10-11 классы
Литературно-музыкальная композиция
БАЛ литературных героев «ВЕСЬ МИР – ТЕАТР»
Васичкина Наталия Петровна,
учитель русского языка и литературы,
специализированная школа №40, г.Мариуполь
Во внеклассном мероприятии по литературе объединены стихотворения, звучащие на сцене, отрывки из драматических произведений одной темой: театр. Композиция – проект представлена в форме Бала литературных героев.
Цели: повторение изученных литературных произведений сценического характера; развитие творческих и художественно-эстетических способностей учащихся, воспитание гармоничной личности, тонко чувствующей красоту поэтического слова и музыки.
Оборудование: компьютер, проектор с мультимедийным экраном, костюмы и декорации для сцен, портреты писателей, выставка книг постановочных пьес.
Праздник проводится в зале, оформленном под театр. Перед входом над дверью приглашение «Добро пожаловать в театр!»
На сцене надпись: «Весь мир — театр, и люди в нем - актеры» У.Шекспир
Этапы мероприятия:
I.ВСТУПЛЕНИЕ, ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА
Чтец 1:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Ведущий1: «Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти…» … «Гамлет» - стихотворение известного поэта «серебряного века» Бориса Пастернака.
Ведущий2: Да, «…он играть согласен эту роль…» - это вечно. А вот эти слова Шекспира, давно ставшие крылатыми: «Весь мир – театр, а люди в нём актёры…» – как ты считаешь, что они означают?
Ведущий1: Я думаю, что сегодня, на нашем литературно-музыкальном вечере «Весь мир - театр…», мы и узнаем смысл этих шекспировских строк.
Чтецы 2,3:
«Весь мир – театр, а люди в нём актёры…» –
Выходит так, что мы с тобою – в кубе,
И неприятность вырастает в форму горя,
И под улыбкою просвечивают зубы.
Не заступи лишь за кулисы правды
И не оглохни от аплодисментов.
О, сколько в оркестровой яме яда
Скрипичного от недостатка света!
А этот вечный ужас монолога…
И одиночество на публике – край смерти.
Не верьте в жизни, но на сцене – верьте
В счастливую усмешку эпилога.
И вот уже двухсотый раз на сцене,
И кажется, что всё одно и то же:
Слова, боль, интонации, движенья –
Всё так знакомо, но так не похоже.
Спектакль заполняет нишу «время»
И с ним уходит, следующий снова
Не повторяется – идёт с другой ступени,
И главное, чтоб прозвучало слово.
Живое. Даже если ты усталый,
Больной, разбитый и не в настроении,
Ты должен выйти, взять пространство зала
И увести его в другое измеренье
Ведущий1: Очень весомо: «Ты должен выйти, взять пространство зала и увести его в другое измеренье…». А знаете ли вы, что такое театр? Само это слово пришло к нам из греческого языка и означало «место для зрелищ» В словаре можно прочесть следующее: «Театр – искусство, состоящее в изображении, представлении чего-нибудь в лицах, осуществляемом в виде публичного зрелища».
Ведущий 2: А вот как образно об этом же сказал Владимир Иванович Немирович-Данченко: «Вы можете построить замечательное здание, посадить великолепных директоров и администрацию, пригласить музыкантов – и всё-таки театра ещё не будет; а вот выйдут на площадь три актёра, постелют коврик и начнут играть пьесу, даже без грима и обстановки, а театр уже есть».
Чтецы 4,5:
Зал рукоплещет, ропщет, свищет,
Он и поклонник, и судья.
Актер на сцене - принц и нищий,
Где жизнь чужая, где своя?
Все в этом дивном закулисье
Чудесным образом сплелось:
Что было дальним, стало близким,
О чем мечталось, то сбылось.
Разбег от радости до злости,
О, жизнь, спрессованная в миг!
О, театральные подмостки!
Я ваш бессрочный ученик.
Когда из сумрачного мира
Я выхожу под рампы свет,
То жизнь мне кажется сатирой,
Правдивей сцены правды нет.
И вновь прекрасна Клеопатра,
Вновь сказку дарит Берендей -
Бессмертна магия театра,
И браво, браво, лицедей!
Ведущий 1: Традиционно в театре играют два наиболее популярных жанра — комедию и трагедию. Упоминание о первой театральной постановке датируется 2500 годом до нашей эры. Первая театральная игра состоялась в Египте. сюжетом послужили образы египетской мифологии. В древней Греции театр стал формироваться как искусство, устанавливались четкие определения трагедии и комедии, а также других театральных форм.
Ведущий 2: Театр, театральное искусство были важны и значимы в истории всех времён и народов. И в современном мире театр не утратил своей значимости и актуальности. Мы с вами и сегодня посещаем театральные залы, с интересом смотрим спектакли, мастерски сыгранные на сцене «вживую» талантливыми актёрами.
Ведущий 1: И каждый из нас, я уверен, не раз представлял и себя самого на сцене, увлечённый и очарованный каким-либо действом на сцене: «Гул затих, я вышел на подмостки…». На уроках литературы мы всегда с интересом участвуем в театральных сценках, перевоплощаясь в героев изученных произведений. А наши традиционный майские итоговые инсценирования! Сколько споров, сомнений, тревог, эмоций приходится пережить при подготовке этих небольших сценических этюдов.
ФОТОПРЕЗЕНТАЦИЯ
Ведущий 2: И вот сегодня наши ежегодные театральные пробы на уроках литературы мы воплотим уже на сцене этого зала перед заинтересованной публикой, посетившей наш импровизированный школьный театр.
Чтецы 6,7:
Пять минут ещё до выступленья.
Выход свой артисты нервно ждут.
Очень сложно справиться с волненьем,
Ведь сегодня наш с тобой дебют.
В мир кулис, какая тянет сила?
Не сидится снова по домам.
Чем-то сцена так собой пленила,
Что покой теперь уже неведом нам.
В зале просто гром аплодисментов.
Крики «Браво!» слышим даже тут.
Ради этих сказочных моментов,
Видимо, артисты и живут,
Да и мы откажемся едва ли.
Пять минут прошло и нам пора.
Слышишь? Наши имена назвали.
Ну, пошли. Ни пуха, ни пера…
II СЦЕНЫ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Ведущий1: Ну что ж – ни пуха, ни пера… «Весь мир — театр. В нём женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль»
Ведущий2: Приглашаем на сцену литературных героев, сошедших со страниц известных произведений! Сегодня наши актёры представят уважаемой публике отрывки из произведений, предназначенных для постановки на сцене: комедий, трагедий и драм прославленных в веках писателей, поэтов и драматургов.
Ведущий1: Выступление каждой группы участников театральных мизансцен предлагается объявлять зрителям, угадав по предложенному афоризму имя автора и название произведения. Итак…
Ведущий1,2 (по очереди):
- «To be, or not to be: that is the question…» - «Быть или не быть: вот в чем вопрос. Достойно ли смиряться под ударами судьбы…».
- «Не говори, что мыслишь. И мысль незрелую не исполняй»
1. Отвечающий из зала приглашается на сцену для объявления автора и названия произведения (Вильям Шекспир «Гамлет»)
2. Отвечающий из зала приглашается на сцену для объявления автора и названия произведения (Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве»)
- « С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь тем и дом держится, мой батюшка!»
- «Я отроду ничего не читывал¸ сестрица! Бог меня избавил от этой скуки!»
- «Не хочу учиться, а хочу жениться!»
3. Отвечающий из зала приглашается на сцену для объявления автора и названия произведения (Денис Иванович Фонвизин «Недоросль»)
- «Свежо предание, а верится с трудом»
- «Не человек – змея. Грозный взгляд, и резкий тон»
- «Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!»
4. Отвечающий из зала приглашается на сцену для объявления автора и названия произведения (Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума»)
- «Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия»
- «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие…»
- «У меня лёгкость в мыслях необыкновенная»
5. Отвечающий из зала приглашается на сцену для объявления автора и названия произведения (Николай Васильевич Гоголь «Ревизор»)
-«В любви равенства нет, это уж не мной заведено. В любви приходится иногда и плакать»
- Все себя любят! Когда же меня-то будет любить кто-нибудь? Доведете вы меня до погибели?!»
6. Отвечающий из зала приглашается на сцену для объявления автора и названия произведения (Александр Николаевич Островский «Бесприданница»)
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА
Ведущий1,2: Потушен свет, ушли актёры,
И за безмолвием кулис
Шагов растает эхо скоро
С аплодисментами на бис.
Лишь бархатные спинки кресел
Расправив плечи наконец,
Мерцают благодарным светом
Волненья зрительских сердец.
Ведущий1: Идут годы, сменяются эпохи. Но вопреки всем испытаниям театр живёт, растёт число его поклонников. «Любите ли вы театр?» - когда-то этот вопрос задал своим читателям известный критик Белинский. И с каждым годом всё больше и больше молодых людей отвечают на него утвердительно, решаясь всецело посвятить себя театру.
Ведущий2: Мы каждый раз прощаемся с театром, чтобы вновь прийти в него. Так любите театр независимо от того, по какую сторону рампы вы находитесь. И помните: театр нуждается не только в гениальных актёрах и режиссёрах, но и в гениальных зрителях!
Чтецы 8,9:
Шекспир был прав: весь мир-театр,
А мы - актеры и актрисы.
Играем, не считая дат,
Не возвращаясь за кулисы.
Мы роли знаем наизусть,
И отработаны движенья,
Изобразить веселье, грусть,
Для нас обычное явленье.
Под маской грима не узнать,
Какие мучают нас мысли,
Кем были и кем можем стать,
Насколько меж собою близки.
Никто не сможет упрекнуть
Вчера, сегодня или завтра,
Всю нашу жизнь и нашу суть
Определил всецело автор.
Так одинаково смешны
И одинаково несчастны,
И декорации прочны,
И чем все кончится - не ясно.
Играем на исходе дня,
С восходом солнца, поздней ночью,
Друзья играют и родня ,
И роли выучили прочно.
Одни играют королей,
Другие – свиту, третьи - нищих,
В огромном зале нет дверей,
Не видно зрителей притихших.
И я игрок, но жду звонка,
сюжет оставил равнодушным,
Хочу писать, но рвет строка
Бумагу, действие и душу.
Быть может, роль невелика,
Быть может, режиссер сфальшивил,
Твердеет с каждым днем рука
И мускул вздрагивает силой.
Чтецы 10,11:
Вся наша жизнь - игра,
А люди в ней - артисты.
Всё суета - сует
С начала до конца.
Сегодня роль жреца,
А завтра - скандалиста,
Под маской не найти
Нормального лица.
Но всё же унывать
Не стоит без причины,
Ещё не пробил час,
Ещё мы потворим!
Ещё не кончен бал,
И не погасли свечи,
И не настал финал,
Чтоб подводить итог...
Чтоб занавес упал -
Пока ещё не вечер,
Со сцены уходить
Пусть не выходит срок!
Ведущий1: «Шекспир был прав: Вся жизнь- театр»…
Ведущий2: «Вся наша жизнь - игра, а люди в ней – артисты»…
Ведущий1: Но как бы там ни было, главной в жизни каждого из нас остаётся эта незыблемая истина: «Не создан человек для одиночества с темными инстинктами в крови.
Он может жить без имени, без отчества, но никогда без ласки и любви.
Ведущий2: И пусть цари догматами и спорами тревожат мир и саблями звенят.
На вымерших развалинах истории слова любви, как маки шелестят».
Ведущий2: Прежде чем прийти в театр, мы знакомимся с литературными героями, ведающими нам о большой любви со страниц книг, мечтаем, воодушевляемся на подвиги и всегда верим, что с нами обязательно произойдут чудеса.
Чтецы 12,13,14:
Ты веришь, ты ищешь любви большой,
Сверкающей, как родник,
Любви настоящей, любви такой,
Как в строчках любимых книг.
Когда повисает вокруг тишина
И в комнате полутемно,
Ты часто любишь сидеть одна,
Молчать и смотреть в окно.
Молчать и видеть, как в синей дали
За звездами, за морями
Плывут навстречу тебе корабли
Под алыми парусами...
То рыцарь Айвенго, врагов рубя,
Мчится под топот конский,
А то приглашает на вальс тебя
Печальный Андрей Болконский.
Вот шпагой клянется д'Артаньян,
Влюбленный в тебя навеки,
А вот преподносит тебе тюльпан
Пылкий Ромео Монтекки.
Проносится множество глаз и лиц,
Улыбки, одежды, краски...
Вот видишь: красивый и добрый принц
Выходит к тебе из сказки.
Сейчас он с улыбкой наденет тебе
Волшебный браслет на запястье.
И с этой минуты в его судьбе
Ты станешь судьбой и счастьем!
Когда повисает вокруг тишина
И в комнате полутемно,
Ты часто любишь сидеть одна,
Молчать и смотреть в окно...
Слышны далекие голоса,
Плывут корабли во мгле...
А все-таки алые паруса
Бывают и на земле!
Ведущий 1,2: А чтобы чудеса происходили, а мечты исполнялись, мы в заключение нашего литературного праздника хотим преподнести всем волшебные напутствия. Мечтайте, дерзайте, идите, взбирайтесь, всегда верьте в себя!
По залу разносят напутствия-записки с пожеланиями под песню «Маленький принц»
Выбрав дорогу, не сворачивай!
Загляни к себе в душу, спроси своё сердце!
Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего невозможного!
Не забывай о себе! В самом тебе – истина и свет.
Помни, пущенная стрела не возвращается
Найди счастье в дне сегодняшнем!
Знай, рассеются облака, покажется вершина!
Зная меру, будешь иметь всего вдоволь!
Помни, как бы медленно ты не двигался,
главное – не останавливаться!
Помни – всё хорошее от человека!
Радуйся жизни, она одна!
Помни: добро порождает добро.
Цените тех, с кем можно быть собой.
Помни: добро порождает добро.
Каждое мгновенье жизни — еще одна возможность.
Каждый долгий путь начинается с одного, с первого шага.
То, во что ты веришь, становится твоим миром.
Я стану человеком, которым я хочу стать, — если я поверю, что я им стану.
Или ты создаешь мир, или мир создает тебя.
Не усложняй. Пусть происходит то, что происходит.
Один из законов жизни гласит: как только закрывается одна дверь, открывается другая.
Кто берёт — наполняет ладони, кто отдает — наполняет сердце…
Если тебе тяжело, значит, ты поднимаешься в гору. Если тебе легко, значит, ты летишь в пропасть.
Все ценное в этом мире никогда не достается легко, помни об этом.
Невозможно победить того, кто не сдается.
Счастье не надо искать — им надо быть.