Примерный конспект урока по чтению во втором классе.
Подготовка к уроку : дети учат по желанию басни И.А. Крылова , готовят их к инсценировке, готовят выставку книг с произведениями баснописца, готовят выставку рисунков.
Цели и задачи урока :
Обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденному материалу;
Развивать коммуникативные качества личности;
Развивать интеллектуальную грамотность учащихся, сообразительность, быстроту реакции в принятии решения;
Развивать познавательный интерес.
И. А. Крылов (1769–1844) родился в Москве в семье бедного дворянина, оставившего после своей смерти в наследство солдатский сундучок с книгами. В детстве жизнь сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию было огромным: он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. С 1805 года Крылов входит в большую литературу как создатель русской классической басни. По свидетельству современника, уже в детстве он “посещал народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов”. Народность крыловской басни — органическая и истинная, словно сама старая Русь с её обычаями, нравами, характерами оживает в созданиях Крылова. Даже те басни, сюжеты которых он позаимствовал у французского писателя Лафонтена, силой его могучего таланта стали неподражаемо русскими. Гоголь писал о Крылове, что “всюду у него Русь и пахнет Русью” и что басни его — “книга мудрости самого народа”.
МАРТЫШКА И ОЧКИ Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. "Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак, Кто слушает людских всех врак: Все про Очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в них". Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила их, Что только брызги засверкали. К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.
СЛОН И МОСЬКА По улицам Слона водили, Как видно, напоказ. Известно, что Слоны в диковинку у нас, Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши Слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться; Ну так и лезет в драку с ним. "Соседка, перестань срамиться, - Ей Шавка говорит, - тебе ль с Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет вперед И лаю твоего совсем не примечает. – "Эх, эх! - ей Моська отвечает, - Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: "Ай, Моська! знать, она сильна, Что лает на Слона!"
ЛЕБЕДЬ, РАК да ЩУКА . Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду Кто виноват из них, кто прав - судить не нам; Да только воз и ныне там.
Басня- короткий аллигорический рассказ, обычно с нравоучительным заключением.(Ушаков) БАСНЬ Словарь Даля БАСНЬ или басня (баять? баса, прикраса?) вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча. Что такое басня? Согласно словарю это "краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ". То есть рассказ, содержащий в себе поучение, имеющее отношение к внутренним духовным или душевным качествам человека, основанным на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п.. Героями в баснях могут быть люди, животные, растения, предметы, наделяемые теми или иными человеческими качествами.
Задание 1.«Крылатые выражения»По крылатым словам из басен нужно определить название басни и назвать героя.«Ты всё пела? Это дело . Так , поди же , попляши».«А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь». «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна ; Да всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок». «Стрекоза и муравей»«Квартет»«Ворона и Лиса»
«Кто виноват из них , кто прав – судить не нам . Да только воз и ныне там» «Ай , Моська ! Знать она сильна , Что лает на Слона».«Мартышка к старости слаба. Глазами стала. А от людей она слыхала….»«Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом.»«Лебедь , рак и щука».«Слон и Моська»«Мартышка и очки»«Стрекоза и Муравей»
Задание 2. Кроссворд «Герои басен И. А. Крылова»1. Один из участников квартета.2. Героиня, которая всё лето пела.3. «То к темю их прижмёт, То их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет.»О ком идёт речь ?4. Она осталась без обеда,поверив плутовке – лисе.5. Один из героев, которые «везти с поклажей возвзялись»,тянул в облака.орлсаётезкомытшкьрвадебланоrrrrrrrrrrr
Задание 3.1.«Лето красное пропела;Оглянуться не успела, как зима катит в глаза.»Кто это?2. Кто «в тёмный лес Ягнёнка поволок»?3. Один из героев квартета.4. Кого« по улицам водили,Как будто напоказ»?5. Кого «сырный дух пленил»?6. Кто хвалит Петуха«за чистый голосок»?7. В каком предмете Мартышкаувидела свой образ?свуслёклооатзеркаинлосшоуаклакре