Матеріал для факультативних занять

Про матеріал

У Блока инструменты звучат, и это единственная форма их существования в мире. А инструменты Маяковского­ - действуют. В стихотворении «Кое-что по поводу дирижёра» они похожи на актёров немого кино, так как о звуках, производимых оркестром, ничего не говорится.

«Поводы и приёмы обращения к музыкальным инструментам чрезвычайно разнообразны: от символики до звукоизобразительности, от описания до философского обобщения. Однако наиболее интересным с точки зрения понимания самого феномена музыкальные инструменты представляют всё те же знаковые произведения, где музыкальный инструмент предстаёт в качестве транслятора сущности человека, становясь его духовным двойником, и, наблюдая за ним, мы обретаем новые знания о себе».

Перегляд файлу
  1.        Образы музыкальных инструментов в художественной литературе

 

 

Изучение  образов музыкальных инструментов в художественном тексте даёт представление о том, что в произведениях разных авторов они имеют разные роли и функции, благодаря которым писатель открывает читателю внутренний мир героя или добавляет смысловую нагрузку в ту или иную сцену. По мнению О.С. Камышевой, «В метафорической картине мира музыкальные инструменты предстают в четырёх базисных концептуальных метафорах:

Музыкальный инструмент это человек;

Музыкальный инструмент это животное;

Музыкальный инструмент это растение;

Музыкальный инструмент это артефакт»

Так же она определяет способы представления музыкальных инструментов по аналогии с живым существом.  В языковой картине мира инструменты приобретают основные человеческие свойства и характеристики. «Строение музыкальных инструментов репрезентируются по подобию органов речи и опорно-двигательного аппарата человеческого организма «Пианино показало белые зубы» (М. Булгаков «Белая гвардия»); «На коленях лежал инструмент, похожий на кобзу, а больше на отрубленную голову с тонкой шеей» (М. Горький «На Чангуле»). А также они могут иметь физиологические, гендерные, возрастные, эмоциональные и голосовые особенности, свойственные человеку».

Музыкальные инструменты сравниваются и с животными. Приобретают анатомическое строение животного, что апеллирует к истории возникновения музыкальных инструментов. «Негативной окраской наделяется музыкальный инструмент, имеющий внешнее сходство с диким зверем.

Среди невидимых пампасов
Пасётся стадо контрабасов
И не печалится о том,
Что жёлтая змея-валторна
Сжимает медника кольцом. (И. Сельвинский. Джаз)

Инструменты не только уподобляются животным через визуальное сходство, но и приобретают способность к воспроизводству звуков. Таким образом, фрейм- источник «Животное» показывает происхождение, строение, звучание музыкальных инструментов».  

Метаморфическая параллель между музыкальным инструментом и растением позволяет воспроизвести древнюю историю инструмента. « Считалось, что «звук» как бы уже содержится в полом стебле этих растений, и вмешательство человека в превращение его в музыкальный инструмент минимально: достаточно всего лишь нескольких взмахов ножа».

Музыкальный инструмент принадлежит классу артефактов, что даёт основание для метафорических связей в художественной литературе.

Как отмечает Л.Л. Гервер: «В представлении русскоязычных авторов устройство рояля аналогично городу, так как наглядность всего многоступенчатого процесса  звукоизвлечения при игре (особенно на рояле) готовая метафора целесообразности, организованности».

Так же музыкальный инструмент предстаёт как артефакт, что указывает на принадлежность музыкального инструмента не только человеческой культуре и природному миру, но и классу вещей.

Наиболее продуктивной представляется модель «Музыкальный инструмент это человек».  У музыкальных инструментов есть одна особенность. Все они, так или иначе, являются продолжением человека    его рук, интуиции, интеллекта. Музыкальные инструменты – отражение человека.  Это прежде всего инструмент для познания человеком самого себя, и как таковой он является ёмкой моделью человека.

 Например, в пьесе Патрика Зюськинда  «Контрабас» музыкальный инструмент не просто аллегория человека, но его сущность. Портрет контрабаса в пьесе служит доказательством того, насколько точно музыкальный инструмент, созданный человеком, отражает его духовную сущность. В романе Вадима Орлова «Альтист Данилов» альт как музыкальный инструмент сливается с человеком, составляя с ним единую сущность и судьбу. Музыкальные инструменты в качестве названий, знаков, символов, аллегорий присутствуют во множестве литературных  произведений. «Моцарт и Сальери» (А.С. Пушкин), «Серебряная соната» (И.Северянин), «Скрипка» (Шолом-Алейхем), «Флейта-позвоночник», «Скрипка и немножко нервно» (В.В. Маяковский), «Крейцерова соната» (Л.Н. Толстой), «Квартет» (И.А.Крылов) и др. Музыкальные инструменты составляют существенную и во многом определяющую часть в любой системе музыкальных образов: и в мифологии, и в литературе. «Творчество русских поэтов начала XX века одно из ярких тому свидетельств: перечень музыкальных инструментов, «звучащих» в поэзии Белого, Блока, Хлебникова, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой это «оркестр», где объединены струнные, духовые, ударные, старинные и современные музыкальные инструменты».

Скрипки важнейшие и самые многоликие инструменты у А. Блока. Они поют «дикие песни» и, «прорывая все плотины, торжествуют победу страсти. Звук «лёгкой» скрипки трогает сердце, но бывает и злобным.

«Скрипка издаёт и пение, и стон, и плач, и визг, и вой. Она изменчива, как женщина. Скрипка и смычок различаются как носители женского и мужского начал. Все блоковские музыкальные инструменты самозвучащие, и музыка, которую они исполняют всегда безымянная, никем не сочинённая и исходящая от самих инструментов».

По-другому трактуются образы музыкальных инструментов, например, у В. Маяковского. Здесь динамичность и материальность. Инструменты не всегда слышны, но всегда видны. Многие из них живые, словно никогда и не были вещами. Они находятся в состоянии войны со всем окружающим миром. Труба, тромбоны, фаготы избивают до смерти слушателей ресторанного оркестра. Барабан сам бьёт и ему бьют в бока. Рояль стоит с «разинутой пастью», чтобы зубами-клавишами схватить за руки музыканта.

У Блока инструменты звучат, и это единственная форма их существования в мире. А инструменты Маяковского­                действуют. В стихотворении «Кое-что по поводу дирижёра» они похожи на актёров немого кино, так как о звуках, производимых оркестром, ничего не говорится.

 «Поводы и приёмы обращения к музыкальным инструментам чрезвычайно разнообразны: от символики до звукоизобразительности, от описания до философского обобщения. Однако наиболее интересным с точки зрения понимания самого феномена музыкальные инструменты представляют всё те же знаковые произведения, где музыкальный инструмент предстаёт в качестве транслятора сущности человека, становясь его духовным двойником, и, наблюдая за ним, мы обретаем новые знания о себе».

 

docx
Додано
22 листопада 2018
Переглядів
408
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку