Помякшення приголосних в кінці слова

Про матеріал
Конспект логопедичного заняття з учнями 2 класу з корекції дисграфії на грунті недорозвинення фонематичного слуху для шкіл національних меншин (навчання російською мовою) Тема: "Обозначение на письме мягкости согласных в конце слова". В процессе занятия знакомим детей со вторым способом обозначения мягкости согласных на письме; • развиваем умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки; • развиваем фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа и синтеза; • обогащаем словарный запас; • развиваем слуховую и зрительную память, логическое мышление.
Перегляд файлу

 

 

 

 

 

 

Конспект

логопедического занятия

с учащимися 2 класса

с нарушением письма и чтения

на фоне недоразвития фонематического слуха.

 

 

Тема: "Обозначение на письме мягкости

согласных в конце слова".

Лексическая тема: «Весна. Лес. Рыбы. Дикие животные»

 

 

 

Учитель-логопед

Першотравенской ОШ №2

Куберник Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

Логопедическое занятие

с учащимися 2 класса с нарушением письма и чтения на фоне недоразвития фонематического слуха.

Тема: "Обозначение на письме мягкости согласных в конце слова".

Цель:

  • познакомить детей со вторым способом обозначения мягкости согласных на письме;
  • развивать умения дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки;
  • развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
  • развивать навык правописания слов с мягким знаком в конце;
  • уточнять и обогащать словарный запас;
  • развивать устойчивость, концентрацию, переключаемость внимания, слуховую и зрительную память, логическое мышление (обобщение, классификацию).

Оборудование: картинка мягкого знака, предметные картинки животных, птиц, рыб, звуковые схемы, карточки, запутанные буквы, картинки (мел, мель, шест, шесть), презентация.

Ход занятия

І. Организационный момент.

Давайте поприветствуем друг друга, улыбнемся и пожелаем успеха в учебе. (дети улыбнулись и пожали друг другу руки, пожелали успеха в учебе)

2. Беседа

- Какое сейчас время года?

- Сейчас время года - весна.

- Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие – в лес.

Подбор родственных слов. Подберите родственные слова к слову ЛЕС.

Послушаем, как птицы поют и чем они занимаются ранней весной.

(на слайде или картинке дерево, на нем сидит дятел и стучит по коре). Мы слышим звук д д д (логопед произносит звук)

Л. Какой звук вы слышите?

Д.  Слышим звук д-д-д.

Л. Правильно, он стучит уверенно, четко и твердо потому, что дятел взрослый. А сейчас посмотрите еще одну картинку. Кого вы видите на дереве?

На дереве сидит маленький дятел и стучит д`- д`- д` (произносит логопед). Он маленький, но добывает пищу себе самостоятельно. Кто произносит звук - твердый согласный, а  кто - мягкий?

Д. Твердый согласный произносит взрослый дятел, мягкий согласный - маленький дятел.

Л. Молодцы. Сегодня мы будем говорить о мягком знаке в конце слова и учиться правильно говорить, писать и читать слова. 

 

 

ІІ. Основная часть.

  1. Развитие фонематического слуха.

Вспомним артикуляцию мягкого согласного звука

Повторим: при произношении мягкого согласного звука язык и  губы больше в напряжении, язык широкий.

Л. Сейчас мы с вами поиграем. Будем ловить звуки сачком (синий – твердый согласный, зеленый сачок – мягкий согласный).

Звуки: Д, Т, Д`, Т`, З`, С`, З, С, В, Ф, В`.

Итог первого задания:

Л. Какой фишкой обозначаем мягкий и твёрдый согласный звук на звуковой схеме?

- Мягкий согласный обозначается =, а твердый  – .

Л. Мы с вами еще находимся в лесу. Скажите, кто живет в лесу?

- Птицы, животные, насекомые. (на слайде – картинка: лебедь, снегирь, олень, голубь, лось, тюлень.)

Как назвать одним словом тех, кто изображен на картинке (животные, птицы).

Звуковой анализ слова, который относится к животным.

Один ребенок делает у доски, остальные слова каждый самостоятельно. (Логопед проверяет, подводит итог).

Л. На доске вывешиваются звуковые схемы. Необходимо подобрать картинку к этой схеме. (Картинки расположены рядом)

2. Соотношение звука с буквой.

На письме мягкий знак показывает, что согласный произносится мягко. (читает стихотворение)

Я- мягкий знак

Это должны знать все.

Хотя между буквами молчу

Быть мягкими их учу.

Л.Откройте тетради, напишите  дату, месяц. (запись на доске)

   В лесу протекает речка. Кто в речке живет?(рыбы) Назовите рыб в названии которых есть мягкий знак при написании (карась, окунь, пескарь). Раздать картинки, дети должны сделать звуко- буквенный анализ слов .Например: о-о=, окунь -4зв.,5б.,2сл.

3. Работа со словами-паронимами. 

Л. Составьте слова из букв и подберите к ним картинки, которые будут отличаться по написанию только одной буквой, а какой вы мне и Ь скажите, выполнив задание.

Е, М, Л

У, О, Л, Г картинки: мел-мель, шест-шесть, угол-уголь

Ш, С, Е, Т

Л. Какой буквой отличаются пары слов? Кто уже догадался?

Л. Давайте сравним 1-ю пару слов по значению, по звучанию, написанию.

– Что обозначает слово МЕЛ; МЕЛЬ?
– Какой последний звук в слове МЕЛ; МЕЛЬ?
– Чем отличаются эти слова по написанию?
– Сколько звуков в слове МЕЛ? МЕЛЬ?
– Какой можно сделать вывод?

4. Задание по карточкам.

Л. Списать слова с карточек образуя из множественного числа единственное. (лебеди, журавли, голуби, снегири, гуси).

5. Закрепление темы.

Л. Ребята, у мягкого знака в лесу живут друзья. Кто это, как вы думаете?

Л. Посмотрите на картинки и назовите только друзей Ь.

(Картинки животных: лось, волк, олень, рысь, медведь.)

Л. Молодцы! Ь знак очень доволен. А почему эти животные его друзья, как вы думаете?

Л. Где в этих словах пишется Ь?

Л. Какую роль выполняет в этих словах Ь?

Л. Какое из этих животных лишнее? Почему?

7. Развитие связной речи.

Л. Что вы знаете об олене? (2–3 предложения о жизни оленя.)

(Олен.. крупное животное. Рога очен.. большие, сначала изгибаются назад, а потом вперед. Сбрасывают рога один раз в год. Летом питаются травой. Зимой едят ягел... (Картинка ягеля.)

8. Письменная работа.

Л. Списать 2 предложения, вставить пропущенную букву и подчеркнуть слово с мягким знаком.

(Прочитать, проверить, подвести итог)

9. Развитие зрительного восприятия.

Л. Составьте предложения по схеме и запишите. 

І  (лебедь) =======   ˅  (озеро).

Л. А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте написание предложения, ошибки исправьте карандашом.

Л. В каких словах и кто допустил ошибки?

10. Словарный диктант: сталь, огонь, цепь, соль, пузырь.

Л. А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте написание слов, ошибки исправьте карандашом.

Л. Ну вот мы и вернулись с прогулки. Все устали? Мягкий знак приготовил вам угощение, а что это отгадайте. (Слово карамель написано наоборот и перевернуто). 

Л. А почему карамель?

Итог занятия:

Л. Ребята чему мы учились сегодня на занятии? Что понравилось вам сегодня? Оцените свою работу на занятии и поднимите смайлики: желтый- если вы всё поняли и вам понравилось, синий- если нужно доработать эту тему, и зеленый если ничего не понял на уроке.

docx
Пов’язані теми
Логопедія, Розробки уроків
Інкл
Додано
17 лютого 2021
Переглядів
546
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку