Открытый урок " СОСТАВ КРОВИ. ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ."

Про матеріал
формирование умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы об особенностях строения клеток крови; отрабатывать навыки работы с тестовыми заданиями
Перегляд файлу

ТЕМА: СОСТАВ КРОВИ. ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ.

Цель: Формирование понятия о крови ее составе, функциях.

Задачи:

  • Обучающая: раскрыть особенности строения клеток крови в связи с их функциями;
  • Развивающие: формирование умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы об особенностях строения клеток крови; отрабатывать навыки работы с тестовыми заданиями;
  • Воспитательные: воспитывать культуру речи; бережное отношение к своему здоровью.
  •  Тип урока: Урок усвоения новых знаний. 
  • Оборудование: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, видеофрагменты, дидактический материал.
  •  Планируемые результаты: учащиеся узнают особенности строения клеток крови, осознают значимость крови. 
  • Учащиеся должны: 
  • знать: особенности строения клеток крови в связи с их функциями; основные понятия урока: плазма, эритроцит, гемоглобин, лейкоцит, фагоцит, тромбоциты, фибриноген, фибрин. 
  • уметь: самостоятельно подготовить сообщение по теме, работать с учебником, объяснять функции клеток крови и их сущность.
  •  Методы обучения : Объяснительно-иллюстративные: организация повторения изученного материала, рассказ с использованием демонстрации таблиц и элементами беседы. Проблемные: частично-поисковый, эвристическая беседа.
  • Технологии: традиционная, элементы проблемной технологии, элементы информационно-коммуникационной технологии. Презентация по теме.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
  3. Изучение нового
  4. Обобщение и закрепление
  5. Подведение итогов
  6. Домашнее задание


 


 

 

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

Учитель. Здравствуйте уважаемые гости, ребята! Прошу садитесь!

Актуализация опорных знаний учащихся.

Открытые тесты по пройденному материалу «Дыхательная система». Слайд 1,2.

В начале нашего урока мне хотелось бы вспомнить о зарождении жизни на Земле.  Вспомните , что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите пожалуйста в какой же среде теперь существуют клетки?

(Ученик: жидкая внутренняя среда.) Слайд 3

Учитель. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?

Чтобы правильно ответить на данный вопрос я предлагаю вам открыть конверты , и из нужных вам карточек на своей парте составить схему “Состав внутренней среды”, а Маша Чолак сделает это на доске.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/568861/img1.jpg

Учитель. Маша правильно выполнила задание, сравните свои результаты .Слайд 4

Ребята рассматривая компоненты внутренней среды , что мы можем сказать о лимфе?Слайд5

Ученик –Кедик  Анна.:

Лимфа – это компонент внутренней среды, она перемещается по лимфотическим сосудам и лимфотическим капиллярам , которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфотические сосуды образуют 1 лимфотический проток ,через который лимфа попадает в кровь

Учитель. А что мы можем рассказать о другом компоненте внутренней среды – тканевой жидкости?

Ученик – Коля  Картакай.

Тканевой жидкости около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки. Она состоит из 95% воды, еще в ее состав входят: минеральные соли, белки и др. органические вещества, а также кислород и углекислый газ. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада , которые поступают потом обратно в кровь и ею уносятся..

Учитель. А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? (Дети – ДА!!!)

Учитель:

Как по другому мы называем постоянство внутренней среды?

(Дети: Гомеостаз!!!)

Учитель:

Какие параметры гомеостаза  вы знаете?

(Дети: температура тела, артериальное давление, состав крови, пульс и т.д.)

Учитель: Молодцы!!!

 

Ребята знаете, что с развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма.

Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы , ее приносили в жертву Богам. Название этой чудесной жидкости - кровь. Как нельзя себе представить государство без органов управления, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества. Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение и состав ?

Тема сегодняшнего урока – Состав и функции крови. Форменные элементы. Открываем тетради, записываем число и тему урока. Слайд 6

3 Изучение нового.

С развитием науки человечество все глубже проникает во многие тайны крови. Исследуя кровь ученые, врачи, исследователи познают ее свойства , функции , строение.

Слайд 7

И сегодня я предлагаю вам представить, что наш класс – это большая лаборатория , сейчас мы на мгновение станем учеными –исследователями . Но чтобы приступить к исследованиям практическим нужно познакомится с теорией, тем более , что некоторые познания у нас уже имеются.

Что, же мы знаем об этой удивительной жидкости красного цвета, которую часто называют “носительницей жизни”?

(Далее следует краткое сообщение ученик.)

Ученик : Киоссе Алена

Кровь – это вид соединительной ткани, межклеточное вещество которой -жидкое. Кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как выполняет разнообразные функции:  Слайд 8

Дыхательную

Питательную

Выделительную

Терморегуляторную

Гуморальную . Поддерживает гомеостаз , т.е постоянство состава внутренней среды.

 Регуляторная

Учитель: А еще кровь называют жизнью. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. “Кровь” и “жизнь” – слова-синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз “кровь за кровь”, “кровные братья”, “кровная месть”. Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение и состав ?

Итак наша лаборатория преступает к работе. Слайд 9

Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4-6 л у взрослого человека и около 3 –4 л у подростков.

Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.

 Слайд 10.

Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость - плазма крови.

Найдите в учебниках состав плазмы крови. Она состоит из неорганических (90% - вода и различные минеральные соли) и органических веществ: белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада.

Нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами - клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами. Слайд 11.

Так как мы работаем в лаборатории , все полученные данные мы будем вносить сегодня в специальные лабораторные листы, отметим на них число, а в конце урока запишите тему , которую вы сформируете сами. Слайд 12

Итак, состав крови . Запишем его в виде схемы . Слайд 13


 


 

СХЕМА «СОСТАВ КРОВИ»

КРОВЬ

hello_html_bd1fcc8.gifhello_html_27efdc43.gif
 

ПЛАЗМА

ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

hello_html_m1bd3231f.gifhello_html_55c86156.gifhello_html_m7a8ea6d4.gifhello_html_m42c532d8.gifhello_html_m3bf0e9ff.gifhello_html_m29d30cb9.gif
 

Учитель:

Теперь подробнее изучим форменные элементы крови. Слайды 14 .15. 16.

Форменные элементы крови и их функции (работа с учебником) делим класс на 3 группы

 

Клетки крови и их функции.

Название клетки крови

Кол-во в 1 мм3 
и форма

Место образования

Срок жизни клетки

Место разрушения

Функции

ЭРИТРОЦИТЫ

С греческого

“Эритрос” – красный

“Цитос” – клетка

Красные кровяные клетки

Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества -гемоглобина,который присоединяет к себе кислород.

Клетки напоминают губку, поры которой заполнены гемоглобином

Так же клетки не содержат ядро, и не могут размножаться , место ядра занял гемоглобин!!!

У муж. – 4,5–5 млн, у жен.4–4,5млн.

Всего в крови человека 25 трилионов . их общая площадь в 1500 раз больше площади человеческого тела, что обеспечивает им захватить и перенести такое кол-во кислорода , которое полностью обеспечивает жизнедеятельность органов и тканей!!!

Форм аэритроцита – Двояковогнутый диск – эта форма позволяет увеличить площадь клетки

Так как эритроциты сами не могут размножаться , их образование происходит в красном костном мозге

От 30 до 130 дней

Селезенка и печень

Перенос кислорода ко всем органам и тканям и углекислый газ к легким. ТРАНСПОРТНАЯ

На стр. 85 нашего учебника найдите название вещества , которое получается при присоединение гемоглобина с кислородом /оксигемглобин/ Он имеет светлую окраску – поэтому артериальная кровь – алая, а гемоглобин без кислорода – темного цвета , поэтому венозная кровь– темно-красная.

Слова ГЕМОГЛОБИН и ОКСИГЕМОГЛОБИН ЗАПИШИТЕ В БИОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИКИ !!!!!

ЛЕЙКОЦИТЫ

Белые кровяные клетки, бесцветные. Это самые крупные клетки крови, шаровидной формы имеющие ядро

Виды:

ГРАНУЛОЦИТЫ

ЛИМФОЦИТЫ

МОНОЦИТЫ /МАКРОФАГИ/

От 5 до 10 тыс.

Обладают

Амебоидныме движением

Красный костный мозг, вилочковая железа / тимус/ , селезенке, лимфатических узлах

От 3 часов до 5 суток, некоторые несколько лет

Места ранений и воспалений

Распознавание и уничтожение чужеродных соединений и клеток, которые оказываются во внутренней среде организма

ЗАЩИТА и ТРАНСПОРТ

В словарик:

ФАГОЦИТОЗ – захват, поглощение и уничтожение чужеродных тел, а сами клетки называются – ФАГОЦИТАМИ

Это явление было открыто русским ученым Ильей Ильичем Мечниковым лауреатом Нобелевской премии за открытие фагоцитарной теории иммунитета , Об этом подробнее нам расскажет Володина Анастасия

АНТИГЕНЫ –чужеродные соединения

АНТИТЕЛА – химические вещества , которые нейтрализуют или уничтожают антигены

ТРОМБОЦИТЫ

Кровяные пластинки

150–400 тыс.

Не содержат ядро

Красный костный мозг.

5–7 суток,

Места ранений, селезенка

Свертывание крови при ранении.

При ранении , когда кровь выходит из сосуда тромбоциты слипаются и разрушаются, выделяя различные ферменты и вызывая химические реакции , которые ведут к свертываемости крови.

В учебнике на стр. 87 зачитайте со слов : “СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ ВОЗМОЖНО…..”

Нажать фотопарат/иллюстрации

Нити фибрина и тромб//

В СЛОВАРИК:

ФИБРИНОГЕН, ФИБРИН,ТРОМБ

Учитель:

А сейчас минутка отдыха, прошу вас посмотреть на фигуры  , обведите глазками каждую фигурку , а теперь закройте глаза и осторожно надавите на веки, тем самым мы улучшим кровоснабжение глаз и снимем усталость.

Учитель:

Ну а сейчас ученые – исследователи мы можем перейти от теоретических вопросов к практическим действиям и изучим “Микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных – лягушки”.

Возьмите инструктивные карточки . Прочитайте цель работы и последовательность ее выполнения. Если нет вопросов можно приступить к работе.

Инструктивная карточка:

Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов крови человека и лягушки

Ход работы: Слайд 18.

Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты человека.

Запишите данные в таблицу , учитывая размеры эритроцита, форму и наличие в нем ядра
 

ЭРИТРОЦИТЫ

ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/

НАЛИЧИЕ ЯДРА

Человека

Мелкие
Двояковогнутый диск

нет

 

Рассмотрите эритроциты, крови лягушки.

Запишите данные в таблицу, о эритроците, учитывая его размеры, форму и наличие в нем ядра
 

ЭРИТРОЦИТЫ

ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/

НАЛИЧИЕ ЯДРА

Лягушки

Крупные , овальной формы

Есть

 

Используя полученные знания, смоделируйте из пластилина эритроциты крови лягушки и человека.

Сделайте выводы, отвечая на вопросы: Слайд 19

Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека?

Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?

Больше кислорода переносит кровь человека, так как в эритроцитах человека нет ядра, в отличие от лягушки, в результате чего поверхность эритроцита стала двояко-вогнутой , а следовательно увеличилась поверхность для переноса  молекул кислорода.

Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой , размером. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород , а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки.

Состав крови является важной характеристикой состояния организма. 

Анализ крови – одно из часто проводимых исследований. Слайд 20-24.

При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гемоглобина, и др. веществ, а так же СОЭ – скорость оседания эритроцитов, я уже рассказывала , если кровь предохранить от свертывания и оставить на несколько часов в пробирке, то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и эритроциты. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин - 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель.

При наличии воспаления в организме:

СОЭ увеличивается. Увеличивается также и численность лейкоцитов

При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия).

в крови снижается количество гемоглобина и количество эритроцитов.

Учитель:

Сейчас мы поработаем в группах, 1 ряд – 1 группа.

У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов.

Проведем медицинский консилиум .

Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток (на экране), можно использовать карточку-подсказку определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз.

Учитель:

Итак, слово 1 группе :

(Данные анализа крови соответствуют норме , мы считаем , что пациент абсолютно ЗДОРОВ!) – Володина А.

Слово 2 группе:

(В данном анализе СОЭ (скорость оседания эритроцитов) превышает норму почти в 3 раза, а количество лейкоцитов в 5 раз мы считаем, что у пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!!!)– Куприянова А.

Итак слово 3 группе:

(Анализ нашего пациента показывает, что в 2 раза упал гемоглобин, кол-во эритроцитов также в 2 раза меньше – это наталкивает нас на мысль , что пациент потерял значительное кол-во крови , т.е у него малокровие (анемия)) – Курочкина Е.

Диагнозы поставлены, верно! Медицинский консилиум завершил свою работу.

4. Закрепление.

 

Учитель: А скажите, почему кровь красная? Почему венозная кровь темная, а артериальная светлая? С чем всё-таки связаны особенности строения клеток крови?

 

Для закрепления знаний о форменных элементах крови предлагаю   Игра “ВЕРЮ–НЕ ВЕРЮ”. Слайд 25.

1.Кровь состоит из плазмы и форменных элементов( Да)

2.На долю плазмы приходится 40% от общего количества

3.Эритроциты, тромбоциты и лейкоциты - это форменные элементы крови

4.Тромбоциты и эритроциты - безъядерные клетки крови

5.Лейкоциты – красные кровяные клетки

6.Функция эритроцитов – перенос кислорода

7.Лейкоциты – распознают и уничтожают чужеродные тельца

8.Тромбоциты принимают участие в свёртывании крови

9.Артериальная кровь тёмная, а венозная -ярко-алая

10.Кровь красная благодаря гемоглобину.

Подведем итог : вначале работы нашей лаборатории перед нами стоял вопрос : “КРОВЬ – ЧТО ЭТО?”, как вы думаете мы смогли ответить на этот вопрос?

(Ученики: ДА!!!)

Так что же такое кровь? Кристина

(Кровь –это вид соединительной ткани, межклеточное вещество, которой жидкое. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов : эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Анализ крови – это показатель здоровья человека. Кровь самая главная жидкость в организме, без нее невозможна жизнь!

Отметки.

Домашнее задание: Слайд 26

Подготовить сообщения по теме: «Кровь-носительница жизни. Интересные факты».

§ 15, 16 стр.58-63.

Урок закончен, всем большое спасибо.

 

docx
Додав(-ла)
Терзі Олена
Додано
27 січня 2019
Переглядів
3962
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку