Эффективным средством, позволяющим осуществлять комплексный подход к изучению языка как иностранного, есть использование в обучении речевых задач. Такие задачи актуализируют знания, необходимые для решения конкретной задачи; развивают мышление учащихся, ведущих поисковую деятельность; позволяют ученикам усваивать лексические, грамматические и стилистические нормы, соотносить цели высказывания с его языковой формой, совершенствовать речь и речемыслительную деятельность; способствуют применению знаний в практике речевого общения.
Гетьман И.Д.
Побуждение учащихся размышлять при решении речевых задач по синтаксису
Статья
Эффективным средством, позволяющим осуществлять комплексный подход к изучению языка как иностранного, есть использование в обучении речевых задач. Такие задачи актуализируют знания, необходимые для решения конкретной задачи; развивают мышление учащихся, ведущих поисковую деятельность; позволяют ученикам усваивать лексические, грамматические и стилистические нормы, соотносить цели высказывания с его языковой формой, совершенствовать речь и речемыслительную деятельность; способствуют применению знаний в практике речевого общения.
Применять на практике речевые задачи целесообразно при изучении начальных сведений по синтаксису, что приучает учащихся к осознанию практической значимости синтаксических знаний и внимательному отношению к функционированию единиц языка.
В процессе обучения можно использовать следующие типы речевых задач: подбор доказательств к выдвинутому тезису, обоснование выбора тех или иных средств языка, редактирование, решение вопросов творческого характера.
Необходимость применения в практике речевых задач делает актуальным обучение построению рассуждений при их решении. Конкретизируем примеры рассуждений при решении задач по синтаксису.
Рассуждение при решении задачи на подбор доказательств к выдвинутому тезису. Например, докажите, что следующее предложение имеет однородные подлежащие, а не дополнения: Зелёный холм покрывают цветы и травы.
Чтобы доказать утверждение, учащиеся проводят разбор названного примера по членам предложения. Отвечающие отмечают, что в этом предложении целесообразно сначала выделить сказуемое, а не подлежащее.Сказуемое здесь - глагол покрывают в форме мн. ч. Следовательно, в предложении не одно, а два подлежащих, которые выражены существительными. Кроме этого, подлежащие связаны при помощи союза и, отвечают на один вопрос что?, а также, как уже указали, относятся к одному сказуемому. Значит, в этом предложении существительные цветы и травы - однородные подлежащие. Кстати, выделив второстепенные члены зелёный холм - первые два слова в предложении, убеждаются, что в предложении одно дополнение. Итак, в данном предложении, кроме однородных подлежащих, других однородных членов нет. Читается предложение с перечислительной интонацией.
Другой пример. Докажите, что в первом предложении существительное с предлогом на площади является обстоятельством, а во втором предложении - определением: 1. Она рассталась на площади со своим товарищем, 2. Со своим флигельком на площади она рассталась.
Строя своё доказательство, учащиеся проводят разбор указанных примеров по членам предложения. Отвечающие отмечают, что в первом и втором предложениях одинаковая грамматическая основа - она рассталась. Кстати, поставив вопросы от главных к второстепенным членам, выделяют второстепенные члены предложений и убеждаются, что в первом предложении второстепенный член на площади является обстоятельством, а во втором предложении является определением. Итак, в первом предложении существительное с предлогом на площади является обстоятельством, так как отвечает на вопрос обстоятельства, а во втором предложении - определением, потому что отвечает на вопрос определения. Читаются выразительно предложения.
Начиная изучение темы, демонстрируем образец рассуждения.
Ребята, обратим внимание на то, что члены предложения могут быть однородными. Характеризуя однородные члены, мы отмечаем, что, с одной стороны, они относятся к одному члену предложения, а с другой - отвечают на один и тот же вопрос. Кстати, однородные члены могут соединяться при помощи союзов или без помощи союзов. Для контроля записи предложений с однородными членами целесообразно обращение к структурным схемам. Подчеркнём, что при чтении предложений с однородными членами используется перечислительная интонация.. Наконец, использование в речи предложений с однородными членами позволяет полнее и экономнее характеризовать предметы, явления, действия.
Предлагаем образец рассуждений при анализе конкретных предложений, осложняемых однородными членами. Например: Она улыбнулась и немного спустя уже сама заговорила со мной.
Характеризуя главные члены предложения, мы отмечаем, что здесь при одном подлежащем, выраженном местоимением, имеется два сказуемых, которые выражены глаголами. Кроме указанного, подчеркнём, что все сказуемые отвечают на один вопрос что сделана? и поясняют один и тот же член. Следовательно, это однородные сказуемые. Для контроля записи предложения - обратимся к структурной схеме. Итак, прочитаем предложение, используя перечислительную интонацию.
Согласно действующей программе в пятом классе средней школы вводится понятие обобщающего слова при однородных членах в позиции перед ними.
Образец рассуждения при анализе предложений данной структуры корректируется. Например: Всё радостна сияло вокруг нас: небо, земля, воды.
Характеризуй главные члены, мы отмечаем, что здесь при одном сказуемом имеется несколько подлежащих. Кстати, первое из них выражено местоимением всё, которое является обобщающим словом. Следующие три подлежащих выражены существительными. Кроме указанного, подчеркнём, что все подлежащие отвечают на один вопрос что? и поясняют один член, обобщающее слово всё. Следовательно, это однородные подлежащие. Для контроля записи предложения обратимся к структурной схеме. Итак, прочитаем предложение, используя перечислительную интонацию.
До систематического изучения однородных членов ведётся работа но накоплению сведений, необходимых для углубления знаний по теме, по активизации данной конструкции в речи. Систематическое изучение однородных членов в дальнейшем ведется на основе актуализации изученного при познании нового. Разработка языковых знаний в деятельностном ключе позволяет усилить практическую ценность получаемых теоретических знаний в школе; а теория в действии даёт для образования больше, чем вся сумма знаний, не находящая выхода в практике.