Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Про матеріал

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ

Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Цели:

Образовательные:

- познакомить с однокоренными словами;

-научить определять корень слова;

-повторить ранее изученные орфограммы.

Развивающие:

-развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

-развивать логическое мышление.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Перегляд файлу

Разработка урока по русскому языку

во 2 классе 

 

 

 

Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Цели:

Образовательные:

- познакомить с однокоренными словами;

 -научить определять корень слова;

-повторить ранее изученные орфограммы.

Развивающие:

-развивать орфографическую зоркость, внимание, память;

-развивать логическое мышление.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к изучаемому предмету.

 

Оборудование

 Демонстрационный материал:  ПК, проектор; экран, презентация, запись на доске, толковый словарь.    

 Для индивидуальной работы: тетрадь по чистописанию, рабочая тетрадь, дидактический материал, учебник

 

 


Ход урока.

1. Организационный момент.

-Проверьте свое  рабочее место: все ли в порядке?

-Настроились на работу. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости – Знайка и Незнайка. Они нам будут помогать и давать задания.

2.Актуализация знаний.

-Повторим то, что мы изучали на предыдущих уроках, то, что мы уже знаем.

-Для чего это нужно?

-Мы говорили о предметах, о признаках, о действиях.

3.Минутка чистописания.     СЛАЙД 2

Для чего каждый урок работаем над чистописанием?(Чтобы правильно и красиво писать)

-Открыли тетради по чистописанию урок 58 стр.25. Какую букву будем писать? Дайте характеристику. (Буква «ха» - согласная, имеет звук   [х ]   и

 [ х ] –твердый и мягкий, глухой.

-Посмотрите и вспомните, как правильно писать букву «х». Запишите эту букву и слоги. А наблюдать за вами будут герои Н.Носова – ЗНАЙКА и НЕЗНАЙКА                  СЛАЙД 3

4. Работа со словарем.                СЛАЙД 4

-Вспомните, какой следующий этап урока? ( словарные слова). Зачем мы изучаем словарные слова? Мы уже с вами знакомы с толковым словарем. Я буду читать статьи из Толкового словаря, поняв о чём статья, вы записываете слово, выделяя опасные места и ставите ударение.

1.Дерево с собранными в кисти горьковатыми красно – оранжевыми ягодами.( рябина)

2. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими. (человек)

3.Узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди. ( дорога) 

4.Небольшая певчая птица серая, с красной грудью.( снегирь)

5.Зверёк отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами. Иногда так называют безбилетного пассажира.(заяц)           

5.Повторение пройденного материала.

Задание

Незнайка вам приготовил задание: распределить слова в 3 столбика.                                                                    СЛАЙД 5

1 столбик - слова, обозначающие предмет;

2 столбик - слова, обозначающие признак предмета;

3 столбик – слова, обозначающие действие.

СЛОВА: обед, веселый, заморозить, веселье, веселиться, мороз, обеденный, морозный, обедать.

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

-Проверьте работу соседа по парте, если есть ошибка, исправьте их простым карандашом.

(Ученики сравнивают запись в тетради с записью на доске)              СЛАЙД 6

Поставьте в словах ударение.(1 ряд- 1 столбик слов, 2 ряд- 2 столбик, 3 ряд- 3 столбик)

Что вы заметили в написании этих слов? ( среди них есть однокоренные или родственные). Выделите корень.

6.Объяснение нового материала.

Учитель: Ребята, вспомните, из каких частей состоят растения? (корень, стебель, плод, цветок)

Правильно! Все на свете из чего-нибудь состоит: облака из множества водяных капель, лес- из деревьев, речь – из предложений, а предложения – из слов. Слова имеют корень.

Я вам расскажу одну историю.

Много-много лет назад появилось на свете слово ход. Нашли его люди и стали думать: «Что с ним делать?»

А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево»

Посадили люди слово ход, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова ход. Все они на него похожи, но и свое в каждом есть.

Вот какое дерево выросло.   СЛАЙД 8

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у  них есть одна общая часть. Какая?

-Что мы называем корнем?  СЛАЙД 9

Корень- это общая часть родственных слов.

 

    Задание 1.           СЛАЙД 10

«Посадить» корень слова «сад», вырастить деревце и получить как можно больше листьев (однокоренных слов.)

7. Постановка целей через  проблемную ситуацию.

Проблема.

Послушайте диалог «Родня ли гусеница гусю?»                        СЛАЙД 11

- Вы кто такие?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тетка – гусеница.

Задание. Есть ли в этом рассказе «РОДСТВЕННИКИ»?

Учитель. Петя выписал слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница. Алёша сказал, что гусеница – это не родственное слово. А Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, гусеница - родственное слово»

Вы согласны с Петей? Почему не согласны? ( Слово «гусеница имеет другое смысловое значение)

 

 - Какие слова можно называть однокоренными?               

 Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем.  СЛАЙД 12

 

Учитель. Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове?

Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая       часть   в них является общей

 

Задание. На доске записаны слова в два столбика. Слова второго – закрыты. Прочитайте слова в 1 столбике. Подумайте и ответьте, являются ли однокоренными:                СЛАЙД 13

        Пододеяльник                    одеяло

        Подорожник                       дорога

        Подосиновик                      осина

        Подберёзовик                     берёза

Варианты ответа:

- Да, они имеют одинаковый корень: «подо»

- Нет! Эти слова разные по смыслу.

Вопрос: объясните смысл этих слов.

Пододеяльник- мешок из ситца, надетый на одеяло.

Подорожник – лекарственное растение, растущее вдоль дорог.

Подосиновик – гриб, растущий под осиной.

Подберезовик – гриб, растущий под березой.  После объяснения смысла слов учитель открывает на доске однокоренные слова во 2 столбике, которые были закрыты.- Прочитайте слова. Что можно сказать о парах слов в 1 и 2 столбиках? (Они однокоренные) Запишите их, выделите корень.

                   Физ.минутка.       СЛАЙД 14 – 19

Задание

Разделите слова на группы, запишите их в 2 столбика, выделите корень  СЛАЙД 20

  • Лист                хвостик               
  •        хвостатый                листок     
  •  листочек                  хвост    
  •                   листопад 

8.Выполнить фонетический разбор:       СЛАЙД 21

У доски  - слово   лист

Остальные  самостоятельно  слово    хвост    

9.   Письмо по памяти        СЛАЙД 22

 

Землю вьюга белая

Замела снежком.

Мы из снега сделали

Двухэтажный дом.

        Проверка в парах.

Найти в стихотворении однокоренные слова, выделить корень.

-В каждом предложении подчеркнуть грамматическую основу.

 

10.Самостоятельная работа        СЛАЙД 23

(По учебнику Р.Н. Бунеева, с.74, упражнение 120.)

 

11.Итог урока.                СЛАЙД 24

 

Кто прав из сказочных героев – Мальвина, Буратино или Золушка?

Прочитайте их утверждения.

Итак. Корень – это общая часть родственных слов.

Какие слова мы называем однокоренными?   

 

1.Какое задание понравилось?             СЛАЙД 25

2.Какое задание было самым трудным? Лёгким?

3.О чём не знали, а на уроке узнали?

 

12.Домашнее задание.       СЛАЙД 26

Для всех - упр.100, 101 ( из дидактического материала), ну, а те ребята, которые хотят быть такими же умным, как Знайка - ещё упр.103.

 

13.Рефлексия.    СЛАЙД 27

 

Вы считаете, что урок прошёл для вас             

плодотворно, с пользой. Вы научились и

можете помочь другим.

 

   Вы считаете, что научились выделять корень

   в словах, можете подобрать однокоренные слова,

   но иногда вам ещё нужна помощь.

 

Вы считаете, что было трудно на уроке           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
28 серпня 2018
Переглядів
1013
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку