Литературный диктант по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Про матеріал
Литературный диктант – одна из форм контроля знаний учащихся на уроках литературы, проверки прочтения текста изучаемого произведения, понимания его содержания. Позволяет быстро выявить пробелы в работе учащихся с художественным текстом и направить работу на искоренение выявленных недостатков. Предлагаемый материал – опыт применения литературных диктантов на уроках интегрированного курса «Литература».
Перегляд файлу

Литературный диктант по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

 

I (1 глава)

  1. Откуда приехали сыновья Тараса Бульбы домой?

(С учёбы из киевской бурсы)   

  1. Как чувствовали себя братья в момент встречи с отцом?

(Они были очень смущены)   

  1. За какую обиду Остап был готов биться с отцом на кулаках?

(За насмешку над бурсацкой одеждой) 

  1. Как похвалил Тарас сына, остановившись и оправляясь от кулачного боя?

(Добрый будет козак)    

  1. «Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберётесь разуму». О какой школе говорил Тарас Бульба?

(О Запорожской Сечи)    

  1. Бульба повёл сыновей своих в светлицу. Какая деталь убранства дома Тараса говорила о нём как о воине?

(На стенах – сабли, нагайки и ружья, 

хитро отделанный рог для пороху)  

  1. Какое решение чуть позже принимает Тарас Бульба?

(«Завтра же едем! Зачем откладывать?»)

  1. Какое место среди запорожцев занимал Тарас Бульба?

(Был один из числа коренных старых полковников)

  1. «Сыны мои, сыны мои милые! Что будет с вами, что ждёт вас?» Почему так убивается мать над сыновьями своими?

(Утром Остап и Андрий едут в Запорожскую Сечь)

  1. Как автор говорит о чувствах матери, жены Тараса Бульбы?

(Бедная мать)     

  1. В каком настроении поехали братья с родительского подворья?

(Молодые казаки ехали смутно и  

удерживали слёзы, боясь отца своего) 

  1. «Прощайте и детство, и игры, и всё, всё!» Кто так эмоционально выразил чувства героев повести?

(Автор Н. В. Гоголь)    

 

ІІ (2-3 главы)

  1. Как ехали все три всадника (Тарас с сыновьями) по степи?

(Молчаливо)     

  1. О чём думал Тарас, направляясь в Сечь?

(О давнем)      

  1. Н. В. Гоголь подробно рассказывает читателям о сыновьях Тараса. Какими были дети Тараса, отданные на обучение в Киевскую бурсу?

(Дики, воспитаны на свободе)  

  1. Как начал обучение в бурсе Остап?

(В первый год ещё бежал)   

  1. А как учился Андрий?

(Он учился охотнее и без напряжения) 

  1. Каким в годы учёбы для бурсаков был Остап?

(Остап считался всегда одним из лучших

товарищей)      

  1. О чём думал Андрий, повесив голову и потупив глаза в гриву коня своего?

(Думал о встрече в Киеве с прекрасной 

полячкой)      

  1. «Степь чем далее, тем становилась прекраснее». Как о степи говорит автор повести?

(«Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!»)

  1. Кто первым попался навстречу Тарасу с сыновьями в предместье Сечи?

(Это был запорожец, спавший на самой 

середине дороги)     

  1. В Сечи Остап и Андрий мало занимались военною школою. Почему?

(Сечь не любит затруднять себя военными

упражнениями и терять время)  

  1. Что в Сечи занимает братьев?

(Всё занимало их: разгульные обычаи 

Сечи и немногосложная управа и законы)

  1. На каком счету у казаков скоро стали Остап и Андрий?

(На хорошем счету)    

 

ІІІ (5-7 главы)

  1. Почему скоро весь польский юго-запад сделался добычею страха?

(Всюду пронеслись слухи: «Запорожцы!..

показались запорожцы!»)   

  1. «А старому Тарасу любо было видеть, как оба сына были одни из первых». Что об Остапе говорит Тарас?

(Да этот будет со временем добрый полковник)

  1. А каким был в бою Андрий?

(Андрий весь погрузился в очаровательную 

музыку пуль и мечей)     

  1. Куда направилось войско запорожское?

(Войско решилось идти прямо на город Дубно)

  1. Войско, отступив, облегло весь город… А как вели себя молодые казаки?

(Молодым, и особенно сынам Тараса 

Бульбы, не нравилась такая жизнь)  

  1. Почему оказалась татарка, служанка панночки, воеводиной дочки, ночью в лагере запорожцев?

(Просила у Андрия хлеба для панночки и её матери)

  1. Как поступил Андрий?

(Взвалив себе на спину мешки с хлебом, 

пошёл за татаркою в город)   

  1. «Не обманывай, рыцарь, и себя и меня…Тебе нельзя любить меня… тебя зовут твой отец, товарищи, отчизна, а мы – враги тебе…» Что на это ответил Андрий?

(«А что мне отец, товарищи и отчизна? Отчизна моя – ты. И

всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую Отчизну!»)

  1. Как отнёсся Гоголь к такому ответу Андрия?

(«И погиб козак! Пропал для всего казацкого рыцарства!»)

  1. «Ворота отворились и выступило войско. Впереди выехали ровным конным строем шитые гусары. За ними кольчужники, потом латники с копьями, потом все в медных шапках, потом ехали особняком лучшие шляхтичи… Потом опять ряды, и за ними выехал хорунжий; за ним опять ряды, и выехал дюжий низенький полковник». Как на это ответили казаки?

(И ударили со всех сторон казаки, сбили 

И смешали их; и сами смешались)  

  1. Какой участи в этом бою был удостоен Остап?

(Остапа выбрали куренным атаманом) 

  1. Кто помог казакам опрокинуть вражескую конницу, всех смять и рассыпать?

(Волы, быки казацкие)    

 

IV (8-9 главы)

  1. Почему на совете запорожцев было решено разделиться: «те, которым милы захваченные татарами, пусть отправляются за татарами, а которым милы полонённые ляхами и не хочется оставлять правого дела, пусть остаются»?

(Во время отлучки казаков на Запорожскую Сечь напали татары)

  1. Кто так говорил перед казаками: «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество»?

(Тарас Бульба)    

  1. «… сказал Тарас и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может!» О ком говорил Тарас Бульба

(О запорожцах)    

  1. Кто в бою помог отвести беду от Незамайковского и Стебликивского куреней?

(Остап ударил в самую гущу) 

  1. «И как грянула она, а за нею следом три другие, четырёхкратно потрясши глухоответную землю – много нанесли они горя!» Какое оружие против запорожцев применили поляки?

(Пушки)     

  1. «Есть ли ещё порох в пороховницах? Крепка ли козацкая сила? Не гнутся ли ещё козаки?» Кто так подбадривал казаков во время боя?

(Тарас Бульба)    

  1. «Козаки, козаки! не выдавайте лучшего цвета вашего войска!» Кто так обращается к запорожцам?

(Автор. Н. В. Гоголь)   

  1. «Отворились ворота, и вылетел оттуда гусарский полк, краса всех конных поляков… Впереди перед другими понёсся витязь всех бойчее, всех красивее». Кто был этот витязь?

(Андрий Бульба)    

  1. Во время боя чья-то сильная рука ухватила за повод коня Андрия. «Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен…» Почему?

(Оглянулся Андрий: перед ним Тарас)

  1. Как поступил Тарас с сыном-предателем?

(Убил его)     

  1. «Остап! Остап, не поддавайся!..» - кричал Тарас»… Что случилось в этом бою с Остапом?

(Остап был пленён)   

  1. Что в этом бою произошло с Тарасом?

(«И грохнулся он, как подрубленный дуб,

на землю. И туман покрыл его очи») 

 

V (11-12 главы)

  1. Какое решение принял Тарас, оправившись после ранений?

(«Что бы ни было, пойду разведать, что он (Остап):

жив ли он? в могиле?.. Разведаю во что бы ни стало»)

  1. Какими словами тихо одобрял Бульба поведение своего сына Остапа на эшафоте?

(«Добре, сынку, добре!»)   

  1. Что ответил Тарас на возглас Остапа «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?»

(«Слышу! – раздалось среди всеобщей тишины»)

  1. Что давало Тарасу перевес перед другими казаками?

(Сильнейшая всех ненависть к врагам) 

  1. Один только полковник не согласился на мир с Потоцким. Кто этот полковник?

(Тарас Бульба)     

  1. «А что же Тарас? А Тарас гулял по всей Польше со своим полком…» Что удивило польское правительство в поступках Тараса?

(Поступки Тараса были побольше, чем обыкновенное разбойничество)

  1. Что было поручено Потоцкому с пятью полками?

(Поймать непременно Тараса)  

  1. Назовите причину, по какой Тараса одолела в бою вражеская сила.

(Люлька с табаком)    

  1. «Попала ворона! – кричали ляхи. – Теперь нужно только придумать, какую бы ему, собаке, лучшую честь воздать». Какую смерть с гетманского разрешения присудили ляхи Тарасу Бульбе?

(Сжечь его живого в виду всех)  

  1. «Но не на костёр глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались сжечь его». Что привлекло внимание старого атамана?

(Он смотрел в ту сторону, где отстреливались казаки)

  1. Что кричал Тарас казакам, пытаясь помочь им?

(«К берегу, к берегу, хлопцы! (…) У берега стоят

челны, все забирайте, чтобы не было погони!»)

  1. О чём говорили спасшиеся казаки, которые «живо плыли на узких двухрульных челнах» по водам Днестра?

(Говорили про своего атамана)  

docx
До підручника
Зарубіжна література 7 клас (Волощук Є.В.)
Додано
1 червня 2020
Переглядів
4460
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку