ТЕМА: СОСТАВ КРОВИ. ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ.
Цель: Формирование понятия о крови ее составе, функциях.
Задачи:
Структура урока:
ХОД УРОКА
Учитель. Здравствуйте уважаемые гости, ребята! Прошу садитесь!
Актуализация опорных знаний учащихся.
Открытые тесты по пройденному материалу «Дыхательная система». Слайд 1,2.
В начале нашего урока мне хотелось бы вспомнить о зарождении жизни на Земле. Вспомните , что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите пожалуйста в какой же среде теперь существуют клетки?
(Ученик: жидкая внутренняя среда.) Слайд 3
Учитель. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
Чтобы правильно ответить на данный вопрос я предлагаю вам открыть конверты , и из нужных вам карточек на своей парте составить схему “Состав внутренней среды”, а Маша Чолак сделает это на доске.
Учитель. Маша правильно выполнила задание, сравните свои результаты .Слайд 4
Ребята рассматривая компоненты внутренней среды , что мы можем сказать о лимфе?Слайд5
Ученик –Кедик Анна.:
Лимфа – это компонент внутренней среды, она перемещается по лимфотическим сосудам и лимфотическим капиллярам , которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфотические сосуды образуют 1 лимфотический проток ,через который лимфа попадает в кровь
Учитель. А что мы можем рассказать о другом компоненте внутренней среды – тканевой жидкости?
Ученик – Коля Картакай.
Тканевой жидкости около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки. Она состоит из 95% воды, еще в ее состав входят: минеральные соли, белки и др. органические вещества, а также кислород и углекислый газ. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада , которые поступают потом обратно в кровь и ею уносятся..
Учитель. А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? (Дети – ДА!!!)
Учитель:
Как по другому мы называем постоянство внутренней среды?
(Дети: Гомеостаз!!!)
Учитель:
Какие параметры гомеостаза вы знаете?
(Дети: температура тела, артериальное давление, состав крови, пульс и т.д.)
Учитель: Молодцы!!!
Ребята знаете, что с развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма.
Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы , ее приносили в жертву Богам. Название этой чудесной жидкости - кровь. Как нельзя себе представить государство без органов управления, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества. Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение и состав ?
Тема сегодняшнего урока – Состав и функции крови. Форменные элементы. Открываем тетради, записываем число и тему урока. Слайд 6
3 Изучение нового.
С развитием науки человечество все глубже проникает во многие тайны крови. Исследуя кровь ученые, врачи, исследователи познают ее свойства , функции , строение.
Слайд 7
И сегодня я предлагаю вам представить, что наш класс – это большая лаборатория , сейчас мы на мгновение станем учеными –исследователями . Но чтобы приступить к исследованиям практическим нужно познакомится с теорией, тем более , что некоторые познания у нас уже имеются.
Что, же мы знаем об этой удивительной жидкости красного цвета, которую часто называют “носительницей жизни”?
(Далее следует краткое сообщение ученик.)
Ученик : Киоссе Алена
Кровь – это вид соединительной ткани, межклеточное вещество которой -жидкое. Кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как выполняет разнообразные функции: Слайд 8
Дыхательную
Питательную
Выделительную
Терморегуляторную
Гуморальную . Поддерживает гомеостаз , т.е постоянство состава внутренней среды.
Регуляторная
Учитель: А еще кровь называют жизнью. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. “Кровь” и “жизнь” – слова-синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз “кровь за кровь”, “кровные братья”, “кровная месть”. Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение и состав ?
Итак наша лаборатория преступает к работе. Слайд 9
Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 –4 л у подростков.
Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.
Слайд 10.
Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость - плазма крови.
Найдите в учебниках состав плазмы крови. Она состоит из неорганических (90% - вода и различные минеральные соли) и органических веществ: белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада.
Нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами - клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами. Слайд 11.
Так как мы работаем в лаборатории , все полученные данные мы будем вносить сегодня в специальные лабораторные листы, отметим на них число, а в конце урока запишите тему , которую вы сформируете сами. Слайд 12
Итак, состав крови . Запишем его в виде схемы . Слайд 13
СХЕМА «СОСТАВ КРОВИ»
КРОВЬ
ПЛАЗМА
ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Учитель:
Теперь подробнее изучим форменные элементы крови. Слайды 14 .15. 16.
Форменные элементы крови и их функции (работа с учебником) делим класс на 3 группы
Клетки крови и их функции.
Название клетки крови |
Кол-во в 1 мм3 |
Место образования |
Срок жизни клетки |
Место разрушения |
Функции |
ЭРИТРОЦИТЫ С греческого “Эритрос” – красный “Цитос” – клетка Красные кровяные клетки Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества -гемоглобина,который присоединяет к себе кислород. Клетки напоминают губку, поры которой заполнены гемоглобином Так же клетки не содержат ядро, и не могут размножаться , место ядра занял гемоглобин!!! |
У муж. – 4,5–5 млн, у жен.4–4,5млн. Всего в крови человека 25 трилионов . их общая площадь в 1500 раз больше площади человеческого тела, что обеспечивает им захватить и перенести такое кол-во кислорода , которое полностью обеспечивает жизнедеятельность органов и тканей!!! Форм аэритроцита – Двояковогнутый диск – эта форма позволяет увеличить площадь клетки |
Так как эритроциты сами не могут размножаться , их образование происходит в красном костном мозге |
От 30 до 130 дней |
Селезенка и печень |
Перенос кислорода ко всем органам и тканям и углекислый газ к легким. ТРАНСПОРТНАЯ На стр. 85 нашего учебника найдите название вещества , которое получается при присоединение гемоглобина с кислородом /оксигемглобин/ Он имеет светлую окраску – поэтому артериальная кровь – алая, а гемоглобин без кислорода – темного цвета , поэтому венозная кровь– темно-красная. Слова ГЕМОГЛОБИН и ОКСИГЕМОГЛОБИН ЗАПИШИТЕ В БИОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИКИ !!!!! |
ЛЕЙКОЦИТЫ Белые кровяные клетки, бесцветные. Это самые крупные клетки крови, шаровидной формы имеющие ядро Виды: ГРАНУЛОЦИТЫ ЛИМФОЦИТЫ МОНОЦИТЫ /МАКРОФАГИ/ |
От 5 до 10 тыс. Обладают Амебоидныме движением |
Красный костный мозг, вилочковая железа / тимус/ , селезенке, лимфатических узлах |
От 3 часов до 5 суток, некоторые несколько лет |
Места ранений и воспалений |
Распознавание и уничтожение чужеродных соединений и клеток, которые оказываются во внутренней среде организма ЗАЩИТА и ТРАНСПОРТ В словарик: ФАГОЦИТОЗ – захват, поглощение и уничтожение чужеродных тел, а сами клетки называются – ФАГОЦИТАМИ Это явление было открыто русским ученым Ильей Ильичем Мечниковым лауреатом Нобелевской премии за открытие фагоцитарной теории иммунитета , Об этом подробнее нам расскажет Володина Анастасия АНТИГЕНЫ –чужеродные соединения АНТИТЕЛА – химические вещества , которые нейтрализуют или уничтожают антигены |
ТРОМБОЦИТЫ Кровяные пластинки |
150–400 тыс. Не содержат ядро |
Красный костный мозг. |
5–7 суток, |
Места ранений, селезенка |
Свертывание крови при ранении. При ранении , когда кровь выходит из сосуда тромбоциты слипаются и разрушаются, выделяя различные ферменты и вызывая химические реакции , которые ведут к свертываемости крови. В учебнике на стр. 87 зачитайте со слов : “СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ ВОЗМОЖНО…..” Нажать фотопарат/иллюстрации Нити фибрина и тромб// В СЛОВАРИК: ФИБРИНОГЕН, ФИБРИН,ТРОМБ |
Учитель:
А сейчас минутка отдыха, прошу вас посмотреть на фигуры , обведите глазками каждую фигурку , а теперь закройте глаза и осторожно надавите на веки, тем самым мы улучшим кровоснабжение глаз и снимем усталость.
Учитель:
Ну а сейчас ученые – исследователи мы можем перейти от теоретических вопросов к практическим действиям и изучим “Микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных – лягушки”.
Возьмите инструктивные карточки . Прочитайте цель работы и последовательность ее выполнения. Если нет вопросов можно приступить к работе.
Инструктивная карточка:
Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов крови человека и лягушки
Ход работы: Слайд 18.
Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты человека.
Запишите данные в таблицу , учитывая размеры эритроцита, форму и наличие в нем ядра
ЭРИТРОЦИТЫ |
ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/ |
НАЛИЧИЕ ЯДРА |
Человека |
Мелкие |
нет |
Рассмотрите эритроциты, крови лягушки.
Запишите данные в таблицу, о эритроците, учитывая его размеры, форму и наличие в нем ядра
ЭРИТРОЦИТЫ |
ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/ |
НАЛИЧИЕ ЯДРА |
Лягушки |
Крупные , овальной формы |
Есть
|
Используя полученные знания, смоделируйте из пластилина эритроциты крови лягушки и человека.
Сделайте выводы, отвечая на вопросы: Слайд 19
Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека?
Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?
Больше кислорода переносит кровь человека, так как в эритроцитах человека нет ядра, в отличие от лягушки, в результате чего поверхность эритроцита стала двояко-вогнутой , а следовательно увеличилась поверхность для переноса молекул кислорода.
Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой , размером. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород , а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки.
Состав крови является важной характеристикой состояния организма.
Анализ крови – одно из часто проводимых исследований. Слайд 20-24.
При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гемоглобина, и др. веществ, а так же СОЭ – скорость оседания эритроцитов, я уже рассказывала , если кровь предохранить от свертывания и оставить на несколько часов в пробирке, то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и эритроциты. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин - 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель.
При наличии воспаления в организме:
СОЭ увеличивается. Увеличивается также и численность лейкоцитов
При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия).
в крови снижается количество гемоглобина и количество эритроцитов.
Учитель:
Сейчас мы поработаем в группах, 1 ряд – 1 группа.
У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов.
Проведем медицинский консилиум .
Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток (на экране), можно использовать карточку-подсказку определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз.
Учитель:
Итак, слово 1 группе :
(Данные анализа крови соответствуют норме , мы считаем , что пациент абсолютно ЗДОРОВ!) – Володина А.
Слово 2 группе:
(В данном анализе СОЭ (скорость оседания эритроцитов) превышает норму почти в 3 раза, а количество лейкоцитов в 5 раз мы считаем, что у пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!!!)– Куприянова А.
Итак слово 3 группе:
(Анализ нашего пациента показывает, что в 2 раза упал гемоглобин, кол-во эритроцитов также в 2 раза меньше – это наталкивает нас на мысль , что пациент потерял значительное кол-во крови , т.е у него малокровие (анемия)) – Курочкина Е.
Диагнозы поставлены, верно! Медицинский консилиум завершил свою работу.
4. Закрепление.
Учитель: А скажите, почему кровь красная? Почему венозная кровь темная, а артериальная светлая? С чем всё-таки связаны особенности строения клеток крови?
Для закрепления знаний о форменных элементах крови предлагаю Игра “ВЕРЮ–НЕ ВЕРЮ”. Слайд 25.
1.Кровь состоит из плазмы и форменных элементов( Да)
2.На долю плазмы приходится 40% от общего количества
3.Эритроциты, тромбоциты и лейкоциты - это форменные элементы крови
4.Тромбоциты и эритроциты - безъядерные клетки крови
5.Лейкоциты – красные кровяные клетки
6.Функция эритроцитов – перенос кислорода
7.Лейкоциты – распознают и уничтожают чужеродные тельца
8.Тромбоциты принимают участие в свёртывании крови
9.Артериальная кровь тёмная, а венозная -ярко-алая
10.Кровь красная благодаря гемоглобину.
Подведем итог : вначале работы нашей лаборатории перед нами стоял вопрос : “КРОВЬ – ЧТО ЭТО?”, как вы думаете мы смогли ответить на этот вопрос?
(Ученики: ДА!!!)
Так что же такое кровь? Кристина
(Кровь –это вид соединительной ткани, межклеточное вещество, которой жидкое. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов : эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Анализ крови – это показатель здоровья человека. Кровь самая главная жидкость в организме, без нее невозможна жизнь!
Отметки.
Домашнее задание: Слайд 26
Подготовить сообщения по теме: «Кровь-носительница жизни. Интересные факты».
§ 15, 16 стр.58-63.
Урок закончен, всем большое спасибо.