Причины педагогического конфликта.
Конфликт между педагогом и обучающимися может быть обусловлен множеством различных причин. В общем виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость; наличие внутренних конфликтов; отсутствие коммуникативной культуры и т. д. Однако на практике, в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций, имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их в контексте педагогической деятельности. Так, к примеру, конфликт между педагогом и обучающимся может быть обусловлен такой общей причиной, как различия в намерениях. В условиях колледжа достаточно часто возникают ситуации подобного рода: педагог намерен объяснить учебный материал, а в это время две девочки желают беседовать по частному делу. В данной ситуации преподаватель рассматривает собственный доклад как средство достижения цели, однако подростки игнорируют сообщение и воспринимают его как препятствие на пути своей цели. Эти расхождения в намерениях действовать определённым образом объясняются наличием субъективных интересов (мотивов), конкретных убеждений, особых ожиданий, взаимосвязи и взаимозависимости действий педагога и обучающегося. Конфликт возник вследствие того, что предполагаемые действия одной стороны препятствовали действиям другой стороны, блокировали их, делая малореальными.
Ещё одной причиной конфликта между педагогом и обучающимся может быть отсутствие коммуникативной культуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны и т. д. Так как социальный статус педагога в традиционном колледже существенно выше социального статуса обучаемого, то бестактность и грубость со стороны подростка является скорее исключением, нежели правилом и чаще всего представляет собой ответную реакцию на соответствующие слова или действия педагога. Существенно чаще именно «педагоги» допускают колкие замечания, оскорбления в адрес обучающихся, повышают голос, срываясь на крик, унижают личное достоинство обучающихся, оказываются нетерпимыми к личному мнению подростков. Такие педагоги, унижая обучающихся, стремятся возвыситься над ними, проявив свою силу и власть (в данной ситуации проигрываются роли тирана и жертвы). Однако у учащихся они вызывают в основном негативные чувства страха, раздражения, неприязни, обиды и мести, интерес к учению резко падает, пропадает желание ходить в колледж с вытекающими отсюда последствиями.
Понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Именно поэтому поиск и обнаружение действительных причин конфликтов колледжа является одной из важнейших задач педагогической конфликтологии.
С. Ю. Темина приводит следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов.
Приложение 10.
Приложение 11.
А. Меняев в статье «Конфликты в обучении и воспитании» выделяет три объективные причины конфликтности взрослых:
1.7. Виды педагогических конфликтов.
Исходя из современных представлений об образовании как о важнейшем социальном институте, интегральном, многоаспектном социальном явлении можно выделить три группы конфликтов, возникающих в разных планах образования:
1.8. Выход из сложившегося педагогического конфликта.
Анализируя различные ситуации выхода из конфликта, мы пришли к выводу, что более действенный подход в этом вопросе – карта конфликта.
Для более успешного разрешения конфликта желательно её составить. Она азработана Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром. Суть её в следующем:
Составление такой карты позволит:
Прежде чем переходить к разрешению конфликта, желательно ответить на следующие вопросы:
искренне ли вы хотите благоприятного исхода;
как бы вы себя чувствовали на месте конфликтующих сторон;
нужен ли посредник для разрешения конфликта;
что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями;
в какой атмосфере (ситуации) люди могли бы лучше открыться, найти общий язык и выработать собственные решения.