Автор разработки:
Золотухина Татьяна Борисовна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории, «Старший учитель»
Коммунальное учреждение «Гимназия со структурным подразделением начальной школы № 44 Мариупольского городского совета Донецкой области»
Предмет: интегрированный курс «Литература» в общеобразовательных школах с обучением на русском языке
Жанр: Внеклассное мероприятие по предмету для учащихся 6-9 классов,
посвященное 210-летию со дня рождения Н.В.Гоголя
Тема: Литературно-драматическая композиция «Гоголь и Украина»
Программа: Література (російська та зарубіжна). 5-9 класи. Програма для загальноосвітніх навчальних закладів із навчанням російською мовою. 2017.
Цель:
формировать познавательную компетентность учащихся:
содействовать формированию поликультурной компетентности:
формировать самообразовательную компетентность;
развить коммуникативную компетентность:
способствовать формированию социальной компетентности:
Форма проведения: литературно-драматическая композиция
Методы: наглядный, репродуктивный, перцептивный, словесный, инсценировка, аудиометод, видеометод, художественное чтение
Межпредметные связи: народоведение, украинский язык, курс «Художественная культура», музыка
Оборудование:
мультимедийный проектор с экраном, слайд-фильм «Гоголь» , (фотографии: Гоголь, дом в с. Васильевка, дом в г. Малые Сорочинцы; иллюстрации к произведениям: «Ночь перед Рождеством», «Сорочинская ярмарка», «Тарас Бульба»), по залу размещены высказывания-эпиграфы о связи Гоголя с Украиной (см.ниже); музыкальное сопровождение;
на сцене: украинская хата, стол со свечой и зеркалом, лавка (инсценировка повести «Ночь перед Рождеством»); столы-прилавки для ярмарки, включая бутафорские овощи, хлебо-булочные изделия и колбасы (инсценировка повести «Сорочинская ярмарка»); украинские костюмы для участников драматических сцен;
плащ, цилиндр, галстук для ведущего, который представляет Гоголя
Условия проведения композиции:
Ведущий учитель
Ведущий ученик
Ведущий ученик, выступающий от лица Гоголя
Все участники инсценировок одеты в украинские национальные костюмы
Зал украшен высказываниями:
Гоголь – национальный писатель во всём пространстве этого слова.
В. Г. Белинский
Страшное непонимание Гоголя можно объяснить только одним: по природе своего духа и творчества он был чужд великорусской литературе.
В. Перетц
Русский язык для Гоголя был не родной, а выученный, проникнутый украинской стихией…. Он думал на украинском языке, а когда писал свои произведения, то переводил их на русский язык… Если бы Гоголь дольше жил в украинском окружении, то он стал бы украинским писателем.
В. Дорошенко
Гоголь продолжил развитие эстетических идей, которые были свойственны украинской художественной мысли.
П. Михед
У писателя сформировалась новая миссия – представительство от имени поверженной в рабство отчизны… Он выполнил свою миссию средствами русского языка блестяще… Украинец сделал огромный вклад в соседнюю литературу, а благодарности никакой
Я. Славутич
Во многих случаях прямо сказывается, что Гоголь думал на родном языке и не старался переводить на русский, оставив всё в своём природном состоянии.
О. Мандельштам
…отщепенец от рода, семьи, класса, его породившей среды, не утвердившийся ни в какой другой, ставший «кацапом» для украинцев и «хохлом» для русских.
А.Белый
Гоголь не редко не только думал по-малорусски, но по – малорусски писал, оставляя выражения своего родного языка почти в нетронутом виде…в большей части его поэтических произведений сказывается племенная стихия, выражаясь языком его родины.
Лучшим выразителем национальной направленности украинской литературы в общероссийском духе есть Н.В.Гоголь.
Н.И.Петров
Украинский и русский – оба народа с равным правом могут считать Гоголя своим.
А.Н.Пипин
Именно из глубокого национального корня украинец Гоголь поднялся к общечеловеческой вершине мировой литературы, как каждый истинный гениальный писатель.
Иван Франко
Скажу вам одно слово о том, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Я сам не знаю, какая у меня душа. Знаю только, что никаких преимуществ не дал бы ни малороссиянину перед россиянином, ни россиянину перед малороссиянином. Обе природы чрезвычайно одарены Богом, и… каждая заключает в себе черты, которых не имеет другая...
Ведущий учитель (голос за кадром)
(На фоне звуков бегущей тройки лошадей и слайд-фильма)
Лошадки расшевелились и понесли как пух, лёгонькую бричку. И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «чёрт побери всё!» - его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летят с обеих сторон лес с тёмными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сём быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, - только небо над головою, да лёгкие тучи, да простирающийся месяц – одни кажутся недвижимыми. Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи… И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.
…Эх кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Услышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди, и почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху… Чудным звоном заливается колокольчик, гремит и становится ветром, разорванный в куски, воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли…
Ведущий ученик
Пусть мы сегодня повернём время вспять и, подобно птице-тройке лошадей, стремительно мчащейся по времени, остановимся на некоторых станциях – эпизодах жизненного пути замечательного русского писателя и драматурга, «поэта жизни действительной» (В.Г. Белинский), основоположника реализма, Николая Васильевича Гоголя, которые связаны с его исторической родиной – Украиной.
Ведущий учитель
Мы вернёмся в эпоху Гоголя, встретимся с этим удивительным человеком, сядем вместе с ним в коляску и отправимся вместе в путешествие по его родным местам...
Итак, кони тронулись с места, мы в пути.
Музыка П.И.Чайковский «Тройка»
Гоголь
Дорога вьётся между украинскими сёлами. Вокруг – белые хаты, сохнущие на плетнях вымытые кувшины, яркие, пахучие чернобрывцы в палисадниках. За селом – роща, а за ней река, которая раскинулась во всей красоте и величии. Вдоль всего берега выстроились перед нами деревянные мельницы, нарушая своим шумом тишину окрестности. Въезжаем на мост, смотрим в воду и видим отражение всего: «небо, зелёные и синие леса, люди, возы с горшками, мельницы – всё опрокинулось, стояло и ходило вверх ногами, не падая в голубую, прекрасную бездну».
Это мой край – самое сердце Украины – Полтавщина.
Ведущий ученик
…Дорога верст за десять до Сорочинец кипела народом, приехавшим со всех окрестных и дальних хуторов на ярмарку.
С утра ещё тянулись нескончаемою вереницею чумаки с солью и рыбою. Горы горшков, закутанных в сено, медленно двигались, местами только какая-нибудь расписанная ярко миска или макитра хвастливо высказывалась из высоко взгромождённого на возу плетня и привлекала умилённые взгляды поклонников роскоши…
Гоголь
Вам, верно, случалось слышать где-то валящийся отдаленный водопад, когда встревоженная окрестность полна гула, и хаос чудных неясных звуков вихрем носится перед вами. Не правда ли, не те ли самые чувства мгновенно обхватят вас в вихре сельской ярмарки, когда весь народ срастается в одно огромное чудовище и шевелится всем своим туловищем на площади и по тесным улицам, кричит, гогочет, гремит?
Ведущий учитель
Шум, брань, мычание, блеяние, рёв – всё сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки – всё ярко, пёстро, нестройно мечется кучами и снуётся перед глазами. Разноголосые речи потопляют друг друга, и ни одно слово не выхватится, ни один крик не выговорится ясно. Только хлопанье по рукам торгашей слышится со всех сторон… Сорочинская ярмарка!
Музыка Украинская народная песня «А я молода»
Инсценировка
За столами стоят 2 женщины (одна из них Хивря) и 2 мужика (один из них Цыбуля), три прохожих и парубок . У женщин колбаса, бублики, пироги; кабак морковь, лук…У мужика – пшеница.
Проходит прохожий:
- Що, боже ти мій, господе! Чого нема на тій ярмарці! Колеса, скло, дьоготь, тютюн, ремінь, цибуля, крамарі всякі… так, що хоч би в кишені було рублів і з тридцять, то й тоді б закупив усієї ярмарки.
1 мужик за столом с пшеницей подходит другой прохожий:
Другой прохожий:
- А вот и цыган. По рукам, что продам ему.
- Ладно ,давай по рукам (бьют друг друга по рукам).
У 2-го мужика спрашивает прохожий:
Хивря:
Парубок:
Хивря:
Парубок:
Цыбуля:
- Ну чем не жених!
Хивря:
- Ты подумал бы лучше, как пшеницу с рук сбыть! До женихов как раз, чтобы их отыскивать!
Цыбуля:
- Вот тебе и свадьба!... Господи, Боже мой, за что такая напасть на нас, грешных! И так много всякой дряни на свете, а ты ещё жинок наплодил!
Ведущий учитель
«1809 год. Месяца марта 20 числа у помещика Василия Яновского родился сын Николай и окрещен», - записано в метрической книге Спасо-Преображенской церкви местечка Сорочинец.
Ведущий ученик
Почти 210 лет прошло с той поры, как на Украине, на Полтавщине , родился Гоголь. Это была типичная помещичья семья, которая жила в провинции, где рождалось много детей, где царили любовь, спокойствие, где дружили с соседями, где развлекались , ставя спектакли с участием всех домашних.
Ведущий учитель
1818 год. 9-ти летнего мальчика отдали в только что открывшуюся гимназию высших наук в городе Нежине Полтавской губернии. Это был обычный, скромный и добронравный мальчик, который никому не делал зла, ни против кого не ополчался, но маленькие ребячьи проказы были в его духе. Учился Гоголь плохо, имел проблемы с русским языком. Зато при этом сочинял стихи, рисовал карандашом и маслом, играл в любительских спектаклях, особенно был неподражаем в роли старух.
Ведущий ученик
Любил все искусства вообще, любил и петь, но между тем, как он делал большие успехи в рисовании, пение ему не давалось, благодаря недостатку музыкального слуха, но в хоре он участвовал. Особенно любил украинскую народную песню:
Музыка Фон лирической украинской народной песни
Гоголь
Моя радость, жизнь моя! Песни! Как я вас люблю! Что все черствые летописи, в которых я теперь роюсь, перед этими звонкими, живыми летописями!
(вокальная группа, в том числе исполнитель роли Гоголя. Украинская песня. Выступающие в строгой черно-белой одежде с черными бантами-галстуками)
Ведущий ученик
В семье Гоголя говорили на украинском языке, а его отец писал комедии на украинском языке и для домашнего театра.
Первые жизненные впечатления Гоголя связаны с чудесной украинской природой и украинской культурой. Он рос в условиях обычного села Малороссии, на фоне традиционного украинского быта. Он не просто знал, но и участвовал в традиционных украинских обрядах и праздниках, засыпал под колыбельную матери и украинские легенды. И это не могло не отразиться в его творчестве. (фон украинской песни).
Ведущий учитель
1831 год. В литературе появляется сборник повестей « Вечера на хуторе близ Диканьки», где для русской литературы новом было все: домашний быт украинского села, повседневная народная жизнь, ярмарки, вечерницы, гуляние парубков и яснооких красавиц. В них воссозданы верования народа и чистота народной души.
Ведущий ученик
Особенно необычным был язык повестей – в большинстве своем построенный на оборотах и колорите живой украинской речи. По словам русского литературного критика Осипа Мандельштама, это тот случай, когда «прямо сказывается, что Гоголь думал на родном языке и не старался переводить по-русски, оставив всё в своём природном состоянии».
Гоголь
Как всегда, вначале откликнулся на мою книгу Пушкин, первый ценитель моих произведений, советчик и наставник в литературе:
«Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки»… Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами, какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе…»
Реквизит:Стол, зеркало, мешки, украинская хата, бублики на верёвке, булки, колбаса, вареники.
Музыка Украинская народная песня «Добрый вечер, пане господаре»
(3 девушки 3 юноши в традиционных украинских костюмах. Оксана в запаске, плахте, венке с лентами. Вакула в шароварах, сорочке, шапке.)
Оксана (любуется перед небольшим зеркалом и не может налюбоваться собой):
- Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша. Разве чёрные брови и очи мои (продолжая смотреть в зеркало) так хороши, что уже равных нет им на свете? Что тут хорошего в этом вздёрнутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои чёрные косы? Ух! Их можно испугаться вечером: они как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы! Я вижу теперь, что я совсем не хороша! – и, отодвигая несколько подальше от себя зеркало, вскрикнула:
- Нет, хороша я! Ах, как я хороша! Чудо! Какую радость я принесу тому, кого буду женою! Как будет любоваться мной мой муж!
Входит кузнец Вакула, снимает шапку. Вакула:
Чудная девка! – прошептал кузнец, - и хвастовства у неё мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и ещё хвалит себя вслух!
Оксана:
Оксана усмехнулась, повернулась она в другую сторону и увидела кузнеца. Он потоптался на месте, покряхтел, опустил руки.
Оксана вскрикнула и остановилась перед ним, поставив руки в бока, в то же время несколько смутившись:
Вакула:
Вакула:
Оксана:
Вакула:
Оксана отклонила свои щеки и оттолкнула кузнеца.:
- Чего тебе ещё хочется? Ему когда мёд, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жёстче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею.
… - Однако ж девчата не приходят… Чтоб это значило? Давно уже пора колядовать. Мне становится скучно…
Вакула:
- Бог с ними, моя красавица!
Стук в двери и резко зазвучавший на морозе голос:«Отвори!»
Вакула:
Музыка «Щедрик»
Три девушки с мешками вломились в хату Чуба, окружили Оксану. Крики, хохот, рассказы:
- Какая ночь на дворе, сколько снегу!
- Метель утихла, месяц на небе!
- Смотри, сколько добра мы насобирали! (выгружают на стол мешки с колбасой, паляницами, варениками)
- Пойдём колядовать!
Оксана хохочет. Входят три парубка, становятся на заднем плане. Один подает ей пальто.
Оксана (повернувшись к одной из девушек):
Вакула:
Оксана (скоро и надменно поглядев на него):
Первая девушка:
Вторая девушка:
Девушки (закричав одновременно):
Оксана:
Девушки увели с собой капризную Оксану. Подходят к хате. Парубок поёт колядку:
Щедрик, ведрик! Дайте вареник,
Грудочку кашки, Кільце ковбаски!
Из окошка хаты высовывалась рука с колбасою или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу.
Коляда, коляда, у віконце загляда,
Коляда, коляда, дайте, дядьку, пирога.
Як не дасте пирога, візьму вола за рога!
Та виведу за поріг, та викручу правий ріг.
Буду рогом трубити, а воликом робити.
З святим вечором!
Снова из окон им падали булки.
Колядин, коляди, а я в батька один,
По колінця кожушок, дайте, тітко, п’ятачок.
А п’ятак недорогий дайте, дядько, ще й другий!
З святим вечором!
Коляда, коляда, а я в батька одна
У новеньким кожушку, винесіть пампушку.
Будьте здорові!
Колядин, колядин, а я в батька один,
Коротенька курточка, дайте, бабусю, бубличка
З святим вечором!
Толпа становится на задний план. Выходят Оксана и Вакула с мешком.
Оксана (с усмешкой):
Музыка Украинский танец девушек
Вакула стоит на месте, задумавшись, затем решительным шагом пошёл вперёд и догнал толпу.
Музыка Звук пения птиц.
Ведущий учитель
Необыкновенно живописно изображает Гоголь красоту, разлитую в украинской природе, воссоздаёт он и прекрасную майскую ночь, и пургу в рождественский вечер, и упоительный роскошный летний день в Малороссии.
Ведущий ученик
Гоголь любит всё: и Днепр, и звёздное небо, и степи, и украинскую ночь, удивительнее и прекрасней которой невозможно ничего представить.
Гоголь (наизусть)
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее: с середины неба глядит месяц, необъятный свод раздался, раздвинулся ещё необъятнее; горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Неподвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак их вод угрюмо заключен в темно - зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод мрака и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник - ночной ветер, подкравшись, мгновенно целует их. Весь ландшафт спит. А вверху всё дышит, всё дивно, всё торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в её глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь! И вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественный гром украинского соловья, и чудится, что и месяц заслушался его посреди неба...Как очарованное, дремлет на возвышении село. Ещё более, ещё лучше блестят при месяце толпы хат; ещё ослепительнее вырезываются из мрака низкие их стены. Песни умолкли. Все тихо.
Ведущий учитель
Степь, чем далее, тем становилась прекраснее… Весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Чёрного моря, было зелёною, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотистым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкой; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый, бог знает куда, колос пшеницы наливается в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною чёрною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!
Музыка Фрагмент увертюры «Тарас Бульба» оперы Н.Лысенко
Ведущий ученик
Перед нами – степь, картина не менее величественная, чем Днепр. Именно та степь, которую видел один из излюбленных героев Гоголя - Тарас Бульба, когда ехал с сыновьями в Запорожскую Сечь.
Музыка Украинская народная песня «Засвистали козаченьки»
Ведущий учитель
Запорожская Сечь… Это не только место. Это воплощение мечты украинского народа о вольной жизни, о боевых подвигах казачества. Это царство свободы и равенства. Это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души. Здесь воспитываются свободолюбивые, мужественные характеры, для которых нет ничего выше, чем интересы народа, чем свобода и независимость отчизны, Украины.
Гоголь
Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!
Инсценировка
Обычай побратимства у запорожских казаков
(по мотивам повести «Тарас Бульба»)
2 молодых казака с нательными крестами и иконами богоматери выходят на сцену, за ними старый казак
Музыка Фон украинской народной песни «Ой на горі та й женці жнуть”
Молодые казаки становятся на колени
- Сейчас, братия, мы совершим один из самых священных обрядов, который позволяет говорить о том, что Запорожья Сечь – это товарищество. Все мы братья по духу, а не по крови. Примите, дети, клятву – клятву казака. Вы станете братьями, прежде совсем чужие друг другу.
Старый казак разворачивает свиток и начинает читать:
- Законы товарищества: (после каждого пункта молодые казаки говорят «клянусь»)
1. Казаки придерживаются законов казачьей чести, законов товарищества.
2. Святой закон товарищества – не оставлять товарища в беде.
3. Казаки вызволяют из плена товарищей, не допускают, чтобы их жизни были проданы на вечное порабощение язычникам.
4. Казак никогда и нигде не предаст и не продаст товарища.
5. Если казак будет предательски убит, его названый брат до конца жизни станет мстить за него.
6. Самая большая честь для казака – спасти сокровище казаков, добытое христианской кровью.
7. Самое святое для казака – православие и Отчизна.
Молодые казаки встают и идут подписывать клятву
Старый казак подаёт им свиток:
Первый молодой казак:
- Мы, нижеподписавшиеся, составили эту клятву перед Богом в том, что мы братья.
Второй молодой казак:
- И тот, кто нарушит союз нашего братства, тот ответ будет держать перед Богом.
После этого они обмениваются нательными крестами, иконами, трижды целуются и обнимаются за плечи.
Первый молодой казак:
- Теперь, брат мой, у нас общие кони и оружие. В бою будем биться рядом и спасём друг друга от смерти.
Второй молодой казак:
- Не съем без тебя кусок хлеба. В лихую годину всё разделим пополам, брат. За Отчизну будем биться до последней капли крови!
Старый казак:
- Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, мать любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови может только один человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как на Русской земле, не было таких товарищей… Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может!..., - сказал старый казак, махнул рукой, потряс головою, поправил ус.
- Знаю, подло довелось теперь на нашей земле: думают только, чтобы при них были хлебные стога, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные мёды их. Перенимают, чёрт знает какие, бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой со своим говорить не хочет; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке… Пусть же знают они все, что значит товарищество в Русской земле! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведётся так умирать!... Никому, никому!... Не хватит у них на то мышиной натуры их!
Первый молодой казак:
- Клянёмся , батьку. Разве есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся казак? Постойте же, придёт время, узнаете вы, что такое православная русская вера!...
Второй молодой казак:
Музыка Украинская народная песня «Їхав козак на війноньку”
Ведущий учитель
Кони нашей тройки замедляют бег. Большие дороги Украины, по которым шествовал Гоголь, подошли к концу. В дальнейшем жизнь его протекала вне Украины. Он жил в России, почти 10 лет провёл за границей. В своих сочинениях писатель изображал преимущественно русскую жизнь.
Ведущий ученик
Однако душа его стремилась к родной земле, к её целебному воздуху, пронизанному ароматами спелых плодов и мелодичными народными напевами. Он часто наведывался в Васильевку, наезжал в Киев.
Ведущий учитель
Находясь в этом древнем, «благословенном городе», Н.В. Гоголь с наслаждением прогуливался по улицам, садам и паркам, любовался великолепной панорамой, открывавшейся с Днепровских круч, впитывал сочную речь простого люда.
Ведущий ученик
И хотя все Гоголевские произведения написаны на русском языке и с давних пор занимают почётное место на полке русской классики 19 века, в душе писателя никогда не переставала звенеть украинская «струна».
Ведущий учитель
Некоторые представители обеих литератур до сих пор спорят: каких же мотивов- украинских или русских- в творчестве Гоголя больше, какое государство имеет большее право называться страной, вскормившей талант Гоголя. Уже более 100 лет ведётся спор. Малороссы не могли простить Гоголю отступничество, великороссы упрекали, что лучшая, поэтическая часть его души осталась «на хуторе близ Диканьки», некоторые оппоненты называли даже его «ужасным хохлом». (В. Розанов). Лучше всех на этот вопрос ответил сам Гоголь
Гоголь
- Скажу вам одно слово о том, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Я сам не знаю, какая у меня душа. Знаю только, что не дал бы никаких преимуществ ни малороссиянину перед россиянином, ни россиянину перед малороссиянином. Обе природы чрезвычайно щедро одарены Богом, и… каждая заключает в себе черты, которых не имеет другая…
Литература
Все сочинения. Энциклопедия. 5-11 классы: Развитие речи. Литература / Автор – составитель С.Ш. Отличник. – Харьков: Торгсинг, 2003.
Гоголь Н.В. Мёртвые души.- М.: Худож. лит., 1982. «Классики и современники»
Гоголь Н.В. Повести ; Ревизор / Худож. С.Алимов. – М.: Худож. лит., 1984. «Классики и современники»
Двенадцать месяцев. Настольная книга-календарь (на укр. языке). Для младшего школьного возраста. – Киев « Веселка», 1991 г.
Иванов Г.В., Калюжная Л.С. 100 великих писателей.- М.: Вече, 2004.
Інформаційно-практичний бюлетень «Все для вчителя» // Н.П. Тимченко, П.Т. Катунін Київ, «Позакласний час», 2005 - № 21-22.
Интегрированный курс «Литература» (русская и мировая)»: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений с обучением на рус.яз. / Е.А.Исаева, Ж.В.Клименко. – Харьков: СИЦИЯ, 2014.-352с.: илл.
Интегрированный курс «Литература» (русская и мировая)»: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений с обучением на рус.яз. / Е.А.Исаева, Ж.В.Клименко, О.К.Быцько, А.О.Мельник. – Харьков: СИЦИЯ, 2015.-352с.: илл.
Интегрированный курс «Литература» (русская и мировая)»: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений с обучением на рус.яз. / Е.А.Исаева, Ж.В.Клименко, О.К.Быцько, А.О.Мельник. – Харьков: СИЦИЯ, 2016.-352с.: илл.
История русской литературы 19 века (первая половина). Учебник для студентов педагогических институтов по специальности «Русский язык и литература» /С.М. Петров. – М.: Просвещение, 1973 г.
Мазуркевич Олександр Наша національна гідність. Микола Гоголь належить і Україні.(Посібник для учителів-словесників).- Книжка в журналі.- 2000.
Соценко Н.Р. Литература. 9-й класс: Планы-конспекты уроков. – Харьков; Веста : Издательство «Ранок», 2002.
1