Презентація на тему " Прямая и косвенная речь"

Про матеріал
Презентація до уроку російської мови у 8 класі Цель урока: Систематизировать и углубить знания учащихся; Формировать умение передавать чужую речь различными способами; Обогащать синтаксический строй речи учащихся.
Зміст слайдів
Номер слайду 1

ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ КАК СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ Автор презентации учитель русского языка и литературы Одесской ООШ№62 Музыка Тамара Александровна Музыка Тамара Александровна

Номер слайду 2

Цель урока: Систематизировать и углубить знания учащихся; Формировать умение передавать чужую речь различными способами; Обогащать синтаксический строй речи учащихся. Музыка Тамара Александровна

Номер слайду 3

Чужая речь может передаваться с помощью Прямой речи Косвенной речи Вводных слов Дополнения с предлогом Музыка Тамара Александровна

Номер слайду 4

1.Учитель сказал : «Ребята, быстрое чтение – очень важный навык». 2.Учитель сообщил нам, что быстрое чтение – очень важный навык. 3.По словам учителя, быстрое чтение – очень важный навык. 4.Учитель сообщил нам о важности быстрого чтения. Музыка Тамара Александровна

Номер слайду 5

Определите в предложениях способ передачи чужой речи. Мне рассказали о прилёте журавлей. Учитель на уроке объяснил, что журавли прилетают в середине весны. По мнению ребят, самая голосистая птица – соловей. 4. «Птицы – помощники леса,» - прочитали мы в учебнике. Музыка Тамара Александровна

Номер слайду 6

Прямая речь – это точная передача чужого высказывания Предложения с прямой речью состоят из двух частей : слов автора и собственно чужой речи. Косвенная речь – это передача чужого высказывания от лица говорящего. Косвенная речь имеет форму сложноподчинённого предложения. Музыка Тамара Александровна

Номер слайду 7

А : « П. » 4) « П », - а 2) А : « П! » 5) « П !» - а А : « П? » 6) « П ?» - а 7) « П, - а, - п.» 8) « П, - а. - П.» 9) « П ? – а. – П.» 10) « П ! – а. – П.» Музыка Тамара Александровна

Номер слайду 8

Найдите предложения с прямой речью. Выпишите их, расставьте знаки препинания. 1.Что с вами приключилось, малыши? 2.Стой,братцы,стой кричит Мартышка погодите. 3.В.Г.Белинский писал о том что стих Пушкина благороден, изящно прост… 4.Учитель спросил ребят кто из них дежурит. 5.Сегодня спросил он начнётся олимпиада? 6.Лесничий сказал видел я на озере сегодня лебедей. 7.По мнению многих Байкал самое красивое озеро в мире. 8.Когда же мы виделись с тобой спросил Ваня. Музыка Тамара Александровна

Номер слайду 9

Какая пунктуационная схема соответствует предложению? (знаки не расставлены) Так я ж вам объявляю произнёс Иван Иванович что знать вас не хочу. 1) «П!- а.- П!» 2) «П,- а,- п!» 3) «П»,- а,- «п!» 4) «П,- а,- п»! Музыка Тамара Александровна

Номер слайду 10

- Ты когда-нибудь видел звероящера? - спросил режиссёр. - Конечно. Он живёт у нас на даче, - сказал Севка. - А разве звероящеры не вымерли? – честно удивился режиссёр. - Все вымерли, а один остался. - А почему он остался? Потому что он попал в выгодные климатические условия, - вывернулся Севка. ( В.Токарева) Музыка Тамара Александровна

Номер слайду 11

Предложения с косвенной речью – это сложные (сложноподчинённые) предложения, где первая часть слова автора (главное предложение), а вторая – косвенная (чужая) речь (придаточное предложение). СРАВНИТЕ 1.Мне было сказано : «Так нельзя поступать!» 2.Мне было сказано, что так поступать нельзя. Простые предложения в составе предложений с косвенной речью соединяются при помощи союзов и союзных слов ЧТО, ЧТОБЫ, БУДТО, КАК БУДТО, КТО, КОТОРЫЙ, ГДЕ, ОТКУДА и др., частицей ЛИ в роли союза. Музыка Тамара Александровна

Номер слайду 12

Прямая речь Косвенная речь «Сегодня холодно,» - произнёс Борис задумчиво. Командир строгим голосом приказал: «Приведите ко мне сержанта!» Борис задумчиво произнёс, что сегодня холодно. Командир строгим голосом приказал, чтобы к нему привели сержанта. Музыка Тамара Александровна

Номер слайду 13

Замените прямую речь косвенной «Вы будете дома вечером?»- полюбопытствовал мой знакомый. Он пробормотал : «Я принесу эту вещь для тебя» Музыка Тамара Александровна

Номер слайду 14

Расставьте знаки препинания в предложениях 1). Простите меня пожалуйста заговорил Вадим позвольте я вам помогу. 2) Мама сказал Митя давай я грядку вскопаю я уже умею. 3) Похолодало Катерина Ивановна бодро сказал Тихон. 4) Я подумал тропинка куда-нибудь нас приведёт. Музыка Тамара Александровна

Номер слайду 15

- это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли. Цитата Музыка Тамара Александровна

Номер слайду 16

1) Цитата может представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора. При этом знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью. «Язык народа, - писал В.И.Даль, - бесспорно главнейший родник или рудник наш, сокровищница нашего языка» 2) Если цитата представляет собой часть предложения , она выделяется кавычками и пишется со строчной буквы. Известный лингвист Л.И. Скворцов подчёркивает, что «чтение толковых, энциклопедических словарей – полезное и увлекательное занятие для каждого из нас». В.Г. Белинского поражало «разнообразие картин, образов и чувств» в поэме «Мцыри». Музыка Тамара Александровна

Номер слайду 17

3) Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие. Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного человека дурно говорить должно было бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать или писать…» 4) Если цитируется стихотворное произведение или его часть с соблюдением стихотворной строки, то кавычки не ставятся. Стихотворение М.Цветаевой начинается так : Поэт – издалека заводит речь. Поэта – далеко заводит речь. Музыка Тамара Александровна

Номер слайду 18

Найдите неправильный способ цитирования. А.Т.Твардовский писал: «У каждого из нас свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца». 2) А.Т.Твардовский писал о Пушкине, что « у каждого - он свой, и он входит в нашу жизнь в самом начале её». 3) По словам А.Т.Твардовского, Пушкин «у каждого из нас свой», и он «не покидает нас до конца». 4) А.Т.Твардовский говорил, что Пушкин «входит в нашу жизнь…и уже не покидает нас…». Музыка Тамара Александровна

Номер слайду 19

Спасибо за урок! Музыка Тамара Александровна

ppt
Додано
24 грудня 2020
Переглядів
2065
Оцінка розробки
Відгуки відсутні
Безкоштовний сертифікат
про публікацію авторської розробки
Щоб отримати, додайте розробку

Додати розробку