Имя числительное как часть речи. Харьковская общеобразовательная школа І -ІІІ степеней №22 Харьковского городского совета Харьковской области Бужор Е. М., учитель русского языка и литературы
Номер слайду 2
Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Числительные отвечают на вопросы «сколько?», «какой?» или «который?»
Номер слайду 3
Когда мы используем имена числительные?Для чего они нужны в речи?Попробуйте представить, что было бы, если все цифры вдруг исчезли. Мы не смогли бы определить время, попасть в собственную квартиру, определить маршрут, по которому следовало добраться до дома, купить что-либо в магазине. Без числительного люди не смогли бы нормально работать, учиться, планировать свой день. Чисел множество и все они помогают упорядочить нашу жизнь.
Номер слайду 4
Устно укажите имя числительное. Объясните, какой частью речи являются другие слова. ЕДИНИЧНЫЙЕДИНИЦАОДИНЕДИНСТВЕННЫЙПЯТИЛЕТНИЙПЯТЬПЯТЁРКАПЯТИГЛАВЫЙТРИСТАТРЁХЛЕТНИЙТРОЙКАТРЁХМЕСЯЧНЫЙ
Номер слайду 5
Распределительный диктант. Распределите в две колонки данные слова: имена числительные и другие части речи. Пять, двойка, тройной, сорок шесть, сто пять, пятнадцатый, пятилетний, трёхголовый, пятёрка, семь, одна тысяча сто двадцать шесть, шестилетний, пятилетка, двадцатый, сорок два. Имена числительные отвечают на вопросы – СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ ПО СЧЁТУ? и обозначают количество и порядковый номер при счёте.
Номер слайду 6
ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕКОЛИЧЕСТВЕННЫЕПОРЯДКОВЫЕПРОСТЫЕСЛОЖНЫЕСОСТАВНЫЕПО СОСТАВУПО ЗНАЧЕНИЮ
Номер слайду 7
СЛОЖНЫЕСОСТАВНЫЕПРОСТЫЕсостоящие из одного словасостоящие из двух и более слов состоящие из слов с двумя корнями
Номер слайду 8
Распределите имена числительные в три колонки: простые, сложные и составные. Три, пятьдесят, сорок четыре, триста, семь, семьдесят, двести десять, триста тридцать три, тринадцать, триста, шестьдесят, девять, пять
Номер слайду 9
ПОРЯДКОВЫЕКОЛИЧЕСТВЕННЫЕобозначают количество и отвечают на вопрос СКОЛЬКО?обозначают порядковый номер при счётеи отвечают на вопрос КОТОРЫЙ? КАКОЙ ПО СЧЁТУ?
Номер слайду 10
Распределите в две колонки имена числительные : количественные и порядковые. Сорок два, второй, тридцать шестой, сто пятый, семнадцать, шестьдесят, пятьдесят, сороковой, девятый, третий, восьмой, сорок второй, четырнадцать
Номер слайду 11
Упражнение. Спишите предложения и определите их разряд по составу и по значению. Одна голова хорошо, а две – лучше. Семь раз отмерь, один – отрежь. Третий день льёт дождь. Сегодня мы проехали сто двадцать пять километров. На двадцать пятый день они вернулись домой.