|
«Метод координат на плоскости и в пространстве» |
ПОДГОТОВКА и КОНСПЕКТ
интегрированного комбинированного урока
(математика-информатика)
в 9 и 11 классах
«Метод координат на плоскости и в пространстве»
Учитель Щербань Татьяна Ивановна
Предмет: математика – информатика
Тема: «Метод проектов на плоскости и в пространстве»
Продолжительность: 2 урока по 45 минут
Технологии:
Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании уроков с использованием ИКТ:
Во-первых, проводится детальный анализ ресурсов с позиций принципа генерализации информации, прогнозируется эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяется методика их проведения и проектируются основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.
Приветствие. Проверка наличия обучающихся. Подготовка к работе.
Почему мы проводим такой урок? Уже вторую четверть обучающиеся 9-х и 11-х классов на уроках геометрии изучают одну тему. И мы решили воспользоваться представившейся возможностью показать вам, что изучение математики в школе основано наряду с другими принципами (научность, доступность, наглядность и т.д.) на принципе концентризма. Если изобразить уровень знаний обучающихся 9-х классов окружностью, то концентрическая окружность большего радиуса будет изображать уровень одиннадцатиклассников. Но, учитывая, что процесс обучения непрерывный, нагляднее было бы процесс познания изобразить в виде спирали.
Так как мы возвращаемся часто к тем же вопросам, что изучали раньше, но на более высоком уровне.
Мы решили не упустить и другую возможность. Раз уж собрали вас вместе, то попросили одиннадцатиклассников принять зачёт по решению задач по данной теме у девятиклассников.
Обобщая на сегодняшнем уроке метод координат, мы будем говорить о его достоинствах, универсальности, исключительности.
И, естественно, отдадим дань уважения гениальному автору этого метода.
Итак, записываем тему урока «Метод координат на плоскости и в пространстве»
3.1. Обучающимся задаются вопросы:
Слайд № 2.
Слайд № 3.
3.2. Существует небольшой набор формул, используемый при решении задач, доказательстве теорем.
Слайд № 4.
Слайд № 5.
Слайд№ 6.
9 класс:
11 класс:
Слайд № 7.
9 класс:
11 класс:
Слайд № 8.
Слайд № 9.
Динамическая пауза.
В случае затруднения выполнения задания можно воспользоваться электронным файлом помощи!
9 класс: Из точки М(-7;3) провести касательную к окружности x2 + y2 – 2x – 4y – 20 = 0.
11 класс: Из точки М(-7;3;-4) провести касательную к сфере x2 + y2 + z2 – 2x – 4y – 27 = 0.
Слайд № 10.
Слайд № 11.
9 класс:
11 класс:
УРОК II
Проиллюстрируем на простом и хорошо знакомом примере этот процесс.
Вопрос к классу: Сколько общих точек могут иметь прямая и окружность? Ответ хорошо известен. Однако обосновать его чисто геометрическими средствами не так уж просто (особенно для случая пересечения). Использование метода координат упрощает дело, сводя его к исследованию числа решения системы. Рассмотрим частный случай: единичная окружность с центром О и прямой y = a.
x2 + y2 = 1 x2 + a = 1 x2 = 1 – a
y = a y = a y = a
Уравнение может иметь единственный корень, два корня и не иметь корней.
Ещё одно достоинство метода координат: свобода выбора системы координат позволяет при решении рассматривать наиболее простые случаи.
С этим встретимся сейчас при доказательстве теоремы.
Теорема: Сумма квадратов диагоналей равна сумме квадратов всех его сторон.
9 класс:
BD2 = a2 + b2 – 2abcosα
AC2 = a2 + b2 – 2abcos(180° - α) = a2 + b2 + 2abcosα
BD2 = a2 + b2 – 2abcosα + a2 + b2 + 2abcosα = 2a2 + 2b2
11 класс:
AC2 = (acosα + b – 0)2 + (asinα – 0)2 = a2cos2α + 2abcosα + b2 + a2sin2α = a2 + b2 + 2abcosα
BD2 = (acosα – b)2 + (asinα – 0)2 = a2cos2α – 2abcosα + b2 + a2sin2α = a2 + b2 + 2abcosα
AC2 + BD2 = 2a2 + 2b2
Какой метод понравился больше? Обучающиеся делают вывод об универсальности метода координат.
Задача. Найти наибольшее и наименьшее значение функции.
9 класс: f(x) = 3sinx + 4cosx
Рассмотрим векторы и {sinx;cosx}, тогда .
Известно: - || *| * ||
|
11 класс: f(x;y) = 6sinxcosy + 2sinxsiny + 3cosx
Рассмотрим векторы и |
|
Слайд 12.
Зрительная гимнастика.
Обучающиеся отправляют оценочные листы по локальной сети на сервер учителя.
Отметки выставляются в Dnevnik.ru
Слайд № 14
9 класс: Найти наибольшее и наименьшее значение функции
11 класс: Найти наибольшее и наименьшее значение функции
1