Открытый урок по литературному чтению 2 класс В. Осеева "Волшебное слово"
В. Осеева «Волшебное слово»
1. Психологический настрой
Гулять сегодня некогда,
Мы заняты другим,
Пришли сегодня гости к нам,
И вас мы удивим.
Наш весёлый второй класс
Вам покажет всё сейчас.
То, чего достигли мы,
Находясь уже в пути!
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Зачем мы это сделали? Правильно, мы поделились хорошим настроением, ведь улыбка – это лучик добра. Я желаю нам дружной работы и хорошего настроения. Садитесь.
Как можно назвать людей, которые всегда здороваются? (Вежливые)
-А как вы объясните, кто такой вежливый человек?
То есть вежливый человек использует в своей речи вежливые слова.
2. Формулирование темы и задач урока
Давайте проверим, все ли слова вы помните.
Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку.
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…» (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)
Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными.
-А почему их так называют?
С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. (вежливые слова творят чудеса, они делают людей добрее, внимательнее друг к другу, лучше)
Как вы думаете, о чем сегодня будем читать, чему будем учиться?
- Да сегодня мы будем работать с произведением Валентины Осеевой.
Давайте послушаем биографию Валентины Осеевой.
-Что такое биография?
3. Изучение нового материала.
Сначала мы составим и прочитаем несколько предложений про эту замечательную детскую писательницу. (Каждая группа получает деформированные предложения из биографии В.А.Осеевой. Когда составление предложений закончено, читают их всей группой хором.)
1группа
Осеева родилась в городе Киеве в 1902 году.
Мечтала стать актрисой, но стала педагогом-воспитателем.
Работала в детских домах со сложными детьми.
2 группа
Придумывала для них разные истории, сказки, игры.
В своих книгах рассказывала, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
3 группа
Награждена медалью и государственной премией.
Рассказы Осеевой учат уважать людей, заботиться о близких, приходить на помощь, быть вежливым и честным.
Откроем страницу 87.
- Как называется произведение, которое мы сегодня будем читать?
-Как вы думаете, о чем оно будет?
- Послушайте рассказ и затем ответьте на вопрос: о каком волшебном слове идет речь в рассказе?
В произведении нам встретятся непонятные слова, давайте познакомимся с ними:
Буркнул - говорил ворчливо, невнятно
Засопел - тяжело дышал, издавал носом свистящие звуки
Робко – боязливо и несмело
Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.
Стряпала - готовила пищу.
Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.
1часть – до слов «Он вскочил, побежал домой» читает учитель
- Назовите героев этой части?
- Кого вам напомнил старичок? Почему?
- Что можете сказать о Павлике до встречи со стариком?
Заполнение 1 половины кластера.
Невоспитанный
грубый Павлик
драчливый
сердитый
обидчивый
- Какое слово сказал старичок Павлику на ушко? Как вы думаете?
А сейчас прочитаем 2 часть и узнаем.
2 часть – до слов « Лена дай мне одну краску, пожалуйста» жужжащее чтение
- Как только дочитаете до этого волшебного слова – остановитесь.
- Какое же это слово? (хором - пожалуйста)
- Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Давайте попробуем предсказать.
(каждая группа предлагает свою версию)
3 часть – до конца. Цепочкой по 1 предложению
- Оправдались ли ваши предсказания? Какое из них было более точно?
- Изменился ли Павлик? Каким он стал?
Заполнение 2 половины кластера
Невоспитанный вежливый
грубый Павлик ласковый
драчливый радостный
сердитый
обидчивый внимательный
Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.
Встаньте!
Встаньте, пожалуйста!
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!
Руки на пояс!
Пожалуйста, руки на пояс!
Выполняем приседания!
Приседаем 3 раза, пожалуйста!
Прыгаем, как зайчики!
Прыгаем, как зайчики! пожалуйста!
Пожалуйста, руки на пояс!
Наклоны вперед!
Наклоны вперед! пожалуйста!
Пожалуйста, сделали вдох и выдох!
Пожалуйста, садимся на свои места!
- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!
Закрепление
- Что случилось с Павликом?
- Можно ли было помочь мальчику?
Чем?
- Кто помог Павлику?
- Почему старик помог мальчику?
- Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику?
- Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово?
- Каким стал мальчик, после общения со стариком?
Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова?
- Можно ли старика назвать волшебником?
Почему?
- Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика. Найдите в тексте и прочитайте….
1 группа: Найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово.
2 группа: Найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.
3 группа: Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?
- Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебное слово?
- Как звучит это слово?
Так какова главная мысль рассказа? Добрый человек добру и учит
За добро добром и платят
- Кто на самом деле творил чудеса? (Мальчик, когда говорил слово «пожалуйста»)
- Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам?
- Что для этого нужно?
Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми.
-Что посеешь, то и пожнешь.
За добро добром и платят, волшебные слова действительно существуют, надо говорить такие слова, чтобы вокруг все дружили между собой
ИТОГ
Какие «волшебные» слова мы сегодня вспомнили?
- Как они действуют на людей? (Люди становятся добрее, улыбаются в ответ)
-С какой целью надо употреблять «волшебные» слова? ( Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать)
Рефлексия
«Сердечко чувств».
- У вас на столе сердечки двух цветов:
розовый – мне понравилось на уроке, меня взволновало произведение, я сопереживаю;
белый – мне было безразлично.
-Пусть в вашем маленьком сердечке всегда найдется место для волшебных слов. Будьте добрыми, внимательными и чуткими друг к другу.
Игра «Добрый круг»
-Давайте передадим это сердечко по кругу и произнесём друг другу какое-то доброе слово.
Выставление оценок
Д/з Пересказ от лица Павлика
Послушайте песенку «Если добрый, ты..»