Программа самореализации по теме «Обращение. Использование обращений для передачи отношения к адресату речи. Знаки препинания в предложениях с обращениями» поможет организовать самостоятельную работу с учащимися, систематизировать и закрепить знания об обращениях, их синтаксической роли в предложениях, знаках препинания на письме. Предложенные упражнения будут способствовать формированию предметных и метапредметных компетентностей учеников, развитию исследовательских и творческих способностей восьмиклассников, окажут влияние на культуру общения.
Программа самореализации
Предмет Русский язык
Класс 8
Тема Обращение. Использование обращений для передачи отношения к адресату речи. Знаки препинания в предложениях с обращениями.
Цель: путем самообразовательной деятельности систематизировать и закрепить знания об обращениях, их синтаксической роли в предложениях, знаках препинания на письме.
Юный друг!
Чтобы привлечь твое внимание, было использовано выражение, которое называет того, к кому обращаются с речью: в данном случае «юный друг». Сегодня ты продолжишь знакомство с этим понятием. Изучение обращения - одна из актуальных проблем современной лингвистики. Эта языковая единица стала предметом научного исследования, начиная с 1875 года, когда был опубликован труд Ф.И. Буслаева «Историческая грамматика русского языка», где впервые появился термин «обращение». До этого в грамматических трудах ( например, М.B. Ломоносова, А.Х. Востокова ) шла речь о звательном падеже, который, как показывает само название, выполнял функции того слова в предложении, которое Ф.И. Буслаев назвал «обращением».
Не было бы этой синтаксической единицы, тебе было бы сложнее общаться с кем-либо. Успехов тебе в изучении темы.
Выполняя предложенные задания, ты
узнаешь |
научишься |
поймёшь |
- что такое обращение, какие слова используются в качестве обращений и чем они выражаются; - какие знаки препинания ставятся в предложениях с обращениями; об интонации предложений с обращениями; - правила речевого этикета
|
- работать с текстом; - находить в тексте обращения; - строить предложения с обращениями, учитывая сферу общения; - расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями; отличать от членов предложения |
- значение обращений в различных ситуациях; - как важно уметь правильно использовать обращения в речи |
Желаем удачи!
Блок контрольно-рефлексивных заданий
Слово или сочетание слов, называющее …, которому адресована речь, называется обращением.
Обращениями служат собственные имена людей, названия …, …, ….
Обращение обычно выражено формой имени существительного в ……..падеже.
Обращение произносится с особой, … интонацией. Членом предложения … является.
Изучи предложенный теоретический материал, используя на полях определенные обозначения:
«V» - это мне известно;
« - » - это противоречит моим первоначальным представлениям;
« + » - это для меня новое;
« ?» - информация, которая вызывает интерес или удивление.
Термин «обращение» хорошо отражает суть: обращение – это слово или слова, которые называют того, к кому обращаются с речью: *Вперёд чужой беде не смейся, голубок. Не шуми ты, рожь, спелым колосом! Обращение выражается именем существительным в именительном падеже и произносится с особой звательной интонацией. Чаще всего обращениями бывают слова, обозначающие людей, но иногда, особенно в речи поэтической, обращениями могут быть названия животных, птиц и даже предметов, например: Обращения могут быть распространёнными, например: *Дорогие товарищи, мы спаяны неразрывной дружбой. Обращения могут стоять в начале, в середине и в конце предложения. Если обращение стоит в начале предложения, то на письме оно отделяется запятой или восклицательным знаком (восклицательный знак употребляется тогда, когда обращение произносится с особой силой), например: *Василий Фёдорович, вы мне поручите что-нибудь? *Уля! Я не поеду никуда! *Мои дорогие друзья! Приветствую вас своей работой. После восклицательного знака пишется прописная буква. Если обращение стоит в середине предложения, то оно на письме выделяется запятыми, например: *Ты подожди, Сергей, минут пять.* Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне. Если обращение стоит в конце предложения, то на письме перед обращением ставится запятая, а после него тот знак, который нужен по смыслу всего предложения (точка, вопросительный или восклицательный знак), например: *Я с удовольствием буду вам помогать, бабушка.* Вы откуда будете, молодые люди? Обращения могут быть выражены именами прилагательными или причастиями, употреблёнными в значении существительных, например: *Больной, проходите! *Учащиеся! Настойчиво овладевайте знаниями и трудовыми навыками. Иногда с обращениями сливается в произношении междометие "о", приобретающее при этом значение частицы. Оно на письме не отделяется от обращения знаками препинания, например: Он был, о море, твой певец. Для обращений характерны разные типы интонации: а) интонация звательная (произнесение обращения с усиленным ударением и более высоким тоном, с паузой после обращения). Ребята! Вперед на вылазку, за мною! (Пушкин); б) интонация восклицательная: Летите прочь, воспоминанья! (Пушкин); Обращения могут давать оценочную характеристику, содержать акспрессивную окраску, выражать отношение говорящего к собеседнику. Скажи, болван, чем ты оправдаешься? (Фонвизин). Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём (Щипачёв). Обращения однородные. Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время (Пушкин). Обращения-метафоры. Послушайте, кладбище законов, как вас называет генерал (Горький) и др Роль обращений. В художественных текстах обращения помогают понять характер героев, персонажей, служат для усиления выразительности речи. В жизненных ситуациях корректность и точность обращения имеют большое значение при решении различных вопросов. Правильный подбор обращения может вызвать симпатию к вам у того человека, к кому вы обращаетесь. И, возможно, это поможет вам при решении вашего вопроса. И наоборот, неверное использование обращения, фамильярность, неправильная эмоциональная окраска может оттолкнуть от вас того, кому оно адресовано. Вы в любой ситуации будете в выигрыше, если при обращении к другим людям будете тактичны, вежливы, терпимы. |
|
Блок контрольно-рефлексивных заданий
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___* выражается именем существительным в именительном падеже__________________
___* произносится с особой, звательной интонацией________________________________
____________________________________________________________________________;
____________________________________________________________________________;
__________________________________________________________________________.
«Да - нетка» (выскажите свое согласие / несогласие с данными утверждениями):
№ |
Утверждение |
Да |
Нет |
1. |
Обращение – слово или сочетание, называющее того, к кому обращаются с речью |
|
|
2. |
Обращение является членом предложения |
|
|
3. |
Обращение обычно выражается той же формой имени существительного, что и подлежащее. |
|
|
4. |
Особой интонацией предложение с обращением не отличается |
|
|
5. |
Обращение никогда не бывает выражено местоимением |
|
|
6. |
Обращение может быть выражено местоимением ты, вы |
|
|
7 |
Обращение на письме выделяются запятыми или восклицательным знаком |
|
|
8 |
Междометие «о» не отделяется от обращения знаком препинания. |
|
|
V. Установим соответствие между примерами предложений с обращениями и разными типами интонации в них.
1 интонация звательная |
А Забушуй же, непогодушка, разгуляйся, Волга – матушка!
|
2 восклицательная интонация |
Б Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время. |
3 однородные обращения |
В Отколе, умная, бредешь ты, голова? |
4 обращения - иронии |
Г Летите прочь, воспоминанья! |
5 риторические обращения |
Д Провожающие, просим вас выйти из вагонов! |
VI. Учимся сопоставлять
«Лингвистическая задача»: как отличить обращение от подлежащего, которое тоже имеет форму И.п? Реши задачу, используя предложения (знаки не расставлены). Впиши номера предложений в соответствующую колонку таблицы.
1. Спортсмены готовятся к соревнованиям.2. Спортсмены готовьтесь к соревнованиям.
3. Мама я тебя поздравляю с праздником. 4. Вы не перестанете быть ребенком, пока у вас есть мама.5. Ребята собираются в горы.6. Берегите книги ребята.
Обращения |
Члены предложения |
|
|
VII. Учимся анализировать, сравнивать, делать выводы.
Задание 1. Прочитайте отрывки. Выделите в них обращения. Расставьте знаки препинания. Определи роль обращений, использованных в письмах писателей.
А. Милая и родная моя мама Дорогой и любимый мой дружок
Так часто я грущу о том, что ты там одна моя голубка. Но подожди ещё немного, настанет весна, и я возьму тебя в Москву, если по обстоятельствам войны это можно будет сделать…
Я крепко целую тебя моя родная… (Из письма А. Фадеева 16 февраля 1942 года.)
Б. Дорогая мамочка
…Я верю в нашу скорую встречу – мы снова будем вместе…Крепко и много целую тебя моя ненаглядная. Спасибо за ласковые письма – они мне дороже всего, и с ними легче жить и воевать…
(Из письма С. Наровчатова 27 сентября 1944 года.)
Задание 2.
Перестройте предложения в предложения с обращением (они имеют поэтический оригинал). Составьте их схемы.
А) Шумит, шумит послушное ветрило…Б) На меня глядят мои темно - голубые колокольчики, цветики степные. В) Стою над бездной безмолвного лазурного моря.
VIII. Развиваем речь
Коммуникативный тренинг. Учитесь правильно использовать обращения в различных жизненных ситуациях. По ситуации составьте предложения с обращениями, помня правила речевого этикета.
- Попросите в железнодорожной кассе у женщины - кассира билет до Киева.
- Какой первой фразой вы начнёте текст поздравления, адресованного любимому учителю?
- Попросите по телефону дать вам справку об интересующем вас абоненте.
- Попросите снявшего трубку взрослого пригласить к телефону вашего друга.
IX. Развиваем творческие способности
Познакомьтесь с описанной в тексте ситуацией. Ответьте на вопросы.
«На самом деле люди даже в устном разговоре часто затрудняются: как обратиться? Ведь только в бытовой, разговорной ситуации можно обращаться друг к другу “без церемоний”. Однако даже в таких случаях легко ненароком обидеть человека. Бабушка…Та не покажет по своей деликатности и любви к тебе, что ей неприятно, когда ты, входя в дом, кинешь ей
небрежно: “Привет, ба!” И мама смолчит, когда сынок- подросток спросит грубовато: “Мать, ты чайник поставила?” Вроде ничего оскорбительного ты в этом не видишь, но пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А уж что говорить о незнакомых людях, с которыми мы ежедневно общаемся по телефону, в транспорте, на улице…»
- Знакомая тебе ситуация? Вспомни, как ты обращаешься с окружающими. Не обидел ли кого? Есть возможность попросить прощение, написав письмо этому человеку. И еще, помни: « Имя человека — самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке» (Дейл Карнеги). Творческое задание « Письмо …»
Подведем итоги.
Выполнив предложенные задания, я теперь
ЗНАЛ |
УЗНАЛ (А) |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложения
«Да-нетка»
1.да.
2.нет.
3.да.
4.нет.
5.да.
6. нет.
7. да.
8. да
«Лингвистическая задача».
Обращения: 2,3,6
Члены предложения, выраженные существительным в И.п.: 1,4,5.
V.Установи соответствие: 1Д, 2Г, 3Б, 4В, 5А.
VII. Задание 1.
А. Милая и родная моя мама! Дорогой и любимый мой дружок!
Так часто я грущу о том, что ты там одна , моя голубка. Но подожди ещё немного, настанет весна, и я возьму тебя в Москву, если по обстоятельствам войны это можно будет сделать…
Я крепко целую тебя, моя родная… (Из письма А. Фадеева 16 февраля 1942 года.)
Б. Дорогая мамочка!
…Я верю в нашу скорую встречу – мы снова будем вместе…Крепко и много целую тебя, моя ненаглядная. Спасибо за ласковые письма – они мне дороже всего, и с ними легче жить и воевать…
(Из письма С. Наровчатова 27 сентября 1944 года.)
А. Данные обращения образуют ряд контекстуальных синонимов: милая, родная, дорогая, любимая; мама, дружок, голубка.
Б. Дорогая мамочка, моя ненаглядная – распространённые обращения, суффикс – ОЧК- - такие обращения подчеркивают любовь сыновей к своим матерям, нежность и тепло.
VII. Задание 2.
Шуми, шуми, послушное ветрило…( А.С.Пушкин).2. Колокольчики мои, цветики степные, Что глядите на меня, темно - голубые. ( А.Н. Толстой) 3. Безмолвное море, лазурное море, стою очарован над бездной твоей. ( В.А.Жуковский)
Творческое задание. «Письмо бабушке…»
Здравствуй, дорогая и любимая бабушка!
Вот я и пишу тебе письмо, потому что виноват перед тобой. Виноват, что редко проведывал тебя и этим огорчал тебя. Иногда грубо с тобой обращался. Прости, пожалуйста.
Я живу хорошо, только скучаю по тебе очень. Я, наверное, плохой человек, а ты “ни за что” меня любишь. Бабушка, родная, я стану хорошим, правда, правда! Тебе никогда не будет за меня стыдно. Извини, что не проведал тебя в больнице. Я осознал свои ошибки. Обещаю, что скоро приеду к тебе в гости. Люблю тебя, моя самая лучшая бабушка на свете.
До встречи. Твой внук.