Материалы для контрольных и олимпиадных работ по русскому языку и литературе

Про матеріал
Представлены материалы для контрольных и олимпиадных работ по русскому языку и литературе
Перегляд файлу

Материалы для контрольных и олимпиадных работ

 по русскому языку и литературе

Тест по русскому языку в 8 классе

Тема: «Синтаксис и пунктуация»

 

1.Словосочетание-это

а) синтаксическая единица;

б) лексическая единица;

в)морфологическая единица.

2.Словосочетание состоит из

а)главной и придаточной части;

б)главного и зависимого слов;

в)грамматической основы.

3.Виды словосочетаний

а)именные ,наречные,глагольные;

б)союзные;

в)полные и неполные.

4.Виды подчинительной связи в словосочетании

Указать.(согласование,управление.примыкание)

5.Главное слово в словосочетании определяют в зависимости от

а)части речи;

б)вопроса ;

в)состава слова.

6.Определите словосочетание:

а)ветер гуляет;

б)трудная задача;

в)от снега и льда.

7.Предложение …

а)выражает мысль;

б)показывает зависимость;

в)служит для связи .

8.Укажите грамматическую основу:

а)С утра был солнечный день.

б)Поставлена трудная и и нтересная задача.

в)Я старался взглянуть в окно.

9.Напишите второстепенные члены предложения:

а)Дождик захватил нас.

б)Дальний лес дрожал.

10.Являются ли служебные части речи членами предложения

а) да;

б)нет.

11.Напишите простое нераспространённое предложение.

12.Напишите простое односоставное предложение.

 

 

 

 

Олимпиада по русскому языку,8 класс

 

  1. Определите и запишите, сколько букв и звуков каждом слове:

лагерь, инженер, окрестность, березка.

 

  1. Поставьте ударение в словах:

портфель, роман, про­цент, квартал, молодежь, средства, магазин, индустрия, приговор, статуя.

 

 

3.Просклоняйте словосочетание белый тюль

 

4.Составьте предложения со словами: одолжить, за­нять, случайно, энергичный, вдоль.

 

 

5.К следующим словам подберите антонимы: вооду­шевление, случайно, энергичный, вдоль.

 

6.Замените заимствованные слова русскими синони­мами: актуальный, антракт, ситуация, лозунг, миссия, финал, эпилог, пролог.

 

 

7.Какая широко распространенная стилистическая ошибка есть в данном предложении: Немалое значение играла мода на все заграничное?

Исправьте ее.

 

8.Дайте два правильных варианта расстановки знаков препинания в следующем предложении: Встречный спросил как пройти на ту сторону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по литературе (7 класс)

 

Тема:"Фольклор и художественная литература"

 

 

 

 І.Обьясните, почему былина — зто народная героическая песня зпического характера.

  1.           Что общего между сказкой и былиной? Чем они различаются?
  2.           Проанализируйте построение былин, выделите в каждой былине зна­чивше части: зачин, основную часть и концовку (если она єсть).

4.Приведите примеры имеющихся в былинах гипербол,  постоянных

эпитетов, повторений и определите их роль. •

 5. Найдите в былинах слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

и обьясните, с какой целью они употребляются.

 6. Что является характерним для исполнения былин?

7.Какие нравственные заветы молодым даёт Владимир Мономах в своём "Поучении"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа  по русскому языку,  6 класс

Тема «Имя прилагательное»

1.В каком из предложений прилагательное играет роль сказуемого?

а) Чтение — вот лучшее учение.

б) Волга — великая русская река.

в) Запах черемухи всегда приятен.

 

2.Выберите группу, в которой все прилагательные качест­венные.

а) Светлый, жестокий, вкусный;

б) городской, лисий, опрятный;

в) хороший, красивый, металлический.

 

3.В какой из групп все прилагательные пишутся с двумя н?

а) Деревя..ый, серебря…ый, кожа..ый;

б) фирме..ый, государстве..ый, стекля..ый;

в) безветре..ый, лебеди..ый, воинстве..ый.

 

4.В какой из групп все прилагательные пишутся с суффик­сом -к?

а) Белорус..ий, турец..ий, казац..ий;

б) рыбац..ий, немец..ий, ткац..ий;

в) кузнец..ий, узбе..ий, город..ой.

 

5.В какой группе все имена прилагательные пишутся че­рез дефис?

а)(Физико)математический, (северо)западный, (светло) сиреневый; б)(сельско)хозяйственный, (литературно)музыкальный, (лесо)пильный;

в)садово)огородный, (русско)французский, (дальне) восточный.

 

        6.В какой из групп все слова — имена прилагательные?

а) горяч, могуч, свеж;

б) шалаш, трескуч, жгуч;

в) похож, камыш, хорош.

 

7..Выберите группу, в которой все прилагательные относи­тельные:

а) яркий, туманный, осенний;

б) зимний, волжский, стеклянный;

в) соловьиный, весенний, отличный.

 

8.В какой из групп все прилагательные пишутся с двумя н?

а) маши..ый, операцио..ый, мыши..ый;

б) авиацио..ый, коре..ой, ветре..ый;

в) лимо..ый, торжествен..ый, длин..ый.

 

.        9. Морфологичесие признаки какого из прилагательных

указаны правильно?

В пушкинскую пору Летний сад был самым красивым са­дом столицы.

а) пушкинскую — имя прилагательное, относительное, в полной форме, в ед. числе, в женском роде, в вини­тельном падеже, в предложении является определе­нием.

б) Летний сад — имя прилагательное, качественное, в единственном числе, в мужском роде, в винитель­ном падеже, в предложении является определением.

в) самым красивым — имя прилагательное, качествен­ное, в превосходной степени, в мужском роде, в единс­твенном числе, в творительном падеже, в предложе­нии является определением.

 

10.В какой группе все сложные прилагательные пишутся слитно?

а) (физико)математический, (стале)литейный, (вагоно) строительный;

б) (светло)сиреневый, (западно)украинский, (литератур но)музыкальный;

в) (древне)римский, (средне)вековый, '(лесо)пильный.

 

11.Морфологические признаки какого из прилагательных указаны правильно?

Чуден Днепр при тихой летней ночи. (Н. В. Гоголь)

а) чуден имя прилагательное, качественное, в краткой форме, в единственном числе, в мужском роде, в пред­ложении является сказуемым.

б) тихой — имя прилагательное, относительное, в полной форме, в единственном числе, в женском роде, в предло­жении является определением.

в) летней — имя прилагательное, относительное, в полной форме, в единственном числе, в женском роде, в предлож­ном падеже, в предложении является определением.

                                                                                                                                               12. Дайте определение имени прилагательного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме «Лексика», 5 класс                                                    ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ       

                                                                                            

1 .Как называются слова, различные по звучанию и напи­санию, но близкие по лексическому значению?

а) Синонимы; б) антонимы; в) омонимы.

 

     2  В какой из групп антонимы подобраны правильно?

а) Белый — красный.

б) Прекрасный — отвратительный.

в) Двигаться — бежать.

 

3.В какой из групп собраны слова-омонимы?

а) Ключ журавлей, журчащий ключ, дверной ключ.

б) Часы идут, дождь идёт, девочка идёт.

в) Образ жизни, образ мыслей, художественный образ.

 

4.Какое изобразительно-выразительное средство использо­вано

 А. Пушкиным в строчке «Ветер по морю гуляет»?

 а) Эпитет;  б) сравнение;  в) олицетворение.

 

5.Отредактируйте предложения.

Электрокамин отлично огреет вас. Застройка дома скоро закончится.

 

6.Продолжите письменно рассказ «ленивого» ученика. Для этого замените все выделенные слова антонимами (2 б.)

Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё это. Что я, хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь...

7.Как. называются слова одной части речи с противопо­ложным лексическим значением?

а) Синонимы;       б) антонимы;     в) омонимы.

 

8.В какой группе слов синонимы подобраны правильно?

а) Откровенный — открытый.

б) Тяжёлый — легкий.

в) Жук — насекомое. 

 

9.В какой из групп собраны слова-омонимы?

а) Старинный замок, установить замок.

б) Укрыться дождевиком, гриб-дождевик.

в) Золотые руки, золотые украшения.

10.Какое изобразительно-выразительное средство исполь­зовано       

М. Лермонтовым в строчке «И звезда с звездою говорит»?

а) Олицетворение; б) сравнение;  в) эпитет.

 

11.Отредактируйте предложения. При достаточно высоких минусовых температурах трудно дышать и людям, и животным. Эта девушка вскармливает в зоопарке молодняк. Летом мы не только отдыхали в деревне, но и труди­лись, как самые отъявленные крестьяне.


Контрольная работа по теме  «Стилистика», 10 класс

 

1.Группы слов по происхождению. Примеры(1б.)

 

2.Подберите синонимы к заимствованным словам (1б.)

Сентиментальный, апатия, оптимистический, монумент, перспектива, аргумент, гуманный, мемуары.

 

3.Группы слов по особенностям употребления. Примеры (1б.)

 

4.Составить предложения со словами(1б.)

Опечатки-отпечатки

Дипломант-дипломат

Искусный - искусственный

Злой – злостный

 

5.Эмоционально-экспрессивные возможности словообразования. Примеры(1б.)

 

6.Стилистические возможности имён существительных(2б.)

 

7.Вставить пропущенные буквы(2 б.)

Сан…ый, холстин…ый, глинян…ый, кожан…ый, соколин…ый, болезне…ый, операцион…ый, выкрашен…ый, баран…ий, обещан…ый, священ…ый,балован…ый, стрижен…ая, ранен…ый, выкрашен…ый, крашен…ый охрой, взволнован..ый.

 

8.Синтаксический разбор предложения(3б.)

В современной лингвистике различают два уровня речевой культуры человека.

Он , как всегда, безошибочно угадал, что война достигла высшей критической точки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Олимпиада по русскому языку.

Задания для учащихся 6 класса.

 

1.Подобрать синонимы к фразеологизмам:

Сломя голову ,кот наплакал, ни зги не видно, на край света, дать нагоняй, пальцем в небо, птенец желторотый.

 

2.Списать текст, подчеркнуть устаревшие слова:

Бричка медленно катилась по широкому тракту. Ямщик подгонял лошадей, чтобы доставить господина в губернский город. Тот отстоял в пятиглавом соборе обедню и теперь дремал. Его лакей поддерживал беседу с ямщиком. Ехать предстояло вёрст пять.

 

3.Записать слово по вертикали и подобрать к каждой букве часть речи, например:  труд

Т-ты-местоимение

Р-разве-частица

У-удивляться-глагол

Д-десять-числительное

Литература, изображение, сокращение.

 

4. Отредактируйте предложения:

Люблю читать приключения и повести.В этом лесу росло много деревьев и ёлок.Я даю молочка котятам из чашки .Он понимал, как трудно живёт жена и дети.

 

5.Замените иноязычные слова сложными по составу русскими:

Каллиграфия, орфография, эгоизм, апатия.

Составьте предложение с подобранными словами.

 

 

 

 

 

Русский язык, 7 класс

Тема: « Глагол».

1. Укажите правильное высказывание.

а) Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться
с существительными или местоимениями в винитель­
ном падеже без предлога, называются переходными.

б) Глаголы совершенного и несовершенного вида имеют
три формы времени.

в) Начальная форма глагола - это форма 1-го лица
единственного числа настоящего времени.

 

2. Какие глаголы называются возвратными?

Учащиеся отвечают произвольно.

 

3. Укажите случаи раздельно написания не с глаголами:

а) (не)здоровится;

б) (не)сверился;

в) (не)доумевал;

г) (не)перестал.

 

4. Запишите три примера глаголов, которые пишутся с
не раздельно.

Учащиеся отвечают произвольно.

 

5. Укажите глаголы несовершенного вида:

а) выбирают;

б) купаются;

в) засуетился;

г) воздвигнет.

 

6. Запишите три примера глаголов несовершенного вида.

Учащиеся отвечают произвольно.

 

7. Укажите словосочетания с непереходными глаголами:

а) наслаждаться отдыхом;

б) помогал другу;

в) рассыпал соль;

г) сочинял музыку.

8. Запишите три примера словосочетаний с переходными
глаголами.

Учащиеся отвечают произвольно.

 

9. Укажите словосочетания с возвратными глаголами:

а) задержаться в школе;

б) мечтать о путешествии;

в) хорошо выспался;

г) встретит гостей.

10. Запишите три примера словосочетаний с возвратны­
ми глаголами.

Учащиеся отвечают произвольно.

11. Укажите глаголы, которые пишутся с мягким знаком:

а) разговорит___ся с приятелем;

б) обжеч__глину;

в) употребляют__ся в речи;

г) пробуждают__ся ото сна.

 

12. Запишите три примера глаголов, которые пишутся с мягким знаком.

Учащиеся отвечают произвольно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по литературе, 5 класс

Тема «М.Ю. Лермонтов «Бородино». И.С. Тургенев «Муму»»

 

1 К какому роду литературе можно отнести произведение  М.Ю Лермонтова Бородино»?

А.  Эпос

Б. Лирика

В. Драма

2.Определите жанр произведения «Муму»?

А. стихотворение

Б.  роман

В.  очерк

Г. рассказ

3.Тема «Муму»

А. описание любви Герасима к Муму

Б. изображение жизни столичного дворянства

В. Духовное перерождение человека

4.Кто в стихотворении «Бородино» вспоминает о битве?

А. Мать погибшего солдата

Б. старый солдат

В.сам поэт

5.Тема стихотворения «Бородино»

А. Воспоминание очевидца

Б. Героизм русских солдат

В. Смерть русских солдат

6.Какое средство художественной выразительности использует автор в строчке «гора кровавых тел»

А. гипербола (преувеличение)

Б. сравнение

В олицетворение

7.Какими качествами обладал Герасим?

А.Трудолюбие и ответственность

Б. Хвастовство

В.Самодовольство

8.Продолжите фразу «Были люди в наше время, не то что

А. нынешнее племя

Б. будущее потомство

В. настоящие герои

9  «…богатыри  не…»

А.  те

Б. вы

В. мы

10. Что такое Бородино?

А. населённый пункт

Б. фамилия солдата

11. В стихотворении «Бородино»  используется

А. монолог и диалог

Б. только монолог

В. только диалог

12.В ст. «Бородино» русские солдаты борются против

А. французов

Б. немцев

В. американцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое оценивание по русскому языку, 8 класс.

Тестовые задания.

 

Низкий уровень.

  1. Расставьте знаки препинания.

Стояла мартовская ночь облачная и туманная.

  1. Расставьте знаки препинания.

Светила полная луна указывающая нам путь.

  1. Расставьте знаки препинания

.Освежённые дождём цветы были особенно хороши..

  1. Расставьте знаки препинания. Люди избалованные в детстве  сохраняют особый отпечаток до конца  жизни.

 

Средний и достаточный уровень.

5.Расставьте знаки препинания, если необходимо. Сделайте полный синтаксический разбор. 

 Планер круто взмыл вверх и плавно стал спускаться. ( 3 балла )

 

Высокий уровень.

6.Распространите предложения уточняющими обособленными членами.

Вечером…зашёл разговор об охоте. (1 б.)

Свинцов отвечал на вопросы неохотно….(1 б.)

     Внизу… лес стал ещё гуще.(1 б.)

Издали… шёл скорый поезд. (1 б.)

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое оценивание по русскому языку, 5 класс.

Тема «Орфография»

 

1.С...езд, в…юнок, об…ект

А.разделительные ь и ъ;

Б. правописание приставок;

В. употребление ь для обозначения мягкости согласных.

 

2. Известный, грустный, поздний. радостный:

А.проверяемые согласные в корне слова;

Б. непроверяемые согласные в корне слова;

В. проверяемые безударные гласные в корне слова.

 

3. Весёлый, девятый, гнездо, бежал, земля:

А. буквы е-и в корнях с чередованием;

Б. непроизносимые безударные гласные в корне слова;

В. проверяемые безударные гласные в корне слова,

 

4.Собирать, застилать. вытереть, выжечь, расстилает, блестит.

Написание гласных в корнях данных слов

А. нужно запомнить;

Б. проверяется ударением;

В. определяется суффиксом, стоящим после корня.

 

5.Причёска, шорох, чёрствый. шёрстка, жёлоб, капюшон:

А. проверяемые безударные гласные в корне слова;

Б. буквы е, о после шипящих в корне слова;

В. гласные и согласные в приставках.

 

6. Вскользь, сельдь, грусть.

В данных словах:

А. орфограмма «Разделительные ь и ъ знаки».

Б…. «Употребление ь на конце существительных после шипящих»

В... «Употребление ь для обозначения согласных».

 

7. Уберите «четвёртое лишнее слово»

 Обезьяна, подъезд, ручьи, огонь

 

 

8. Впишите подходящие предлоги

         Идти___ школы,

9…. поехать__ Кавказ

 

10,…помнить___ каникулах.

 

11.Найдите «четвёртое лишнее»

Существительное, глагол, определение, наречие.

 

12.Составьте предложение, изменяя слова (если нужно)

Раннее утро_______________

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по русскому языку,5 класс

Тема «Фонетика». Тест. Вариант 1.

 

1.В каком слове нужно писать а?

А. Прод…лбить щель

Б.Дог…дался о произошедшем.

В) Р…дились в зоопарке.

Г. Прогл…тил комара.

 

2.В каком слове нужно писать п?

А. Открыть гардеро…

Б. Обойти проору..ь

В. Попасть в сугро…

Г. Первый эта…

 

3. Поставьте ударение

А. Арбуз, документ, инструмент

Б. Квартал, красивее, верба.

В Призыв, портфель, простыня.

 

4. В какой группе слова неправильно разделены для переноса?

А. Чуд-ный, се-стра, взгля-ни-те.

Б. О-ку-ни, на-у-ка, у-да-ре-ни-е.

В. Хо-дит, про-из-но-ше-ние, сто-ле

 

5.Выполните фонетический разбор слова мороз

 

6.Запишите транскрипцию: Пословица всем делам помощница.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое оценивание по русскому языку. 5 класс

Тема «Фонетика».Тест   Вариант 2.

 

1.В каком слове нужно писать я?

А. Прив…зать бантик

Б.Пов…рнуть ключ

В. Поч..сать за ушкам

Г. Выд..рнул шнур

 

2.В каком слове нужно писать т?

А. Гла…кий валун

Б. Разлившаяся жи…кость

В. Починить изгоро…ь

Г. Получить отве…

 

3. Поставьте ударение

А. Рукушка, ремень, свободнее.

Б. Сантиметр, Средства, крапива

В. Украинский, фарфор, корысть.

 

4. В какой группе слова неправильно разделены для переноса?

А. Со-ста-вля-ет, не-пра-виль-ный, ско-рей

Б.Да-лё-кий, да-рить, марш-рут.

В. Съ-ел, у-тё-се, ма-йка

 

5.Выполните фонетический разбор слова ягода

 

6.Запишите транскрипцию: Без пословицы не проживёшь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по русскому языку по теме

 

«Лексикология.Фразеология»

 

Задание 1. Приведите фразеологизмы со словами: рука (помните: их

более 50!), 1 глаз, язык, зуб, душа, с некоторыми из них составьте

предложения.

Задание 2. Запишите  фразеологизмы, имеющие в своем составе

  названия животных, птиц, начинающихся глаголом .

Задание 3. Замените приведенные ниже пословицы народов мира

русскими синонимами (2 б.).

Всякой птице свое гнездо мило. (Латышская)

Не бросай в людей камнем, самому в лоб попадет. (Коми)

Для стрельбы и для ученья старости нет, {Киргизская)

Рис рассыплешь — собрать можно, слово скажешь — назад не вернешь. (Корейская)

Свет земли — солнце, свет человека — ученье. (Осетинская)

Задание 4. Замените украинские афоризмы русскими синонимами.

Замилювати очі

 

П'яте колесо до воза.

Задание 5. Объясните фразеологизмы (2 б.)

никчемный человек —..,

попасть в переплет —...

повесить нос —...

вывести на чистую воду —...

кривить душой —...

ходить на задних лапках — ...

Задание 6. Замените синонимическими фразеологическими сочетаниями.

небрежно —... бездельничать —... безрассудно —.мало —...

Задание 7. Составьте пословицы сами. (Например: Не будь ленив - будешь душою красив)(2 б.)

Задание 8. Напишите сочинение-миниатюру на тему „Крылатая мудрость народа".( 2 б.)

 

 

 


Олимпиада по русскому языку, 9 класс

I. Расставить ударение в словах: средства, договор, шофер, столяр, случай, предположить, начал, начала, красивее, партер.

  1. Разобрать слова по составу: предположили, участ­вовавшие, провозглашают, произношение.

 

  1. Подобрать не менее 3-х синонимов к каждому сло­ву:                     отважный, холодный, дом, друг, говорить.

 

 

4. Объяснить значение слов, с каждым  словом  придумать  предложение:  космос,   тунеядец,  брошюра, 
беспрекословно, пребывать.

 

  1. Вставить в предложения сравнения: 1) Поверх­ность озера сверкала под ослепительными лучами солнца. 2)    Белая лодка неслась по гладкой воде.

 

  1. Привести из басен И. А. Крылова 10 выражений, ставших пословицами.

 

 

  1. Вставить подходящее по смыслу слово из данных в скобках слов: Пионер... относится к своим обязанно­стям (аккуратно, добросовестно, усердно, тщательно).

 

  1. Вставить нужные предлоги: 1) Выйти... автобуса. 2) Сойти... поезда. 3) Возвратиться... школы. 4) Рабо­тать ... заводе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Олимпиада по русскому язык,7 класс

 

 

  1. Какие слова получатся, если в словах люк, яр зву­ки произносить в обратном порядке?

 

  1. Поставьте ударение в словах: положить, положил, понял, сантиметр, средства, револьвер, передан, кило­метр.  

 

 

  1. Разберите слова по составу: живописный, освети­тельный,   примелькаться,  поддерживая,  пробраться.

 

  1. Составьте предложения со словами посветить посвятить.

 

 

  1. Какая ошибка в предложении

Подходя к лесу, мне стало холодно? Исправьте ее.

 

  1. Какими членами предложения и частями речи яв­ляются выделенные слова?

 

1) Столовая закрыта.  2) Дай столовую ложку.

 

  1. Замените следующие иностранные слова русскими синонимами: антракт, индустрия, колоссальный, репети­ровать.

 

8.Замените следующие выражения одним словом: клевать носом, спустя рукава, через пень колоду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

doc
Додано
30 березня 2020
Переглядів
880
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку