МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Бугачевская Елена Викторовна, д-р психологии, доцент
Христианский гуманитарно-экономический открытый университет
В статье рассматриваются основные подходы к изучению гендерных отношений: системный, структурно-функциональный, компаративный, синергетический, комплексный. Кроме этого, анализируются количественные и качественные методы социологии.
Ключевые слова: методология, гендерные отношения, системный подход, структурно-функциональный подход, компаративный подход, синергетика.
In the paper the main ways of gender relations are described. They are system, structure-functional, complex and synergetic ways. The qualitative and quantitative methods of sociology science are considered.
Key words: methodology, gendering relations, system(s) approach, structure functional approach, synergy.
Сегодня многообразие теоретического инструментария и возросшие связи наук дают возможность складываться междисциплинарным стратегиям, включающим единство и многообразие аспектов и подходов исследования. Гендерный подход как раз и отвечает тем требованиям современной науки, которые обеспечивают полноту охвата в объяснении и прогнозировании как глобальных, так и локальных процессов как на уровне объективной необходимости и исторической опосредованности, так и на уровне частного и единичного.
Поскольку гендерные исследования включают проблемы социализации, самоидентификации, самоактуализации, а, кроме того, проблемы социальной стратификации и субординации, следовательно, гендерные исследования должны базироваться на методах социологии, психологии, политологии и других гуманитарных и социальных дисциплин. В связи с таким активным освоением данной проблематики встает потребность в систематизации методологии изучения гендерных отношений.
В настоящее время размышления по поводу методологии изучения гендерных отношений сводятся к критике эссенциализма [1. С.29-49], который базируется на тезисе о биологических особенностях мужчины и женщины, детерминирующих характер гендерных отношений. На наш взгляд, при изучении данного вопроса необходимо использовать целую совокупность подходов, среди которых особое внимание заслуживают системный, структурно-функциональный, компаративный, синергетический, комплексный подходы, а также количественные и качественные методы социологии. Целесообразность применения целой совокупности подходов к изучению гендерных отношений обусловливается многомерностью последних и требованием их разностороннего осмысления.
Одним из наиболее важных подходов при анализе гендерных отношений является системный подход, благодаря которому изучаемый объект представляется не только в качестве элемента большей системы, но и в качестве системы как таковой со своими элементами и функциями.
С одной стороны, системный подход позволяет рассмотреть гендерные отношения в качестве одного из системообразущих элементов социальных отношений, который существует наряду с другими элементами и вступает с ними в определенные отношения. С другой стороны, гендерные отношения представляются в виде системы, элементы которой определенным образом взаимосвязаны. Такая связь между элементами определяет характер самих гендерных отношений – патриархатный, матриархатный или эгалитарный.
Такое понимание гендерных отношений в свою очередь актуализирует использование структурно-функционального подхода, который не позволяет игнорировать связи и взаимодействия, детерминирующие как гендерные отношения, так и социальные отношения в целом.
Структурно-функциональный подход при рассмотрении гендерных отношений указывает на их функцию, роль в обществе в целом, а также вскрывает взаимную зависимость изменений, происходящих в обществе в целом и в области взаимоотношения полов.
Данный подход вскрывает далеко неоднозначный характер взаимодействий гендерных отношений с процессами, протекающими в различных сферах жизни общества. С одной стороны, социальные отношения существенно влияют и детерминируют гендерные.
Устойчивая система взаимоотношения между субъектами заставляет индивида согласовывать свое поведение, свои социальные роли с существующим порядком и соответствовать экспектациям (ожиданиям) членов общества. С другой стороны, сами гендерные отношения не остаются неизменными в силу их открытости, а потому взаимоотношения полов влияют на социальные отношения в целом, расшатывая привычную систему взаимоотношений.
В современном, быстроизменяющемся мире гендерные отношения претерпевают значительные изменения, тем не менее, они не могут быть рассмотрены вне исторического контекста, а потому особую актуальность имеет компаративный метод исследования взаимоотношения полов.
Как справедливо отмечает Г.Е. Зборовский, сравнение выступает в качестве познавательной процедуры, которая включает в себя как качественные, так и количественные характеристики процессов [2. С.22]. Применительно к гендерным отношениям это выражается в первую очередь в том, что сравнение дает представление не только о качественных сдвигах в структуре взаимоотношения полов, но и позволяет проанализировать степень распространенности этих изменений в обществе.
Необходимо отметить, что сравнительно-исторический метод при анализе гендерных отношений решает три взаимосвязанных проблемы, ответы на которые дают многомерное представление о характере отношения полов. Среди них можно отметить осмысление общих закономерностей развития гендерных отношений, обозначение предпосылок и механизмов становления определенного гендерного порядка в контексте той или иной эпохи, выявление специфики украинских гендерных отношений.
Неоднозначное и весьма противоречивое развитие гендерных отношений в современном украинском обществе позволяет обратиться к синергетике. Взаимодействие полов в настоящее время удовлетворяет два главных требования синергетики. Во-первых, гендерные отношения являются открытой системой, которые подвергаются влиянию извне. Во-вторых, они находятся в неравновесном состоянии, вызывая тем самым трудности в изучении и интерпретации происходящих изменений.
Применяя методологические требования синергетического подхода, обозначенные В.Г. Будановым [3. С.79-93], гендерные отношения представляются в качестве трансформирующейся системы отношений с перспективой становления нового гендерного порядка.
Комплексный подход к изучению гендерных отношений позволяет определить круг факторов, обусловливающих трансформацию либо сохранение традиционного порядка во взаимоотношениях полов. Среди таковых, на наш взгляд, можно обозначить следующие: субъекты гендерных отношений и гендерные стереотипы.
Положение о том, что гендерные отношения существуют благодаря двум субъектам, зачастую исследователями забывается, а потому гендерная проблематика нередко сводится к констатации отношений власти и подчинения.
Именно поэтому, на наш взгляд, первостепенную важность имеют субъекты гендерных отношений как детерминанты процесса изменения/сохранения сценариев взаимоотношения полов.
Особую роль играет и такой фактор, как гендерные стереотипы, которые являются проводниками между установками субъектов и их реализацией в своем поведении. Этот фактор во многом объясняет сохранение традиционных образцов поведения при изменении гендерных отношений.
Необходимо отметить, что никакие теоретические рассуждения и обобщения не имеют силы, если они не подкреплены и не проверены эмпирически.
Именно поэтому использование количественных и качественных методов социологии при изучении гендерных отношений более чем очевидно.
Под количественными методами понимаются такие методы, при которых выдвигаемые ходе исследования гипотезы верифицируются с помощью математического анализа полученной информации. Как справедливо отмечает А.С. Готлиб, «цифры имеют смысл только в контексте широких теоретических обобщений» [5. С.175]. Иными словами, в основе количественных методов лежат математические данные, получающие соответствующую интерпретацию.
К наиболее часто используемым количественным методам при изучении гендерных отношений относятся контент-анализ и опросные методы (анкетирование и формализованное интервью).
Применительно к изучению гендерных отношений контент-анализ может быть использован, например, с целью выявления гендерных стереотипов при изображении мужчин и женщин в текстовых сообщениях, на иллюстрациях, в рекламе, кинофильмах.
Кроме этого, контент-анализ позволяет определить степень трансформации представлений о мужчине и женщине, транслируемых в средствах массовой информации, путем количественного соотнесения традиционных и нетрадиционных качеств или ролей.
Опросные методы чаще всего используются с целью определения степени распространенности какого-либо явления, его представленности в различных социально-демографических группах. Так, например, данные методы можно использовать с целью выяснения, какому количеству мужчин и женщин свойственны традиционные взгляды относительно взаимоотношения полов [4].
Кроме этого, используя опросные методы, можно получить информацию о мнениях людей относительно проблемы взаимоотношения полов (например, выяснить мнение относительно положения мужчин и женщин), об оценках окружающей действительности (например, выяснить отношение к гомогендерным отношениям), а также определить степень осознаваемости и понимаемости явления респондентами (например, выяснить понимание и трактовку феномена гендерного равенства).
Таким образом, количественные методы при изучении гендерных отношений позволяют охарактеризовать такие факторы, как степень распространенности тех или иных представлений о роли мужчины и женщины, о желаемом характере взаимодействия полов; установить влияние социально-экономических изменений на положение мужчин и женщин; выявить разницу в оплате труда; определить соотношение представленности полов во властных структурах и т.д.
Гендерные отношения помимо влияния на них экономических, политических, культурных процессов конструируются еще и самими субъектами.
Именно поэтому использование количественных методов для изучения гендерных отношений, на наш взгляд, недостаточно. Внутренние механизмы формирования новых сценариев взаимоотношения полов помогают вскрыть качественные методы.
В противовес количественным качественные методы позволяют проанализировать поведение не с точки зрения его жесткой детерминированности различного рода признаками, но с позиции признания за субъектом свободы в выборе стратегии поведения, исходящей из его личных представлений.
Наиболее часто используемым методом при изучении гендерных отношений является нарративное интервью, целью которого становится анализ субъективных смыслов индивидуальных действий [6]. Выслушивая рассказ о жизни информанта, интервьюер получает материал о том, как происходит конструирование человеком своих действий, какие субъективные факторы оказывают влияние на его поведение. Более того, качественные методы не только помогают вскрыть причины выбора стратегии поведения индивидом, но и установить степень проникновения различного рода представлений в массовое сознание, а также установить зависимость процессов или явлений от разнообразных факторов.
Применительно к изучению гендерных отношений качественные методы исследования позволяют вскрыть степень согласия либо несогласия субъектов с процессами, протекающими на макроуровне социальной реальности, а потому обозначить причины существования противоречивых тенденций в области взаимоотношения полов [7. С. 162–179].
Качественные методы позволяют ответить на такие вопросы, как, например, почему сосуществуют властные структуры, характеризующиеся четким мужским профилем, вместе с эгалитарными или матриархальными семейными отношениями; почему российские женщины не проявляют такой активности за равноправие с мужчинами, как в европейских странах и т.д.
При изучении гендерных отношений одновременное использование количественных и качественных методов более чем оправданно. Так, например, анализируя степень распространенности гендерных стереотипов среди мужчин и женщин (то есть, используя количественные методы), можно выявить ее зависимость от различного рода показателей – образования, семейного положения, возраста (то есть, используя качественные методы).
Использование качественных и количественных методов социологии при изучении проблемы взаимоотношения полов позволяет рассмотреть проблему в разных срезах, получая тем самым многомерное, объективное представление о протекающих в данной области процессах.
Таким образом, гендерные отношения встроены в широкий социальный контекст и проявляются на разных уровнях социальной реальности: на макроуровне, в сфере межгруппового и межличностного взаимодействия, на интраиндивидном уровне. Гендерные отношения – это сложное трансформирующееся явление, включающее в себя биологическую и культурную составляющие, в связи, с чем неоспоримым является использование целой совокупности методов, позволяющих глубоко и всесторонне проанализировать гендерные отношения в современном украинском обществе.
Литература:
1. Бендас Т. В. Гендерная психология лидерства: Монография. Оренбург, 2000.
2. Иванова Е. Гендерная проблематика в психологии // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Уч. пособ. / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков, 2001. С. 312–345.
3. Буданов, В.Г. О методологии синергетики / В.Г. Буданов // Социологические исследования. – 2006. – №5. Вестник СамГУ. 2008. № 4
4. Воронина, О.А. Традиционные философские, социологические и психологические теории пола / О.А. Воронина // Теория и методология гендерных исследований. курс лекций / под общ. ред. О.А. Ворониной. – М.: МЦГИ – МВШСЭН – МФФ, 2001.
5. Готлиб, А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб. пособие / А.С. Готлиб. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. – 424 с.
6. Зборовский, Г.Е. Социальное сравнение как повседневное явление и социологическая проблема / Г.Е. Зборовский// Социологические исследования. – 2005. – № 2.
7. Клецина И. С. Теоретические проблемы гендерной психологии // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2001. № 4(28). С. 162–179.