул из свёртка конец и, развалясь с трубкой в зубах, стал неподвижен.    

7. Звучит лирическая музыка « Вечная любовь», проект на стене - Ассоль в белом  платье.

 

Грэй задумался, позабыл о хозяине. Тот кашлянул. Грэй опомнился. Всё это время хозяин с подобострастием стоял за его спиной.

 -(Вставая) Довольно образцов. Этот шёлк я беру.

 -Весь кусок? – почтительно сомневаясь, спросил торговец.

Но Грэй молча смотрел ему в лоб.

 -В таком случае, сколько метров?

Грэй кивнул, приглашая повременить. Он вытащил блокнот и высчитал.

 -Две тысячи метров,- он с сомнением оглянул полки.- Да, две тысячи, не более.

-Две? – судорожно подскочил хозяин, как на пружине. – Тысячи? Метров? Прошу вас сесть, капитан. Не желаете ли взглянуть, капитан, образцы новых материй? Вот спички, вот прекрасный табак, прошу вас. Две тысячи. Две тысячи по…

 -(Грэй) Не будем торговаться.

 -Удивительный, наилучший шёлк, товар, вне сравнения, только у меня найдёте такой (с восторгом).

Грэй выписал чек.

 -Доставьте шёлк на корабль.

 Лавочник и помощник пританцовывают вместе с тканью: «Две тысячи метров. Две тысячи метров. Наилучший шёлк. Наилучший шёлк».

8. Танец волн перед сценой(3 восьмиклассницы).(4 морячки держат волны перед сценой)

Ассоль на сцене под музыку (смотря то на кольцо, то вдаль). Она кутается в широкий прозрачный алый  шарф, с которым затем танцует.

-Триста дней не спускаю с моря глаз, гляжу на волны до рассвета.

Ищу я парус алый, ищу я парус алый моей пропавшей каравеллы.

Я превращу себя на пристани в лёд и сталь.

И долгих триста дней смотрю я пристально, пристально вдаль.

У тебя так же, как и у меня, есть каравелла всех надежд.

Твоя мечта подскажет, тебе мечта подскажет,

Не потеряй её однажды. Не потеряй, не потеряй.

После ухода волн выходит пена морская (девочка с длинными белыми веерами), танцует.

(Два мальчика-матроса выносят лавку, остальные морячки драют палубу - подтанцовка)

7.Алый «Секрет». Грэй среди матросов

 На сцене

9. Песня 3-х пятиклассниц (под фонограмму) с подтанцовкой (6 пятиклассниц).

Моряк вразвалочку сошёл на берег,

 Как будто он открыл 500 Америк,

 Ну, не 500, а 5, по крайней мере,

И все на свете острова он знал как дважды два.

И пусть проплавал он всего неделю,

И юнгой числится на самом деле.

Девчонки ахали и вслед глядели:                   

Всегда нам смотрит кто-то вслед  в 17 лет.

                            Припев:

               Ах, море, море, волна под облака,

               Ах, море, море, не может жить, не может жить без моряка.

 За юнгой стайкою бегут ребята: им тоже хочется носить бушлаты,

А юнга держится молодцевато

И на волну глядит с тоской, как старый волк морской.

И утром снова он покинет берег,

И будут ждать его 500 Америк.

Ну, не 500, а 5, по крайней мере,

Материков открытых  нет в 17 лет.

                              Припев.

Он драит палубу и свято верит,

Что где-то ждут его 500 Америк,

Ну, не 500, а 5, по крайней мере,

Ведь без мечты покоя нет в 17 лет.

                              Припев. 

(Все садятся, кроме танцоров)

10. Танец «Яблочко»

Появляется Грэй, сел, загрустил. Моряки стали петь.

11. Песня «Капитан» с подтанцовкой ( Все окружают капитана)

Жил отважный капитан, он объездил много стран и не раз он бороздил океан.

Раз 15 он тонул, погибал среди акул, но ни разу даже глазом не моргнул.

И в беде, и в бою напевал он всюду песенку свою.

                      Припев:

          Капитан, капитан, улыбнитесь,

          Ведь улыбка – это флаг корабля.

          Капитан, капитан, подтянитесь,

          Только смелым покоряются моря.

Но однажды капитан был в одной из жарких стран и влюбился как простой мальчуган.

Раз 15 он краснел, заикался и бледнел, но ни разу улыбнуться не посмел.

Он бледнел, он худел, но никто ему по-дружески не спел.

                                 Припев.

 -(Грэй) Теперь, когда мои паруса рдеют, ветер хорош и я счастлив, я попытаюсь вам всё объяснить.

12. Звучит лирическая музыка « Вечная любовь»

-Я делаю то, что существует как несбыточное чудо, и что, по существу, возможно. Скоро вы увидите девушку, которая не может, не должна иначе выйти замуж, как только таким способом. Она ждёт и может ждать только меня. Я же не хочу никого другого, кроме неё, т.к. благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать пятак, легко дать ему этот пятак. Но когда он ждёт чуда – дай ему это чудо, если ты в состоянии. И все поймут, как это чудесно. Но есть и другие чудеса: улыбка, веселье, прощение, вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем. Поняли вы меня?

-Да, капитан.

-Тогда вперёд, - сказал Грэй, взяв в руки подзорную трубу.

На сцене

13. Звучит песня «Алые паруса» (3-й куплет и припев)

     1 вариант                                                                             2 вариант

 А вечером поздним, а вечером поздним,      А вечером поздним, когда все уснули,

когда все уснули, когда все уснули,                  Над морем  зажглись миллионы огней.

На небе зажглись, на небе зажглись                И этой же ночью свершилося чудо:

миллионы огней, миллионы огней.                  Тот парень с девчонкой влюбились друг в друга.

И всё же свершилось, и всё же свершилось

 великое чудо, великое чудо

Под тяжестью дней, под тяжестью дней:

тот парень приехал, тот парень приехал

К любимой подруге, к любимой подруге,

 к девчонке своей, к девчонке своей.

                                                              Припев.

8. Сценка. В Каперне

14. Корабль не виден. Музыка, т. е. отрывок из кинофильма без кадров: крики чаек. Слышны команды. Крики толпы.

Появляется на сцене маленькая Ассоль с волшебником. Волшебник:

-Слушай меня внимательно. Не знаю, сколько пройдёт лет, только в таверне расцветёт одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Да, ты будешь большой… Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус...

Уходят. Музыка продолжается до торжественной.

 Перед сценой. Через зал толпа впопыхах мчится к берегу, кто в чём был. Жители перекликаются со двора во двор, наскакивают друг на друга, вопят и падают. Мужчины переговариваются, женщины всхлипывают, шипят змеиным шипением, стоят как в столбняке. Называют имя Ассоль со злым испугом, тревогой. Образуется полукруг.

15. Звучит торжественная музыка. Выезжает корабль. На нём капитан и матросы, которые выстраиваются с двух сторон корабля.

16 На сцене 4 ведущих - певца держат волны, сначала высоко, затем всё ниже).

17.Звучит музыка к «Ромео и Джульетте»

Тоже  с противоположной стороны через зал бежит Ассоль, останавливаясь, дыхание перехватывает, ноги подкашиваются. Передыхает. Снова бежит, подбегает к сцене. Все расступаются со страхом, отходят. Она остаётся одна, растерянная, пристыженная, счастливая, беспомощно вытянув руки к высокому кораблю (перед сценой).

От корабля отделяется шлюпка с гребцами. Среди них Грэй, он улыбается. Она вбегает в волны

( подбегает к краю сцены), крича: «Я здесь! Я здесь! Я здесь!»

Грэй наклоняется, схватывает девушку, она зажмуривается, затем, открыв глаза, говорит: «Совершенно такой!»

-И ты тоже (беря в лодку). Вот я и пришёл. Узнала ли ты меня?

Она кивает головой. Все смотрят. Поднимаются на корабль.

-Ты возьмёшь  моего Лонгрена?

-Да.

18. Танец пары № 2 перед сценой.

Перед сценой

19. Звучит  песня «Маленькая страна» (2-й куплет и припев)

Эта страна нам только снится, но светлый миг придёт,

И на крылатой колеснице мы совершим полёт.

Нам час свиданья предназначен в щедрой большой стране.

Пусть ожидают любовь и счастье на золотом коне.

       Маленькая страна – Гринландия, маленькая страна – Гринландия,

        Кто мне расскажет, кто покажет, где она,  где она? (2раза)

20.  Под музыку «Мужчина без любви»

Перед сценой

1-й ведущий

 Мечта разыскивает путь – закрыты все пути;

Мечта разыскивает путь – намечены пути;

Мечта разыскивает путь – открыты все пути.

2-й ведущий

 Подводя итоги сегодняшнего вечера, ещё раз обратимся к словам, которые так нужны нам сейчас: «Нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно, нужно воспитывать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного» (К. Паустовский).

Все выстраиваются на сцене и перед сценой.

 

На сцене: на переднем плане взрослая Ассоль с Грэем, маленькая Ассоль и Лонгрэн , мальчики-матросы. Слева - ведущие и певцы.

Перед сценой: слева лавочник с помощником, затем толпа, посередине учитель и его помощник, затем сказочник и две пары танцующих. Перед всеми присаживаются морячки-звёзды.  Учитель читает стихи.

                  Перечитывая Грина

Над морем пламенеют паруса,

Нам согревая душу светом жарким…

Как щедры те, кто дарит чудеса,

Прекрасны и бесценны их подарки.

 

Спасибо им за детскость, за мечту,

Живущую во взрослом человеке.

За вечную, живую красоту,

Нам бескорыстно данную навеки.

 

За то, что мы становимся добрей,

За то, что в  сердце расцветает нежность,

За то, что жили на земле Ассоль и Грэй,

За мужество, терпенье и надежду.

             (бардовская песня, авторы:

О. Писаржевская  и  А. Монастырёв)

Музыка продолжается. Все уходят по очереди.

Перед сценой: сначала морячки-звёзды, затем две пары танцующих, сказочник, помощник учителя, толпа, лавочники, певцы.

 На сцене: моряки, маленькая Ассоль,Грэй, Лонгрен.

Последними уходят, присоединяясь к учителю, взрослая Ассоль и Грэй.

 

Список использованной литературы:

1.А.Грин «Алые паруса»

2.О.Хайям. Рубаи

3.Р.Рождественский «Поэма о разных точках зрения». Собрание сочинений, том 2.-М.: Художественная литература, 1985.-с.323.

4.Оркестр Ф. Пурселя «Мужчина без любви»

5.Оркестр Гойя «Снежинки»

6.Песни «Маленькая страна», «Алые паруса», «Моряк вразвалочку», « Детская песня»

( «Жил отважный капитан»),

 7.О.Писаржевская. «Перечитывая Грина»

8.Птушко А.Кадры из художественного фильма «Алые паруса»,1961.

9.Рота Н.Музыка к художественному фильму «Ромео и Джульетта», 1968.

 

 

Краткая аннотация мероприятия:

Литературно-музыкальная композиция посвящена феерии А.Грина «Алые паруса», которая дана в моём, авторском варианте. Выбирая эту тему, ставим цели: помочь учащимся осмыслить идейное содержание произведения, увидеть два мира на грани духовности и бездуховности, воспитывать гуманизм, высокую нравственность,  «труд» души. Постановка спектакля приучает детей к выразительному чтению, инсценировке, умению чувствовать  и понимать литературного героя. «Изюминками» стали танцы (особенно в исполнении Шепелевой Лены : Азиза,  «пена морская»), песни, стихи, рубаи, таверна, переплетение настоящего и прошедшего. Интересна  роль Ассоль, сыгранная  Федосовой К. Вызвал восхищение огромный корабль с алыми парусами, который занял всю сцену и на который пришла посмотреть вся школа. В спектакле приняли участие ребята 5-А и 8-А классов.

doc
Додано
28 лютого
Переглядів
91
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку