Одним из условий достижения высоких результатов при обучении говорению является соблюдение принципа системности, включающего и систематичность, и цикличность в организации данной работы.
Учитывая указанные принципы, предлагается начинать работу по развитию навыка говорения в начале урока с целью актуализации внимания на речевых умениях учащихся и усложнять задания в ходе урока после изучения новой темы, выходя на новый, творческий уровень выполнения речевых упражнений.
Гетьман И.Д.
Речевые разминки на уроках по синтаксису русского языка в украинской школе
Статья
Одним из условий достижения высоких результатов при обучении говорению является соблюдение принципа системности, включающего и систематичность, и цикличность в организации данной работы.
Учитывая указанные принципы, предлагается начинать работу по развитию навыка говорения в начале урока с целью актуализации внимания на речевых умениях учащихся и усложнять задания в ходе урока после изучения новой темы, выходя на новый, творческий уровень выполнения речевых упражнений.
Так при изучении темы «Словосочетание» начать урок предлагаем со следующего задания речевой разминки.
Вспомните, как вы провели летние каникулы, и составьте устный рассказ об одном эпизоде своего отдыха. Слова и выражения для справок: летние впечатления, на берегу реки, ловить рыбу, очень приятно, грустно расставаться.
На этом этапе целесообразным является также предложить учащимся, испытывающим затруднения при выполнении задания, образец построения связного высказывания с использованием разнообразных синтаксических конструкций.
Я хочу рассказать о своих летних впечатлениях, полученных во время отдыха в деревне.
Находясь на каникулах у бабушки этим летом, я любил всё свободное время проводить у берега реки. Во-первых, около воды было не так жарко. Во- вторых, я твёрдо решил научиться плавать в этом году. В-третьих, здесь проводили время все мои друзья. Наконец, летом лучше отдыхать на берегу озера или реки.
Собираясь на реке, мы любили купаться и ловить рыбу. К счастью, рыбы здесь было очень много. Возвращались мы всегда с богатым уловом, и было очень приятно порадовать бабушку. Довольные и счастливые, мы ждали следующего утра, чтобы снова встретиться у реки.
Летние впечатления запомнились мне надолго, хотя и грустно было расставаться с летом и теплом.
Следующий урок по теме «Словосочетание», когда дети познакомились с видами словосочетаний, целесообразно начать с задания речевой разминки.
Опишите, что вы видите за окном, используя разные виды словосочетаний.
Предлагаем образец описания:
Наступила золотая осень. Деревья оделись в яркие наряды. Жёлтые, багровые, оранжевые листья украсили кроны деревьев. Двор школы тоже устлан ковром из ярких листьев. Очень красиво этот ковёр смотрится на влажных дорожках школьного двора. Прозрачные облака проплывают над самыми верхушками деревьев. В тёплые края направляются стаи перелётных птиц. Они прощаются с родной землёй до весны, шлют нам последний привет.
Такое задание не только позволяет проверить полученные знания на практике, но и способствует развитию речевых умений учащихся, выводя постепенно их на новый, самостоятельный уровень.
При изучении темы «Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения» в качестве заданий речевой разминки предлагаем следующие.
Продолжите развёртывание устного высказывания по одному из данных начал: 1. Мой город самый лучший. ... 2. Как хорошо осенью пройтись по старому парку!... 3. Задумывались ли вы над тем, что такое хорошо и что такое плохо?...
Предложим варианты выполнения заданий.
Мой город самый лучший. В моём городе красивые улицы и проспекты, ухоженные парки и дворы. В моём городе живут красивые и добрые люди. В моём городе много света и тепла.
Как хорошо осенью пройтись по старому парку! Вокруг наблюдаешь великолепие красок, разнообразие картин. Вот молодая осинка впервые встречает осень. Она принарядилась, убралась, как на праздник. Могучий дуб был посажен в этом парке очень давно. Некоторые его нижние ветки давно уже не покрываются листьями, но яркий наряд кроны делает и его торжественным. Идёшь по парку, а листья шуршат под ногами, поют ласковую песню осени.
Задумывались ли вы над тем, что такое хорошо и что такое плохо? Это важно. Совершать хорошие дела очень важно. Хорошо помогать тем, кто нуждается в помощи. Хорошо делать подарки, говорить добрые слова. Хорошо всё, что делает жизнь людей радостной и полной. Плохо, когда люди живут в ссоре и непонимании. Плохо, когда кому-то плохо, даже если хорошо тебе. Плохо быть больным и одиноким. Плохо, когда нет тепла и любви..
Большое значение при выполнении такого задания имеет умение представить, проникнуть в суть высказывания, настроиться на размышление. Этому обязательно нужно учить из урока в урок, подбирая для продолжения высказывания ёмкие, глубокие, предполагающие разновариантное продолжение .
Очень важным элементом этой работы является обязательное устное рецензирование высказывания, что позволяет не только избежать повторения ошибок, но и научиться владеть таким важным приёмом как рецензирование выступления.
Урок развития речи по теме «Текст» можно начать с развёртывания устного высказывания по принципу «цепочки». Эта работа является отправной точкой для наблюдения над текстом и его основными признаками, а также коллективным обучением умениям развёртывать связное высказывание с учётом трудностей, которые испытали дети на предыдущих уроках. Вот некоторые темы, которые могут быть предложены для работы:
1. Моя школа 2. Наши школьные предметы. 3. Мир наших увлечений. 4. Наши книги — наши друзья. 5. Наши семейные праздники. 6. Моя дружная семья: папа, мама и я. 7. Школьные будни и праздники.
Во время изучения темы «Главные и второстепенные члены предложения» можно предложить детям выполнить такие задания, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся.
Разберите указанные примеры по членам предложения. Аргументируйте свои действия. Например: 1. Облако закрыло солнце. 2. Человек аккуратный.
Предлагается следующий образец рассуждения.
В предложении Облако закрыло солнце два существительных среднего рода совпадают по форме. Следовательно, разбор предложения начнём с выделения сказуемого. В предложении сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени среднего рода. Чтобы определить подлежащее, обратимся к смыслу предложения. Во-первых, действие, обозначенное глаголом закрыло, может совершать активный субъект. Во-вторых, чаще в русском языке субъект действия называется в начале предложения. В- третьих, объект действия чаще находится после сказуемого. Итак, в предложении Облако закрыло солнце подлежащее облако. Кроме подлежащего, в предложении есть прямое дополнение солнце.
В начале работы над темой «Предложения с однородными членами предложения» можно выполнить задания, активизирующие умения использовать в речи однородные члены предложения. Например:
1. Опишите изображённый на картинке предмет. 2. Опишите характер близкого друга. 3. Докажите правильность суждения и объясните расстановку знаков препинания в предложении: В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.П. Чехов)
Работа по освоению тем «Предложения с обращениями», «Предложения с вводными словами» начинаем с системного введения в речь изучаемых синтаксических конструкций. Так же можно построить и работу по теме «Диалог. Прямая речь». Детям предлагаются в начале изучения тем «Предложения с обращениями», «Предложения с вводными словами», «Прямая речь. Диалог» следующие задания:
1. Докажите, что читать книги очень важно. Используйте слова: во- первых, во-вторых, в-третьих, наконец. 2. Обратитесь к одноклассникам с призывом больше читать хороших книг. 3. Постройте диалог, обсудите с другом свои любимые книги. 4. Докажите правильность высказывания: Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести.
Предлагаем три образца выполнения заданий.
Образец 1. Монолог о книгах.
Я считаю, что читать книги очень важно. Во-первых, книги помогают узнать много нового, приобрести новые знания. Во-вторых, книги
воспитывают примером жизни героев. В-третъих, книги помогают разобраться в сложных вопросах. Наконец, книги — наши верные друзья. Образец 2. Диалог о книгах.
-Мне нравится, Витя, много книг, потому что я люблю читать. Но моей самой любимой книгой является произведение Д. Дефо «Робинзон Крузо».
-Ты меня убедил, Витя, в том, что книга, вероятно, интересная.
Я обязательно перечитаю эту книгу ещё раз.
Образец 3. Доказательство правильности высказывания о силе слова.
Это высказывание подчёркивает одну из главных характеристик слова — силу его воздействия на людей. Во-первых, действительно, слово, сказанное сгоряча, способно обидеть человека. Во-вторых, доброе слово может в тяжёлую минуту подбодрить, помочь. В-третъих, сильное слово способно поднять человека на большие дела. Наконец, силу слова трудно переоценить. Следовательно, нужно использовать слово правильно, важно заботиться о своей речи.
Изучение темы «Сложное предложение» может быть начато с построения связного высказывания по опорным схемам.
Предлагаем образцы построения связных высказываний по теме «Чтение -
лучшее учение», «Азбука - к общению ступенька».
Я думаю, что чтение новых книг позволяет нам приобрести новые знания
о явлениях и предметах.
В книгах можно прочитать много интересного об известном, и наше представление об этих вещах постоянно обогащается. Чтение развивает, но для этого нужно читать книги полезные и познавательные. Мы должны учиться находить в книгах полезную информацию, чтобы наш багаж знаний постоянно увеличивался. Читать очень полезно, а передавать свои знания другим очень важно. Если мы будем много читать и делиться своими познаниями с другими, то чтение обогатит знания многих людей.
Мы знаем, что дорога в мир знаний начинается с изучения азбуки. Мы изучаем буквы, и каждый из нас учится строить из букв слова. Научиться строить из букв слова несложно, но важно делать это правильно. Мы должны делать это так, чтобы окружающим был понятен смысл слов. Мы учимся говорить правильно, а окружающие учатся понимать сказанное. Если мы хотим быть понятыми, то каждый из нас должен заботиться о правильности речи.
Итак, органическое использование на уроке заданий речевой разминки позволяет начинать работу по формированию умений свободного владения разнообразными синтаксическими конструкциями ещё до изучения конкретной темы, создавать ситуацию осознанной мотивации накопления новых знаний учащимися, в системе развивать речевые умения, акцентировать внимание учащихся на целесообразном использовании синтаксических конструкций определённой структуры.