Майстер-клас
«Художні образи як засіб формування громадянськості»
Хід заходу
Гражданственность, - флаг, а не флюгер.
Флюгер слишком усердно скриплив.
Тот, кто Родину подлинно любит,
тот в любви никогда не криклив.
Стань, гражданственность, строже и чище,-
ведь прохожих нелепо хватать
и, бия себя в грудь кулачищем, им
орать: "Я люблю свою мать!"
Боль гражданства - не в собственной боли.
Тот, кто истинный гражданин,
защищает собою всё поле,
даже если он в поле один.
Все мы порознь как в чаще тропинки
и дорога, когда мы одно.
Все мы порознь как в поле травинки,
ну а вместе - Бородино.
Показной героизм - криводушен.
Вы, не чувствуя собственных ран,
защищайте Россию, как Тушин,
незаметный её капитан.
Защищайте её от двуличных
подхалимов и клеветников
и от "умников" заграничных
и отечественных дураков.
Защищайте леса и озера,
прикрывая их грудью своей,
от губительного разора...
Не забудьте защиту людей!
Защищайте, как наши высоты,
нашей совести рубежи,
наших женщин - от хамства чьего-то
и детей - от безверья и лжи.
3. Перед вами картина Олексія Кондратовича Саврасова «Граки прилетіли».
4. Вправа «Гра с картками». У процесі формування громадянської компетентності доцільно залучати компонент ВДГ/ОВЛ (виховання демократичної громадянськості в області прав людини).
Стаття 14
Кожна людина має право шукати притулку вiд переслiдувань в iнших країнах i користуватися цим притулком.
Стаття 7
Всi люди рiвнi перед законом i мають право, без будь-якої рiзницi, на рiвний їх захист законом. Усi люди мають право на рiвний захист вiд якої б то не було дискримiнацiї, що порушує цю Декларацiю, i вiд якого б то не було пiдбурювання до такої дискримiнацiї.
Стаття 26
Дитина має право на соціальне забезпечення.
5. Прочитайте калмицьку казку (притчу) із повісті О. С. Пушкіна «Капітанська дочка». Вставте пропущені слова. Прослухайте авторський варіант. Порівняйте зі своєю версією.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
— Слушай, — сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. — Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь___________________________, а я питаюсь________________. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели_____________лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да___________________. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться________________, лучше раз напиться___________________________, а там что бог даст!
(Оригінал. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».
— Слушай, — сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением. — Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-все только тридцать три года? — Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!)
6. Доволі часто життя ставить нас перед вибором. Є ситуації, коли важко зробити правильний вибір, бо ти остаточно не розумієш, що тут є істинне, а що омана. Отже, проблемне питання із фільму С. Говорухіна «Місце зустрічі змінити не можна».
(Перегляд уривку).
https://drive.google.com/file/d/1vqYhN-0b3cAWIXm5QMlOWQMShKBaIGKf/view?usp=sharing
7. На вашу думку, де знаходяться витоки будь-якого виховання дитини, у тому числі і громадянського?
Прочитайте уривки із художніх творів про виховання дитини у сім’ї, вставте ключові слова.
Молчалин
Мне завещал отец:
Во-первых, ________________всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
(У автора: Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.)
(У автора: Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое... Митрофан (пишет). Трое. Цыфиркин. На дороге, на приклад же, триста рублев.Митрофан (пишет). Триста. Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата? Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три — три. Единожды ноль — ноль. Единожды ноль — ноль.Г-жа Простаков а. Что, что до дележа? Митрофан. Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить. Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.)
Отец, переночевавши, на другой же день выбрался в дорогу. При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: "Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего __________________учителям и начальникам. Коли будешь ________________начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи________________: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а ______________не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете _________________". Давши такое наставление, отец расстался с сыном и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.
(У автора: Отец, переночевавши, на другой же день выбрался в дорогу. При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: "Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой". Давши такое наставление, отец расстался с сыном и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.)
Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи____________, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги ___________снову, а __________смолоду».
(У автора: Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».)
8. Прослухайте музичний уривок і виконайте наступні завдання.
https://drive.google.com/file/d/1V3lF5PcRL16HJ9ztrsb3I8C7IbfR8b7t/view?usp=sharing
Название эпизода (музыкального отрывка) |
Где развивается действие в данном музыкальном отрывке? |
Что происходит в данном музыкальном отрывке? |
Участники событий данного музыкального отрывка (Кто? Что?) |
настроение, эмоциональное состояние |
1. |
|
|
|
|