Конспект
логопедического занятия
с учащимися 2 класса
с нарушением письма и чтения
на фоне недоразвития фонематического слуха.
Тема: "Обозначение на письме мягкости
согласных в конце слова".
Лексическая тема: «Весна. Лес. Рыбы. Дикие животные»
Учитель-логопед
Першотравенской ОШ №2
Куберник Л.В.
Логопедическое занятие
с учащимися 2 класса с нарушением письма и чтения на фоне недоразвития фонематического слуха.
Тема: "Обозначение на письме мягкости согласных в конце слова".
Цель:
Оборудование: картинка мягкого знака, предметные картинки животных, птиц, рыб, звуковые схемы, карточки, запутанные буквы, картинки (мел, мель, шест, шесть), презентация.
Ход занятия
І. Организационный момент.
Давайте поприветствуем друг друга, улыбнемся и пожелаем успеха в учебе. (дети улыбнулись и пожали друг другу руки, пожелали успеха в учебе)
2. Беседа
- Какое сейчас время года?
- Сейчас время года - весна.
- Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие – в лес.
Подбор родственных слов. Подберите родственные слова к слову ЛЕС.
Послушаем, как птицы поют и чем они занимаются ранней весной.
(на слайде или картинке дерево, на нем сидит дятел и стучит по коре). Мы слышим звук д д д (логопед произносит звук)
Л. Какой звук вы слышите?
Д. Слышим звук д-д-д.
Л. Правильно, он стучит уверенно, четко и твердо потому, что дятел взрослый. А сейчас посмотрите еще одну картинку. Кого вы видите на дереве?
На дереве сидит маленький дятел и стучит д`- д`- д` (произносит логопед). Он маленький, но добывает пищу себе самостоятельно. Кто произносит звук - твердый согласный, а кто - мягкий?
Д. Твердый согласный произносит взрослый дятел, мягкий согласный - маленький дятел.
Л. Молодцы. Сегодня мы будем говорить о мягком знаке в конце слова и учиться правильно говорить, писать и читать слова.
ІІ. Основная часть.
Вспомним артикуляцию мягкого согласного звука
Повторим: при произношении мягкого согласного звука язык и губы больше в напряжении, язык широкий.
Л. Сейчас мы с вами поиграем. Будем ловить звуки сачком (синий – твердый согласный, зеленый сачок – мягкий согласный).
Звуки: Д, Т, Д`, Т`, З`, С`, З, С, В, Ф, В`.
Итог первого задания:
Л. Какой фишкой обозначаем мягкий и твёрдый согласный звук на звуковой схеме?
- Мягкий согласный обозначается =, а твердый – .
Л. Мы с вами еще находимся в лесу. Скажите, кто живет в лесу?
- Птицы, животные, насекомые. (на слайде – картинка: лебедь, снегирь, олень, голубь, лось, тюлень.)
Как назвать одним словом тех, кто изображен на картинке (животные, птицы).
Звуковой анализ слова, который относится к животным.
Один ребенок делает у доски, остальные слова каждый самостоятельно. (Логопед проверяет, подводит итог).
Л. На доске вывешиваются звуковые схемы. Необходимо подобрать картинку к этой схеме. (Картинки расположены рядом)
2. Соотношение звука с буквой.
На письме мягкий знак показывает, что согласный произносится мягко. (читает стихотворение)
Я- мягкий знак
Это должны знать все.
Хотя между буквами молчу
Быть мягкими их учу.
Л.Откройте тетради, напишите дату, месяц. (запись на доске)
В лесу протекает речка. Кто в речке живет?(рыбы) Назовите рыб в названии которых есть мягкий знак при написании (карась, окунь, пескарь). Раздать картинки, дети должны сделать звуко- буквенный анализ слов .Например: о-о=, окунь -4зв.,5б.,2сл.
3. Работа со словами-паронимами.
Л. Составьте слова из букв и подберите к ним картинки, которые будут отличаться по написанию только одной буквой, а какой вы мне и Ь скажите, выполнив задание.
Е, М, Л
У, О, Л, Г картинки: мел-мель, шест-шесть, угол-уголь
Ш, С, Е, Т
Л. Какой буквой отличаются пары слов? Кто уже догадался?
Л. Давайте сравним 1-ю пару слов по значению, по звучанию, написанию.
– Что обозначает слово МЕЛ; МЕЛЬ?
– Какой последний звук в слове МЕЛ; МЕЛЬ?
– Чем отличаются эти слова по написанию?
– Сколько звуков в слове МЕЛ? МЕЛЬ?
– Какой можно сделать вывод?
4. Задание по карточкам.
Л. Списать слова с карточек образуя из множественного числа единственное. (лебеди, журавли, голуби, снегири, гуси).
5. Закрепление темы.
Л. Ребята, у мягкого знака в лесу живут друзья. Кто это, как вы думаете?
Л. Посмотрите на картинки и назовите только друзей Ь.
(Картинки животных: лось, волк, олень, рысь, медведь.)
Л. Молодцы! Ь знак очень доволен. А почему эти животные его друзья, как вы думаете?
Л. Где в этих словах пишется Ь?
Л. Какую роль выполняет в этих словах Ь?
Л. Какое из этих животных лишнее? Почему?
7. Развитие связной речи.
Л. Что вы знаете об олене? (2–3 предложения о жизни оленя.)
(Олен.. крупное животное. Рога очен.. большие, сначала изгибаются назад, а потом вперед. Сбрасывают рога один раз в год. Летом питаются травой. Зимой едят ягел... (Картинка ягеля.)
8. Письменная работа.
Л. Списать 2 предложения, вставить пропущенную букву и подчеркнуть слово с мягким знаком.
(Прочитать, проверить, подвести итог)
9. Развитие зрительного восприятия.
Л. Составьте предложения по схеме и запишите.
І (лебедь) ======= ˅ (озеро).
Л. А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте написание предложения, ошибки исправьте карандашом.
Л. В каких словах и кто допустил ошибки?
10. Словарный диктант: сталь, огонь, цепь, соль, пузырь.
Л. А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте написание слов, ошибки исправьте карандашом.
Л. Ну вот мы и вернулись с прогулки. Все устали? Мягкий знак приготовил вам угощение, а что это отгадайте. (Слово карамель написано наоборот и перевернуто).
Л. А почему карамель?
Итог занятия:
Л. Ребята чему мы учились сегодня на занятии? Что понравилось вам сегодня? Оцените свою работу на занятии и поднимите смайлики: желтый- если вы всё поняли и вам понравилось, синий- если нужно доработать эту тему, и зеленый если ничего не понял на уроке.