Индивидуальное занятие по постановке звука "Р"
Тема: Постановка звука «Р».
Цель: Обучать ребенка произносить данный звук механическим способом.
Заадачи:
-Производить упражнения в плане формирования звука;
- Способствовать развитию моторики (общей и мелкой);
-Развивать психические функции + дыхание;
Оборудование: Артикуляционный профиль, зеркало, дидактические картинки.
Ход занятия
Подготовительный этап.
1. Организационный момент.
- Давай вместе повторим наше правило про ротик, который красиво выговаривал все звуки!
Говорим всегда красиво,
правильно, неторопливо
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно
Чтоб всем было понятно.
2. Тема и цель занятия.
- Сегодня мы продолжим работу над звуком «Р» и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику.
3. Артикуляционная гимнастика.
А теперь давай будем делать гимнастику для язычка. Что-то он засиделся у нас в ротике и хочет потанцевать!
Основной этап
1. Характеристика звука. Анализ артикуляции при звуке «Р».
- Мы уже потанцевали язычком и посмотрели как хорошо он может у тебя крутиться и танцевать. Ты большой молодец и справился с заданием на отлично!
- А теперь посмотри как я произношу звук «Р». + Смотрим профиль данного звука.
- Посмотри в зеркало и произнеси звук «Р», посмотри в каком положении у тебя находятся губы? ( открыты, закрыты, приоткрыты)?
- А зубки? (соприкасаются, сближены)?
- А в каком положении у нас находиться кончик языка? ( язычок поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)
- Где у нас проходит воздух во время произношения этого звука? ( воздушная струя идет посредине языка)
- Когда ты говоришь звук «Р» у тебя есть преграда во рту? Что тебе мешает ?(да, это язычок, он перекрывает путь напрямую воздушной струи)
Какой у нас звук «Р» ? Глухой или звонкий? ( Звонкий)
А давай я покажу тебе магию? Положи ручку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую дрожание). А это значит что наша с тобой магия работает!
2. А теперь давай с тобой попрыгаем и проведем физкультминутку!
Физкультминутка. Головой качает слон
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
Головою три кивка
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
3. Дыхательная гимнастика.
Вот мы уже с тобой много чего умеем делать и почти научились выговаривать звук «Р» но нам не хватает дыхания. Давай посмотрим, а правильно мы дышим? И если нет, то сейчас научимся!
4. Постановка звука «Р» от сохранного «Д».
А ты знаешь как стучит дятел? Какой звук он в это время произносит? –Правильно, звук «Д»! Давай вместе с тобой постучим по дереву много раз. –Д-Д-Д-Д-Д-Д. Смотри, теперь нам нужно постучать по дереву как взрослый дятел и как маленький!
5. Развитие фонематического слуха.
-Теперь мы с тобой поиграем в игру под названием «Поймай звук «Р».
- Хлопни в ладоши и поймай звук «Р» если услышишь его: М,П,Л,Р,К,С,Ф,Р,Я,Д,И,Р.
6.Закрепляем звук «Р» с помощью чистоговорок.
-Теперь мы должны с тобой научиться красиво произносить язычком наши звуки! Ну что ж, пробуем?
Заключительный этап
7. Итог занятия.
- Мы сегодня с тобой так сильно трудились, что наш язычок устал, и пора бы ему немного отдохнуть!
-Что больше всего тебе понравилось на занятии? Давай вспомним в каком положении должен быть наш язычок что бы мы смогли правильно выговорить звук «Р»?
8. Домашнее задание.
Я придумала для тебя очень интересное занятие. Когда ты придешь домой, сможешь его с лёгкостью выполнить!
Нарисуй пожалуйста любого животного, у которого есть в слове звук р. Например: тигР!