Математика. 5класс. Деление десятичной дроби на натуральное число.

Про матеріал

Розробка уроку з використанням інтерактивних технологій, STEM-технології, на розвиток ключових компетентнстей. Запропоновані різні види контролю: учень-учень, самоконтроль, учень - учитель

Перегляд файлу

Математика. 5класс.

Деление десятичной дроби на натуральное число.

Цель: совместно с учащимися разработать алгоритм деления десятичной дроби на натуральное число;

 формировать умения применять его к решению упражнений;

развивать жизненные компетентности, логическое мышление, внимание, память;

воспитывать познавательный интерес, самостоятельность, старательность,  чувство дружбы, взаимовыручки, умения работать в команде и ответственности за результаты совместной работы, математическую культуру;

развивать основные компетентности учащихся(социальную, здоровьесохраняющую, информационно– коммуникативную, меж- предметную).

Ожидаемые результаты: учащиеся должны объяснять правило деления десятичной дроби на натуральное число и решать примеры, предусматривающие деление десятичной дроби на натуральное число.

 Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Структура урока:

I. Организационный этап.

II. Проверка домашнего задания.

III. Актуализация опорных знаний.

IV. Мотивация учебной деятельности.

V. Изучение нового материала.

VI. Физкультминутка.

VII. Формирование умений и навыков.

VIII. Подведение итогов урока.

IX. Рефлексия.

X. Домашнее задание.

 

Ход урока.

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания (путем проверки тетрадей).
  3. Актуализация опорных знаний.

Интеллектуальная разминка.

-Как выполнить деление натуральных чисел «уголком»?

- Из каких частей состоит десятичная дробь?

- Какие вы знаете разряды целой части десятичной дроби?

- Какие вы знаете разряды дробной части десятичной дроби?

- Как сложить десятичные дроби?

- Как вычесть десятичные дроби? 

- Как умножить десятичные дроби?

- Как умножить десятичную дробь на разрядную единицу 10, 100, …? 

- Как умножить десятичную дробь на разрядную единицу 0,1; 0,01, …?

- Как сравнить десятичные дроби?

Вычислить (устно):

24,3 - 3;

24,3 + 0,3;

0,7*0,8;

15,1*0,1;

27,4*100;

7 – 3,5;

4,2*4;

9* 0,7;

1,2*0,3;

60*0,5.

Решить уравнения:

3х=15;

42:х=7.

Закончите предложение.

Если к десятичной дроби справа приписать любое количество нулей, то…

Задача. Волос человека за сутки вырастает на 0,4мм. На сколько вырастет волос за месяц (30 суток)?

-Кто предложил запятую для записи десятичных дробей? Как раньше записывали десятичные дроби?

Историческая справка.

Принятую в наше время запятую предложил немецкий астроном Й. Кеплер (1571-1630). Отделить целую часть десятичной дроби от дробной предлагали по-разному. Ал-Каши записывал целую и дробную части разными чернилами или ставил между ними вертикальную черточку. С. Стевин для отделения целой части от дробной  ставил между ними нуль в кружочки и,например, дробь 35,5 записывал так 35 0 5.

Устный счет проводится в виде игры «Учитель. Класс». Правильный ответ – балл классу, неправильный ответ – балл учителю.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Интервью.

Учитель.

- Я хочу, чтобы каждый из вас объяснил, почему  необходимо уметь выполнять деление десятичной дроби на натуральное число.

Сообщение темы и цели урока (цель урока учащиеся формулируют самостоятельно).

Учитель.

- С делением десятичной дроби на натуральное число мы встречаемся ежедневно в повседневной жизни.

Например, при решении уравнений и задач:

Задача №1. 1,8 кг чая следует расфасовать в 20 коробок. Какова масса каждой коробки чая.

Задача №2.  За 4 ч катер проходит расстояние 82,4км. Сколько километров он пройдет за 12 ч с той же скоростью?

Задача №3. Молния идет от облака к земле со скоростью 100км/с. Грозовое облако находится на высоте 2600м. Сколько времени будет идти молния от облака до земли?

Задача № 4. На завтрак  Вини – Пух съел 0,7 бочонка меда. Сколько килограммов меда в бочонке, если Вини – Пух съел 4,2 кг меда?

V. Изучение нового материала.

На 14 костюмов для мальчиков пошло 32,9м материи. Сколько метров материи пошло на один костюм? Ответ запишите в метрах.

 Работа по обоснованию версий (5мин).

- Сейчас поработайте в группах и попробуйте решить данную задачу несколькими способами. (Способы решения фиксируются на доске).

Представители групп у доски предлагают свой способ решения.

Первый способ решения задачи:

1)32,9м=3290см

        2) 3290см:14=235см=2,35м

Ответ: 2,35м

Второй способ:

32,9м:14=2,35м

Сравнить I способ решения и II.

-Во сколько раз 32,9 меньше 3290?

-В 100.

-Тогда и частное будет во сколько же раз меньше?

-В 100.

Продолжаем работу в группах.

А как по –  другому можно решить эту задачу?

Задание группам.

  1. Попытайтесь разделить десятичную дробь 32,9 на 14 «уголком» и сформулировать правило (алгоритм) деления десятичной дроби на натуральное число.
  2. Как проверить, правильно ли выполнено деление?

 Представление результатов работы группы.

Представители каждой группы выходят к доске и представляют результаты своей работы.

32,9  14

28     2,35

  49

  42

    70

    70

      0

Анализируем, обобщаем результаты работы групп и делаем вывод: чтобы разделить десятичную дробь на натуральное число надо разделить их, не обращая внимания на запятую, и после окончания деления целой части делимого в частном поставить запятую.

-Где можно проверить правильность своих выводов?

- В учебнике.

-Откройте учебники и прочитайте правило.

-Похожи.

- Составим опорный конспект по данной теме (совместная работа учителя и учеников).

Деление десятичной дроби на натуральное число.

Сначала делим целую часть числа!

1) 6,12:15=0,408                                       2) 3:4=0,75

6,12  15                                                             3     4

0      0,408                                                         0      0,75

       61                                                                       30

       60                                                                       28

   12                                                                      20

     0                                                                      20

    120                                                                     0

    120

        0

Закончилась целая часть числа, в частном ставь запятую!

Деление десятичной дроби на 10, 100,…

4)358,782:100=3,58782.

Преобразуйте в десятичную дробь:

5/8=0,625.

VI.Физкультминутка.

Игра «Пожалуйста» (выполнять команду нужно только тогда, когда она сопровождается словом пожалуйста, в противном случае команда не выполняется. Выигрывает тот   кто самый внимательный.)

VII. Формирование умений и навыков.

Выполнить деление:

8,68:7;

169,2:8;

89,6:28;

9,044:38;

144,96:48.

Учащиеся по очереди, выходя к доске, решают примеры с комментированием и проговариванием алгоритма. Остальные ученики выполняют эти примеры в тетрадях.

VIII. Итог урока.

Расшифровать слово, решив примеры:

  1. 6,36:6;
  2. 45,6:1000;
  3. 6:12.

Ответы: э-0,456; и-0,0456; ф-0,05; п-1,6; ж-0,16; р-0,5; т-1,006; м-1,06.

I. Оценивание работы в группе.

Ф. И.                                              Баллы

Высказал (а) идею, версию.            1

Сформулировал (а) гипотезу.         1

Уточнил (а) гипотезу.                       1

Задавал (а) вопросы.                          1

Отвечал (а) на вопросы.                    1

Составил (а) алгоритм.                      1                     

Представлял (а) группу.                    2

Правильно расшифровал                   2                 

слово.

IX. Рефлексия.

Закончить предложение.

-Сегодня на уроке я научился:

-Мне было интересно:

-Мне было трудно:

-Я понял, что:

-Урок заставил задуматься…

-Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен),потому что…

X. Домашнее задание (дифференцированное).

Выучить опорный конспект.

1. Вычислить:

  1. 13,8:4;

2) 78,2:34;

3) 11,34:42;

4) 3,198:26;

5)17,4:1000;

6) 144,5:10;

7)21,6-12,6:18+6;

8) 70,28:14-32,8:10+10,58:23.

 Выполнить №1 (1-6) и задача из текста урока №1.

 Выполнить №1 (3,4,5,7) и задача из текста урока №2.

 Выполнить №1 (5,7,8)и задача из текста урока №4.

Cоставить задания по данной теме.

Сделать презентацию по данной теме.

Сочинить сказку по данной теме.

                                                                                   Составила учитель математики

                                                                                            Очеретинской общеобразовательной                                                            

                                                                   школы І – ІІІ ступеней

Ясиноватского района

 Донецкой области

                                                      Абрамова И.А.

doc
Пов’язані теми
Математика, Розробки уроків
Додано
19 жовтня 2018
Переглядів
1659
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку