Первое и, наверное, основное кредо педагога – любовь и уважение к ребенку. Но любовь, как известно, требует подготовленности: душевного тепла, заботливости, внимательности, непринужденности, нежности и мастерства. То есть всего того, чему в институтах не учат, но чему нужно учиться во что бы то ни стало, для того чтобы была школа. Иначе происходят никому не нужные конфликты и бесполезные ссоры, которые приводят к человеческим потерям. Но, что такое учительская любовь, никому точно не известно. Попробуем найти ее критерии сегодня.
Проработав один год, я решила: не гожусь для своей работы. Когда я только начинала работать учителем, то была полна различными фантазиями и любовью к детям. Теперь иллюзии улетучились, и любовь прошла. Учитель – это не профессия. Это медленное убийство, смерть, которая наступает каждый день.rrrrr
Если я скажу вам, насколько я ненавижу школу, вы подумаете, что я сумасшедший. Я – учитель музыки. Я люблю музыку. Но мечтаю о том, чтобы сжечь школу, а во время пожара играть на скрипке. Я питаю отвращение к директору школы, я не выношу инспектора, я ненавижу всю систему. Я хочу выбраться отсюда быстро и живым. А ведь когда-то мне предлагали поступать в консерваторию!
мне так грустно, что я могу расплакаться. Я расстроена и разочарована, потому что ожидала так много. Я хотела делать добро, приносить пользу. Я хотела изменить ребенка, школу, окрестности, весь мир. До чего же я была наивна! Я улыбалась, глядя на гремучих змей, а они укусили меня, и теперь я, как и они, наполнена ядом.
Итак, вечный вопрос «Что делать?», который задал в 19 веке Н. Г. Чернышевский, как ни странно, актуален. Попробуем найти на него ответ. Послушайте небольшую притчу. Один философ как-то переплывал большую реку на маленькой лодке. Он спросил у лодочника: «Вы знакомы с философией?» - «Не могу сказать, что да», - ответил тот. – «Вы потеряли одну треть своей жизни, - сказал философ. – А знакомы ли вы с литературой?» «Не могу сказать, что да», - ответил лодочник. «Вы потеряли две трети своей жизни», - объявил философ. В этот момент лодка получила пробоину и начала тонуть. «Вы умеете плавать?» - спросил лодочник. «Нет», - ответил философ. «Тогда вы потеряли всю жизнь», - сказал лодочник..
Педагогические ситуации.1. Краешком глаза учитель заметил, что Лена передает однокласснице записку. Он вскочил с места и выхватил записку из рук девочки. Затем начал было читать ее вслух, но внезапно остановился; он наткнулся на свое имя, к которому прилагались отнюдь не лестные эпитеты. Лицо учителя побагровело – так он разъярился. -Ты, маленькая негодница! – заорал он на Лену – Да как ты смела?! Девочка расплакалась. -На этот раз крокодиловы слезы тебе не помогут. Хочу увидеться с твоими родителями и рассказать им, что за мерзкую девчонку они воспитали. Какие ошибки совершил учитель?
Педагогические ситуации. Учитель задал задание классу. Оля не справилась в срок. Учительница сказала ей: -Ты ленива, легкомысленна и безответственна. После урока Оля сказала учительнице: -Вы, очевидно, плохо меня знаете. Я не ленива и не легкомысленна. Я внимательно отношусь к своей учебе. Я очень стараюсь делать все как можно лучше. Я прихожу на ваш урок только на сорок минут, потому, возможно, вы не знаете меня так, как другие мои учителя. На что учительница ответила: -Ты дерзкая юная леди, вот ты кто. У тебя слишком длинный язык. Скажи своей маме, чтоб пришла в школу поговорить со мной о своей слишком несдержанной дочери. Объясните, какие ошибки допустил учитель.
Педагогические ситуации.. Шел сильный снег. Несколько детей смотрели на падающий снег через расписанные морозом стекла. Учитель разозлился: “Что случилось? Вы что, никогда снег не видели? Вам все равно, что делать, лишь бы не заниматься. Если вы не перестанете смотреть, я вас выгоню. Последнее предупреждение! Вам понятно?” К чему может привести злость учителя? Как лучше поступить?
Леня опоздал на занятия. Учитель спросил: “Почему ты задержался на этот раз? ” Лёня рассказал забавную историю, как он встретился с человеком, который был выше Статуи Свободы. На что учитель ответил: “Я не верю ни одному твоему слову. А опоздал ты, потому что лень было вовремя подняться. Я слишком хорошо помню твоего брата, он тоже был прирожденным лентяем. Если ты не задумаешься над своим поведением, то плохо кончишь”. Какие принципы нарушил учитель? Как можно было поступить?Педагогические ситуации.
Педагогические задачи. Каждая из групп получила по два задания. На обсуждение каждого задания вам дается две минуты. У вас на столах разные реальные ситуации, которые произошли в школах. Предложите свой выход из этих ситуаций. Сейчас каждая группа на листе напишет по одному вопросу касательно работы классного руководителя с родителями. После вы поменяетесь листочками с вашими соседями и они попробуют дать ответ на ваши вопросы.
Послушайте еще одну притчу. Известный фотограф рассказывает своему другу о страданиях и отчаянном положении бедной индейской деревушки: «Женщины были беременны, дети – больны, а мужчины – безработные. Деревня развалилась, а земля истощилась» «Что же сделал ты?» - спрашивает его приятель. «Я сделал цветную фотографию», - ответил фотограф. Как же сделать красивее нашу школьную жизнь учителям? Представьте, что вы идете на первый урок, сделайте так, чтобы ваши ученики смогли заинтересоваться предметом, который вы преподаете. Вы можете выбрать любой школьный предмет.
«Строительство» здания школы. Часто можно услышать такое мнение, что учителя – своеобразные строители души своих воспитанников. Но прежде чем строить человека, нужно подумать и о здании, в котором будет проходить этот сложный и ответственный процесс. Вам предоставляется возможность создать свою школу, и наиболее важно, с какими чувствами вы придете в нее. На ваших столах лежат «кирпичики» разного цвета, символизирующие те чувства, которые создают атмосферу вашей школы. Дайте название своим кирпичикам и сложите из них свою школу. Какие чувства будут лежать в фундаменте, какие займут первый этаж, самый низкий, а какие окажутся на верхнем, что будет крышей дома – решать вам.
Полезные советы команды учителей. Евангелие для молодых учителей 1. Возлюби ученика своего, как себя самого. 2. Не возжелай доли иной, гордись званием учителя. 3. Не убий в ученике стремления к пониманию, радости. 4. Не укради себя у семьи своей, не засиживайся до полуночи за тетрадками, не губи очи светлые. 5. Не растеряй в житейской суете оптимизма, веры в людей, интереса к жизни. 6. Не избегай уроков открытых, дабы имя честное твое было многим ведомо. 7. Почитай директора и завучей, как родителей своих, и да будут дни твои благоденствием наполнены. 8. В буднях и горестях помни о днях светлых и радостных – о каникулах, длинном отпуске!
«Бесполезные» советы команды молодых учителей.1. Если вы в первый раз заходите в класс, не бойтесь: худшее, что с вами может случиться, - вы через минуту выбежите оттуда. 2. Если в вашем классе есть такой ученик, который своим поведением отвлекает весь класс, не пожалейте пяти минут от урока, спойте всем классом ему колыбельную, тогда он уснет или будет в шоке весь урок. В любом случае он уже не помешает вам! 3. Если вы обнаружите кнопку у себя на стуле, купите кнопок на весь класс, разложите их по двадцати пяти стульчикам - и будет вам счастье! 4. Если вы хотите, чтобы ваш класс лучше выполнял домашнее задание по вашему предмету, скажите классу, так, невзначай, что, когда у вас много работы по проверке домашнего задания, вы не успеваете составить контрольную работу.
А у меня была недавно такая история. На уроке мне пришлось повысить голос, и от этого он сорвался, я расстроилась, замолчала, стало неудобно и перед детьми, и перед самой собой. Так неприятно было на душе. Но на следующий день ко мне подошли две девочки, протянули сверток и сказали, что принесли мне эвкалипт, чтоб у меня не болело горло.
А я недавно пришла на каток, а кататься-то не умею. И тут ко мне подбежали мои ученицы, помогли встать на лед, и так весь вечер и учили меня кататься на коньках. Нет, все-таки здорово, что мы выбрали профессию учителя и работаем в школе. Здесь мы взрослеем, умнеем, растем, здесь мы живем!
Приятно, когда все наши школьные инциденты заканчиваются так оптимистично. Самое главное, что все эти эпизоды были взяты из жизни этих молодых учителей. Кажется, они вместе со своими учениками учатся и сами. Учатся науке Любви. Друг к другу, к ближнему, к миру! Хочется вспомнить еще один совет, который дал известный педагог В. Казанский, считающий, что в школе, прежде всего, должна быть создана территория любви. А вот ее правила!
«Правила» любви1. У каждого есть своя «территория», но пространство любви общее. 2. У каждого есть время для себя, но для любви необходимо все наше время. 3. У каждого есть свои «за» и «против», но мы принимаем друг друга без рассуждения. 4. Каждый имеет право сделать что-то не так, но вместе мы можем друг друга понять, не упрекая и не критикуя. 5. Каждый делает то, что у него лучше получается, но, помогая друг другу, мы обретаем себя. И не взаимозаменяя, а взаимодополняя. 6. Каждый свободен в своих поступках, и никто никого не держит, и даже если расстанемся, мы ответственны за свои действия.