Данную презентацию можно использовать для объяснения нового материала по теме "Деепричастие". Работа включает в себя также и знакомство с деепричастным оборотом. В презентации содержаться задания для коллективной и индивидуальной работы.
Действия, выполняемые мальчиком:1. Стоит.2. Слушает музыку.3. Держит телефон.4. Улыбается.5. Поднял руку. Мальчик в наушниках стоит и слушает музыку из телефона, который держит перед собой, при этом он поднял руку и улыбается. Улыбаясь, держа телефон в одной руке и подняв другую, мальчик в наушниках стоит и слушает музыку.5 действий – 5 глаголов5 действий – 2 глагола и 3 ДЕЕПРИЧАСТИЯДЕЕПРИЧАСТИЕ ТАК ЖЕ, КАК И ГЛАГОЛ, ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ.
ГЛАГОЛ – ГЛАВНОЕ ДЕЙСТВИЕДЕЕПРИЧАСТИЕ – ДОБАВОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕЧТО ДЕЛАЯ?ЧТО СДЕЛАВ?ЧТО ДЕЛАТЬ?ЧТО СДЕЛАТЬ?Лететь и махать крыльями. Сидеть и читать книгу. Идти и глядеть по сторонам. Стоять и слушать музыку. Говорить и качать головой. Лететь, махая крыльями. Сидеть, читая книгу. Идти, глядя по сторонам. Стоять, слушая музыку. Говорить, качая головой. ГЛАВНОЕ действие. ДОБАВОЧНОЕ действие
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,На дровнях обновляет путь;Его лошадка, снег почуя,Плетется рысью как - нибудь;Бразды пушистые взрывая,Летит кибитка удалая;Ямщик сидит на облучке. В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив,Себя в коня преобразив;Шалун уж отморозил пальчик: Ему и больно, и смешно,А мать грозит ему в окно. А. С. Пушкин
ВРАТАРЬ ( что сделал? ), ( что делая? ) МЯЧ. СПОРТСМЕНКА ( что делает? ) К ПРЫЖКУ,( что сделав? ) РУКИ И ( что делая? ) НА КРАЮ ТРАМПЛИНА. ГИМНАСТ ( что делает? ) УПРАЖНЕНИЕ,КРЕПКО ( что делая? ) ЗА КОЛЬЦА. Держаться, выполнять, расставить, прыгать, готовиться, стараться поймать, стоять.
Кипя,Шипя,Журча,Ворча,Струясь,Крутясь,Сливаясь,Вздымаясь,Вздуваясь,Мелькая, шурша,Резвясь и спеша,Скользя, обнимаясь,Делясь и встречаясь, Лаская, бунтуя, летя,Играя, дробясь, шелестя,Блистая, взлетая, шатаясь,Сплетаясь, звеня, клокоча,Морщинясь, волнуясь, катаясь,Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,Вперед и вперед убегая в свободном задоре –Так падают бурные волны в сверкающем, быстром Лодоре!Роберт Саути, английский поэт. ЛОДОРСКИЙ ВОДОПАД
Кипя,Шипя,Журча,Ворча,Струясь,Крутясь,Сливаясь,Вздымаясь,Вздуваясь,Мелькая, шурша,Резвясь и спеша,Скользя, обнимаясь,Делясь и встречаясь, Лаская, бунтуя, летя,Играя, дробясь, шелестя,Блистая, взлетая, шатаясь,Сплетаясь, звеня, клокоча,Морщинясь, волнуясь, катаясь,Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободном задоре…ПАДАЮТ 49 деепричастий 1глагол. ГЛАВНОЕ действие. ДОБАВОЧНОЕ действие
ТОЛЬКО ВМЕСТЕ! ТОЛЬКО К ОДНОМУ ПРЕДМЕТУ!Заваривая чай, у бабушки упала чашка. Вернувшись с прогулки, мальчика позвали обедать. Убирая в комнате, у нас нечаянно сломалась швабра. Позвонив по телефону, мне никто не ответил. Подходя к дому, начался сильный дождь. Заваривая чай, бабушка уронила чашку. Вернувшись с прогулки, мальчик пошел обедать. Убирая в комнате, мы …… . Позвонив по телефону, я ……. . Подходя к дому, ребята …….. .
Девочка стояла на берегу, трогая кончиком ноги морскую воду. Собака уселась прямо в волну, преданно глядя на свою маленькую хозяйку. Махая сильными крыльями, носились над водой чайки. ……..., волны тихо ложились на песок. Ветер, ……….., закручивал верхушки волн в белые барашки.………., плыли по небу облака. Девочка, ……....., наслаждалась прекрасным летним утром. ( растекаясь ажурной пеной, пробегая по воде, отбрасывая легкую тень, стоя у края воды )
ВРЕМЯ УРОЖАЯЛистья желтеют, опадают и кружатся. Солнце поднимается, уже не греет так, как летом. Пришла осень – время собирать урожай. Дети взяли мешки, лопаты и тачку, пришли на огород. - Я буду выкапывать картошку, - сказал старший, - а то малыши быстро устанут махать лопатой. Дело пошло! Выкапывали и разбирали, накладывали картофель в мешки. Заполнили мешки, грузили их в тачку. Работали дружно и быстро, собрали весь урожай!