Методичний матеріал "Причины педагогического конфликта"

Про матеріал
Причины педагогического конфликта. Конфликт между педагогом и обучающимися может быть обусловлен множеством различных причин. В общем виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость; наличие внутренних конфликтов; отсутствие коммуникативной культуры и т. д. Однако на практике, в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций, имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их в контексте педагогической деятельности. Так, к примеру, конфликт между педагогом и обучающимся может быть обусловлен такой общей причиной, как различия в намерениях. В условиях колледжа достаточно часто возникают ситуации подобного рода: педагог намерен объяснить учебный материал, а в это время две девочки желают беседовать по частному делу. В данной ситуации преподаватель рассматривает собственный доклад как средство достижения цели, однако подростки игнорируют сообщение и воспринимают его как препятствие на пути своей цели. Эти расхождения в намерениях действовать определённым образом объясняются наличием субъективных интересов (мотивов), конкретных убеждений, особых ожиданий, взаимосвязи и взаимозависимости действий педагога и обучающегося. Конфликт возник вследствие того, что предполагаемые действия одной стороны препятствовали действиям другой стороны, блокировали их, делая малореальными.
Перегляд файлу

Причины педагогического конфликта.

 

   Конфликт между педагогом и обучающимися может быть обусловлен множеством различных причин. В общем виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость; наличие внутренних конфликтов; отсутствие коммуникативной культуры и т. д. Однако на практике, в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций, имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их в контексте педагогической деятельности. Так, к примеру, конфликт между педагогом и обучающимся может быть обусловлен такой общей причиной, как различия в намерениях. В условиях колледжа достаточно часто возникают ситуации подобного рода: педагог намерен объяснить учебный материал, а в это время две девочки желают беседовать по частному делу. В данной ситуации преподаватель рассматривает собственный доклад как средство достижения цели, однако подростки игнорируют сообщение и воспринимают его как препятствие на пути своей цели. Эти расхождения в намерениях действовать определённым образом объясняются наличием субъективных интересов (мотивов), конкретных убеждений, особых ожиданий, взаимосвязи и взаимозависимости действий педагога и обучающегося. Конфликт возник вследствие того, что предполагаемые действия одной стороны препятствовали действиям другой стороны, блокировали их, делая малореальными.

   Ещё одной причиной конфликта между педагогом и обучающимся может быть отсутствие коммуникативной культуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны и т. д. Так как социальный статус педагога в традиционном колледже существенно выше социального статуса обучаемого, то бестактность и грубость со стороны подростка является скорее исключением, нежели правилом и чаще всего представляет собой ответную реакцию на соответствующие слова или действия педагога. Существенно чаще именно «педагоги» допускают колкие замечания, оскорбления в адрес обучающихся, повышают голос, срываясь на крик, унижают личное достоинство обучающихся, оказываются нетерпимыми к личному мнению подростков.     Такие педагоги, унижая обучающихся, стремятся возвыситься над ними, проявив свою силу и власть (в данной ситуации проигрываются роли тирана и жертвы). Однако у учащихся они вызывают в основном негативные чувства страха, раздражения, неприязни, обиды и мести, интерес к учению резко падает, пропадает желание ходить в колледж с вытекающими отсюда последствиями.

   Понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Именно поэтому поиск и обнаружение действительных причин конфликтов колледжа является одной из важнейших задач педагогической конфликтологии.

   С. Ю. Темина приводит следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов.

Приложение 10.

Приложение 11.

   А. Меняев в статье «Конфликты в обучении и воспитании» выделяет три объективные причины конфликтности взрослых:

  1. взаимодействие консерватизма взрослых и новых культурных ценностей детей;
  2. недостаточный культурный уровень взрослых (грубость, бестактни тому подобное), его несоответствие уровню культуры народа;
  3. изменения в психике педагогов или родителей, возникающие в ость процессе накопления опыта систематического управления поведением ребёнка; эти изменения можно образно назвать «развращением властью» — привычка постоянно запрещать, приказывать, поправлять, понуждать, упрекать, выговаривать, словом, «воспитывать» в строгости, покорности и дисциплине.

 

1.7. Виды педагогических конфликтов.

 

   Исходя из современных представлений об образовании как о важнейшем социальном институте, интегральном, многоаспектном социальном явлении можно выделить три группы конфликтов, возникающих в разных планах образования:

  1. Системные конфликты (конфликты, в основе которых лежат противоречия, возникающие в процессе функционирования образования как системы; могут носить экономический, организационный, политический, этнический, духовный характер);
  2. Процессуальные конфликты (педагогические конфликты, в основе которых противоречия, возникающие в образовательном процессе);
  3. Результативные конфликты (возникают на основе противоречий реального и идеального результатов конфликта).

 

 

1.8. Выход из сложившегося педагогического конфликта.

 

   Анализируя различные ситуации выхода из конфликта, мы пришли к выводу, что более действенный подход в этом вопросе – карта конфликта.

   Для более успешного разрешения конфликта желательно её составить. Она азработана Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром. Суть её в следующем:

  1. определить проблему конфликта в общих чертах.
  2. выяснить, кто вовлечён в конфликт (отдельные обучающиеся илигруппа);
  3. определить подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта.

Составление такой карты позволит:

  1. ограничить дискуссию определёнными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций, так как во время составления карты люди могут сдерживать себя;
  2. создать возможность совместного обсуждения проблемы, возможность высказать свои требования и желания;
  3. уяснить как собственную точку зрения, так и точку зрения других;
  4. создать атмосферу эмпатии, то есть возможности увидеть проблему глазами других людей и признать мнения людей, считавших ранее, что они не были поняты;
  5. поискать новые пути разрешения конфликта.

   Прежде чем переходить к разрешению конфликта, желательно ответить на следующие вопросы:

искренне ли вы хотите благоприятного исхода;

как бы вы себя чувствовали на месте конфликтующих сторон;

нужен ли посредник для разрешения конфликта;

что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями;

в какой атмосфере (ситуации) люди могли бы лучше открыться, найти общий язык и выработать собственные решения.

 

 

 

doc
Додано
13 березня 2019
Переглядів
532
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку