Презентация кружка «Нитяная графика»
Я выбрала эту тему потому, что каждый ребенок имеет право учиться там, где он проживает. В Законе Украины « Про освіту» большое внимание уделяется по внедрению инклюзивного образования. Актуальность проблемы инклюзивного обучения связана с тем, что число детей с особенными потребностями с каждым годом растет. И, конечно, очень важно внедрять неформальную, консультативно-разъяснительную работы среди педагогов, общественности, а особенно среди родителей детей с инвалидностью, формировать толерантное отношение до нужд детей и взрослых с инвалидностью. Концепция инклюзивного образования отображает одну из главных демократических идей – все дети есть ценными и активными членами общества.
Инклюзия это процесс и рассматривать его надо как постоянный поиск для решения удовлетворения индивидуальных проблем всех детей. Она включает в себя проведения комплексной оценки, сбору информации с разных источников для разработки индивидуального плана и реализации его на практике. Сегодня в педагогической науке ярко заявляет о себе личностно ориентированный подход, который обеспечивает новые формы обучения и воспитания и который грунтуется на принципах глубокого уважения к личности, самостоятельности, учета индивидуальности, особенно это касается детей с особенными потребностями. В решении вышеперечисленных задач участвуют разные звенья обучения. Одно из них – внешкольное обучение, которое способствует свободному развитию личности и учит ребенка главному – жизни. В инклюзивных группах дети с особенными потребностями включены в обучающий процесс, постигают основы независимой жизни, усваивают новые формы поведения, общения, учатся проявлять активность, инициативу, осмысленно делать выбор, достигать цели в решении проблем и принимать самостоятельно решения.
Кружок «Нитяная графика» был основан в 2012 году. Через год в администрацию Дворца обратилась мама ребенка с инвалидностью с просьбой принять ее сына в кружок декоративно-прикладного искусства. Опыта работы с такими детьми не было, но желание помочь – да. Мы попробовали и уже через месяц таких детей стало трое. С 2014 по 2018 года количество детей с особенными потребностями увеличилось с 3-х до 7-ми. Сегодня в составе кружка 5 групп: три –начального, одна – основного и одна высшего уровня. В группе высшего уровня учатся пятеро детей с особенными потребностями.
Программа, по которой работает кружок, рабочая. Учебная нагрузка позволяет принимать в группы детей с особенностями, таким образом, обеспечивает их права на внешкольное обучение. Целью занятий кружка является формирование практических умений и навыков в технике изонить, развития логического мышления, моторики пальцев рук. Программа интегрирует знания кружковцев с разными учебными предметами: истории, геометрии, черчения, рисования, народоведения.
Основными задачами программы – это формирование познавательных, практических, творческих и социальных компетентностей. Занятия «ниткографиею» дают возможность ребенку раскрыться, снимают эмоциональное напряжение, развивают креативное мышление.
С самого начала инклюзивного обучения, ребята кружка «Нитяная графика» во Дворце детства и юношества включаются в целостную органическую систему многоаспектных взаимоотношений. Они принимают участие во всевозможных мероприятиях Дворца, вместе отдыхают ( Татару, Одесса, Киев). Важно понять, что без поддержки участников всего образовательного процесса, без поддержки педагогического, детского коллективов, без заинтересованности и понятия родителей невозможно обеспечить эффективность учебного результата.
Социальной адаптацией детей с особенностями являются в первую очередь родители. Семья, это великий ресурс для руководителя кружка, поскольку она может предложить стратегию эффективной деятельности, которые могут выполняться в определенных обстоятельствах, принимая во внимание их опыт и глубокое знание о своем ребенке. Поэтому мама ребенка с особенными потребностями на занятиях кружка находится рядом и выступает в роли ассистента руководителя, обучаясь вместе с ребенком. Для того, чтобы дети нормально развивались и чувствовали себя комфортно, родители и учебное заведение должны сотрудничать друг с другом, стать одной большой семьей.
Для того, чтобы обучение было действительно инклюзивным, оно должно гарантировать успешность всех детей, а для того, чтобы иметь хорошие результаты, необходимо распознать и оценить способности каждого ребенка. В составе кружка занимаются дети с нарушением слуха, с аутистическими расстройствами и с синдромом Дауна. После первого года обучения встает вопрос не только социальной адаптации, а и коррекции и развитие творческой активности каждого кружковца. Здесь следует принять такие принципы,
как динамичность восприятия учебного материала (использование задач с нарастающей сложностью);
принцип продуктивной обработки информации (необходимо включать задания, которые допускают самостоятельную обработку информации с использованием поэтапной, дозированной помощи педагога). Сначала руководитель кружка учит работать по схемам, алгоритмам, а кружковец переносит полученную информацию на свою работу;
принцип развития и коррекции (творческие задания предлагаются с учетом особенности ребенка);
принцип мотивации к обучению (каждое задание должно быть четким, то есть каждый кружковец должен точно знать, что он должен сделать, чтобы получить результат)
На основании междисциплинарного подходу и концепции функциональной ассиметрии полушарий головного мозга строится система психокоррекции детей с синдромом Дауна и детей аутистов. Показано, что коррекция «детей солнца» предполагает активизацию левого полушария (через формы сенсорного активности, левому полушарию присущи - ритм, холодная цветная гамма и т. д.). А «дети дождя» корректируются из-за развития у них правого полушария, поэтому дают предпочтения мелодиям, горячим цветным гаммам, геометрическим формам.
Инклюзивный подход может помочь детям с инвалидностью в обучении, дает шанс и возможность жить в социуме и достигать успехов. Ведь ограниченные возможности здоровья не обозначают ограниченные способности. Наоборот, часто ребенок с психическими расстройствами, находясь в обществе, адаптированному к его возможностям и необходимостям, достигает высокого уровня социализации и самореализации. Занятия с использованием нетрадиционной техники «изонити» помогают снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, учит свободно выражать свои мысли, побуждает к творческим поискам, учит работать с разными материалами, развивает мелкую моторику пальцев рук, чувство композиции, ритма, колорита, чувства фактурности и объемности, развивает фантазию.
Дети с инвалидностью отлично адаптировались в детском коллективе. Трое из них уже второй год проводят мастер-классы в качестве инструкторов за методом «равный- равному». Летом 2018 г. они вместе с родителями организовали мастер-классы для людей с ограниченными возможностями в христианском лагере «Большая перемена» и получили сертификаты. Только за три последних года кружок «Нитяная графика» стал организатором пяти собственных выставок , 12 воспитанников (из них четверо- дети с инвалидностью) имеют свои персональные выставки. Коллектив кружка является инициатором городских выставок творческих работ в музее Придунавья «Світ очима дітей», в Измаильской картинной галлерее - «Дунай – река дружбы», в музее истории Дворца - «Веселкова країна».
В 2017, 2018 годах дети с особенными потребностями становятся победителями смотра – конкурса «Лучший кружковец года» в рамках проекта «Перлини Палацу». Воспитанники неоднократно побеждают на международных, Всеукраинских, областных и региональных конкурсах ДПМ. Только за последние три года ребята одержали 23 награды Всеукраинского и международного уровня, 32- областных, среди них дипломы 1 и2 степеней областного этапу Всеукраинского конкурса «Космические фантазии», Всеукраинского конкурса ДПМ «Знай и люби свой край», «Арт-краина», «Роден край», международного конкурса детского творчества «Встреча с Восточной Европой» (Германия), дипломы лауреатов Всеукраинского фестиваля искусств «На крыльях творчества», дипломы 1 степени Всеукраинского фестиваля «Чисті роси», грамоты за 1 место в конкурсе творческих работ обласного фестиваля «Молодь обирає здоров я», дипломы 1 и 2 степеней региональных конкурсах «Джерело надії», «Ремесло – корінь всього життя», «Вишиванка, моя вишиванка». Мониторинг успехов кружковцев, участие в конкурсах, выставках, фестивалях показывает развитие творческих способностей кружковцев за последние пять лет.
И самые последние «горячие» новости: Адам Андрей и Захаров Влад заняли 2 -3 места в международном онлайн конкурсе «Голден Тайм», который проходил в Голливуде и были награждены дипломами, Дуя Олег, если не брать во внимание политические отношения, принял участие в международном онлайн конкурсе «Таланты России» и был награжден дипломом 1 степени, также наши девочки приняли участие в областном этапе Всеукраинского конкурса «Космос. Людина. Духовність.» и получили 1 места. Ждем результатов со Всеукраинского фестиваля «Арт-краина», в котором ребята также приняли участие.
И напоследок, хочу сказать, - не надо бояться необычных детей, не старайтесь их переделывать, а наоборот, принимайте их такими, какие они есть и просто любите и все получится.