Целью мастер-класса "Комплексный анализ текста на уроках русского языка" является знакомство на практике с некоторыми приёмами работы с текстом на уроке на разных этапах его анализа.
Тема моего опыта - «Развитие ключевых компетентностей на уроках русского языка на основе использования комплексного анализа текста и опорных конспектов».
Сегодня я предлагаю Вашему вниманию мастер-класс «Комплексный анализ текста на уроке русского языка»
Цель мастер-класса- показать на практике некоторые приёмы работы с текстом на уроке на разных этапах его анализа.
Тема урока: «Понятие об обособлении. Обособленные члены предложения»
Перед вами цель – понять, что такое обособление и обособленные члены предложения, усвоить их общие признаки. Выполнить поставленную задачу нам, как обычно, поможет работа с текстом.
а) Словарная работа
Шандал – тяжёлый большой подсвечник.
Креп – шёлковая или шерстяная шероховатая ткань.
б) Беседа
Сегодня мы будем работать с текстом 10 февраля 1837 года.
- Вам ни о чём не говорить эта дата? (Это день смерти А.С. Пушкина)
- Перед вами портреты. Чьи они? Почему я объединила их?
- Поэты жили в одно время. Пересекались ли их пути?
- Друг с другом знакомы они не были, а пути их соединились в тот скорбный день 10 февраля 1837 года в Петербурге, в квартире на Набережной Мойки, 12, где в гробу лежало бездыханное тело А.С. Пушкина. Положите текст перед собой. Прослушайте его. Проникнитесь настроением текста и постарайтесь понять его основную мысль.
Я читаю текст под музыку.
-Определите стиль и тип речи. Воспользутесь напоминнием в раздаточном материале.
- Какова основная мысль текста?
-Как повлияло на совершенно разных людей смерть великого поэта?
- Найдите и прочитайте предложение, отражающее основную мысль текста.
В этом предложении есть слово «единый». Подберите к нему антонимы. ( Разобщённый, отдельный)
- … а если посмотреть на тему нашего урока
( Обособленный )
- С.И. Ожегов в своём толковом словаре так определяет лексическое значение слова обособленный
Обособленный – 1. Стоящий особняком отдельный. 2. в грамматике : это смысловой отрезок внутри предложения – интонационно выделенный. Второстепенный член предложения.
- Как вы думаете, а как этот обособленный смысловой отрезок, этот второстепенный член предложения будет выделен в предложении на письме?
- Что же такое обособление? Обособление – это выделение второстепенных членов предложения по смыслу и интонационно. Возьмите таблицу и запишите этот первый вывод.
( Запись в опорную таблицу).
Составьте предложение, пользуясь раздаточным материалом 2, которое ещё раз подчеркнёт единство трёх поэтов, так и не встретившихся при жизни.
Начните со словосочетания, которое напечатано с прописной (большой) буквы. Предложение должно содержать обособленные члены предложения. Поработайте в парах. Озвучьте и проанализируйте обособленные члены предложения.
Разаточный материал 1
Текст
10 февраля 1837 года
Свечи оплывали в тяжёлых шандалах, обвитых крепом, бросая дрожащие блики на ярко-жёлтые стены. Тарас замер у гроба. Лицо покойного, величественное, торжественное, и особенно кисти рук, неестественно большие при неярком свете, казались живыми.
Кроме близких, в комнате толпились какие-то люди. В тулупах, даже в лохмотьях, на мгновение останавливаясь, преклоняя колени, они шли и шли нескончаемым потоком.
Погиб поэт! – невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,-
услышал Тарас тихий, гневный голос. Обернувшись, он увидел молодого офицера, пробиравшегося к выходу. Кто-то шепнул:
-Это поручик Лермонтов.
Тарасу казалось, что вся толпа живёт единым порывом.
Придя в тот день домой, Тарас схватил листок бумаги, и вдруг рука легко и плавно побежала по листу. Это были первые стихи Тараса Григорьевича Шевченко, великого украинского поэта.
Раздаточный материал 2
Стили речи Типы речи
Разговорный Описание (какой?) Перечисление
Художественный признаков
Публицистический Повествование (что произошло?) Событие
Научный
Официально – деловой Рассуждение (почему?) Тезис (мысль)
и аргументы
( доказательство)
Лексика к уроку
Настроение Для конструирования предложения
Веселое Мечтая о свободе нам
Радостное завещали связанные незримой нитью
Восторженное жить в мире и согласии великие поэты
Подавленное
Гневное
Скорбное
Торжественное
Печальное
Грустное
Тоскливое
Мрачное
Опорная таблица
Обособление. Обособленные члены предложения
Средства выделения: устная речь
письменная речь
|
|
|
|
Члены предложения
|
|
Способ выражения
|
|
Обособление - это ____________________________________
_______________________________________________________________
Обособленные члены предложения - это второстенные члены
предложения, выделяемые _______________________________________
_______________________________________________________________
Задание 1 группе
Проанализируйте пошагово 1 предложение текста.
1 шаг. Найдите грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).
2 шаг. Найдите смысловые конструкции, выделенные интонацией и запятыми (обособленные члены предложения).
3 шаг. Задайте к ним вопросы и определите, каким членом предложения они являются
4 шаг. Определите их способ выражения (какими частями речи или какими оборотами они выражены).
Исходя из анализа предложения сделайте вывод, какие члены предложения могут быть обособленными и чем они могут быть выражены.
Задание 2 группе
Проанализируйте пошагово 1 предложение второго абзаца текста.
1 шаг. Найдите грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).
2 шаг. Найдите смысловые конструкции, выделенные интонацией и запятыми (обособленные члены предложения).
3 шаг. Задайте к ним вопросы и определите, каким членом предложения они являются
4 шаг. Определите их способ выражения (какими частями речи или какими оборотами они выражены).
Исходя из анализа предложения сделайте вывод, какие члены предложения могут быть обособленными и чем они могут быть выражены.
Задание 3 группе
Проанализируйте пошагово последнее предложение текста.
1 шаг. Найдите грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).
2 шаг. Найдите смысловые конструкции, выделенные интонацией и запятыми (обособленные члены предложения).
3 шаг. Задайте к ним вопросы и определите, каким членом предложения они являются
4 шаг. Определите их способ выражения (какими частями речи или какими оборотами они выражены).
Исходя из анализа предложения сделайте вывод, какие члены предложения могут быть обособленными и чем они могут быть выражены.