22 квітня о 18:00Вебінар: Інтегроване навчання – вимога сучасності

Позакласний заход з літератури "Свято басні"

Про матеріал
Позакласний заход із зарубіжної літератури (або інтегрованого курсу "Література") за темою "Басні" (російською мовою).
Перегляд файлу

 

Изучаемый предмет. Интегрированный курс «Литература». 6 класс

Раздел. Внеклассное мероприятие. Басни

 Тема.  Мюзикл «Лесные истории» (по мотивам басен)

Тип мероприятия:  формирование умений и навыков

Новик Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы, квалификационная категория «специалист «высшей категории», педагогическое звание «старший учитель» Мариупольской общеобразовательной школы I-III ступеней № 30 Донецкой области

Програма з літератури  (російської та зарубіжної) для загальноосвітніх навчальних закладів із навчанням російською мовою, К.: Исаева О.О., Клименко Ж.В., Мельник А.О., 2017р.

Цель мероприятия: углубить знания учащихся о басне как жанре; формировать умения и навыки выразительного чтения, инсценировки художественных произведений, развивать речь; способствовать нравственному, эстетическому, духовному и трудовому воспитанию.

Оборудование:  декорации, выставка иллюстраций учащихся на стенде, музыка, мультимедийные средства, эпиграф.

  Список использованной литературы:

1.Тексты басен Эзопа, Крылова И., Глебова Л.

2.Мамин - Сибиряк  Д.Н. «Сказка про Славного царя Гороха» / в инсценировке

Глубокой О., музыка Гордиенко О.

3.Театральные шумы: сильный ветер, спокойный ветер, скрип открывающейся двери.

4. Данькевич А. Балет «Лілея» «Метелиця»: музика для слухання в 4 класі.

5.Лада Й. «Сказка о хитрой Куме – лисе» / в инсценировке Смеханзева В., текст песни Садовского М.

6. Пурсель Ф. Оркестр «Мужчина без любви».

7. Мультфильм «Летучий корабль» режиссёра Бардина Г., 1979.

8. Индиго. Песня «Мама, будь всегда со мною рядом».

9.Соловей К. Песня «Тримай мене міцно…»

10.Хореографический коллектив «Задоринки»: фрагмент танца «В синем море, в белой пене».

11.Ожегов С.И. Словарь русского языка.-  М.: Русский язык, 1987.

 

                                                                                                       Люблю, где случай есть, пороки  пощипать.

 

                                                                  А за меня мои звери говорят.

И.А. Крылов.

Музыкальное вступление

 

1-й голос времени

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас праздник  басни. Они известны вам с детства. Вспомните глупую Ворону и хитрую Лису, которая выманила у неё сыр, крошечную Моську, лающую на Слона, « знаменитый» квартет из Мартышки, Осла, Козла и косолапого Мишки, попрыгунью Стрекозу. Строки из басен мы вспоминаем в разных жизненных ситуациях. И это не удивительно. Ведь в баснях действуют животные, а высмеиваются люди с их пороками и недостатками. Кроме животных, часто действуют люди и предметы.

 

2-й голос времени

 Басни, как и мифы, очень древние. Сначала они были прозаическими рассказами с поучительной концовкой. Стихотворные басни возникли позднее. В отличие от мифов, басни имеют автора. Первым баснописцем считают Эзопа, древнегреческого раба. Его сюжеты о Волке и Ягнёнке, Вороне и Лисице и др. использовали многие другие – римлянин Федр, француз Лафонтен, россиянин Крылов, украинец Глебов. Посвящая этот праздник басне, мы  обратимся  к произведениям   и Эзопа, и Крылова, и Глебова.

Мы смеёмся над героями басен и хорошо понимаем, что они разоблачают человеческие пороки и недостатки: лень, зависть, грубость, хитрость.

 

1-й голос времени

 А теперь внимание! Ребята 6-Б и 8-А классов подготовили по басням мюзикл, который и дарят вам.

Музыкальное вступление  (продолжение)

Проекция на экран

                   Мюзикл                                                                                                                                                                         

         «Лесные истории»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               (по  мотивам  басен)

 Мюзикл   (в кино, театре) –   вид синтетического зрелища, в котором драматический сюжет, воплощённый в диалогах, музыке, пении и хореографии, выражен специфическими средствами. Все элементы находятся в нерасторжимом единстве, внутренне взаимосвязаны, подготавливают переход одной формы в другую.

 

Действующие лица и исполнители:                                   

Голоса времени -                         Агаев А., Нагирняк В.

Лиса, Стрекоза -                           Хромова Е.

Лис -                                                Нагирняк В.

Лисёнок -                                       Евсеева Н.

Вороны -                                        Хроменкова В., Кузьменко Ан.

Куры  -                                            Драгой С., Кирконос  Д.

Цыплята -                                       Николаенко В., Кузьменко А., Куликова В., Семенюк Е       

 

Муравей и Муравьиха -             Будин А., Драгой С.

Щука -                                             Кузьменко Ал.

Свинья -                                          Кузьменко Ан.

Ягнёнок -                                        Мартыненко Е.

Волк -                                              Будин А.

Водяной -                                       Федосов С.

Козёл -                                             Шевляков Д., Шевляков С., Крамской Е.

Осёл -                                               Маматов Д., Маматов Л., Чекачков С.

Лошадь -                                         Скударь М.

Соловей -                                        Чечур А.

Мартышка -                                    Кузьменко Ал.

Мишка -                                          Федин Б.

Ветер -                                             Чечур А.

Зима -                                              Иванова Д.

Моряк -                                           Федин Б.

Морские девы, снежинки -       Гончарова В., Малакуцко М., Шевченко К.                                                                    

                                                          Барановская Е., КузьменкоАл., Кузьменко Ан.,                                                                   .                                                         Кирконос Д., Семенюк Е., Куликова В., Николаенко В.

 

Художники – оформители -         Артёменко В., Бибик А.

Звукооператоры -                          Агаев А., Нагирняк В., Скударь М.

Хореограф -                                     Капралова А.

Костюмеры и декораторы -        Новик Л.В., Овчинникова О.И

Сценарист и режиссёр – постановщик - Новик Л.В.

Музыкальное вступление  (продолжение)

 

 1. Эзоп « Лисица и виноград»

 Перед сценой на стульях сидят Куры, рядом яйца на соломе. Куры вяжут и обсуждают, как настоящие сплетницы.

1-я Курица

 « Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и захотела достать её, но не смогла. Ушла она и говорит: « Он ещё не созрел».

2-я Курица

« Иной не может сделать что-либо, а винит в том случай».

Звучит песня  «Мама» Выбегает первый Цыплёнок с цветком, присаживается у ног матери, поёт. На припеве выбегают остальные с  игрушками, окружают матерей, затем танцуют, в конце дарят цветок.

Я целую твои руки, моя родная,

Ты нежнее всех на свете, я точно знаю,

В мире нет тебя дороже, в моём ты сердце,

Обними меня покрепче, хочу согреться.

Припев:

Мама, будь всегда со мною рядом, мама,

Мне ведь большего не надо, мама,

Только не грусти, ты меня за всё, мамочка, прости.

Ты слышишь, мама, будь всегда со мною рядом, мама,

Мне ведь большего не надо, мама,

Только не грусти, ты меня за всё, мамочка, прости.

Во время песни цыплят  появляется Лисица с корзинкой цветов, присаживается вдалеке и от умиления пускает слезу. Вокруг её головы  летает мечта с зажаренным птенчиком (роль мечты исполняет девочка). В конце  песни хочет поймать одного из цыплят, но безрезультатно: 1-я Курица с детьми убегает.  Лиса, схватив яйцо, бежит в лес, 2-я Курица  -  за ней.

 

2.И.А.Крылов  « Ворона и Лисица»

Курица, которая убежала в лес, возвращается на место, обмахивается платочком, задохнувшись, и начинает рассказывать историю о хитрой Лисе другой Курице, которая вернулась  и слушает взволнованную речь подруги.

 Действие происходит на сцене. Вылетает Ворона со свистком, зовёт агитбригаду: Волка, Ягнёнка, и вторую Ворону.

Агитбригада:

-Хто ми?

-Фанати сиру.

-Якого?

-«Пирятину».

Справжнього, свіжого,ніжного сиру,

Сиру» Пирятин».

Все убегают в лес, остаётся  первая Ворона. Она подносит к глазам бинокль, пытаясь отыскать  что-то интересное для себя, и видит сыр, висящий на ели. Ворона радуется подарку судьбы и

усаживается на дерево, рассматривая и облизывая сыр.

 Под музыку « Сказка о хитрой Куме - лисе» выбегает  Лисица, кокетливо танцуя:

Такой Лисы, такой красы нигде в округе нет,

Такой красы, такой Лисы не видел белый свет.

С таким умом, с таким хвостом нигде не пропаду.

Поверьте, я вокруг хвоста любого обведу.

Напрасно ценят люди Лисицу лишь за мех.

Наказан каждый будет, я одна хитрее всех.

И город на границе, и весь народ лесной

Должны всегда гордиться замечательной Лисой.

Хочет разбить яйцо о пенёк, но слышит запах  сыра и идёт к ели, пряча яйцо в корзину. Лиса притворяется, будто сейчас только заметила Ворону: «Голубушка! Как хороша!» Сначала  Ворона видна на дереве, но затем прячется. Лиса уходит назад, усаживается на пенёк и продолжает говорить как бы сама с собой, не смотря в сторону дерева. А Ворона высовывается всё больше, разглядывает себя в зеркало, любуется своими пёрышками, вытягивая то одно крыло, то другое. То же делает и её подруга на дубе. Лиса с сожалением  вроде бы поднимается  уходить, идёт мимо дерева. Опять, будто случайно, замечает Ворону и вскрикивает от восторга:

« Спой, светик!» Поднимает руки, дирижирует и считает: « И раз, и два, и три…»(падая на колени). Подхватывает сыр, посылает воздушный поцелуй и убегает.

Перед сценой все осуждают Лису. Ворона громко плачет. Подлетает вторая Ворона, утешая подругу, дарит ей яркие побрякушки и рассказывает: « У сильного всегда бессильный виноват…» Обе становятся свидетелями диалога.

 

3. Начинается басня И.А. Крылова « Волк и Ягнёнок»

Рассказ и действие вверху и на ступеньках. В конце басни, когда Волк тащит Ягнёнка, раздаются звуки разных инструментов («Сказка про Славного царя Гороха»). Волк от удивления теряется, а Ягнёнок убегает, прячется за ель, где сидела первая  Ворона. Обе подруги улетают, затем вторая возвращается и садится на дуб.

 

4.И.А. Крылов « Квартет»

Под музыку  выбегает Мартышка перед сценой,  выполняет акробатические номера, облюбовывает полянку и зовёт друзей. Все торжественно выходят  с инструментами, нотами.  Эту историю рассказывает Лис. Герои меняют свои места для выступления  несколько раз, играют на все лады, особенно старается Мартышка. В конце басни прилетает Соловей, садится на дерево, затем выговаривает музыкантам.  Понурив голову, те уходят.

 

5.Вторая Ворона, сидя на дереве, рассказывает историю И.А. Крылова « Свинья под дубом» (слева на сцене).

 

6.Л. Глебов «Щука»

 На сцене появляется Водяной.  Свинья и Ворона, испугавшись, спрашивают: «Ты кто?» И когда он отвечает, убегают от страха.

Водяной поёт песню  из мультфильма «Летучий корабль»,  жалуясь на жизнь. В руке у него шляпа, которой он дирижирует:

-Я Водяной, я Водяной,

 поговорил бы кто со мной,

А то мои подружки -

пиявки да лягушки. Фу, какая гадость!

Ох, жизнь моя – жестянка!

  Да ну её в болото!

Живу я как поганка,

а мне летать, а мне летать, а мне летать охота.   

Я Водяной, я Водяной,

Никто не водится со мной.

Внутри меня водица,

ну, как с таким водиться, а?! Противно!

Ох, жизнь моя – жестянка!

Да ну её в болото!

Живу я как поганка,

а мне летать, а мне летать, а мне летать охота! ( Снимает шляпу, надевает вновь, уползает и тащит за собой пенёк.)

Музыка «Метелица»

Щука плещется в реке перед сценой. У неё в сетке рыба. Щука зовёт Лисёнка и передаёт ему рыбу дважды. Басню  рассказывает Ягнёнок. Когда Щука приближается к краю сцены, её вылавливают сетями два Осла и два Козла и тащат на сцену в ванночку справа.  Там она и сидит во время суда. Автор, рассказывая о поступках Щуки, осуждает её, а звери вслед за автором  повторяют сплетни стоя, образуя кружок.

В одежде судей садятся на пеньки  два Осла, два Козла, Кляча. Лиса становится у трибуны слева. Вначале они совещаются, повторяя за автором слова, затем Осёл читает грамоту. Лиса выносит своё решение, когда видит пачку денег, которыми машет Щука. В конце виновную бросают в реку из ванны, волны подхватывают её и уносят. Она ныряет под музыку «Метелица».  Звери обсуждают случившееся, затем  уходят.

Под песню из мультфильма  « В синем море, в белой пене» исполняется  танец.

Выходят русалки в окружении рыбок и несут обломок затонувшего корабля. Начинается танец русалок, медуз и волн.

7. И.А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Муравей с топориком идёт в лес, чтобы нарубить хворост. Муравьиха ждёт у домика. Насобирав ветки, Муравей находит ванночку и тащит её, у дома помогает жена. На пеньке Муравей рубит дрова. Муравьиха стирает и развешивает бельё в новой ванне. Уходят в дом.

        Воет ветер (театральные шумы»). Через весь зал на сцену  выбегает  осенний Ветер, разбрасывает листья. Он в оранжевой накидке и берете. Муравей  выходит из дому заметать  листья, которые разбрасывает ветер. Муравьиха снимает бельё. Стрекоза появляется вместе с осенним Ветром, который кружит её несколько раз. Она идёт с зонтиком (кленовым листком), несчастная, с обвисшими крыльями, защищаясь от ветра.  Проходит через весь зал и останавливается перед сценой.

Автор:

 «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела; оглянуться не успела, как зима катит в глаза».

Музыка меняется. Появляется Зима.  Она в белом наряде с корзиной снежинок и снега. Под  песню Кристины Соловей «Тримай  мене  міцно» в танце она кружится с Ветром и разбрасывает снег. Белой накидкой покрывает дуб, ель. Внизу танцуют снежинки под ту же музыку, затем садятся.

Во время танца снежинок выходят Муравей и Муравьиха, лепят снежную бабу, кладут белую простыню на землю, затем садятся на скамью.

Автор:

«Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, где под каждым ей листком был готов и стол и дом». Герои «Щуки» выходят на сцену и садятся, как бы засыпая.

Стрекоза появляется на сцене, проходит по ней, заглядывая под листочки, находит обглоданные веточки, бросает их, пожухлый несъедобный листок, падает, затем идёт перед сценой. Выходит Зима, подходит к Стрекозе и бросает горсть снега в её сторону.

Автор: «Стрекоза уж не поёт?»

Стрекоза: И кому же в ум пойдёт на желудок петь голодный!»

Воет сильный Ветер (театральные шумы). Муравей  и Муравьиха заходят в дом. Стрекоза падает, Ветер  (уже в белой накидке и белом берете) как бы рвёт из её руки зонтик, она защищается от снега, который Ветер бросает ей в лицо. Стучится к Муравью требовательно. На словах: «До того ль, голубчик, было?» вновь начинается музыка лесного танца «Метелица», звери оживают и танцуют на сцене. Танцует и Стрекоза перед сценой, но затем лес снова засыпает, и Стрекоза возвращается в настоящее.

 Звучит музыка танца снежинок (оркестр  Ф. Пурселя  «Мужчина  без любви»). Перед сценой Стрекоза тоже засыпает. Снежинки танцуют перед сценой. В конце второго проигрыша все выстраиваются на сцене и перед сценой.

                              Парад героев:

На сцене герои из «Квартета» и «Щуки», Муравей ,Муравьиха, Водяной.

Перед сценой  снежинки.

Впереди: Ветер, Зима, Стрекоза.

.                             Микрофон

Учитель:

-Понравился вам мюзикл? Выскажите своё мнение. А вот как наши актёры увидели свои басни.

Слово актёрам. Дети называют, поднимают таблички с названием басен, затем

                               Проекция на экран

В баснях высмеиваются такие пороки и недостатки:

-Невежество, неблагодарность («Свинья под дубом»)

-лесть и глупость («Ворона и Лисица»)

-себялюбие («Лисица и виноград»)

-грубость, право «сильного» («Волк и Ягнёнок»)

-невежество, хвастовство  («Квартет»)

-лицемерие, беззаконие («Щука»)

- легкомыслие («Стрекоза и Муравей»)

Учитель:

-Молодцы! А теперь поблагодарим всех участников  (аплодисменты).

 

Уходят все по очереди под музыку: сначала герои «Квартета», потом «Щуки», Муравей, Муравьиха,  Снежинки, Стрекоза, Ветер, Зима.

Они проходят перед  зрителями и  машут рукой.

                                              Аннотация                           

          Сценарий мюзикла  «Лесные истории» составлен по мотивам басен Эзопа,

И. Крылова, Л.Глебова. Действие развивается как  единое целое из жизни лесных обитателей, и одна басня плавно переходит в другую. Актёры играют параллельно на сцене, перед сценой и в зале. Используются мультимедийные средства, музыка, танцы, песни. Стиль  работы с детьми – сотрудничество, соавторство. К действию  в конце спектакля подключаются и зрители.

Цель мероприятия: обучение выразительному чтению, инсценировке, новому видению басни современным учеником, развитие эстетического вкуса, воспитание нравственности, приобщение к духовности -   была достигнута.

Актеры – учащиеся 6-Б и 8-А класса.

Мюзикл рассчитан на широкую аудиторию: ученики, родители, учителя, гости.

 

Автор гарантирует, что сценарий мюзикла составлен исключительно его творческой работой, и берёт на себя полную ответственность перед третьими лицами за нарушение авторских прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

docx
Додано
25 лютого
Переглядів
32
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку