Мастер-класс "Комплексный анализ текста"

Про матеріал

Целью мастер-класса "Комплексный анализ текста на уроках русского языка" является знакомство на практике с некоторыми приёмами работы с текстом на уроке на разных этапах его анализа.

Перегляд файлу
  1. Я Козырева Марианна Валентиновнаучитель русского языка и литературы специализированной школы № 40.

Тема моего опыта -   «Развитие ключевых компетентностей на уроках русского языка на основе  использования комплексного анализа текста и опорных конспектов».

Сегодня я предлагаю Вашему вниманию мастер-класс «Комплексный анализ текста на уроке русского языка»

Цель мастер-класса- показать на практике некоторые приёмы работы с текстом на уроке на разных этапах его анализа.

 

  1. Итак, уважаемое жюри, представьте, что вы ученики 8 класса специализированной школы № 40 и находитесь на уроке русского языка. Всё необходимое для урока у Вас на столе. Очень прошу вас быть терпеливыми и дисциплинированными  и не раскладывать материалы, потому что они находятся в той последовательности, в которой вы будете их применять.

Тема урока: «Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения»

           Перед вами  цель    понять,  что такое обособление и обособленные члены предложения, усвоить их общие признаки. Выполнить поставленную задачу нам, как обычно, поможет  работа с текстом.

 

  1. Первый этап работы с текстом – подготовка к восприятию текста. На этом этапе я проведу словарную работу и беседу, вводящую в содержание текста.

       а) Словарная работа

Шандал – тяжёлый большой подсвечник.

Креп – шёлковая или шерстяная шероховатая ткань.

       б) Беседа

Сегодня мы будем работать с текстом 10 февраля 1837 года.

- Вам ни о чём не говорить эта дата? (Это день смерти А.С. Пушкина)

- Перед вами портреты. Чьи они? Почему я объединила их?

- Поэты жили в одно время. Пересекались ли их пути?

- Друг с другом знакомы они не были, а пути их соединились в тот скорбный день 10 февраля  1837 года в Петербурге,  в квартире на Набережной Мойки, 12, где в гробу лежало бездыханное тело А.С. Пушкина. Положите текст перед собой. Прослушайте его. Проникнитесь настроением текста  и постарайтесь понять его основную мысль.

 

  1. Второй этап работы с текстом – этап  идентификации с текстом (восприятие и осмысление )

Я читаю текст под музыку.

 

 

  1. - Какое настроение вызвало у вас прослушивание текста? Можете воспользоваться словами колонки «Настроение»

 -Определите стиль и тип речи. Воспользутесь напоминнием в раздаточном материале.

- Какова основная мысль текста?

-Как повлияло на совершенно разных людей смерть великого поэта?

- Найдите и прочитайте предложение, отражающее основную мысль текста.

 

  1. Третий этап работы с текстом – этап анализа текста по теме урока.

В этом предложении есть слово  «единый».                                                                                           Подберите  к нему антонимы. ( Разобщённый, отдельный)

                                - … а если посмотреть на тему нашего урока

                                 ( Обособленный )

- С.И. Ожегов в своём толковом словаре так определяет лексическое значение слова обособленный

      Обособленный – 1. Стоящий особняком отдельный. 2. в грамматике : это смысловой отрезок внутри предложения – интонационно выделенный. Второстепенный член предложения.

       - Как вы думаете, а как этот обособленный смысловой отрезок, этот второстепенный член предложения  будет выделен в предложении на письме?

- Что же такое обособление?   Обособление – это выделение второстепенных членов предложения  по смыслу и интонационно. Возьмите таблицу и запишите этот первый вывод.                             

 ( Запись  в  опорную таблицу).

 

  1. Разобьёмся на три группы и проведём наблюдение над языковым материалом, пошагово выполняя задания. Задания перед вами.

 

  1. Сделаем выводы, заполнив шаблон опорного конспекта (Раздаточный маткриал 3)

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Четвёртый этап работы с текстом – дистанцирование текста (творческая работа, связанная с текстом).

Составьте предложение, пользуясь раздаточным материалом 2, которое ещё раз подчеркнёт единство трёх поэтов, так и не встретившихся при жизни.

Начните со словосочетания, которое  напечатано с прописной  (большой) буквы. Предложение должно содержать обособленные члены предложения. Поработайте в парах. Озвучьте и проанализируйте обособленные члены предложения.

 

 

  1. Подведём  итог нашей работе. Итак, анализируя сегодня текст в соответствии с учебной задачей урока по теме «Понятие об обособлении. Обособленные члены членыпредложения» мы составили опорную таблицу. Озвучьте её.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разаточный материал 1

 

 

Текст

 

                                       10 февраля 1837 года

 

    Свечи оплывали в тяжёлых шандалах, обвитых крепом, бросая дрожащие блики на ярко-жёлтые стены. Тарас замер у гроба. Лицо покойного, величественное, торжественное, и особенно кисти рук, неестественно большие при неярком свете, казались живыми.

    Кроме близких, в комнате толпились какие-то люди. В тулупах, даже в лохмотьях, на мгновение останавливаясь, преклоняя колени, они шли и шли нескончаемым потоком.

Погиб поэт! – невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой,-

услышал Тарас тихий, гневный голос. Обернувшись, он увидел молодого офицера, пробиравшегося к выходу. Кто-то шепнул:

    -Это поручик Лермонтов.

     Тарасу казалось, что вся толпа живёт единым порывом.

Придя в тот день домой, Тарас схватил листок бумаги, и вдруг рука легко и плавно побежала по листу. Это были первые стихи Тараса Григорьевича Шевченко, великого украинского поэта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточный материал 2

 

 

Стили речи                                                            Типы речи

Разговорный                                  Описание          (какой?)            Перечисление

Художественный                                                                                    признаков          

Публицистический                       Повествование (что произошло?) Событие

Научный

Официально – деловой              Рассуждение     (почему?)             Тезис (мысль)

                                                                                                                         и аргументы

                                                                                                                  ( доказательство)

 

 

 

 

                             Лексика к уроку

 

 

Настроение                                       Для конструирования предложения

 

Веселое                                Мечтая о свободе        нам

Радостное                            завещали         связанные незримой нитью

Восторженное                    жить в мире и согласии    великие поэты

Подавленное

Гневное

Скорбное

Торжественное

Печальное

Грустное

Тоскливое

Мрачное

 

 

 

 

 

 

 

 

Опорная таблица

                Обособление.   Обособленные члены предложения

Средства  выделения:

устная речь

 

 

письменная речь

 

 

 

Члены предложения

 

 

Способ выражения        

 

 

 

Обособление -  это ____________________________________

_______________________________________________________________

                      Обособленные члены предложения -  это второстенные члены

предложения, выделяемые _______________________________________

_______________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1 группе

 

Проанализируйте пошагово  1 предложение текста.

 

1 шаг. Найдите грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).

 

2 шаг. Найдите смысловые конструкции, выделенные интонацией и запятыми  (обособленные члены предложения).

 

3 шаг. Задайте к ним вопросы и определите, каким членом предложения они являются

 

4 шаг. Определите их способ выражения (какими частями речи или какими оборотами  они выражены).

 

Исходя из анализа предложения сделайте вывод, какие члены предложения могут быть обособленными и чем они могут быть выражены.

 

 

 

Задание 2 группе

 

Проанализируйте пошагово  1 предложение  второго абзаца текста.

 

1 шаг. Найдите грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).

 

2 шаг. Найдите смысловые конструкции, выделенные интонацией и запятыми  (обособленные члены предложения).

 

3 шаг. Задайте к ним вопросы и определите, каким членом предложения они являются

 

4 шаг. Определите их способ выражения (какими частями речи или какими оборотами  они выражены).

 

Исходя из анализа предложения сделайте вывод, какие члены предложения могут быть обособленными и чем они могут быть выражены.

 

 

 

 

 

Задание 3  группе

 

Проанализируйте пошагово  последнее предложение текста.

 

1 шаг. Найдите грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).

 

2 шаг. Найдите смысловые конструкции, выделенные интонацией и запятыми  (обособленные члены предложения).

 

3 шаг. Задайте к ним вопросы и определите, каким членом предложения они являются

 

4 шаг. Определите их способ выражения (какими частями речи или какими оборотами  они выражены).

 

Исходя из анализа предложения сделайте вывод, какие члены предложения могут быть обособленными и чем они могут быть выражены.

 

 

docx
Додано
26 серпня 2018
Переглядів
1563
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку