Методика виконання класичного танцю

Про матеріал
Класичний танець — це «канонізована система виразових засобів хореогра­фічного мистецтва, яка заснована на принципі поетично-узагальненого трак­тування сценічного образу; розкриття емоцій, думок та почуттів засобами плас­тики» *, Загальна техніка, форма цієї системи складалася протягом довгого часу, відповідаючи вимогам, певної епохи та національним особливостям кожного народу. У нашій країні класичний танець набув особливого розквіту, збагатившись новим глибоким змістом нашої епохи, різноманітністю форм і стилів народних танців братніх радянських республік. Взаємний вплив народного танцю на класичний танець і навпаки, дає мож­ливість кожній республіці мати свою, властиву тільки їй, національну галузь класичного танцю. Він вимагає насамперед високої культури виконання, без оволодіння якою справжнє мистецтво не буде донесено до глядача. Педагоги — викладачі класичного танцю мусять добре розбиратися в самій його суті, його послідовній, і гармонійній - системі виховання всього м'язового апарату. — тіла танцюриста
Перегляд файлу

Примерная программа дисциплины «Современные направления танцевального искусства» федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования второго поколения по специальности 070304 (050700) «Педагогика балета» квалификация«Педагог бального танца»

 

 

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

 

1. Цель курса

 

Освоение будущими специалистами-педагогами бального танца разнообразных форм, стилей и техник современных направлений танцевального искусства. Расширение лексического арсенала, творческого диапазона и фантазии будущих педагогов-хореографов для создания современных хореографических произведений.

 

2. Задачи курса

 

                вооружить будущего специалиста теоретическими и практическими знаниями развития современных направлений танцевального искусства:

                сформировать профессиональные навыки и умения в освоении стилистических особенностей, лексического материала и исполнительского мастерства современной хореографии:

                развить творческое мышление и творческий потенциал будущих педагогов-

хореографов через познание лучших образцов, методик и техник ведущих современных направлений танца:

                освоить пластическую манеру, стиль и технику различных танцевальных систем, методику их преподавания и создания современных хореографических произведений.

 

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

 

Курс «Современные направления танцевального искусства» обеспечивает интеграцию изучения блока специальных дисциплин: «История хореографического искусства», «Композиция историкобытовых и бальных танцев», «Основы методики преподавания классического танца» и других.

 

4. Требования к уровню освоения курса

 

В результате изучения курса «Современные направления танцевального искусства» студенты должны 

ЗНАТЬ:

                основы техники исполнения движений джаз-танца, танца модерн, современных молодежных направлений танца;

                современные формы, стили и техники танца;

                применение законов драматургии построения танцевальных комбинаций в современной хореографии;

                музыкально-ритмическую основу и структуру музыкальных произведений;

                систему творческого процесса создания хореографического произведения различной формы и стиля;

                проблемы, возникающие при освоении современных направлений в хореографии и способы их разрешения. УМЕТЬ:

                использовать знания современного лексического материала для создания собственных оригинальных хореографических произведений;

                анализировать теоретические знания и практические умения, используемые в процессе создания современных форм танца;

                самостоятельно решать проблемы, связанные с изучением и познанием особенностей современных направлений в хореографии;

                пользоваться специальной и методической литературой, кино и видеоматериалами для изучения особенностей современных направлений танцевального искусства.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

1. Разделы курса

 

Раздел 1. Современный танец как особый вид пластического хореографического языка 

Раздел 2. Основные принципы техники и методика изучения базовых движений современного танца

Раздел 3. Особенности стилей, школ и техник современного танца  Раздел 4. Композиция в современном танце – приемы и принципы

 

2. Темы и краткое содержание

 

Раздел 1. Современный танец как особый вид пластического хореографического языка 

 

Тема 1. Введение. Цели и задачи изучения курса «Современные направления танцевального искусства»

Предмет, цели и задачи изучения курса «Современные направления танцевального искусства». Структура курса. Краткая характеристика разделов курса. Особенности изучения предмета. Требования к уровню освоения курса. Формы отчетности и контроля выполнения практической и самостоятельной работы. Методика самостоятельной работы студентов в освоении выразительных средств современной хореографии и осуществления на их основе собственных танцевальных композиций. Краткий аннотированный список литературы, кино и видеоматериалов к изучению курса.

 

Тема 2. Истоки, становление и развитие джазового танца

Истоки джаза в музыке и танцевальном фольклоре. Европейские колонии на территории Северной Америки (1607 - 1775 гг.). Традиционное народное искусство Африки и его влияние на музыкальнотанцевальную культуру США в XVII - XVIII вв. Искусство американских негров – характерный и органичный элемент культуры США. Гибридная природа джаза, влияние на формирование его стилистики народной (ирландской, шотландской, английской) танцевальной культуры и бальной европейской XVIII - ХIХ вв. (менуэт, кадриль, гавот). Типичные особенности африканского танца.

Рождение сценической формы джаз-танца. Жозефина Беккер, Катарина Данхэм, Перль Праймес, Дональд Мак-Кейла, Метт Меттокс, Луиджи (Евгений Луи). Новые формы сценических представлений: ревю, обозрения, мюзиклы, шоу. Влияние джаз-танца на танцевальную культуру начала XX столетия. Популярность и широкое распространение танцев «Чарльстон», «Блэк Боттон», «Тустэп «, «Биг Аппл», «Шимми», «Конго» и других.

Мировое распространение джаз-танца. Уолтер Нике, Алан Бернард, Франк Вагнер. Гус Джордано – автор первого учебника по джаз-танцу. Джером Роббинс, Алвин Эйли, Альберто Алонсо – хореографы, синтезировавшие в балетах технику джаз-танца с этническим, народным и классическим танцем. Влияние джаза на современный академический балет, танец модерн и клубный танец. Тенденции развития джаз-танца. Ведущие центры, школы и труппы джазового танца.

 

Тема 3. Танец модерн: история возникновения и этапы развития

Зарождение в конце XIX - начале XX века в США и Германии современного направления хореографии – танца модерн. Истоки направления в идеях теоретика и педагога Ф. Дель-сарта, в системе Э. Жака-Далькроза и искусстве А Дункан. Танец модерн как стремление создать новую хореографию, отвечающую потребностям человека XX столетия. Основополагающие принципы данного направления: отказ от канонов, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами. Общее с джаз танцем и различие между системами. Айседора Дункан – основоположница нового направления.

Основные направления в танце модерн. Стилистические особенности американской школы и ее мастера: Руфи Сен-Денис, Тен Шоун, Марта Грэхэм, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман, X Тамирис. Особенности развития танца модерн в Европе: Мари Вигман, Рудольф фон Лабан, Курт Йосс и др.

Взаимовлияние танца модерн, джаз-танца, фольклорного и классического танца. Новое явление в танцевальной практике и педагогике – модерн джаз-танец. Современные тенденции развития модерн джаз-танца и его разнообразных направлений. Авангардистский танец, «contemporary», «new dance» – Мерс Каннингем, Триша Браун, Марк Моррис, Майкл Кларк, Розмари Бучер, Пина Бауш.

 

Тема 4. Современный танец в системе пластических искусств

Современный танец на эстраде, в цирке, кино, шоу программах. Истоки танцевальной эстрады. Специфические черты эстрадного танца и основные средства его выразительности. Виды и жанры хореографических произведений на эстраде. Эстрадный хореографический номер как миниатюрный самостоятельный спектакль.

Этапы развития современной танцевальной эстрады. Взаимосвязь и взаимовлияние балета и эстрады. Особенности «русского модерна» в области танца нач. XX столетия. Отражение данного направления в творчестве М. Фокина, Ф. Лопухова, К. Голейзовского. Творческий поиск танцевальных школ, студий, мастерских 20 - 30-х г. Влияние на развитие русского академического балета. Элементы танцевальной эстрады, спорта, современной пластики в балетах «Красный мак», «Золотой век», «Футболист», «Стальной скок». Эстрадный опыт К. Голейзовского, И. Моисеева, Л. Якобсона, Г. Майорова, Б. Эйфмана и др. хореографов балета. Мастера танцевальной эстрады: М. Эсамбаев, Л. Сабитова, В. Шубарин, Л. и А. Гайдаровы, В. Манохин, Т. Лейбель и В. Никольский. Современные формы, стили и выразительные средства танцевальной эстрады.

 

Тема 5. Развитие современных направлений танца в хореографическом искусстве России первой половины XX века

Роль зарубежных мастеров танца в развитии новых направлений хореографии в России. Система и методика Э. Жак-Далькроза и ее распространение в России. С. М. Волконский и курсы ритмической гимнастики (Петербург, 1910 г.). Открытие в 1919 году Института ритма в Москве (рук. Н. Г. Александрова) и школы ритма в Петрограде (рук. Н. В. Романова). Идеи Айседоры Дункан о «танце будущего». Школа А. Дункан и деятельность ее последователей. Поиски новых выразительных возможностей, технических приемов и методик преподавания современного танца в экспериментальных студиях Л. Алексеевой, И. Чернецкой, В. Май, Л. Лукина и др.

Взаимосвязь и взаимовлияние творческого поиска студийного движения, академического балета и танцевальной эстрады. Балетмейстеры-новаторы: Н. М. Форегтер, К. Я. Голейзовский, М. М. Фокин, А. А. Горский, Г. Баланчивадзе. Синтезирование классического танца с элементами пластики, пантомимы, спорта, ритмической гимнастики, народного и джазового танцев. Современный танец в театре, мюзик-холле, цирке, на эстраде.

 

Тема 6. Современные направления в хореографическом искусстве России второй половины XX века

Поиски и эксперименты обновления академического танца под влиянием открытий джаз-танца, танца модерн и свободной пластики. Особенности хореографического языка в произведениях Л. Якобсона, Ю. Григоровича, О. Виноградова, В. Васильева, Г. Таранды, Б. Эйфмана, Е. Панфилова, В. Лебедева, А. Ротманского и др.

Русский модерн конца XX века. Творческая деятельность центров современной хореографии и творческих коллективов по развитию modern jazz-dance. Театр современного танца Н. Фиксель, «Кинетический театр» А. Пепеляева, «Класс экспрессивной пластики» Г. Абрамова, «Провинциальные танцы» Т. Вагановой, «Театр камерного танца» О. Бавдилович, «Театр современного танца» О. Пона, «Эксцентрик-балет» С. Смирнова и др.

Деятельность ADF в России. Роль в развитии и популяризации современных танцевальных направлений, подготовке хореографов и исполнителей фестивалей, конкурсов, семинаров, совместных международных программ. Тенденции развития современной отечественной хореографии.

 

Раздел 2. Основные принципы техники и методика изучения базовых движений современного танца

 

Тема 7. Основные принципы изучения техники движения и исполнения в джаз-танце

Характерные признаки джаз-танца: ритмичность, динамика, колоритность, совершенная свобода и координация вех частей тела, импульсная техника, возможность импровизации.

Понятие «изоляция» (технический прием, с помощью которого реализуется принцип полицентрики и полиритмии в джаз танце). Изолированными центрами являются: голова, шея, плечевой пояс, бедра (pelvis), руки и ноги. Изоляция частей центров – «ареалы» (голень, стопа, предплечье, кисти, пальцы). Изоляция как способность двигаться независимо друг от друга отдельных звеньев тела.

Понятие «полицентрика» (движение различных частей тела независимо друг от друга, с различной скоростью, с разной амплитудой и направлением).

Понятие «релаксация» (регуляция напряжения и расслабления отдельных центров тела).

Понятие «полиритмия» (движения центров в различных ритмических рисунках, метрически независимо друг от друга). Роль ритма в джазе. Beat и offbeat. Свинг как моторно-ритмическая основа движений в танце (раскачивание тела и его частей в различных положениях).

Понятие «мультипликация» (разложение одного простого движения внутри ритмической единицы). Различные виды джазовой ходьбы, при которой вес тела переносится постепенно, с акцентом, на неударную долю такта. Брейк-данс как пример мультипликации в современном танце.

Понятие «координация». Способы координации движений нескольких центров тела и ареалов. Принципы координации: одномоментный импульс, импульс и управление, оппозиция и параллелизм.

 

Тема 8. Основные принципы изучения техники движения танца модерн

Развитие системы различных школ танца модерн, ее связь с именами крупных педагогов, хореографов и исполнителей. Философские концепции движения танца модерн. Позвоночник – основа движения. Понятия «contraction» – сжатие и «release» – расширение как основы движения техники М. Грэхем. Движение за счет падения и подъема тяжести корпуса, его построение по синусоиде: движениезадержка в кульминационной точке (suspend) и обратный возврат (recovery) – техника Д. Хамфри и X. Лимона.

Базисные понятия «contraction и release» заложенные в технике танца модерн, определяющие положение тела в пространстве. Визуальное «уменьшение» объема тела относительно его нормального состояния и «расширение» тела, его частей. Взаимосвязь движения и дыхания.

Особенность более полного использования пространства в танце модерн за счет передвижения исполнителя по горизонтали и вертикали. Понятие «уровни» (Levels). Виды levels.

 

Тема 9. Позиции и положения рук, ног и корпуса в модерн джаз-танце

Отличия модерн джаз-танца от классического танца. Особенности пластики, стиля и манеры исполнения модерн джаз-танца. Влияние на формирование системы модерн джаз-танца различных видов искусств и спорта, связанных с движением (акробатика, гимнастика, пантомима), народного (этнического) и бытового танцев. Особенности терминологии современного танца. Практические занятия.

1.                    Изучение основного положения корпуса, необходимого для данного танцевального стиля:

положение коллапс.

2.                    Изучение основных позиций рук:

          нейтральное или подготовительное,

          press-position,

          первая позиция, •         вторая позиция,

          третья позиция.

3.                    Аналогия и различие этих позиций с классическим танцем аут-позиция.

4.                    Jerk position.

5.                    Изучение разновидностей положения рук: V-положения, А-, Б-, В-положения. Перевод рук в различные позиции и положения.

6.                    Изучение позиций ног в положении «стоя» (по системе Г. Джордано):

          Первая позиция. Три варианта: параллельное положение, аут-позиция, ин-позиция.

          Вторая позиция. Три варианта: параллельное положение, аут-позиция, ин-позиция.

          Третья позиция. Один вариант: аналогичен классической 3-ей позиции.

          Четвертая позиция. Два варианта: аут-позиция и параллельное положение.

          Пятая позиция. Два варианта: аут-позиция и параллельное положение.

7.                    Изучение положений отдельных частей ног: положения point и flex в движениях catchstep, prance, kick.

8.                    Изучение позиций ног в положении «сидя». Педагогические приемы изучения координации

движения рук, ног и головы.

 

Тема 10. Понятия isolation и level. Методика изучения isolation на различных levels

Техника isolation – основа модерн джаз-танца. Изолируемые центры: голова и шея, плечевой пояс, бедра (pelvis), руки, ноги. Постановка корпуса. Моноцентрика и полицентрика. Параллелизм и оппозиция.

Level. Виды levels: стоя, сидя, на корточках, сидя на ягодицах, стоя на ягодицах, стоя на коленях, лежа. Акробатические levels – шпагат, стойка на руках и т.д. Методика изучения isolation на различных levels.

Первоначальные движения изолируемых центров изучаются в чистом виде. В простых сочетаниях даются всевозможные движения изолируемых центров. Практические занятия.

Изучение isolation головы (стоя, сидя):

1.       Наклоны (вперед, назад, в сторону).

2.       Повороты (в сторону).

3.       «Маятник».

4.       Круг.

Плечи (стоя и сидя, параллелизм):

1.       Accents (вверх, вниз, вперед, назад).

2.       Полукруг.

3.       Круг.

Изучение isolation грудной клетки (сидя и стоя), accents (в сторону, вперед, назад).  Верх корпуса (стоя).

1.       Bend и bounce (вперед, в сторону, назад).

2.       Side stretch.

3.       Deep body bend.

4.       «Table top» (вперед, в сторону).

5.       Twist – «table top».

6.       Простой круг через «table top» и deep bend.

7.       Body bend demi-plié с последующим stretch.

8.       Relax.

Изучение isolation pelvis в (полуприседании):

1.       Медленные isolation (вперед, назад, в сторону).

2.       Accents (вперед, назад, в сторону).

3.       Hipcross (с возвращением в центр).

4.       Полукруг.

5.       Круг.

6.       Hip lift;

7.       Soul hiplift.

Изучение isolation ног (стоя):

1.                    Knee raise.

2.                    Battements tendus и point-flex.

3.                    Isolation пальцев.

4.                    Круги стопы.

5.                    Knee taise с наклоном верха корпуса вперед.

6.                    Kick ballchange. Ноги (сидя):

1.       Point flex стопы.

2.       Изоляция пальцев.

3.       Круги стопы.

4.       Круги от колена.

5.       Сгибание колена и flex по I и II аут-позициям.

Изучение isolation рук (стоя, сидя):

1.       Flex кисти.

2.       Круги кистью.

3.       Круги предплечьем.

4.       Тряска кисти.

 

Тема 11. Методика изучения более сложных isolation на различных levels

Изучение более сложных isolations. Координация двух, трех и более центров. Специальные isolations. Повторение изученных isolations головы и плеч на всех levels Практические занятия. 

Изучение isolation головы (сидя и в полуприседании):

1.       «Маятник» в быстром темпе.

2.       Круг в быстром темпе.

3.       Закрепление ранее пройденных isolations головы в координации с isolations плеч и

рук.

Isolation плечей (стоя и в полуприседании, сидя):

1.       Twist плеч.

2.       Полукруг и круг (поочередно каждым плечом).

3.       Полукруг и круг (одновременно оба плеча в оппозиции).

4.       «Восьмерка».

5.       Закрепление ранее пройденных isolation в координации с isolations головы и рук. 

Isolation грудной клетки (стоя, в полуприседании, сидя):

1.       Accents (из стороны в сторону, дубль).

2.       Крест (с возвращением в центр).

3.       Contract-release.

Isolation верха корпуса (стоя):

1.               Side stretch с последующим twist и наклоном вперед.

2.               Twist с толчком бедра.

3.               «Table top» roll.

4.               «Table top» с толчком бедра.

5.               Twist с толчком бедра и кругом плеча и руки;  Isolation pelvis (в полуприседании):

1.                    Yip cross – диагональ.

2.                    Квадрат – диагональ.

3.                    «Восьмерка».

4.                    Закрепление ранее пройденных pelvis isolation в координации с isolations ног, головы, рук и плеч. Isolation ног (стоя):

1.       Полукруг колена.

2.       Ribberlegs.

Isolation рук (стоя и в полуприседании):

1.       Удар рукой.

2.       Полукруг и круг одной или обеими руками мимо корпуса.

3.       «Восьмерка».

4.       Press.

5.       Ранее изученные позиции и положения рук исполнять на различных levels с изоляцией других центров.

Изучение специальных levels isolations:  Сидя:

1.       Stretch позвоночника в squat sit позиции.

2.       Наклоны корпуса вперед с последующими bounce по frog sit позиции.

3.       Наклоны корпуса вперед с последующими stretch диагональ вперед по frog sit позиции.

4.       Bounce корпуса вперед по I параллельной позиции.

5.       Side stretch no II позиции.

6.       Twist и наклон корпуса вперед по полукругу (по II позиции и frog sit позиции).

7.       Demi-rond – stretch ноги, поднятой вперед (рука поддерживает ногу за пятку) из tourkish позиции.

8.       «Cradle» по frog sit позиции. Лежа на спине:

1.       Lift корпуса с одновременным подведением ног в squat sit позицию.

2.       Lift головы и шеи.

3.       Lift грудной клетки и живота.

Лежа на животе – обратная дуга (inverted backarch).

 

Тема 12. Упражнения у станка

Задачи и цели упражнения у станка. Методика построения упражнений у станка. Базовые движения составляющие комбинации упражнений у станка. Последовательность движений и логика построения комбинаций.

Практические занятия.

Изучение базовых движений:

                                1.   Stretch – в области ахила, бедер и позвоночника (лицом к станку).

1.       Contract-release pelvis позвоночника и наклон корпуса вперед (лицом к станку).

2.       Contract-release корпуса и наклон вперед.

3.       Plié:

                        demi-plié contract-release корпуса;

                        crand-plié contract-release (лицом к станку);

                        grand-plié с волнообразным перевиванием (лицом к станку);

                        demi-plié relevé с отклонением корпуса назад – диагональ;

4.       Battements tendus:

                        point-flex;

                        с последующим twist, верха корпуса и accent бедра опорной ноги (вперед, в сторону);

                        heeldrop-bounce (назад).

5.       Battement tendu jeté piqe.

6.       Swing balancoire (вперед-назад).

7.       Battement fondu в координации с движением рук.

8.       Battement développé point-flex.

9.       Battements développé через passé contract.

10.   Kick.

11.   Kick ballchange.

12.   Pelvis stretch (лицом к станку).

 

Тема 13. Современный танец в системе профессиональной подготовки хореографа

Современный танец как фактор профессиональной подготовки хореографа. Педагогические приемы и методы, созданные ведущими мастерами джаз-танца и танца модерн. Методика изучения основ модерн джаз-танца и освоения его стилистики, манеры и техники исполнителями.

Цели и задачи урока. Специфика планирования урока. Необходимые принципы: систематичность, последовательность, наглядность, активность, связь теории и практики.

Разделы урока: warm-up (разогрев тела), изоляция, работа тела целиком, партер, кросс (передвижение в пространстве), комбинации или импровизация Примеры танцевальных комбинаций. Функциональные задачи каждого из разделов и основные группы движений, включенные в них. Длительность разделов. Музыкальное сопровождение занятий. Составление и проведение студентами урока.

 

Раздел 3. Особенности стилей, школ и техник современного танца 

 

Тема 14. Стилистические особенности джаз-танца

Стилевое многообразие джазовой музыки и танца. Эволюция джазовой музыки и ее влияние на лексику, технику и рождение новых направлений джаз-танца. Популярные стили джазовой музыки.

Современные стили джаз-танца: Blues, Lirical, Bradway (Theatrical), Hot, Cool (Kul), Afro-jazz, Latin, Calypso, Modern jazz. Характерные особенности этих стилей, ведущие хореографы и исполнители. Комбинирование форм и синтез различных школ в современном джаз танце: степ-джаз, джаз-балет, джаз-кабаре, джаз-музыкальный театр, джаз-шоу и другие.

Современные центры по изучению и пропаганде джаз-танца. Конкурсы, фестивали, чемпионаты в популяризации современного джаз-танца.

 

Тема 15. Мультипликация (multiplication), джаз-шаги, джаз-ходы (jazz walks), джаз-прыжки и вращения

Мультипликация – принцип передачи центра тяжести при шагах. Особенности мультиплицированного движения в джазовом танце. Джаз-шаги. 

Практические занятия. 

Изучение движений без передачи центра тяжести:

1.       Тар.

2.       Beat.

3.       Slam.

4.       Ball beat (ball tap).

5.       Heel beat (heel tap).

6.       Brush.

7.       Scuffbrush.

8.       Pickup.

9.       Skid.

Изучение движений с передачей центра тяжести:

1.                    Step.

2.                    Flat step.

3.                    Stamp.

4.                    Ball step (ballstand).

5.                    Heel step (heelstand).

6.                    Balldrop.

7.                    Heeldrop. Изучение джаз ходов (jazz walks):

1.                    Flat jazz walk.

2.                    Bounce jazz walk.

3.                    Strut.

4.                    Brush step.

5.                    Harlem walk.

6.                    Prance jazz walk.

7.                    Hopping prance. Изучение разновидостей джаз вращений:

1.       Walking turn трехшаговые.

2.       Трехшаговое вращение с jazz walk.

3.       Skipping turn.

4.       «Полуспираль».

5.       «Спираль».

6.       Outside pas de bourrée turn.

7.       Pas de bourrée-jazz turn.

8.       Jazz pirouettes.

Изучение джаз вращений в воздухе:

1.       Hop turn.

2.       Leap turn.

3.       Jamp turn.

Джаз-бег (jazz run) и прыжки.  Особенности джаз бега и прыжков.

1.                    Бег.

2.                    Галоп.

3.                    Нор.

4.                    Leap.

5.                    Jump.

6.                    Sissonne.

7.                    Skip. Джаз прыжки.

1.                    Horse leap.

2.                    Stag leap.

3.                    Jump с поджатыми к груди ногами и collapse.

4.                    Разножка (вперед – назад).

5.                    Frog jump.

6.                    Leap в открытом passe (нога от колена отведена в сторону).

7.                    Grand jete attitud croise с джаз координацией. Изучение джаз падений.

Подготовка к падениям. Методика и виды падений. 

Падения вперед на живот:

1.        С выпада вперед на одну ногу.

2.        С полупальцев, через растяжку и наклон корпуса вперед. Падения вперед на спину:

1.                    Из «стоя» через глубокое приседание с помощью рук.

2.                    Из «стоя» через колени с помощью рук.

3.                    Roll вперед через плечи (их любого положения). Падения в сторону:

1.       Из «стоя» через колени и бедро.

2.       Из «стоя» с толчком бедра при помощи рук.

Изучение более сложных прыжков и падений. Все изученные прыжки выполняются с collapse и полицентрической координацией: с движением головы, плеч, грудной клетки и pelvis. Сложные виды падений – акробатические падения.

 

Тема 16. Формирование стилей и техник танца модерн

Особенности развития танца модерн во второй пол. XX в. Синтез с другими танцевальными системами – джаз-танцем, этническим и фольклорным танцами, с элементами спорта, гимнастики, акробатики, цирка и бытовой пластики.

Техника М. Грэхем, Р. фон Лабана, М. Вигман. Танец выражения (экспрессивный танец). Авангардный танец: техника М. Каннингема, А. Николайс, Э. Хоккинса, Дж. Батлера, П. Тейлора, М. Бежара. Философия танца. Методика подготовки исполнителей.

Особенность стиля contemporary dance, его специфические черты. Ведущие школы, хореографы, исполнители: Триша Браун, Марк Моррис, Пина Бауш. Танец пост-модерн.

Творческие центры и авторские коллективы России, популяризирующие современные направления танца. Специфические черты школы Б. Эйфмана, Е. Панфилова, А. Сигаловой, Н. Огрызкова и др.

 

Тема 17. Техника contemporary dance и партнеринга

Особенности современного направления contemporary dance. Лондонский театр современного танца (1967 г.). Знакомство с творчеством Р. Коэна, стилистикой балета «Лес» и методикой подготовки исполнителей данного танцевального направления. Практические занятия.

Мастер-класс Роберта Коэна. Изучение партеринга Р. Коэна.

Три группы упражнений, включенных в практическое занятие Р. Коэном: упражнения стрэтчхарактера, наклоны и повороты торса, упражнения на развитие подвижности стоп.

 

Тема 18. Стили современных клубных танцев

Клубные танцы второй пол. XX в. Многообразие видов и жанров, влияние на их возникновение социально-культурных процессов. Взаимосвязь и взаимовлияние клубного танца с профессиональной хореографией, популярными музыкальными течениями, модой, стилем жизни.

Классификация современных клубных танцев: импровизационные, парные, массовые, молодежные (уличные) направления, характерные (этнические). Стиль, манера и техника молодежных танцевальных направлений. Музыкальные направления «диско», «рок», «фанк», «реп». Влияние данных направлений на возникновение новых танцевальных стилей – брейк-данс, хип-хоп, хастл, street-jazz, граффити, хаус и др.

Акробатические, трюковые техники Street dance. Спортивные элементы борьбы, гимнастики как лексическая основа молодежных танцевальных стилей. Street dance на профессиональной сцене: мюзикл «Метро», сценическая обработка молодежных стилей танца в программах балета «Тодес», балет французского хореографа Р. Обадья «Play-Back» и т.д.

 

Тема 19. Импровизационная техника современных танцевальных направлений

Современная хореография – способ самовыражения и познания собственного «Я». Импровизация в танце как мгновенное воплощение музыкального ритма средствами пластики тела, мимики и эмоциональной окраски. Отсутствие дистанции между замыслом и воплощением. Контактная импровизация в танце как секвенция импровизированных движений. Метод Стивена Пакстона (1972). Особенность спектаклей и постановок, основанных на контактной импровизации: отсутствие сюжета, «театральности», определенного стиля и непременная эклектика, контрастная смесь стилей и жанров танца, театра, хеппенинга и т.д.

Импровизация – средство обучению танцу. Терапия с помощью движения, способ поиска нового. Развитие творческих способностей и творческой фантазии, ассоциативного мышления и ритмопластической свободы. Условия импровизационной техники современных направлений в хореографии.

 

Раздел 4. Композиция в современном танце - приемы и принципы

 

Тема20. Композиционное построение спектакля с использованием современной пластики

Специфические признаки джаз-танца и танца модерн, их сходство и различие с классическим танцем и др. танцевальными системами. Законы драматургии, их применение при создании комбинаций, композиций, шоу программ и спектаклей на основе современного танца.

Композиция спектакля на основе джаз-танца. Форма и содержание. Выразительные средства джаз-танца. Музыкальный материал и основные его составляющие. Роль ритма в джазовых композициях. Рисунок танца, возможности сочетаний и комбинаций различных танцевальных элементов при создании хореографического текста. Эмоциональность, яркость, импульсивность, эффектность и жизнерадостность – характерные признаки и элементы постановок на основе джаз-танца. Постановки Боба Фосса, Джека Кола, Алвина Эйли и др.

Выразительные средства спектакля на основе танца модерн. Основные особенности: внешние (движенческие, формообразующие) и внутренние (психофизические). Определение темы, идеи и задачи при создании композиции танца. Подбор музыкального материала. Возможность вариативности связи танцора с музыкой (танцевать «в» музыку, «на» музыку, «против» музыки, «без» музыки). Рисунок танца, пространственное решение композиции. Сценография спектакля. Анализ спектаклей ведущих хореографов modern dance: И. Килиана, М. Бежара, У. Форсайта, Е. Панфилова, М. Каннингема, П. Бауш и др.

 

Тема 21. Принципы работы с музыкальным материалом

Знакомство с новыми популярными музыкальными композициями. Структурный анализ музыки. Определение темпо-ритмической основы произведения, его динамики, формы и стиля. Значение аранжировки. Эмоциональный динамизм. Метод стилизации. Импровизация на заданный музыкальный материал.

Музыкальные стили и направления. Влияние на форму, лексику и пластическую выразительность танца. Взаимосвязь музыки с жанровым разнообразием и композиционным построением хореографических произведений.

 

Тема 22. Сочинение сольных, парно-массовых композиций

Основные этапы творческой деятельности балетмейстера-постановщика от замысла до практической реализации идеи хореографического произведения на сцене. Сочинение танцевальных комбинаций на развитие пластических ритмов в соединении с динамикой сценического пространства.

Сочинение танцевальных этюдов – подготовительный этап в создании законченного хореографического произведения. Цели и задачи этюдной работы. Композиционное построение сольного, массового танцевального этюда. Овладение разнообразием выразительных хореографических средств современного танца.

Определение темы, жанра, стиля, характера будущей хореографической композиции. Музыкальный материал и его ритмо-темповая структура. Понятие музыкальной и танцевальной полиритимики. Сочинение хореографического текста. Возможность синтеза с лексикой классического танца, народного танца и популярных «уличных» направлений. Влияние особенностей модерн джаз-танца на танцевальную композицию.

Практические занятия.

1.                    Сочинение сольных, парно-массовых композиций.

2.                    Разучивание хореографического текста.

3.                    Исполнение этюдов.

4.                    Анализ композиционного построения, технического мастерства и выразительности исполнения.

5.                    Корректировка хореографического этюда.

 

Тема 23. Методика постановочной и репетиционной работы с исполнителями

Практическое овладение различными видами современного сценического танца. Подбор исполнителей для танцевальной композиции. Разучивание с исполнителями танцевального текста: темп, полицентрические изоляции, ритм и акцент. Стиль и манера исполнения. Значение эмоциональной выразительности и ритмической свободы исполнителей для достижения поставленных хореографом задач. Практические занятия.

1.                   Сочинение комбинаций на основе полицентрической координации движений: прыжков, вращений, с использованием падений в различных levels, приемов контрастного и полифонического движения.

2.                   Сочинение композиции с сохранением стиля и манеры исполнения конкретного современного танцевального направления.

3.                   Постановка хореографического номера, сюиты, спектакля (сольного, парно-массового) на основе пройденного материала.

 

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий  для самостоятельной работы

 

Раздел 1. Современный танец как особый вид пластического хореографического языка 

Тема 2. Истоки, становление и развитие джазового танца Контрольные вопросы:

1.                    Каковы истоки и природа джазового танца?

2.                    Выявите типичные черты африканского танца.

3.                    Назовите элементы и формы, каких культур оказали влияние на формирование стилистики джаз-танца?

4.                    Определите этапы развития сценических форм джаз-танца.

5.                    Какие хореографы синтезировали в балетах технику джаз-танца с этническим, народным и классическим танцем?

Тема 3. Танец модерн: история возникновения и этапы развития Контрольные вопросы:

1.    Какие идеи, теории и системы явились предпосылками возникновения танца модерн?

2.    Каковы основополагающие принципы представителей танца модерн?

3.    Охарактеризуйте стилистические особенности американской школы современного танца.

4.    Какие направления танца модерн характеризуют Европейскую школу?

5.    Проанализируйте тенденции развития современных стилей и направлений хореографии.

Тема 4. Современный танец в системе пластических искусств Контрольные вопросы:

1.                   Охарактеризуйте специфические признаки и основные выразительные средства танцевальной эстрады.

2.                   Дайте характеристику видам и жанрам хореографических произведений на эстраде.

3.                   Проанализируйте процесс взаимовлияния и взаимообогащения балета и танцевальной эстрады.

4.                   В каких отечественных балетах использовались элементы танцевальной эстрады, спорта, современной пластики? Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить этапы развития танцевальной эстрады, ее основных видов, форм и жанров по материалам монографии Н. Шереметьевской «Танец на эстраде».

Тема 5. Развитие современных направлений танца в хореографическом искусстве России первой половины XX века

Контрольные вопросы:

1.                   Какие явления западноевропейской и Американской культуры нач. XX века оказали влияние на развитие современной хореографии в России?

2.                   Кто пропагандировал и популяризировал идею «Танца будущего»?

3.                   Определите значение творческой деятельности А. Дункан для развития ритмопластического танца в России.

4.                   Проанализируйте деятельность экспериментальных студий и определите их роль в поиске новых выразительных возможностей, технических приемов и методик преподавания современного танца.

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучить творческую деятельность А. Дункан по книгам «Танец будущего. Моя жизнь», «Моя исповедь», материалам монографии Добротворской К. А. «Айседора Дункан и театральная культура эпохи модерна» и др. источникам.

Тема 6. Современные направления в хореографическом искусстве России второй половины XX века Контрольные вопросы:

1.                   Как видоизменялся и обновлялся академический танец под влиянием открытий джаз-танца, танца модерн и социального танца?

2.                   Определите особенности хореографического языка ведущих балетмейстеров, работающих с современными стилями танца.

3.                   Какие центры, формы и средства по развитию современного танца существуют в системе хореографического образования?

Задания для самостоятельной работы:

1.                   Подготовить сообщение о творческой деятельности отечественных коллективов в танцевальной технике «контемпорери».

2.                   Работа с видеоматериалами, периодической печатью по изучению тенденций развития современной отечественной хореографии.

 

Раздел 2. Основные принципы техники и методика изучения базовых движений современного танца

Тема 7. Основные принципы изучения техники движения и исполнения в джаз-танце Контрольные вопросы:

1.     Какие признаки характеризуют джаз танец?

2.     Дайте определение понятиям «изоляция», «полицентрика», «полиритмия».

3.     Что в джазовом танце означает «мультипликация?

4.     Охарактеризуйте понятие «координация» и способы координации движений в джазтанце. Задания для самостоятельной работы:

1.                    Изучить технику движения джаз-танца по системе Г. Джордано и Б. Феликсдала.

2.                    Сочинить комбинации на технику изолированного движения

3.                    Сочинить танцевальные комбинации на развитие полицентрического и полиритмического движения.

Тема 8. Основные принципы изучения техники движения танца модерн Контрольные вопросы:

1.     Систематизируйте различные направления и школы танца модерн.

2.     Что означают понятия «contraction» и «release» в технике танца М. Грэхем.

3.     Охарактеризуйте основные принципы техники движения школы Д. Хамфри и X. Лимона.

4.     Дайте определение понятию «Уровни» (Levels) и систематизируйте виды levels. Задания для самостоятельной работы:

1.        Изучить теоретические основы различных техник и школ танца модерн.

2.        Провести сравнительный анализ методик подготовки исполнителей в различных школах танца модерн.

3.        Сочинить танцевальные комбинации на развитие техники contraction и release.

4.        Сочинить танцевальные этюды с использованием различных levels. Тема 9. Позиции и положения рук, ног и корпуса в модерн джаз-танце Контрольные вопросы:

1.                    Охарактеризовать основное положение корпуса – коллапс.

2.                    Какие позиции и положения рук используются в модерн джаз-танце?

3.                    Определите вариативность позиций ног в различных положениях.

4.                    Сформулируйте основные приемы изучения координации движения головы, рук и ног в современном танце.

Задания для самостоятельной работы:

1.                   Сочинить танцевальные комбинации на основе изолированного движения головы, рук и ног.

2.                   Сочинить комбинации на развитие координации движения головы, рук и ног с использованием различных способов ее осуществления.

3.                   Сочинить массовый танцевальный этюд, построенный на выразительности различных положений рук.

Тема 10. Понятия isolation и level. Методика изучения isolation на различных levels Контрольные вопросы:

1.                    Какие центры и звенья (ареалы) тела могут изолироваться в модерн- джаз танце?

2.                    Охарактеризуйте понятия - моноцентрика и полицентрика, параллелизм и оппозиция.

3.                    Что означает понятие Уровни (Level) и какие виды levels используются в технике современного танца?

Задания для самостоятельной работы:

1.                    Сочинить комбинации на изоляцию движения отдельных центров на различных уровнях.

2.                    Сочинить танцевальные комбинации для отработки техники изолированного движения в нижнем уровне.

3.                    Сочинить комбинации стрэтч-характера на различных levels.

Тема 12. Упражнения у станка Контрольные вопросы:

1.     Какие функциональные задачи выполняют упражнения у станка?

2.     Охарактеризуйте принципы построения движений у станка, его аналогию и различия с классическим и народно-сценическим экзерсисом.

3.     Дать характеристику базовым движениям упражнений у станка. Задания для самостоятельной работы:

1.                    Сочинить комбинаций упражнений у станка.

2.                    Работа над техникой исполнения движений Stretch-характера, Contract-release положений различных центров.

3.                    Составить экзерсис у станка и провести урок с исполнителями.

Тема 13. Современный танец в системе профессиональной подготовки хореографа Контрольные вопросы:

1.                   Какие педагогические приемы и методики используются для подготовки исполнителей современного танца?

2.                   Как необходимо планировать урок по освоению стилистики, техники и манеры исполнения модерн джаз-танца?

3.                   Охарактеризовать функциональные задачи различных разделов урока и их вариативность. Задания для самостоятельной работы:

1.                    Составить один из разделов урока.

2.                    Провести практические занятия с исполнителями.

3.                    Сочинить комбинации с использованием более сложных isolation с координацией     двух, трех и более центров. 4.Сочинить танцевальные комбинации для раздела «Кросс» (Передвижение в пространстве).

 

Раздел 3. Особенности стилей, школ и техник современного танца 

Тема 14. Стилистические особенности джаз-танца Контрольные вопросы:

1.        Какие стили джазовой музыки оказали влияние на формирование лексики современного танца?

2.        Охарактеризуйте современные стили джаз-танца.

3.        Изучение стилистических особенностей джаз-танца ведущих мастеров направления по видеоматериалам (Б. Фосс, А. Эйли, Д. Кол, Б. Феликсдал).

4.        Провести сравнительный анализ различных школ и техник джаз-танца. Задания для самостоятельной работы:

1.      Работа над импульсной техникой и ритмопластической выразительностью движений.

2.      Разбор по видеозаписи хореографического номера Б.Фосса, отработка стилистики танца.

3.      Изучить и практически овладеть стилем Б. Феликсдала.

Тема 15. Мультипликация (multiplication), джаз-шаги, джаз-ходы (jazz walks), джаз-прыжки и вращения

Контрольные вопросы:

1.     Что означает понятие «мультипликация» в современном танце?

2.     Какие движения с передачей и без передачи центра тяжести являются базисными в джазтанце?

3.     Охарактеризуйте разновидности джаз-вращений, прыжков и падений. Задания для самостоятельной работы:

1.                   Изучить разнообразные джазовые ходы и манеру их исполнения.

2.                   Сочинить танцевальные комбинаций с соединением джаз-шагов, ходов, прыжков, падений и вращений.

3.                   Изучить стилистические особенности и манеру исполнения джазовых композиций по видеоматериалам (Б. Феликсдал, Б. Фосс и другие).

Тема 16. Формирование стилей и техник танца модерн Контрольные вопросы:

1.                    Какие черты характеризуют современные стили танца модерн.

2.                    Что является особенностью contemporary dance?

3.                    Охарактеризовать творческую направленность деятельности ведущих центров и коллективов современной хореографии.

Задания для самостоятельной работы:

1.                   Изучить и проанализировать тенденции развития отечественной школы contemporary dance по материалам периодической печати: журналы «Современные и эстрадные танцы», «Балет», «Театр» и другие.

2.                   Работа над изучением хореографического текста и манеры исполнения в постановках ведущих мастеров модерн джаз-танца.

Тема 17. . Техника contemporary dance и партнеринга Контрольные вопросы:

1.      Когда был создан Лондонский театр современного танца?

2.      Кто являлся идейным и творческим вдохновителем лондонской школы современного танца?

3.      Сформулировать цели и задачи партеринга.  Задания для самостоятельной работы:

1.     Изучить методику партерного класса Р. Коэна.

2.     Сочинить партерные комбинации.

3.     Провести партерный класс.

Тема 18. Стили современных клубных танцев Контрольные вопросы:

1.                   Какие социально-культурные процессы оказывали влияние на возникновение и развитие клубных танцев?

2.                   Систематизируйте видо-жанровую структуру современного клубного танца.

3.                   Охарактеризуйте специфические особенности различных стилей и видов современной танцевальной культуры. Задания для самостоятельной работы:

1.                   Изучить особенности техники движения молодежных направлений танца по видеоматериалам («Грязные танцы», «Весь этот джаз», «Лихорадка субботней ночи»), мюзиклов(«Метро», «Сорок вторая улица»), концертных программ («Тодес», «Play-Back»).

2.                   Сочинить танцевальные комбинации на основе техники хип-хоп, свинга, мамбо, диско и др. популярных молодежных направлений.

Тема 19. Импровизационная техника современных танцевальных направлений  Контрольные вопросы:

1.                    Что означает понятие «импровизация»?

2.                    Обоснуйте танцевальную импровизацию как выразительное средство хореографии.

3.                    Каковы особенности спектаклей и постановок, основанных на контактной импровизации?

4.                    Изучение методики танцевальной импровизации и определение ее функциональных возможностей в развитии творческих способностей и творческой фантазии. Задания для самостоятельной работы:

1.     Подобрать музыкального материала для танцевальной импровизации.

2.     Определить тематику импровизации.

3.     Подготовить материал для проведения урока контактной импровизации.

 

Раздел 4. Композиция в современном танце - приемы и принципы

Тема 20. Композиционное построение спектакля с использованием современной пластики Контрольные вопросы:

1.                   Охарактеризуйте основные выразительные средства хореографических постановок на основе джаз-танца.

2.                   Какие выразительные средства используются хореографами в спектаклях на основе танца модерн?

3.                   Как применяются законы драматургии при создании комбинаций, композиций, шоупрограмм и спектаклей на основе современного танца? Задания для самостоятельной работы:

1.        Выбрать тему, определить жанр, стилистику и композиционное построение хореографической миниатюры (этюда).

2.        Сочинить хореографический дуэт, трио на основе техники танца модерн.

3.        Сочинить массовую композицию на основе джазовой музыки.

4.        Сочинить хореографический этюд с использованием синтеза лексики джазового танца и народного.

Тема 21. Принципы работы с музыкальным материалом Контрольные вопросы:

1.     Каковы функциональные задачи выбора музыкального материала

2.     Охарактеризовать современные музыкальные стили и определить их влияние на форму, лексику и пластическую выразительность танца.

3.     Какие требования предъявляются к композициям созданным на основе песенного материала? Задания для самостоятельной работы:

1.                   Подобрать примеры взаимосвязи музыки и композиционного построения хореографического произведения.

2.                   Подобрать музыкальный материал для постановки танцевальных этюдов и хореографических композиций

3.                   Провести анализ музыкального материала, его темпо-ритмической основы, формы, стиля и динамики

4.                   Сочинить хореографический текст композиции, соответствующего стилю, форме и динамике музыкального произведения.

Тема 22. Сочинение сольных, парно-массовых композиций Контрольные вопросы:

1.                   Каковы этапы творческого процесса создания хореографического произведения на основе современного танцевального материала?

2.                   В чем заключаются особенности построения массовых хореографических композиций?

3.                   Какие приемы организации зрительского восприятия необходимо использовать при создании хореографического произведения?

Задания для самостоятельной работы:

1.                   Сочинить танцевальный этюд (по заданию педагога).

2.                   Работа над выбором темы, определение жанра, стиля и характера будущей хореографической композиции.

3.                   Сочинить хореографический текст и композицию танца на основе песенного материала (сольная, парная, массовая).

4.                   Изучить опыт синтезирования джаз-танца с модерн танцем, классическим, народным, этническим и другими танцевальными системами по видеоматериалам.

Тема 23. Методика постановочной и репетиционной работы с исполнителями

Контрольные вопросы

1.      Какие принципы лежат в основе методики постановочной и репетиционной работы с исполнителями?

2.      Определение исполнительского состава хореографической композиции.

3.      С чего начинается постановочная и репетиционная работа? Задания для самостоятельной работы:

1.                    Разучить с исполнителями хореографический текст.

2.                    Отработать стиль и манеру исполнения, эмоциональную выразительность и ритмопластическую свободу исполнителей.

3.                    Отработать технику исполнения хореографического произведения.

4.                    Разработать сценографию номера (костюм, свет, цвет, грим и т.д.).

5.                    Работа над решением сценического образа средствами современного танца.

 

4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

Рефераты и курсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены.

 

5. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу

1.                    Истоки и становление джаз-танца.

2.                    Основные признаки и особенности техники исполнения джаз-танца.

3.                    Возникновение и особенности эстетики танца модерн.

4.                    Творчество А. Дункан и его влияние на развитие современного хореографического искусства.

5.                    Формирование американской школы танца модерн.

6.                    Ведущие теоретики и мастера развития европейской ветви модерн танца.

7.                    Особенности «Русского модерна» в области танца начала XX века.

8.                    Особенности пластики, стиля и манеры исполнения в джаз танце.

9.                    Модерн-джаз танец как новое явление в танцевальной практике и педагогике.

10.                 Основные принципы техники движения модерн джаз-танца.

11.                 Понятие «изоляция» и методика изучения изолированного движения.

12.                 Способы координации движения различных центров в современных танцах.

13.                 Характерные особенности терминологии модерн джаз-танца.

14.                 Педагогические принципы и методика изучения основ модерн джаз-танца.

15.                 Функциональные задачи основных разделов урока.

16.                 Значение музыки и роль ритма в современных танцевальных направлениях.

17.                 Понятие «полиритмия» и «полицентрика».

18.                 Танцевальная импровизация как средство развития творческих способностей и творческой фантазии.

19.                 Задачи и цели упражнений у станка и партеринга.

20.                 Особенности мультиплицированного движения.

21.                 Джазовые шаги, особенности джаз-ходов, виды джаз-вращений.

22.                 Разновидности джаз-прыжков и падений.

23.                 Законы драматургии и их применение при построении танцевальных комбинаций, этюдов и хореографического произведения на основе современного танца.

24.                 Методика постановочной и репетиционной работы с исполнителями.

25.                 Тенденции развития современных направлений в хореографии.

 

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ

 

п.п.

Наименование тем и разделов

Все- го

(часов)

Аудиторные занятия

Самостоя тельная работа

В том числе

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

1

Введение. Цели и задачи изучения курса «Современные направления танцевального искусства»

2

2

-

-

 

Раздел 1. Современный танец как особый вид пластического хореографического языка

58

24

22

12

2

Истоки, становление и развитие джазового танца

10

4

4

2

3

Танец   модерн:             история возникновения            и             этапы развития

10

4

4

2

4

Современный танец в системе пластических искусств

10

4

4

2

5

Развитие современных направлений танца в хореографическом искусстве России первой пол. XX

века

11

4

4

3

6

Современные направления в хореографическом искусстве России второй пол. XX века

14

6

6

3

 

Раздел 2. Основные принципы техники и методика изучения базовых движений современного танца

92

36

36

20

7

Основные принципы изучения техники движения и исполнения в джаз-танце.

13

5

5

3

8

Основные принципы изучения техники движения танца модерн

12

5

5

2

 

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

1. Рекомендуемая литература (основная)

1.                    Аркина Н. Языком танца. – М., 1975.

2.                    Балет: Энциклопедия. – М., 1981.

3.                    Бахрушин Ю. А. История русского балета: Учеб. пособие. – М.,1977.

4.                    Блок Л. Классический танец. История и современность. – М., 1987.

5.                    Галдин Л. О. Африканская музыка. Музыкальная энциклопедия. – М., 1973.

6.                    Гердт О. Неустойчивое равновесие. // Балет. – 1999. – № 1. – С. 17.

7.                    Касьян Голейзовский: Жизнь и творчество. – М., 1984.

8.                    Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет. – Л., 1975.

9.                    Добротворская К. А. Айседора Дункан и театральная культура эпохи модерна. – Л.: ЛГИТМ и К, 1992.

10.                 Дон Мак Дона (США). Восьмидесятые годы в американском балете. // Балет – 1991. – № 6. – С. 44.

11.                 Дон Мак Дона. Художник, чутко слушавший время. // Балет. – 1999. – № 1. – С. 46.

12.                 Дункан А. Моя исповедь. – М., 1990.

13.                 Дункан А. Танец будущего. // Моя жизнь. – Киев, 1994.

14.                 Катонова С. Музыка советского балета: Очерки истории и теории. – Л., 1990.

15.                 Красовская В. Советский балетный театр 1917 - 1967 г.г. – Л. - М., 1976.

16.                 Мессерер A. M. Танец. Мысль. Время. – М., 1990.

17.                 Музыка и хореография современного балета: Сборник. Выпуск 2. – Л., 1977. Выпуск 3. – Л., 1979. Выпуск 4. – М., 1982. Выпуск 5. – Л., 1987.

18.                 Никитин В. Ю. Модерн джаз-танец. – М.: ГИТИС, 2000.

19.                 Пасютинская В. Волшебный мир танца. – М., 1985.

20.                 Сидоров В. Современный танец. – М.: Первина, 1922.

21.                 Смит Л. Танцы. Начальный курс. – М., ACT, 2001.

22.                 Федорова Л. Африканский танец. Обычаи, ритуалы, традиции. – М., 1987.

23.                 Феликсдал Б. Современный джаз-танец в Европе. / Балет – 1995. – № 1-2. – С. 62.

24.                 Фокин М. Против течения. – Л. - М., 1962.

25.                 Шереметьевская М. Танец на эстраде. – М., 1985 26. Шумилова Э. Правда балета. – М., 1976.

27. Эльш Н. Образы танца. – М., 1970.

 

2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

 

1.                    Dance magazine (Нью-Йорк). Специальный выпуск памяти Марты Грэхем. //Балет. – 1992. – № 3. – С. 46.

2.                    Бежар М. Мгновения из жизни другого. Мемуары. – М., 1989.

3.                    Ванслов В. Театр Джона Ноймайера. // Советский балет. – 1989. – № 4. – С. 56.

4.                    Диниц Е. В. Джазовые танцы. Танцуют все! – М.: ACT, 2002.

5.                    Домрина Н. Мари Вигман. Статья. // Советский балет – 1989. – №4. – С. 46.

6.                    Загорц М. Танцы. – М.: Ижица, 2003.

7.                    Иванникова О.В. Латиноамериканские танцы. – М.: ACT, 2003.

8.                    Кузнецова Т. В авторском театре Ивана Марко. // Советский балет. – 1987. – №6. – С. 30.

9.                    Лифарь С. Страдные годы с Дягилевым. – Киев, 1994.

10.                 Львов-Анохин Б. Новое в советском балете. – М., 1966.

11.                 Оберцаухер-Шюллер Г. Пластика тела и духовная жизнь человека // Балет. – 1994. – № 5. – С. 36.

12.                 Ончурова Н. Вспоминая Айседору. // Балет. – 1993. – № 1-2. – С. 44.

13.                 Рослаева Н. Английский балет. – М., 1959.

14.                 Скотт Ю. Американский театр Алвина Эйли. // Советский балет. – 1991. – № 3. – С. 38.

15.                 Советский джаз. Проблемы, события, мастера: Сб. ст. – М., 1987.

16.                 Суриц Е. Пластический и ритмопластический танец: его жизнь и судьба в России. // Советский балет. – 1988. – №6. – С. 47.

17.                 Тарасова Н. Марта Грэхем. // Советский балет. – 1990. – № 1. – С. 59.

18.                 Тейлор Л. Лондонский «данс тиэтр». // Советский балет. – 1986. – № 4. – С. 54.

19.                 Чеботаревская К. Методика Алексеевой: спорт или искусство. // Советский балет. – 1988. – № 6.

20.                 Шамина М. В поисках собственного «я». // Советский балет. – 1990 – № 3. – С. 39.

 

3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и видеофильмов, мультимедиа и т.д.

1.                    «FIVE DANCES BY MARTHA GRAHAM». Video classics., 1995 Philips Produces.

2.                    «JAZZ DANCE» уроки Б. Феликсдала. Видео ГИТИС, 1995.

3.                    «NOTRE-DAME DE PARIS». РАО НААП 1-е музыкальное из-во., 2002.

4.                    «TROPICANA REVUE A LA HAVANE». M. Bolk - Allemagne., 1995.

5.                    Jiri Kylian. «BLACK E WHITE». ART HAUS MUSIC., 1998.

6.                    Mark Morris Dance Group «DIDO E AENEAS». Rhombus., 2003.

7.                    The Royal Ballet with MARGOT FONTEYN - RUDOLF NUREYEV ROMEO E JULIET. Packaging Design 1993, Video Collection International.

8.                    Балет Аллы Духовой «TODES» – 15 лет. РАО НАП 1-е музыкальное из-во., 2002.

9.                    Серия DANCE VIDEO - видеосъемки Чемпионатов России, Европы и Мира по всемтанцевальным направлениям. Издательский дом Фонда «Здоровье Культура Спорт»

10.                 Серия DANCE VIDEO – обучающие видеокассеты по всем направлениям современного танца. Издательский дом Фонда «Здоровье Культура Спорт»

11.                 Интернет сайт www.modern-dance.ru

12.                 Морис Бежар в Петербурге Гран Па в белую ночь. Летнтелефильм, 1987. ЛОТ, 1999.

13.                 BURN THE FLOOR. UNIVERSAL PICTURES VIDEO, 1999.

 

 

 

 

 

ФГОУ ВПО «Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой» 191023, СПб., ул. Зодчего Росси, д. 2 E-mall: academy@vaganova.ru

 

pdf
Додано
19 лютого 2020
Переглядів
1345
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку