Цели: обратить внимание учащихся на то, зачем нужно изучать и знать язык совершенствовать умение анализировать текст развивать речь пятиклассников пробуждать интерес к изучению русского языка Тип урока: практическая работа Оборудование: серия тематических рисунков "Общение и познание" ксерокопия текста (на каждую парту), библиотечка словарей (словари синонимов, орфографический, толковый) карточки с опорными словами (для ситуативных заданий)
Работа с текстом При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Эзоп
Работа со словарными статьями ЯЗЫК. 1. Подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса человека, участвующий в образовании звуков речи. Коровий язык. 2. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударом о стенки. Чугунный язык. 3. Перен. О чем-либо, имеющем удлинённую форму. Языки пламени. ЯЗЫК. 1. Система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся средством общения и познания. Славянские языки. 2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, стиль. Язык Пушкина. 3. Речь, способность говорить. Владеть языком. 4. Система знаков, передающих информацию. Язык жестов. 5. Перен. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь. Язык цветов. 6. Перен. Пленный, от которого можно получить нужные сведения. Захватить языка.
Ситуативная работа в творческих группах "На улице". Прохожий спрашивает вас, как пройти к библиотеке. Библиотека находится за углом. "Дома". Вы пришли домой в отличном настроении и сообщаете родителям, что получили 10 баллов по лите ратуре. "У бабушки". Бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы отказываетесь. Как вы это сделаете молча, но что бы не обидеть бабушку?