КОНКУРС ГРАМОТЕЕВ
«Покорители вершин»
7 класс
І. ОРГМОМЕНТ
Сегодня собрались мы все сюда
Ум, творчество свое вам показать.
Ведь точно знали мы всегда:
Как хорошо все в мире познавать!
Учитель: Я рада приветствовать вас на нашем конкурсе грамотеев «Покорители вершин». Ведь изучая языки, вы как скалолазы постепенно, уверенно поднимаетесь все выше и выше к вершине знаний. Но до вершины еще далеко, а мы сегодня попытаемся преодолеть, вспомнить и закрепить маленькие крохи уже изученного нами океана знаний.
Пусть вам сегодня всю игру
Сопутствует успех!
Вперёд, друзья! Игра зовёт!
Болеем мы за всех!
ІІ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД.
Учитель: Чтобы начать наш конкурс, предлагаю командам придумать название своей команде, а также девиз, который отразит ваш настрой на игру и стремление к победе. Предлагаю включить в составление девизов глаголы: читать, писать, говорить, познать, удивлять, отстаивать и другие)
Например:
Любим мы все познавать,
Будем вас мы удивлять.
ІІІ. ЭТАПЫ КОНКУРСА
Учитель: Наш конкурс будет проходить по определенным этапам, которые будут отражаться в уже изученном нами материале. Этапы - разделы русского языка.
1.ФОНЕТИКА (изучает звуки речи)
Задание:
1. Кто больше составит слов из букв слова ПАРОДИЯ.
2. Сколько звуков [о] в слове молокозавод ?
Ответ: один (последний ударный).
3. Какая буква – наиболее редкая гостья в книгах, написанных по-русски? ( Ф)
4..В каком слове количество букв и звуков совпадает: семь, еж, прелестный, боюсь, сеют (боюсь)
5 Кто больше напишет слов в которых буква ( О ) встречается 3 раза (молоко, городок ,коробочка, золото и т.д.)
2. ОРФОГРАФИЯ ( изучает правописание слов и их значимых частей)
1. Напишите слова и объясните их правописание: винегрет, парашют, росток, заря, умереть, горение.
2. Расставь ударение в словах: торты, туфля, звонит, баловать, верба, крапива.
3.ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ (изучает лексическое значение слов, фразеологических оборотов)
Учитель: Замените фразеологизм синонимом:
– Делать из мухи слона (преувеличивать).
– Два сапога – пара (очень похожи).
– После дождичка в четверг (никогда или не очень скоро).
– Во всё горло (очень громко).
– Повесить нос (огорчиться).
– Путаться под ногами (мешать).
– Плевать в потолок (бездельничать).
– С глазу на глаз (наедине, без свидетелей).
– Ни в зуб ногой (ничего не знать).
Учитель: Подобрать как можно больше фразеологизмов со значением «быстро». (Задание выполняет команда письменно в течение определённого времени одновременно).
Предполагаемый ответ: во все лопатки, во весь дух, изо всех сил, на всех парах, на всех парусах, очертя голову, сломя голову, со всех ног, что есть духу, что есть силы).
4. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ( изучает состав слова и словообразование)
1. Игра «В мире слов»
Заполнить пустые клетки буквами, чтобы получились слова
К |
|
|
|
К |
К |
|
|
|
К |
К |
|
|
|
К |
К |
|
|
|
К |
К |
|
|
|
К |
К |
|
|
|
К |
К |
|
|
|
К |
К |
|
|
|
К |
2.Какой частью речи являются выделенные слова в предложении:
Как он смел! Как он смел?
Замените эти слова синонимами.
5.МОРФОЛОГИЯ ( изучает части речи и их формы)
1.Смягчите начальное В у существительного второго склонения мужского рода, обозначающего название домашнего животного, и получите глагол прошедшего времени. (Вол- вел).
2 К каким частям речи относятся однокоренные слова в предложениях: «Девочка рассеянна»; «Зерно рассеяно»; «Отвечал рассеянно»? ( 1-краткое прилагательное, 2-краткое причастие, 3-наречие)
3. Найдите подлежащее и сказуемое в данном предложении:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан. (Подлежащее- ты, сказуемые- можешь не быть, быть обязан)
6.СИНТАКСИС ( изучает словосочетание и предложение)
7. ПУНКТУАЦИЯ (изучает правила расстановки знаков препинания)
1. Поставить знаки препинания при прямой речи, а потом записать данное предложение в косвенной речи : «Будущее светло и прекрасно писал Чернышевский Любите его стремитесь к нему работайте для него» («Будущее светло и прекрасно,- писал Чернышевский. -Любите его, стремитесь к нему, работайте для него». Чернышевский писал, что будущее светло и прекрасно, и призывал любить его, стремиться к нему, работать для него.
8. ВЕСЕЛЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК.( для болельщиков)
1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «Ц»).
2. Что общего у дня и ночи? («Ь» на конце).
3. В каком слове буква А повторяется сорок раз? (Сорока).
4. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень).
5. Какой город летает? (Орёл).
6. На какой плитке не поджарить яичницу? (Кафельной).
7 Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?(аз-бу-ка)
8. Какую строчку нельзя прочитать?(швейную)
IV ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.